Подготовка к олимпиадам по литературе
статья по литературе на тему

Подготовка учащихся к олимпиаде по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_olimpiadam_po_literature.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Хакасия. Город Черногорск

МБОУ СОШ №5.

Учитель русского языка и литературы

Перковская Галина Анатольевна

                    Подготовка к олимпиадам по литературе

  1. Введение.
  1. Роль литературных олимпиад в образовании и науке.
  1. Методика подготовки и проведения олимпиад  различного уровня.
  1.    Организация литературных олимпиад: от простого к сложному.
  2.    Подготовительная, основная и заключительная стадии олимпиад.
  3.     Классификация олимпиадных заданий.
  4.     Тактика и стратегия подготовки и участия в олимпиадах
  5. Система работы по подготовке и проведению литературных олимпиад  Перковской Г.А.
  1. Приложения: схемы анализов произведений.
  2. Список используемой литературы.

  1. Введение

    Роль  олимпиад в образовании и науке

   Олимпиады способствуют привлечению большего числа школьников к серьезному изучению литературы и содействуют повышению уровня преподавания литературы в школе. Подготовка к олимпиадам часто является основой различных внеурочных занятий: кружков,  факультативов, предметных конференций. Олимпиадные задания помогают выявить не только наиболее одаренных учеников, но и людей, умеющих решать нестандартные задачи.

    Важно, что победители и призеры разных этапов олимпиад имеют льготы при поступлении в вузы. Таким образом, олимпиады являются реальной альтернативой ЕГЭ.

    В содержании олимпиадных заданий отражаются достижения современной науки, значит, осуществляется взаимообратная связь олимпиадного движения и развития науки.

  1. Методика подготовки и проведения олимпиад различного уровня

   Организация литературных олимпиад: от простого к сложному

   Положение о Всероссийской олимпиаде школьников от 2007 года предусматривает четыре этапа литературной олимпиады: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.

На олимпиаде по литературе (региональный этап)  будут 2 варианта заданий. 1 вариант - комплексный анализ прозаического текста, 2 вариант - сравнительный анализ стихотворений

     Не достаточно просто разработать комплекты заданий. Олимпиада любого уровня – это результат долгой, кропотливой работы многих людей, поэтому организации каждого этапа нужно уделять должное внимание.

   Подготовительная, основная и заключительная стадии организации олимпиад

   Подготовительная стадия. Первый этап олимпиады – это школьный тур. Привлекать ребят к школьной олимпиаде нужно по принципу добровольности. Для возникновения интереса к олимпиаде можно создать выставку научно-популярной и учебной дополнительной литературы. При наличии дополнительных занятий и факультативов нужно разбирать на них варианты олимпиадных заданий, если дополнительных занятий нет, необходимо провести 1-2 занятия для тех, кто собирается участвовать в олимпиаде: ознакомить с целями олимпиады, регламентом проведения, с примерами заданий.

    Число заданий в школьном туре может быть больше, чем на других этапах (более шести). Уровень сложности заданий в школьном этапе должен быть доступен для большинства ребят, но задания должны отличаться от контрольной работы необычностью постановки вопроса, носить занимательный характер, для решений предполагается применение нестандартных приемов.

    Основная стадия. Школьный этап олимпиады проводится после уроков. Школьники садятся так, чтобы вместе не сидели  ребята из одного класса. На теоретический тур отводится не более 4 астрономических часов, если это невозможно, то в комплект заданий нужно включать задачу, требующую мысленного эксперимента.

    Призеры и победители школьного этапа определяются по результатам, сведенным в ранжированные таблицы по параллелям (по мере убывания количества баллов). Участники, набравшие менее половины от максимального количества баллов, не могут являться победителями и призерами.

    Заключительная стадия. С целью повышения эффективности школьного тура целесообразно провести разбор заданий, решений и анализ допущенных ошибок и неточностей. Учитель составляет отчет, к которому прилагает: списки учащихся, отобранных на муниципальный этап; Сводные ведомости результатов по каждому классу; условия, решения и система оценивания задач, по которым проводился школьный этап.!!!

