Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» (Гитара)
рабочая программа по музыке по теме

Лёвин Сергей Николаевич

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в детских школах искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gitara_2_uroven.docx64.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г.РАМЕНСКОЕ

Программа по учебному предмету

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ «ГИТАРА ШЕСТИСТРУННАЯ»

2 уровень (1-3 год обучения)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»

 

г. Раменское

2016 г.

Одобрено Методическим советом                                                             Утверждаю

Раменской ДМШ № 2                                                               Директор Раменской ДМШ №2                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

 «___» ___________  2016 г.                                                     Шикина Ю.В. _____________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                    «___»  _______________ 2016 г.                                                                                                    

                 

       

                                                                                                   

Разработчик:

Абрамова Елена Валерьевна - преподаватель Раменской ДМШ №2,

Лёвин Сергей Николаевич - преподаватель Раменской ДМШ №2.

Рецензент:

Крапчатова Елена Вячеславовна - преподаватель Раменской ДМШ №2.

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной  организации на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Содержание учебного предмета                                                

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.        Требования к уровню подготовки учащихся                        

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.        Методическое обеспечение учебного процесса                        

VI.        Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на гитаре в детских школах искусств.

Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классика, фингерстайл, джаз.

Формирование навыков игры на классической гитаре позволяет учащимся в дальнейшем самостоятельно осваивать различные музыкальные инструменты, являющиеся «родственниками» классической шестиструнной гитары.

Предлагаемая программа рассчитана на четырёхлетний срок обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы 9– 12 лет.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (гитара)» составляет 2 часа в неделю.

Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры ритмично, синхронно. Ансамблевое музицирование  доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

Гитара как аккомпанирующий инструмент пользуется большой популярностью и любовью. Чаще всего именно эти ее возможности  являются мотивацией для  начала обучения игре на  гитаре. Ученикам можно предложить большой выбор музыкального материала:  бардовская песня, старинные и современные романсы, аранжировки эстрадной и рок музыки, популярные образцы классической музыки.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме исполнения сольной программы (выпускного экзамена). Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков. Возможны другие формы итоговой аттестации. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 35 недель в год.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

Количество недель

16

19

16

19

16

19

Аудиторные занятия

32

38

32

38

32

38

210

Самостоятельная работа

32

38

32

38

32

38

210

Максимальная учебная нагрузка

64

76

64

76

64

76

420

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» при 3-летнем сроке обучения составляет 420 часов.  Из них: 210 часов – аудиторные занятия, 210 часов – самостоятельная работа.

Форма и режим занятий.

 Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут – один урок по специальности, а второй урок – музицирование (ансамбль и чтения нот с листа, аккомпанемент, подбор по слуху).

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, что позволяет выстроить  процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подхода.

Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о гитарном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на гитаре, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами предмета «Музыкальный инструмент (гитара)» являются:

  • ознакомление детей с гитарой, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;
  • формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
  • приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
  • приобретение  знаний в области истории музыкальной культуры;
  • формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
  • оснащение  системой  знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Для занятий необходимы: гитара, хорошо освещаемый класс, стулья, подставка под ногу, пюпитр.

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

  Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

II.   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Учебно-тематический план

 

Первый  год  обучения

  I полугодие

Календарные

      сроки

Темы и содержание  занятий

  Кол-во

    часов

1 четверть

Упражнения, гаммы и этюды. Произведения классиков, современных композиторов и обработки народных песен. Аккордовая техника.

16

2 четверть

Упражнения и этюды. Развитие техники барре. Произведения классиков и современных композиторов. Игра в ансамбле эстрадных песен и обработок русских народных песен. Развитие аккордовой техники.

16

II  полугодие

Календарные

      сроки

Темы и содержание  занятий

  Кол-во

    часов

3 четверть

Гаммы и упражнения и этюды (2-3 этюда на различные виды техники).

Произведения классиков, современных отечественных и зарубежных композиторов.

Игра в ансамбле, в том числе, с педагогом. Игра в ансамбле, владение аккордовой техникой.

22

4 четверть

Развитие техники: гаммы, упражнения и этюды

( 2-3 этюда на различные виды техники).

Произведения  старинных и современных композиторов. Игра в ансамбле, владение аккордовой техникой.

