Монолог в защиту А.П. Чехова
творческая работа учащихся по литературе (10, 11 класс) на тему

Пойманова Марина Александровна

Исследовательская работа студентов, посвященная вопросу актуальности рассказов А.П. Чехова для современной молодежи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monolog_v_zashchitu_chehova.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мусина Оксана

Пилькевич Екатерина

Щербакова Ксения

Группа 1-1 в, ГБПОУ педагогический колледж №1 им. Некрасова,

 г. Санкт-Петербург, РФ

Руководители: преподаватели русского языка  и литературы

 Ищенко И.А., Пойманова М.А.

МОНОЛОГ В ЗАЩИТУ А.П. ЧЕХОВА

«Очень часто самое важное – не то, что произошло, но то, что не произошло. Многие произведения Чехова строятся так: вот-вот должно что-то произойти, но ничего не происходит. И это - страшнее всего».

                                                                                               Паперный В.З.

Книга — источник знаний, развивающий в нас фантазию и обогащающий словарный запас, способствующий развитию мозговой активности, мышления, логики, расширению кругозора и улучшению памяти. Хорошие книги вдохновляют нас, становятся источником идей, но главное, дают пищу для размышления, утоляют жажду познания мира. Писатель-философ Вольтер говорил: «Чем более читаете, не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете очень мало».

Мы задались вопросом,  какое место занимает  чтение в жизни студентов нашего колледжа,  и провели комплексное исследование в форме анкетирования среди  студентов первого курса  педагогического колледжа №1 им. Н.А. Некрасова. Целью опроса было не только изучение репертуара чтения, но и выявление количества студентов, читающих книги.

Анкета №1

1) Любишь ли ты читать книги?                                                                                                                          2) Тебя заставляют читать или ты читаешь сам без принуждения?                                              3) Какие книги ты предпочитаешь (автор, жанр)?                                                                              4) Укажи название книги, которую прочитал недавно.                                                                             5) Какую книгу можешь порекомендовать друзьям или одноклассникам? Почему? Чем тебе понравилось это произведение?

Результаты нашего исследования позволили прийти к выводу, что среди молодежи преобладает деловое и развлекательное чтение, все меньше тех, кто читает действительно серьезно и вдумчиво, ищет в книге ответы на жизненно важные для себя вопросы.

Помимо снижения интереса к чтению, мы обратили внимание на то, что круг чтения почти не включает в себя  классические произведения. Для современной молодежи актуальным является следующий вопрос: «Нужно ли читателю 21 века читать главный русский роман – произведение Л.Н. Толстого «Война и мир»? Или знать творчество Пушкина, Лермонтова, Чехова? Одним словом, стоит ли читать классику в наше время?»

Этот вопрос имеет лишь один ответ – безусловно, необходимо. Ведь все эти писатели потому и классики, что они в своих произведениях затрагивают очень важные, коренные вопросы, касающиеся сути человека, смысла его жизни. Классическая литература дает ответ на многие вопросы, которые в своей жизни приходится решать всем людям, независимо от пола, нации, возраста. Во времена технического прогресса есть большая опасность духовного увядания.

Изучая классическую литературу, например наследие Антона Павловича Чехова, можно обогатиться духовно и нравственно. Его классические произведения, как, впрочем, и вся русская литература 19 века, напоминает читателю о величии человеческой души, о необходимости беречь, ценить и бесконечно развивать свое внутреннее духовное богатство.

Для того чтобы узнать, пользуется ли успехом классическая литература  в среде современной молодежи, мы провели ещё одно исследование в форме анкетирования по творчеству А.П. Чехова:

Анкета №2

1)Какие  рассказы  Чехова ты читал(а)?                                                                                              2) Какие рассказы понравились, запомнились? Что привлекло твоё внимание в этих рассказах?                                                                                                                                  3) Можешь ли ты сказать, что некоторые  чеховские рассказы - скучные. Какие именно рассказы кажутся тебе скучными?                                                                       4) Какие основные проблемы ты увидел(а) в рассказах А.П. Чехова?                                             5) Являются ли эти проблемы современными и актуальными для нас?

