Открытый урок по теме: «В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Яркие и незабываемые образы в рассказе».
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Тема: В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой».Яркие и незабываемые образы рассказа».

Цели: понять идейно-нравственное содержание рассказа;научиться применять на практике метод сравнения.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование умения анализировать текст художественного произведения;
  • побудить к стремлению разбираться в трудных ситуациях;
  • формировать умения находить и принимать верные решения;
  • познакомить с методом сравнения.

Развивающие:

  • развивать читательскую культуру учащихся;
  • развивать творческие способности, воображение учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственно и духовно учащихся;
  • прививать любови и внимательное отношение к слову.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 города Шатуры»

Шатурского муниципального района Московской области

Открытый урок по теме:

«В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Яркие и незабываемые образы в рассказе».

Подготовила и провела

учитель русского языка

и литературы

Кузнецова Е.А.

Шатура 2016 год

Тема: В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой».Яркие и незабываемые образы рассказа».

Цели: понять идейно-нравственное содержание рассказа;научиться применять на практике метод сравнения.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование умения анализировать текст художественного произведения;
  • побудить к стремлению разбираться в трудных ситуациях;
  • формировать умения находить и принимать верные решения;
  • познакомить с методом сравнения.

Развивающие:

  • развивать читательскую культуру учащихся;
  • развивать творческие способности, воображение учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать нравственно и духовно учащихся;
  • прививать любови и внимательное отношение к слову.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: диалоговое взаимодействие, словесное рисование, анализ текста художественного произведения, беседа.

Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы и формы контроля: таблица, творческое задание.

Планируемый результат обучения:

Предметные: понять и принять идейное направление художественного произведения; уметь сравнивать героев.

Метапредметные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные: формирование нравственных чувсв и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Оборудование: рассказ В.П.Астафьева, портрет писателя, листы для записи наблюдений и выводов, высказывание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, уважаемые гости и ребята!

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И урок скорей начнём.

  1. Мотивация. Целеполагание, формулировка темы.

Учитель: Поговорим?

Учащиеся: Поговорим.

Учитель: А знаете о чём?

Учащиеся: О чём?

Учитель: О родном и прочем, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим?

Учащиеся: Поговорим.

Все мы родом из детства.

Антуан де Сент-Экзюпери

(Запись на доске).

Учитель: ребята, обратите внимание на доску и прочитайте слова французского писателя Антуана де Сент-Экюпери.

Учитель: Как вы их понимаете?

Учитель: Да, именно в детстве закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него потом на протяжении всей жизни.

Учитель: Скажите, а взрослеть легко? Всегда ли вас понимают взрослые, а вы их?

Учитель: Взросление – непростой процесс. Можно развиваться физически, а в плане духовного развития стоять на месте.

Учитель: Назовите, какие положительные качества человека вы считаете важнейшими?

Учитель: Верно. Это и доброта, порядочность, ответственность, прощение, великодушие.

Учитель: Как развить в себе эти качества?

Учитель: Какой способ лежит в основе выбора жизненного пути? Что мы делаем, когда выбираем? (Сравнение, сравниваем).

Учитель: Конечно, важную роль еще играют взрослые близкие люди. Но есть ещё один мудрый учитель – книга. Вдумчивое чтение может дать ответы на многие вопросы.

Учитель: У вас на столах лежат конвертики. Откройте их и посмотрите, что внутри.

Учитель: Это изображение коня с розовой гривой. Верно.

Учитель: О чём оно вам напоминает? (Рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»).

Учитель: А что же это такое? (Пряник – заветная мечта главного героя).

Учитель: Как вспоминает его герой рассказа много лет спустя? Найдите и запишите эти строчки рядом с изображением пряника. («Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.»)

Учитель: О каком литературном произведении пойдет сегодня речь на уроке?

Учитель: Вспомните, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»?

Учитель: Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?

Учитель: А как же герои рассказа справляются с этими трудностями?

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока? (Яркие и самобытные герои рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»).

Учитель: Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

Учитель: Какие задачи будем решать?

Учитель: Запишите на листах тему нашего урока.

  1. Усвоение и первичное закрепление новых знаний.

Учитель: Кто из героев рассказа поступает в ситуацию выбора? (Рассказчик и Санька Левонтьев)

Учитель: Их поступки, характеры могут послужить нам нравственным уроком?

Учитель: Они похожи или отличаются чем-то друг от друга?

Учитель: Какой метод нам поможет лучше узнать героев рассказа? (Сравнение)

Учитель: Что такое сравнение? По каким параметрам мы можем сравнить рассказчика и главного героя?

Учитель: Положите перед собой напечатанные листы и текст рассказа.

 

Главный герой

Санька Левонтьев

Общее

Ровесники, живут в одной деревни, в трудное предвоенное время.

Различия

1.Поступки

трудолюбивый

ленивый

2.Речь

Правильная, доброжелательная

Обрывистая, грубая

3.Поведение

Честное, совестливое

Нет совести

  1. Физкультминутка.

Учитель: Давайте немного отдохнем и восстановим силы.

Раз – все встали, потянулись;

Два – назад все оглянулись;

Три – руками помахали;

На четыре – пол достали;

Пять – все дружно повертелись;

Шесть – за парты все уселись.

  1. Первичное закрепление.

Учитель: Исходя из таблицы, сформулируйте черты характер понравившегося вам героя. Дайте ему оценку.

Учитель: Кто будет характеризовать рассказчика? Почему?

Учитель: А Саньку Левонтия? Почему?

Учитель: Оформите свою работу как мини сочинение. Вспомните, на какие части делится ваша работа?

1.Вступление. Рассказчик – главный герой рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

1.Вступление.

Санька Левонтий – герой рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

2.Основная часть. Черты характера героя.

2.Основная часть.Черты характера героя.

3.Заключение. Нравственный урок героя.

3.Заключение. Нравственный урок героя.

Учитель: Прослушаем несколько работ.

  1. Рефлексия.

- Какой метод помог нам разобраться в характерах героев рассказа?

- Что необходимо при сравнении?

- Где еще мы можем применять метод сравнения?

- Понравился ли вам урок?

- Какие нравственные уроки  вы получили после прочтения рассказа?

- Что вас особенно поразило или тронуло?

  1. Домашнее задание.

Учитель: Открываем дневники и записываем домашнее задание: по аналогии с таблицей, заполненной на уроке, составить сравнительную характеристику бабушки Катерины Перовы и тётки Васени.

Урок окончен! Спасибо за работу! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Нравственные уроки рассказа.

Урок по произведению В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»...

Астафьев "Конь с розовой гривой"

Урок литературы в 6 классе...

Урок литературы в 6 классе. В.П. Астафьев. "Конь с розовой гривой". Автобиографический характер рассказа. Языковые особенности произведения.

Урок литературы в 6 классе. В.П. Астафьев. "Конь с розовой гривой". Автобиографический характер рассказа. Языковые особенности произведения....

Словарная работа по рассказу А.В.Астафьего "Конь с розовой гривой".

Презентация к уроку литературы. 6 класс. Словарная работа по рассказу А.В.Астафьего "Конь с розовой гривой"....

Методическая разработка к уроку литературы по теме "Виктор Петрович Астафьев « Конь с розовой гривой»" 6 класс

Данная презентация предназначена для урока литературы 6 класс по теме В.П.Астафьев "Конь с розовой гривой". На уроке учащиеся продолжат знаскомство с биографией и творчеством Виктора Петрови...