16

                                                Второй  год  обучения

 I полугодие

Календарные

      сроки

Темы и содержание  занятий

  Кол-во

    часов

1 четверть

Гаммы в аппликатуре А.Сеговии. Включение в план произведений с элементами полифонии. Произведения классической и народной и современной музыки, аранжировки.

16

2 четверть

Развитие и совершенствование техники. Этюды и гаммы. Произведения классиков, современных отечественных и зарубежных композиторов. Игра в ансамбле. Игра аккомпанемента к песням с различной фактурой.

16

II полугодие

Календарные

      сроки

Темы и содержание  занятий

  Кол-во

    часов

3 четверть

Упражнения на развитие техники и гаммы. 2-4 этюда на различные фактуры Произведения классиков, современных отечественных и зарубежных композиторов.

Игра аккомпанемента к песням с различной фактурой.

22

4 четверть

Упражнения на развитие техники и гаммы. Произведения  старинных и современных композиторов, популярная музыка. Владение навыками аккомпанемента.

16

                                                        Третий год  обучения

I полугодие

Календарные

      сроки

Темы и содержание  занятий

  Кол-во

    часов

1 четверть

Упражнения на развитие техники и гаммы. 2-4 этюда на различные фактуры Полифония и крупная форма, доступная для исполнения ученика. Произведения классической и народной и современной музыки, аранжировки. Игра в ансамбле. Игра аккомпанемента.

Подготовка выпускной программы:

3 произведения (полифония, крупная форма, произведение классического, или современного композитора, аранжировка современной музыки, ансамбль).

16

2 четверть

Развитие и совершенствование техники. Этюды и гаммы. Закрепление навыков игры в высоких позициях. Произведения классической и народной и современной музыки, аранжировки. Игра в ансамбле.

Подготовка выпускной программы:

3 произведения (полифония, крупная форма, произведение классического, или современного композитора, аранжировка современной музыки, ансамбль).

16

  II  полугодие

Календарные

      сроки

Темы и содержание  занятий

  Кол-во

    часов

3 четверть

Упражнения на развитие техники и гаммы. 2-4 этюда на различные фактуры. Включение в репертуар произведений крупной формы и полифонии. Изучение различных по стилям и жанрам произведений. Подготовка выпускной программы.

22

4 четверть

Подготовка выпускной программы:

3 произведения (полифония, крупная форма, произведение классического, или современного композитора, аранжировка современной музыки, ансамбль).

16

Годовые требования

Годовые требования разработаны с учетом индивидуальных и возрастных возможностей и интересов учащихся.

.

Первый год обучения

Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащегося. Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Упражнения для развития техники легато и баре. Игра в ансамбле.

В течение учебного года ученик должен проработать 10-12 различных произведений, в том числе, ансамбли и этюды на различные виды техники. Мажорные и минорные гаммы в три октавы, в типовой аппликатуре А. Сеговии.

Примерный репертуарный список

  1. Ф.Минисетти «Вечер в Венеции»
  2. А. Лауро «Венесуэльский вальс»
  3. Пер.А. Рожкова «Я встретил Вас» старинный русский романс
  4. Обр. А. Иванова-Крамского  «Во поле береза стояла»
  5. Обр. А. Иванова-Крамского   «Перепёлочка»
  6. В. Кожевников «Настроение»
  7. А. Виницкий «Розовый слон»
  8. А. Виницкий «Бабушкина шкатулка»
  9. А. Виницкий Блюз №1
  10.  Л. Бетховен К Элизе
  11.  Е. Шилин Кубинский танец
  12.  Е. Шилин Волны Испании
  13.  В. Гомес Романс
  14.  И. С. Бах Гавот a-moll
  15.  Ф. Карулли Рондо
  16.  Е. Шилин Ноктюрн
  17.  А. Иванов- Крамской Вальс
  18.  П. Чайковский пер. А. Иванова- Крамского  Неаполитанская песенка
  19.  А. Лауро  Венесуэльский вальс
  20.  Л. Брауэр Сапатиадо
  21.  С. Руднев  Русская песня
  22.  Доминикони  Баркарола
  23.  Э. Кордеро  Прелюдия №1

                                       

                                         Этюды

           1. Д.Агуадо. Школа Этюды № 1, 2.

           2. Х.Сагрерас. Школа. Ч. 1, № 77-86, Ч. II (по выбору).

