По законам жанра
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Щербакова Екатерина Евгеньевна

В форме диалога дети рассаматривают законы жанра сказки, усваивают литературоведческие термины, учатся составлять синквейн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий2.23 МБ
Файл stsenariy.docx107.4 КБ
Файл karta_upeha.docx13.86 КБ
Файл tehkarta.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

, В мире сказок великих сказочников


Предварительный просмотр:

Тема урока: «В мире сказок великих сказочников»

Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь

(Г.Х.Андерсен)

Цели урока: 

         1)Знакомство жанровыми признаками сказок на примере произведений Г.Х.Андерсена, А.С.Пушкина.

2)Воспитание интереса к чтению, к самобытности и поучительности сказок

3) Развитие навыков анализа сказки как особого литературного жанра.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствовать речь  учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения, анализа художественного текста, формирование умения самостоятельного открытия знаний.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение  речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения,  систематизации. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических  способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно - этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал (иллюстрации).

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

  1. Организационный момент.

Деление учащихся на 3 группы по результатам фронтального опроса:

  1. учёные;
  2. критики;
  3. лирики.

Опрос:

11

Когда я читаю книгу, мне легко представить в воображении её героев

Да (лирики)

22

Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе

Да(лирики)

23

Мне было бы интересно расшифровать значение древних символов

Да (учёные)

24

Я предпочитаю точные науки

Да (учёные)

55

Я н могу успокоиться, пока не доведу свою работу (сочинение, контрольную, рукоделие) до совершенства.

Да (критики)

66

Я любое дело обязательно довожу до конца.

Да (критики)

  1. Мотивация к учебной деятельности. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Дети составляют ассоциативный ряд к лову детство (конфеты, сказки, былины, колыбельные, мультфильмы и т.д.)

Дополняют строки из сказок недостающими словами

  Там на неведомых…(дорожках)

  Следы невиданных…(зверей)

  Избушка там на курьих…(ножках)

  Стоит без окон, без …(дверей)   («отрывок «Лукоморье» из поэмы «Руслан и Людмила»)

День за днём идёт, мелькая,

А царевна молодая

Всё в лесу. Не скучно ей

У семи….(богатырей) ( «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Послушайте следующие высказывания:

- Добрый молодец,

-  Красна девица,

- Царевич молодой,

- «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»

- «Жили – были старик со старухою»

- В чешуе, как жар горя, 33 богатыря»

- А теперь подумайте, над чем мы будем работать сегодня на уроке? (постановка проблемного вопроса)

Ответ: Будем выявлять особенности сказки,  её признаки

- Предположите, что нам предстоит сделать, чтобы выявить жанровые особенности сказки?

Ответ: Нужно будет сравнить сюжеты, образы сказок. Найти что – то общее между сказками

Объявление темы: Сегодня мы окажемся «В мире сказок» великих сказочников, чтобы исследовать жанровые признаки сказок (слайд 1)

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

① Учащиеся выполняют задания учителя (работают в группах):

Перед вами мозаика из слов (слайд 2)

- Что общего между явлениями, предметами, понятиями, обозначенными этими словами?

- Имеют ли названные предметы, явление особое значение для содержания сказки? Если да, то какое? 

(ответы должны быть развёрнутыми)

- Назовите героев, которым принадлежат перечисленные предметы.

- Распределите предметы и явления на  группы. Объясните, чем вы при этом руководствовались. Попробуйте дополнить получившиеся группы другими словами, подходящими выбранному вами принципу.

(учащиеся могут разделить слова по нескольким принципам: предметы – лица, предметы – герои – помощники, «Снежная королева» - «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», также в отдельной группе должны оказаться слова «добро», «зло», «красота»)

(сопровождение – музыкальные  фрагменты из сказок)

Вопросы, ориентированные на самостоятельное открытие новых знаний (слайд 3)

 - Какой вывод вы можете сделать о том, каковы особенности содержания/проблематики сказки? (учащиеся высказывают мысль, что сказка непременно чему – либо учит – «сказка – ложь, да в ней намёк…», что в сказке добру обязательно противостоит зло, что зависть, как порок, несёт зло и т.д.)

- Посмотрите, есть ли что – либо общее в том, как Андерсен и Пушкин преподносят нам жизненные уроки? С помощью каких художественных, сказочных,  приёмов они это делают? (учащиеся формулируют основные жанровые особенности сказки: сюжетный мотив ненависти мачехи к падчерице, троекратные повторения, постоянные эпитеты, пословицы и поговорки, замедление действия, испытания героя, спасение героя добротой и искренностью другого персонажа, долгожданная, хотя и предсказуемая развязка и т.д.)

Составление синквейна*

Дети составляют синквейн, характеризуя один женский образ сказок:

«Снежная королева»

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

(иллюстрацию каждая группа выбирает сама)

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  • Что символизируют эти образы?
  • Какие ещё сказочные персонажи обладают подобными качествами характера?
  • О чём вам это говорит?

(учащиеся делают вывод о том, что в сказках каждый персонаж является носителем определённых качеств – или положительных, или отрицательных)

Контроль

Внутри каждой команды проходит: а) самооценка; б) оценка друг друга по 5 – тибалльной шкале.