Анализируя результаты, мы выяснили, что студентам нравятся юмористические рассказы Чехова, в то время как поздние чеховские произведения многие воспринимают как невеселые, «скучные», поэтому отсутствует глубокий интерес к сюжетам, атмосфере чеховского творчества. Считая это проблемой, мы разработали задание №1, цель которого – составление перечня ассоциаций  к слову «скука». В итоге мы получили следующий собирательный список: безрадостный, тоскливый, унылый, безжизненный, привычный, безделье, одиночество, праздность, лень, серое небо, шум дождя и др.
Затем студенты выполнили задание №2, которое предписывало прочитать отрывок из  хорошо знакомого рассказа А.П.Чехова, погрузиться в атмосферу описываемых событий, вспомнить жизненную историю героев, в процессе чтения подчеркнуть слова, передающие такое состояние героев, которое Чехов объединяет одним словом – скука. Сопоставив результаты, мы увидели, что значения слова «скука» совпадают в обоих ассоциативных рядах. Но если для студентов - это просто скучные рассказы, то для автора рассказов - это особый художественный прием. Чтобы более глубоко понять и осмыслить особенности творчества писателя, мы обратились к критическим  статьям, посвященным А.П.Чехову.                                                                                                                                                  «Чехов – это А. С. Пушкин в прозе», - говорил о нём Лев Толстой. – Вот как в стихах Пушкина каждый может найти что-нибудь такое, что пережил и сам, так и в рассказах Чехова, хоть в каком-нибудь из них, читатель непременно увидит себя и свои мысли». В.В. Набоков в своих статьях акцентировал внимание на том, что Чехов не моралист, а истинный художник, которому прежде всего необходимо изобразить «живого человека», не заботясь о политической назидательности и литературной традиции. Великая доброта, ставшая «естественной окраской его таланта», пронизывает книги Чехова. Мир для писателя смешон и печален одновременно, но, «не заметив его забавности, вы не поймете его печали, потому что они нераздельны». А.П. Чехов хочет, чтобы люди были людьми и жили как люди. Наверное, поэтому в рассказах Антона Павловича больше грустного, чем смешного. Драматизм содержания скрывается за комической ситуацией, поступками героев, веселыми шутками. Но постепенно радостные интонации исчезают, уступая место грустным, глухим, тяжелым.
Однако не все литературоведы положительно отзывались о творчестве писателя. Знаменитый народник Николай Константинович Михайловский, на протяжении пятнадцати лет третировал Чехова как поверхностного, безыдейного писателя: «Господин Чехов... не живет в своих произведениях, а так себе гуляет мимо жизни и гуляючи ухватит то одно, то другое» [2].  И даже в девятисотых годах, когда Чехов уже написал свои лучшие книги и жить ему оставалось всего лишь несколько месяцев, ученик и последователь Михайловского Н. С. Русанов написал, что Чехов - писатель без чести и совести, так как ему, Чехову, будто бы и прежде была малодоступна нравственная оценка человеческих действий, а впоследствии, под влиянием неблагоприятных условий, она у него "окончательно атрофировалась и превратилась в аморальность. Чехов - писатель глубоко аморальный; он живет с своими созданиями действительно по ту сторону добра и зла».                                                                                Ознакомившись с мнением профессиональных литераторов, мы пришли к выводу, что, хотя А.П. Чехова и обвиняли в безыдейности и легкомыслии, в поверхностности сюжетов, он целенаправленно писал об обыденной жизни, поскольку именно она сложна и противоречива. Именно в быту труднее всего рассмотреть, но можно наиболее точно понять душу героя. «Чехов открыл обширную область жизни - житейских мелочей и случаев, на первый взгляд незначительных и только смешных и странных, а на самом деле характерных и достойных пристального внимания» [1, с. 360]. Здесь уместно напомнить, что чтение прозы А.