           3. Э.Пухоль. Школа. Ч. II, № 83-92. Этюды I, II.

           4. Ф.Сор. Этюды, соч. 60, № 17-19, 21; соч. 35, № 9-15, 17, 18; соч. 31, № 13-14, 17, 18.

           5. Ф.Карулли. Этюды, соч.114; Прелюдии № 14-17, 18, 19

           6. М.Каркасси. Соч. 60, № 2-4.

           7. М.Джулиани. Этюды, соч. 100, № 2-4; соч. 48, № 1, 2, 3.

           8. Л.Иванова. 25 этюдов. № 21-25.

Ансамбль

1. Аргентинская народная песня «Плывет, плывет лодка»

2. Кюффнер Й. Экосез

3. Карлтон Д. «Джа-да», обр. Боткина Р.

4. Мориссон Ф. «Блюз зубной боли»

5. Козлов В. Детская сюита

        

        Второй год обучения

Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Работа над динамикой, ритмом. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук. Совершенствование техники аккордовой игры, баррэ.

В течение учебного года следует проработать с учеником 10 – 12 различных музыкальных произведений, в том числе ансамбли и этюды на различные виды техники. Мажорные и минорные гаммы в три октавы, в типовой аппликатуре А. Сеговии.

Примерный репертуарный список

  1. Р.н.п. «Тонкая рябина» (обр. Иванова-Крамского)
  2. Р.н.п. «Ах ты, душечка» (обр. Иванова-Крамского)
  3. Р.н.п. «Вот мчится тройка почтовая» (обр. Дителя)
  4. Ц.н.п. «Разжигаю я костѐр» (обр. Орехова)
  5. Вариации на тему укр.н.п. «Ехал козак за Дунай» Иванников
  6. Вариации на тему песни Варламова «Красный сарафан» Сазонов
  7. Венгерский танец «Чардаш»
  8. Ган «Медленный вальс» (перелож. Фетисова)
  9. В. Гомес «Романс»
  10. В. Дубовицкий «Романс» (e-moll)
  11. Иванов-Крамской «Грустное настроение»
  12. Иванов-Крамской «Песня без слов»
  13. А.Гурилѐв «Колокольчик»
  14. П. Булахов «Не пробуждай воспоминаний»
  15. Г.Гильермо «Испанское каприччо»
  16. Ф. Молино «Соната» (G-dur) – II часть
  17. М. Джулиани «Сонатина» (C-dur) – III часть «Рондо»
  18. М. Джулиани «Сонатина» (C-dur) – I часть
  19. М. Каркасси «Рондо» (С-dur)
  20. М. Джулиани «Ария с вариациями»
  21. С. Фулич «Прелюд»
  22. М. Каркасси «Менуэт»
  23. Ф. Сор «Галоп»
  24. Ж. Дандриё  «Дудочки» (Рондо)
  25. Г. Бенда Менуэт
  26. Обр. В. Сохо  Пять Венесуэльских народных мелодий
  27. А. Мударра (пер. Э. Пухоля)  Фантазия
  28. Г. Санс (пер. В. Кузнецова) Канариос
  29. Дж. Фрескобальди (пер. А. Сеговии) Ария с вариациями
  30. Ф. Шуберт  Ор.18 №6 Вальс
  31. Ф. Таррега  Мазурка
  32. Л. Боккерини (пер. В. Колосова)  Менуэт
  33.  П. Булахов «Не пробуждай воспоминания»

Этюды

  1. гаммы различными штрихами
  2. Каркасси М. Этюд № 7 op. 60 a moll
  3. Каркасси М. Этюд №3 op.60 a moll
  4. Джулиани М. Этюд ор. 48 № 5 e moll
  5. Н.Кост Этюд e moll
  6. Д. Агуадо Этюд a moll № 10 7.
  7. Ф.Сор Этюд № 18 e moll 8.
  8. М.Джулиани Этюд ор.48 № 1 a moll 9.
  9. М.Каркасси Этюд ор.60 №2 a moll 10.
  10. М.Каркасси Этюд ор.60 №10 D dur 11.
  11. Н.Кост Этюд e moll 12.
  12. Э.Пухоль Этюд E dur 13.
  13. Ф.Хорецкий Этюд E dur 14.
  14. Э.Пухоль Этюд С dur
  15. Ч.Берри Этюд
  16. Х. Сагрерас Этюд (андантино)
  17. Ф. Зегнер Этюд a-moll

Ансамбль

     1. Бах И.С. Инвенция G-dur

     2. Гильермо Испанское каприччио

     3. Ивановичи И. Вальс «Воспоминание»

     4. Ракомора Мазурка

     5. Роч П. Хабанера

     6. Бах К.Ф.Э. Сицилиана, аранжировка Тада И.