    Важную роль при разработке олимпиадных задач играют межпредметные связи. Нельзя рассматривать литературу в отрыве от других наук.

Классификация олимпиадных заданий:

Анализ художественного произведения

Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Анализ прозаического литературного произведения

Анализ поэтического произведения

    Методические требования к олимпиадным задачам:

- Содержание заданий должно опираться на примерную программу содержания ВОШ соответствующего класса.

- Задания должны нести познавательную нагрузку.

- Задания и вопросы желательно составлять и формулировать оригинально.

- Задания должны быть сформулировано четко.

- Вопросы  формулируются четко, на их основе строится система оценивания задачи.

       На первом и втором этапах проведение экспериментального тура связано с методическими трудностями проведения этого тура.

   Тактика и стратегия подготовки и участия в олимпиадах

   Подготовка к участию в олимпиаде – это большая творческая работа учителя и ученика. До ученика необходимо довести систему олимпиад, показать, что их ждет в случае победы в олимпиаде, разбудить в ученике честолюбие, но не гордыню. Ученики, способные решать олимпиадные задачи, зачастую обладают завышенным самомнением. Таких ребят нужно привлекать для помощи отстающим.

    Для начала одаренным ребятам нужно предлагать для чтения интересную литературу, разрешать, написание сочинений. Затем планируются внеурочные занятия. Можно предложить ученику составить олимпиадные задания для других. На занятиях обращать внимание на типичные ошибки при разборе заданий.

    Организационно-методическая работа учителя-наставника

    Для подготовки ребят к олимпиадам учитель-наставник подбирает задания и составляет план работы; определяет тематику каждого занятия. Для этого необходимо иметь материалы олимпиад различного уровня прошлых лет, вузовские учебники и учебники для углубленного изучения литературы, специализированную литературу.

    Учитель готовит задания первого (школьного) этапа. Задачи обсуждаются на школьных и городских методических объединениях. Постепенно у учителя накапливается картотека олимпиадных заданий.

    Важная часть работы – это выработка системы оценивания. Основа здесь – поэлементный анализ. С выбором элементов оценивания возникают сложности, так как задания носят творческий характер и путей получения ответов может быть несколько. Система оценок должна быть гибкой и сводящей к минимуму субъективность проверки.

   После проведения школьного этапа учитель разбирает с ребятами задания и ошибки, допущенные каждым на олимпиаде.

 Система работы по подготовке и проведению олимпиад Перковской Г.А.

   В начале учебного года в каждой параллели я выявляю ребят, которые хотели бы участвовать в олимпиаде по литературе. Строго придерживаюсь принципа добровольности. С этими ребятами начинаю подготовительную работу.  При решении заданий на факультативе обязательно проговариваю, какой балл имеет задание, отмечаю элементы оценивания.

   Перед школьным туром олимпиады по возможности даю задания всем желающим для заочного тура. Причем, провожу заочный тур по-разному. Или это задания для каждой параллели с указанием баллов за каждое задание, или это общий лист с заданиями, где указано, для какого класса предназначено каждое задание, но каждый может решать задания не только для своей параллели. Причем, взяв задание заочного тура, ученик не обязательно должен участвовать в очном туре. Многие ребята берут задание просто для того, чтобы попробовать свои силы. В заданиях заочного тура обязательно число «утешительных» заданий больше, чем на очном туре. Это ставит в положение успеха даже не самых одаренных ребят. По договоренности с ребятами за успешное выполнение заданий заочного тура я выставляю им оценки в журнал.

    Школьный очный тур провожу обязательно после уроков. Принцип добровольности сохраняется.

