В гостях у Л.Н. Андреева
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Литературная викторина по биографии и творчеству Л.Н. Андреева (рассказ «Кусака»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina_po_biografii_i_tvorchestvu_l.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина по биографии и творчеству Л.Н. Андреева (рассказ «Кусака»)

Описание игры. Настоящая игра может быть организована до или после изучения данной темы. Для участия в игре формируются две команды, которые придумывают соответствующие теме начин ния. Разумеется, они должны иметь непосредственное отношение к тематике игры. Команды отвечают на вопросы поочередно. Чн каждый правильный ответ команда получает Г балл. В перерьш.1\ между вопросами участники игры выполняют различные конкурс ные задания.

Оборудование: чистые листы бумаги, карандаши, ручки; таблички для вписывания названий команд; конверты с конкурсными заданиями.

Ход игры Вступительное слово учителя

Учитель. Имя Леонида Андреева - новое для вас. М. Торг, кий говорил о нем, что это художник редкой оригинальности, род кого таланта. Л.Н. Андреев вписал в историю русской литературы одну из самых ярких, удивительных и своеобразных страниц. Творчество его, глубоко гуманное в своей основе, проникнутое бунтарским духом, полное кричащих диссонансов, непримиримы \ социально-философских разноречий, очень точно выражает личность самого писателя с присущими ему порывами беспокойной мысли, колебаниями, мучительной жаждой истины и отрицанием окружающей действительности, которая казалась ему сплош-

мой цепью разочарований и страданий. Вот поэтому многие его произведения посвящены слабым и обездоленным, униженным И несчастным, в защиту которых выступает писатель. Во многих мроизведениях отразились воспоминания детства и юности.

Образ четвероногого друга в литературе создали А.П. Чехов («Каштанка»), А.И. Куприн («Белый пудель»), Г.Н. Троепольский («Белый Бим Черное ухо») и другие писатели. В этих произведениях собака изображается как верный, добрый и ласковый друг человека, надежный его защитник. Кроме того, животное радуется, тоскует, переживает, собака словно очеловечена. Не является I этом отношении исключением и героиня рассказа Л.Н. Андреева «Кусака». Об основной идее рассказа писатель говорил: «В рассказе "Кусака" героем является собака, ибо все живое имеет одну И ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед гроз-ми ми силами жизни».

Вопросы по биографии и личности писателя

  1. Когда и где родился Леонид Николаевич Андреев? (Пример
    ный ответ.
    Он родился 9 (21) августа 1871 года в городе
    Орле в семье орловского мещанина, частного землемера. На
    одной из городских окраин, густо населенной мелким служи
    лым людом, прошли детские и юношеские годы писателя.)
  2. • В каком учебном заведении учился Л.Н. Андреев? (В 1882 году
    он был зачислен в Орловскую классическую гимназию, кото
    рую окончил в 1891 году.)
  3. Что читал Андреев, когда учился в гимназии? (Примерный
    ответ.
    Он учился плохо и пробелы в прохождении гимнази
    ческого курса активно восполнял самообразованием: читал
    сочинения русских публицистов В.Г. Белинского, Н.А. Доб
    ролюбова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, а также труды немец
    ких философов Э. Гартмана и А. Шопенгауэра.)
  4. В каком университете Л.Н. Андреев получил высшее обра
    зование?
    (Примерный ответ. Сначала он учился на юриди
    ческом факультете Петербургского университета, но через
    два года за неимением средств был отчислен и продолжил
    образование на 2-м курсе юридического факультета Мос
    ковского университета.)
  5. Кем служил писатель после получения диплома? (Помощ
    ником присяжного поверенного.)
  6. Чем он предпочитал заниматься вместо адвокатской дея
    тельности?
    (Примерный ответ. Он предпочитал живую
    репортерскую работу: писал в московские газеты отчеты

под рубрикой «Из зала суда», потом публиковал фельетоны, судебные очерки и т. д.)

  1. В какой газете состоялся дебют Л.Н. Андреева как писателя','
    (В ежедневной общественно-политической и литературном
    газете «Курьер» был опубликован и подписан подлинным
    именем и фамилией рассказ «Баргамот иГарасъка».)
  2. Как писатель оказался в Финляндии? (Примерный ответ
    Л.Н. Андреев приветствовал Февральскую революцию, но
    разочаровался в большевистском режиме, уехал из Петро
    града в Финляндию и там скончался от сердечного приступи
    в 1919 году.)
  3. О какой черте характера Л.Н. Андреева пишет К.И. Чуковским
    в своих воспоминаниях?
    (О любви ко всему огромному.)

  1. Как Л.Н. Андреев относился к людям? (Был гостеприимным
    хозяином, щедрым, любил людей.)
  2. В какое время суток Л.А. Андреев писал свои рассказы?
    (Писал почти всегда ночью.)
  3. Как создавал свои литературные шедевры Л.А. Андреем?
    (Примерный ответ. Он не просто писал свои вещи, он бы и
    охвачен ими как пожаром, отдавался писанию, до полнот
    истощения. Но, окончив произведение, он становился к нему
    странно равнодушен.)