Третий год обучения

Дальнейшее развитие музыкально-художественного мышления исполнительских навыков и самостоятельности учащегося. Повышение требовательности к выразительному исполнению. Усложнение ритмических задач. Работа над звукоизвлечением и беглостью пальцев правой руки.

В течение учебного года ученик должен проработать 8-10 различных музыкальных произведений, в том числе, одно с элементами полифонии. Одно крупной формы, этюды на различные виды техники. Ансамбли. Мажорные и минорные гаммы в три октавы, в типовой аппликатуре А. Сеговии.

Примерный репертуарный список

  1. Г.Ф. Гендель (пер. А. Сеговии) Сарабанда с вариациями
  2. И. С. Бах (пер. А. Сеговии) Прелюдия d-moll
  3. И. С. Бах (пер. В. Кузнецова) Прелюдия D-dur
  4. М. Понсе – С. Вайс  Гавот
  5. Ф. Мендельсон Ор. 19 № 6 Баркарола
  6. Ф. Сор Ор.22  Рондо
  7.  А. Шульц «Прелесть гитары»
  8. А. Вильольдо «Аргентинское танго»
  9. М. Огиньский (пер. Б. Павлова) Полонез
  10.  C. Абреу обр. И. Савио Тико-Тико (самба)
  11.  Е. Русанов Фантазия на народный испанские темы
  12.  И. С. Бах пер. Дж. Дюарта  Аллеманда из 3 сюиты для виолончели
  13.  И. С. Бах пер. В. Кузнецова Сарабанда из 2 сюиты для лютни
  14.  А. Иванов – Крамской   Тарантелла
  15.  Г. Альберт Соната
  16.  К. Мерц  Полька
  17.  Хохлачев Р.  «Хрустальная ваза»
  18.  П. Мориа Токатта
  19.  Е. Дога  Вальс

Этюды

  1. А. Немеровский  Этюд
  2. М. Джулиани Этюд С-dur
  3. М. Каркасси  Восемь этюдов
  4. Ф. Карулли Шесть прелюдий
  5. М. Джулиани  Двадцать четыре этюда

Ансамбль

1. Поплянова Е. Колыбельная

2. Веза Пельки «Музыкант»

3. Бетховен Л. Сонатина

4. Карулли Ф. Аллегретто

5. Цфасман А. «Неудачное свидание», обр. Боткина Р.

6. Чазаррета А. Аргентинский вальс

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ 

   Выпускник имеет следующий уровень подготовки:    

- владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике,

- умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,

- умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,

- владеет навыками аккомпанирования, игры в ансамбле.

     IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год; возможно проведение отдельных контрольных мероприятий  по ансамблю, аккомпанементу.

При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы и/или участие в ансамбле.

Критерии оценки

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, игре аккомпанемента;

степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Трёхлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет продолжение  обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Я совершенствуюсь», продолжение самостоятельных занятий, музицирование для себя и друзей, участие в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Занятия в классе должны сопровождаться  внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося  с историей гитары, рассказать о выдающихся гитарных исполнителях и композиторах.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося.

На заключительном этапе у учеников сформирован опыт исполнения произведений классической и народной и эстрадной музыки, опыт игры в ансамбле. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

VI.        СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Учебно-методическая литература

        Репертуарные списки необходимо пополнять новыми изданиями оригинальных произведений и переложений для классической гитары и вносить их в дополнительные списки произведений по классам соответственно уровню сложности. Пополнение списков произведений обогатит и разнообразит репертуар учащихся, и позволит преподавателям ставить перед собой и учениками новые задачи.