П. Чехова требует особого умения. Речь идет о подтексте. Нужно вслушиваться в переплетение множества голосов. Но главное  - видеть свет художника, узнавать голос самого писателя. Как он говорил: «Художественная литература потому и называется художественной, что она рисует жизнь такою, какая она есть на самом деле. Её назначение - правда безусловная и честная. Литератор должен быть так же объективен, как химик; он должен отрешиться от житейской субъективности». Главная тема произведений А. П. Чехова - это жизнь обычных людей, его современников, которых автор изображает с сочувствием к ним и с негодованием против условий, в которых они вынуждены жить. Говоря о проблеме счастья людей — важнейшей во все времена проблеме человеческого общества, Чехов ставит вопрос о необходимости изменения общества, в котором  честные люди не могут быть счастливы. Чехов вошел в историю русской и мировой литературы как величайший мастер короткого рассказа, который в минимальный объем рассказа умел вместить поистине глубокое содержание. В произведениях А.П. Чехова и смешное, и грустное помогали писателю решить основную задачу: убедить, что больше так жить невозможно. В его рассказах много горестных раздумий о судьбах России, много разочарований. Через все творчество писателя проходит светлая мечта об иной жизни, в которой найдут свое воплощение стремления людей к прекрасному и их замечательные душевные качества. Чехов не знал, когда придет новая жизнь, но он был уверен, что она будет. Великолепное мастерство слова ставит Чехова в ряд замечательных русских художников-реалистов. Наше исследование завершилось созданием совместной творческой работы «Монолог в защиту Чехова». Была поставлена задача: проникнуть в творческую  мастерскую писателя, включить его произведения в личный опыт осмысления жизни, попробовать соединить чеховское видение мира с собственным видением мира и ответить на вопрос, действительно ли чеховские истории - «скучные истории». И студенты пришли к следующему выводу: А.П.Чехов вовсе не ставил целью создать «скучные истории».  Автор пытался именно таким образом сказать о чем-то очень важном, донести до нас какую-то мысль, предостеречь нас, уберечь от чего-то страшного, не дать себя погубить, потерять в жизненной суете. И действительно ли так уж хорошо, когда писатель изображает только яркие, лучшие стороны жизни, идеализирует действительность, показывает лишь напыщенных и таких далеких от нас героев? И можем ли мы на бегу, в ярком калейдоскопе событий увидеть сложности и противоречия нашей жизни, понять душу человека?
 Помните, Гоголь писал: «Русь, куда же несешься ты? Дай ответ». И чтобы дать ответ, нужно остановиться, передохнуть от житейской суеты, поразмышлять. Чехов умел выслушивать сотни, тысячи ответов и сливать их в сложную многоголосую правду о России и русском человеке. Проблематика чеховских рассказов  современна, так как человек в любые времена не меняется: так же, как и в чеховские времена, человек  мечтает о счастье, о благополучии, чтобы, например,  «купить себе усадьбу с крыжовником». Материальное благополучие – современный фетиш – конечно же, важно, но куда важнее – не потерять  на жизненном пути своё имя, не превратиться для окружающих в «языческого божка Ионыча». А.П. Чехов учит нас, несмотря на многообразие общечеловеческих проблем – а они не изменились с чеховских времен, – оставаться человеком. Вот почему его творчество актуально и современно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Эйхенбаум Б. О Чехове : Сб. ст. / Сост. и подгот. текста И. Ямпольского - Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1969. — С. 357—370.

2. H.К. Михайловский "Русские ведомости", 1890, № 104.

3. Об актуальных проблемах изучения и продвижения чтения в Республике Саха (Якутия). [Электронный ресурс] - http://cyberleninka.ru/article/n/ob-aktualnyh-problemah-izucheniya-i-prodvizheniya-chteniya-v-respublike-saha-yakutiya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные средства защиты. Средства защиты органов дыхания и кожи, медицинские средства защиты

В доступной форме изложен материал по индивидуальным средствам защиты органов дыхания, кожи и медицинским СЗ....

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и ...

Тест "Защита от несанкционированного доступа к информации. Физическая защита данных на дисках. Защита от вредоносных программ".

Тест составлен по учебнику Н.Д.Угриновича "Информатика и ИКТ" базовый уровень для 11 класса По параграфам: §1.4 Защита от несанкционированного доступа к информации. §1.5 Физическая защита данных на ди...

"Входя в мир А.П. Чехова..." Юмористические особенности рассказов А.П. Чехова (урок по литературе)

Обобщающий урок по литературе, раскрывающий особенности творчества А.П. Чехова...

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....