        Рефлексия

Учащиеся формулируют, что нового они узнали на уроке друг о друге, что нового открыли в проблематике прочитанных сказок.

Взглянули ли они по – другому на уроки, которые содержит в себе каждая сказка?

Составление «карты успеха»

1

Я узнал на уроке

2

Мне было интересно

3

Я запомнил

4

Как вы бы себя оценили?

 

  1.  Домашнее задание

Составить синквейн, первым словом в котором будет сказка.



Предварительный просмотр:

Карта успеха

1

Я узнал на уроке

2

Мне было интересно

3

Я запомнил

4

Как вы бы себя оценили?

Карта успеха

1

Я узнал на уроке

2

Мне было интересно

3

Я запомнил

4

Как вы бы себя оценили?

Карта успеха

1

Я узнал на уроке

2

Мне было интересно

3

Я запомнил

4

Как вы бы себя оценили?



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Щербакова Екатерина Евгеньевна

2. Класс: 5 а  Дата: 26.02.2014                                                     Предмет:  литература                                              № урока по расписанию: 4

3. Тема урока: «В мире сказок великих сказочников»

4. Место и роль урока в изучаемой теме: урок 23 в контексте изучения литературной сказки как особенного жанра 

5. Цели урока: 

         1)Знакомство жанровыми признаками сказок на примере произведений Андерсена, Пушкина

2)Воспитание интереса к личности русского баснописца; воспитание любви к своей стране, к ее историческим достопримечательностям.

3) Развитие навыков анализа басни как особого литературного жанра.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствовать речь  учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение  речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения,  систематизации. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических  способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие  моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Методы, приёмы, формы работы

Планируемые результаты

Предметные

УУД

① Организационный момент

 Отвечают на вопросы учителя

 Делит учащихся на группы по результатам предварительного фронтального опроса

 Приветствие

Фронтальный опрос

 Формируем умение использовать литературоведческие термины при словесном анализе содержания текстов

 формируем умение слушать и понимать других

② Мотивация к учебной деятельности. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

 Составляют ассоциативный ряд.

 Решают, кто имеет право первым выбирать для своей группы загадку (варианты: кто первый, кто больше дал правильных ответов)

 Для того, чтобы мы хорошо думали, размышляли и спорили предлагаю настроиться на мыслительную деятельность следующим образом:

-составление ассоциативного ряда к ключевому слову «детство»;

- дополнить цитаты из сказок (выбирают группы).

Все ключевые слова перед нами

подумайте, над чем мы будем работать сегодня на уроке?

 Проблемная задача

  Совершенствуем навыки устной и письменной речи учащихся

 Познавательные УУД: формируем умение выявлять особенности объектов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД: формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

③ Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

 Выполняют задания учителя:

- отвечают на поставленные вопросы (учитывается правильность и скорость ответов);

- создают свои собственные сюжеты, иллюстрации;

- анализирует художественный текст

 Координирует деятельность учащихся;

Контролирует правильность, полноту ответов

 - проблемный,

-частично-поисковый,

создание проблемной ситуации и ее решение,

работа с текстом,

игровой прием, словесное рисование,

 выразительное чтение,

работа с произведениями изобразительного искусства,

прием взаимоконтроля

 Совершенствование навыка анализа текста:

- опознавание средств речевой выразительности;

- деление текста на композиционные части (завязка, основное действие, кульминация, развязка).

Повышение уровня владения теоретической базой

 Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из учебной литературы, иллюстраций, текстов; формируем умение выявлять особенности текстов; формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; совершенствуем навык анализа литературных героев, формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; формируем умение работать самостоятельно.

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: формируем умение выказывать своё отношение к событиям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

④ Контроль

 Проводят самопроверку и взаимопроверку

 Вслед за учениками оценивает работу групп в целом, и каждого члена команды в отдельности

 Приём взаимоконтроля

 

 Личностные УУД: формируем умение оценивать свои знания, уровень инициативности работы на уроке.

Коммуникативные УУД: формируем умение тактично оценивать друг друга, формулировать оценочные суждения

⑤ Рефлексия

 Формулируют выводы, обмениваются мнениями друг с другом. Формулируют, чему научились на уроке, какие открытия совершили. Заполняют «Карту успеха»

 Итоговый комментарий

 Приём взаимоконтроля

 

Познавательно - рефлексивный

 

Регулятивные УУД: рефлексия, Коммуникативные УУД: формируем умение  достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вечный жанр. (Басня в мировой литературе. Истоки жанра)"

На уроке ребята обращаются к истокам басенного жанра и  развивают свои творческие способности....

Законы жанров журналистики

Презентация показывает разнообразие жанров журналистики, их характерные особенности....

Методическая разработка "Законы жанров журналистики"

Материал о жанрах журналистики и их особенностях...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «По законам жанра. Журналистика»

Направленность (профиль) программы общеобразовательной общеразвивающей программы «По законам жанра. Журналистика» –  социально-педагогическая с уровнем  освоения содержания...

Методическая разработка "Конспект урока". Тема: «Что такое письмо и каковы законы эпистолярного жанра?"

Урок на тему: "Что такое письмо и каковы законы эпистолярного жанра?". Материал рекомендован для перподавания русского языка, а также в рамках реализации программ допобразования....