  1. В.А. Кузнецов Этюды, полифонические произведения, крупная форма, пьесы 2004г
  2. Аранж. А. Иванов-Крамской Восемь пьес для шестиструнной гитары М.Л.1946.
  3. Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максимекко.М. 1989.
  4. Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П. Исаков.М.Л. 1934.
  5. Бах И.С. Сборник пьес для шестиструнной гитары / Сост. и обр. П. Исаков. М-Л., 1934/.
  6. Брауэр Л. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко.М. 1986.
  7. Брауэр Л. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. М., 1986/.
  8. Вила-Лобос Э. Прелюдии для шестиструнной гитары. Л.,1962.
  9. Вила-Лобос Э. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. М. 1984, 1988.
  10. Виницкий А. 6 этюдов (Франция Париж 1995)
  11. Виницкий А. «Зелёный тихий свет»  концертные пьесы
  12. Виницкий А. Сюита «Карусель» IMPRIMUS 1996
  13. Гитман А. Классические этюды Москва «Престо» 1997.
  14. Ерзунов В. «Юный гитарист» № 2,3. «Музыка» 1999.
  15. Ерзунов В. «Юный гитарист» № 8. 2005.
  16. Иванов-Крамской А. Пьесы для шестиструнной гитары. М. Л. 1947.
  17. Иванов-Крамской А. Пьесы для шестиструнной гитары. М.- Л., 1947.
  18. Из репертуара А. Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары.
  19. Из репертуара А. Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. / Сост. Н. Иванова-Крамская. М., 1983/.
  20. Карулли Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. И. Поликарпов. М.,1972/.
  21. Карулли Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары Сост. И. Поликарпов. М.1972.
  22. Классические этюды для шестиструнной гитары. Часть 1 / Сост. и ред. А. Гитман. М. 1997.
  23. КозловВ. «Альбом юного гитариста» Автограф 1999
  24. Концерт в музыкальной школе. Шестиструнная гитара. Вып. 1 Сост. А. Гитман. М. 1998.
  25. Концерт в музыкальной школе: Шестиструнная гитара. Вып. 2/ Сост. А. Гитман. М. 2002.
  26. Кошкин Н. 24 пьесы (USA) 2001
  27. Морено-Торроба Ф. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. Е. Ларичев. М., 1981, 1984/.
  28. Морено-Торроба Ф. Произведения для шестиструнной гитары /Сост. Е. Ларичев М. 1981,1984.
  29. От Ренессанса до наших дней. Для шестиструнной гитары. Вып. I Сост. и ред. И. Пермяков Л.. 1986.
  30. От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып. 2 / Сост. и ред. И. Пермяков. Л., 1989/.
  31. От Ренессанса до наших дней: Для шестиструнной гитары. Вып. 3 / Сост. и ред. И. Пермяков. Л., 1992/.
  32. Педагогический репертуар гитариста. Вып. 1. Для 4 класса ДМШ / Сост. А. Иванов-Крамской. М, 1966/.
  33. Педагогический репертуар гитариста. Вып.2. Для 5 класса ДМШ / Сост. П. Вещицкий. М., 1967/.
  34. Педагогический репертуар гитариста. Вып.З. / Сост. А. Иванов-Крамской. М., 1969/.
  35. Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшие классы ДМШ: Пьесы и этюды для шестиструнной гитары. Вып. 1 / Сост. А. Гитман. М., 1999/.
  36. Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып.1 / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1970/.
  37. Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып.2 / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1971/.
  38. Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып.З / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1977/.
  39. Педагогический репертуар: Сборник этюдов для шестиструнной гитары / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1973/.
  40. Пьесы для шестиструнной гитары. / Сост. К. Хрусталев. М.- Л., 1948/.
  41. Репертуар гитариста: Избранные пьесы для шестиструнной гитары. / Сост. П. Агафошин. Серия 1-Й. Альбомы 1 -7. М., 1930,1931/.
  42. Сане Г. Пять сюит / Ред. X. Ортеги. М.,1979/.
  43. Сборник избранных пьес для шестиструнной гитары / Ред. П. Агафошин. М-Л., 1939/.
  44. Сборник избранных пьес для шестиструнной гитары /Под ред. П. Агафошина. М., 1932/.
  45. Сборник классических этюдов для шестиструнной гитары в 3-х частях / Сост. В.Яшнев.Л., 1934, 1935/.
  46. Сборник легких пьес для шестиструнной гитары / Перелож. П. Агафошина. М.-Л., 1939/.
  47. Сборник пьес для шестиструнной гитары. /Сост. Е. Рябоконь и И. Клименков. Л., 1962/.
  48. Сборник пьес для шестиструнной гитары. Альбом 8 / Под ред. П. Агафошина. М., 1933/.
  49. Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары. /Ред. А. Сеговии. ГИД, М., 2000/.
  50. Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары. /Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л, 1975/.
  51. Сост. Н. Иванова-Крамская. М., 1983.
  52. Старинная музыка: Для шестиструнной гитары. /Сост. И. Поликарпов. М., 1971/.
  53. Таррега Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары. /Сост. Е. Ларичев. М., 1983/.
  54. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-2 кл. детских музыкальных школ. Вып.1. /Сост. А. Иванов-Крамской. М., 1971, 1976/.
  55. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1-3 кл. детских музыкальных школ . /Сост. Е. Ларичев. М., 1983, 1985/.
  56. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3-5 кл. детских музыкальных школ. Вып.1. /Сост. Е. Ларичев. М., 1972/.
  57. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 4-5 кл. детских музыкальных школ . /Сост. Е. Ларичев. М., 1984, 1986/.
  58. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 1. /Сост. П. Вещицкий. М., 1958/.
  59. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 2. /Сост. П. Вещицкий. М., 1959/.
  60. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 3: Этюды и пьесы. /Сост. П. Вещицкий. М., 1960/.
  61. Хрестоматия для шестиструнной гитары. Вып. 4. /Сост. Ц. Вамба. М., 1961/.
  62. Шестиструнная гитара: Подготовительный и первый классы детской музыкальной школы. /Сост. Н. Михайленко. Киев, 1983/.
  63. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (2 класс). /Сост. Н. Михайленко. Киев, 1984/.
  64. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (3 класс). /Сост. Н. Михайленко. Киев, 1980, 1984/.
  65. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (4 класс). /Сост. Н. Михайленко. Киев, 1981, 1985/.
  66. Шестиструнная гитара: Учебный репертуар детских музыкальных школ (5 класс). /Сост. Н. Михайленко. Киев, 1982, 1986/.
  67. Этюды для шестиструнной гитары . /Сост. И. Пермяков. Л., 1987/.
  68. Этюды для шестиструнной гитары . /Сост. П. Агафошин. М.- Л., 1950/.
  69. Этюды для шестиструнной гитары. /Сост. Д. Карпович и Е. Рябоконь. Л., 1961/.
  70. Этюды для шестиструнной гитары. М., 1962.