Задание «Узнай себя»

Командам предлагается описание, по которому нужно угадать одного героя рассказа, а потом ответить на вопросы, касающиесн этого героя.

Карточка для команды 1

«Он всех любил и всех жалел и что-тр говорил себе под нос о добрых людях и своих надеждах на добрых людей; пожалел он и собаку, грязную и некрасивую, на которую случайно упал его бесцельный взгляд». Кто это? (Пропойца-мужик, как называси его писатель.)

  1. Откуда вы возвращались в этот день? (Из кабака.)
  2. Какой кличкой вы позвали собаку? (Жучка.)
  1. Какие были у вас намерения по отношению к собачке? (Хо
    тел пожалеть и приласкать.}

Карточка для команды 2

«Брови... поднялись, и у самой у нее был такой хорошенький носик и такие выразительные глаза, что солнце поступило умно, расцеловав горячо, до красноты щек, все ее молоденькое, наивно-прелестное личико». Кто это? (Леля.)

  1. Где вы учились? (В гимназии. Я приехала в коричневом фор
    менном платье.)
  2. Кого предлагали вашей матери Догаевы? (Породистого ще
    ночка, который уже мог «служить».)
  3. С каким чувством вы уезжали с дачи? (Мне было жалко
    Кусаку и было скучно.)

Вопросы по рассказу «Кусака»

  1. Как начинается рассказ «Кусака?» (Со слов: «Она никому
    не принадлежала».)
  2. Почему писатель не дает ей никакой клички, а постоянно
    называет ее
    она? (Таким образом Л.Н. Андреев подчеркивает
    безличие собаки, ее ненужность.)
  3. Как жила собака? («В одиночестве копила страх и злобу».)
  4. Кто однажды решил пожалеть и приласкать собаку? (Про
    пойца-мужик.)
  5. Что вспомнил мужик, когда собака маленькими шажками
    приближалась к нему?
    (Примерный ответ. Он вспомнил все
    обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал ску
    ку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину,
    с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога.)
  6. Как поступок пропойцы-мужика повлиял на дальнейшую
    судьбу собаки?
    («С тех пор собака не доверяла людям».)
  7. Какое основное чувство владело собакой в этот период жиз
    ни?
    (Злоба.)
  8. Как изменилась жизнь собаки с наступлением весны? (На
    дачу, где жила собака, приехали дачники.)
  9. Как встретила собака новых жильцов дачи? (Примерный
    ответ.
    Она подкралась к девочке в коричневом форменном
    платье, яростно вцепилась зубами в раздувавшийся подол
    платья, рванула и беззвучно скрылась в кустах.)

  1. Как дачники назвали собаку? (Они привыкли к ее лаю по
    ночам и иногда по утрам вспоминали: «А где же наша Ку
    сака?» Новое имя так и осталось за ней.)
  2. Как звали гимназистку, у которой собака порвала платье?
    (Ее звали Лелей.)
  3. Как в жизнь собаки постепенно вошла любовь? (Постепенно
    собака стала доверять людям.)
  4. Как она выражала свою любовь к людям? (Примерный от
    вет.
    «Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вер
    телась вокруг самой себя, и ее тело бывшее всегда таким
    гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным,
    жалким».)
  1. Как изменилась внешность Кусаки, когда она обрела хозяев?
    (Примерный ответ. «Длинная шерсть, прежде висевшая
    рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая и
    сохшей грязью, очистилась, почернела и стала лосниться,
    как атлас».)
  2. Как изменилось отношение к Кусаке со стороны чужих лкь
    дей?
    (Примерный ответ. Когда она от нечего делать выбс
    гала к воротам, становилась у порога и важно осматривала
    улицу вверх и вниз, никому уже не приходило в голову драч-
    нить ее или бросить камнем.)
  3. В чем состояло счастье собаки? («У нее было имя, на ко
    торое она стремглав неслась из зеленой глубины сада; они
    принадлежала людям и могла им служить».)
  4. Как собака выражала людям свою преданность? (Бдителым
    сторожила дачу.)
  5. Когда дачники собрались уезжать с дачи? (Примерный от
    вет.
    «Желтыми огнями загорелась осень» частыми дождями
    заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как
    будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи,
    одну за другой».)
  6. Почему Кусаку оставили на даче? (Кусака - дворняжка,
    поэтому в комнатах ее держать нельзя, а двора нет, пи
    мнению матери Лели.)
  7. Как заканчивается рассказ «Кусака»? (Словами: «Собака
    выла».)

Задание «Опиши иллюстрацию»

Командам предлагается иллюстрация И. Година к рассказу «Кусака», помещенная в учебнике литературы для 7 класса. Команды должны подобрать к рисунку текст из произведения и описан, рисунок.

Возможно такое задание: командам заранее предлагается самим нарисовать иллюстрацию к рассказу, а во время проведения никто рины участники обмениваются работами и описывают рисунок.