О.Канунова Нотная тетрадь юного музыканта №Феникс» 2013.

  1. А.Виницкий «Детский джазовый альбом» I
  2. А.Виницкий «Детский джазовый альбом» II
  3. А.Виницкий Дуэты Учитель и ученик для начиеающих  All rit reserved  Aleksander Vinitsky 2011
  4. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М .1934,1938, 1983, 1985.
  5. Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. М. 2002.
  6. Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. М. 2003.
  7. Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М.. 1995,1999,2002.
  8. Дункан Ч. «Искусство игры на шестиструнной гитаре».
  9. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М. 1970.
  10. Издание «ГитаристЪ»
  11. Калинин В.  Юный гитарист – М.,2001
  12. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М. 1964 - 2002.
  13. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М. 1991.
  14. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М. 1991.
  15. Петрушин В. Музыкальная психология - учебное пособие для студентов и преподавателей. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
  16. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М. 1977 - 1987.
  17. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М. 1977 - 1987.

Интернет-порталы

http://www.guitguid.com

http://www.notomania.ru

http://teslov-music.ru

http://vk.com/topic-15164027_25243411


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО программа по учебному предмету УП.02.АНСАМБЛЬ

В данной программе  предпринята попытка развить музыкально-творческие способности учащегося на основеприобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого   исполнительства.Основн...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Народные инструменты» (Гитара)

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «шестиструнная гитара», далее – «Специальность (шестиструнная гитара)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных тре...

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО. 01. УП. 01 «СПЕЦИАЛЬНОСТЬ» (аккордеон) ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «аккордеон», далее – «Специальность (аккордеон)», разработана на основе и с учетом федеральных...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методические рекомендации к 1 году обучения учебной программы «Гитара» в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты. Гитара»

laquo;Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога», - пишет А.Д.Артобалевская. С этим высказыванием трудно не согласиться. Моральный облик...