Вопросы по теории литературы

  1. Что такое рассказ? (Рассказ — небольшое эпическое проич
    ведение, повествующее об одном или нескольких событиях
    в жизни человека.)
  2. Чем отличается повесть от рассказа? (Повесть больше по
    объему и по охвату жизненных явлений, чем рассказ.)
  3. Что такое композиция? (Композиция — построение худо
    жественного произведения, система организации образон,
    их связей и отношений.)

Какой тип композиции в рассказе «Кусака»? (Примерный ответ. Первая и последняя главы говорят об одиночестве собаки, но в первой главе собака еще не имеет имени и не знает человеческой ласки, а в последней главе собака уже не имеет имени и знает, что такое предательство. Здесь зеркальная композиция, в которой объединяются два композиционных приема - повтор и противопоставление.) Задание «Разгадай кроссворд»

Команда, первой разгадавшая кроссворд, получает 1 балл.

Кроссворд для команды 1

По горизонтали:

  1. Как назвал собаку пропойца-мужик. (Жучка.)
  2. В какое время года уехали дачники. (Осень.)
  3. Где пряталась Кусака. (Сад.)
  4. Где жила Леля со своей семьей. (Дача.)
    По вертикали:

1. Имя заглавного героя? (Кусака.) Кроссворд для команды 2

По горизонтали:

  1. В какое время года уехали дачники? (Осень.)
  2. Где жили новые хозяева Кусаки? (Дача.)
  3. Имя заглавного героя? (Кусака.)

По вертикали:

  1. Что можно было слышать в поселке, когда уехали дачники?
    (Вой.)
  2. Часть дома, где было у Кусаки свое место. (Терраса.)

Задание «Исправь ошибки»

Командам вручаются тексты - отрывки из рассказа «Кусака» В каждом тексте допущены три фактические ошибки. Предстаии-тели команд вслух читают отрывки, находят и исправляют неточ-1 ности. Сколько ошибок будет исправлено, столько очков и полу ш I команды. Таким образом, максимальное количество баллов, кою-рое можно заработать в ходе данного конкурса, - 3.

Карточка для команды 1

«Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая на улицу, Жадно и нетерпеливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, она посмотрела на ясное небо, на красноватые сучья вишен и быстро села на скамейку, лицом к горячему солнцу. Потом также внезапно вскочила и, обняв себя руками, целуя свежими устами весенний воздух, выразительно и радостно вскрикнула

- Вот весело-то!»

Ошибки. 1) выбежавшая на улицу; надо: в сад; 2) села на скамейку; надо: легла на траву; 3) радостно вскрикнула; надо: серьезно сказала.

Карточка для команды 2

«Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей кусок сш1 жего мяса, уверенно и спокойно ложилась на свое место околи крыльца и уже искала и просила ласк. И отяжелела она: редки бегала с дачи и, когда маленькие дети звали ее с собой на пруд, уклончиво виляла хвостом и незаметно исчезала. Но по ночам на1 так же громок и бдителен был сторожевой лай».

Ошибки. 1) кусок свежего мяса; надо: помоев и костей; 2) пи свое место около крыльца; надо: на свое место под террасой; 3) знали ее с собой на пруд; надо: звали ее с собой в лес.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия для дошкольников "Прием гостей. Правила поведения в гостях"

Методическая разработка занятия для дошкольников "Прием гостей. Правила поведения в гостях" рассчитана для детей 6-летнего возраста и может быть использована для занятий с дошкольниками в детском саду...

«Прием гостей. Правила поведения в гостях».

Цель: развитие и формирование у воспитанников нравственных норм общения, навыков культурного поведения дома и в гостях. Задачи:- познакомить с правилами поведения в гостях и с гостями...

Тематическое планирование по биологии 5 класс (программа Андреева А.Е., Андреева Н.Д. и др.; под ред. Трайтака Д.И.)

Тематическое планирование по биологии 5 класс составлено в соответствии с программой:Андреева А.Е., Андреева Н.Д. и др.; под ред. Трайтака Д.И....

Внеклассное мероприятие на английском языке в 3 классе. "В гостях у Кенги" (правила этикета и приема гостей).

Тема: «В гостях у мамы Кенги» (правила этикета приема гостей).Актуальность: основы этикета, навыки общения.Тип мероприятия: Костюмированное представление.Цель: Формирование у детей основ этикета.Задач...

«Прием гостей. Правила поведения в гостях».

Цель: развитие и формирование у воспитанников нравственных норм общения, навыков культурного поведения дома и в гостях. Задачи:- познакомить с правилами поведения в гостях и с гостями;  - да...

Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказка Программа лагеря с дневным пребыванием детей «Моян мощ!» (В гостях у Сказки) Этническая и) Этническая

Лагерь с дневным пребыванием детей на базе средней школы № 1 в июне погрузил 75 детей и подростков в сказочную атмосферу.  Программа под названием «М...

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ К ДНЮ ЗНАНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «СКАЗОЧНЫЕ ГОСТИ В ГОСТЯХ У РЕБЯТ»

Цель: Создание весёлого, радостного и праздничного  настроения Задачи: вызвать у детей положительный эмоциональный настрой и поддерживать его на протяжении всего праздника;- формировать...