3.  Используемая литература:

1) Мурьянов М.Ф. Вопросы интерпретации антологической лирики (Стихотворение Пушкина «В крови горит огонь желанья») // Анализ литературного произведения. Л., 1976. С.173-212; Анализ одного стихотворения. Л.,1985; Гиршман М.М. Ритмическая композиция и стилевое своеобразие стихотворных произведений // Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. М., 2002, С.215-247; Бройтман С.Н. Тайная поэтика А.С. Пушкина. Тверь. 2002. С.13-43 (см.: А. Пушкин «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Для берегов отчизны дальней», «Что в имени тебе моем?»).

 2) Якобсон Р. Стихи Пушкина о деве-статуе, вакханке и смиреннице; О «стихах, сочиненных ночью во время бессонницы», Фактура одного четверостишия Пушкина // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. С. 181-197; С.198-205; С.210-212.

 3) Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С.133-270; Иванов Вяч. Вс. Структура стихотворения Хлебникова «Меня проносят на слоновых» // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М., 1997. С.245-257; Левин Ю.И. О. Мандельштам. Разбор шести стихотворений; Б. Пастернак. Разбор трех стихотворений; А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского»; Г. Иванов «Хорошо, что нет царя…» // Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. С.9-51; С.156-174; С. 267-270; С. 271-275; Тарановский К. Очерки о поэзии О. Мандельштама // Тарановский К. О поэзии и поэтике. М., 2000; Лотман М. На смерть Жукова // Как работает стихотворение Бродского. Сб. ст. М., 2002. С. 64 -76.

 4) Фатеева Н.А. «Когда ручьи поют романсы почти словами человека» // Язык как творчество. М., 1996. С.170-189; Шестакова Л.Л. Языковые приемы формирования текста в поэзии Е. Баратынского (на материале «Разуверения» // Язык как творчество. М., 1996. С.118-125; Шестакова Л.Л. Осип Мандельштам. «Сестры тяжесть и нежность, одинаковы ваши приметы» // Русский язык в школе. 2000. № 2. С.69-75

Анализ литературного произведения. Л., 1976.

 Гиршман М.М. Ритмическая композиция и стилевое своеобразие прозаических произведений («После бала», «Смерть Ивана Ильича» Л.Н. Толстого; «Кроткая» Ф.М. Достоевского; «Студент» А.П. Чехова) и др. // Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. М., 2002, С.314-407.

 Есаулов И. А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения («Миргород» Н. В. Гоголя). М., 1995.

 Николина Н.А. Филологический анализ текста. М., Щеглов Ю.К. Поэтика Чехова («Анна на шее») // Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты – Тема – Приемы – Текст. М., 1996. С. 157-189.

 Яблоков Е.А. Текст и подтекст в рассказах М. Булгакова («Записки юного врача»). Тверь, 2002.

4. Приложения

1. Анализ художественного произведения

 1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;

 2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;

 3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/;

 4. Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения;

 5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка;

 6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.

 Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:

 1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

 2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.

 3. Развернутое обоснование выводов.

2. Анализ прозаического литературного произведения

 Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду

 • литературные направления эпохи;

 • место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;

 • творческая история произведения;

 • оценка произведения в критике;

 • своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;

 • оценка произведения в контексте современного прочтения;

 Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это сделать).

Анализ поэтического произведения

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения - переживание, чувство;

 Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);

 - определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая - косвенная);

 - определить организацию (композицию) лирического произведения;

 - определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное - скупое); определить лексический рисунок (просторечие,  книжно - литературная лексика...);

 - определить ритмику (однородная - неоднородная; ритмическое движение);

 - определить звуковой рисунок;

 - определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методических приёмов технологии РКМЧП при подготовке к олимпиаде по литературе.

Предлагаю сценарий факультативного занятия «Сонет в мировой литературе», построенного в логике технологии РКМЧП. Данная модель занятия универсальна. Её можно использовать не только при работе с поняти...

Подготовка к олимпиаде по литературе.Боги славянской мифологии.

В заданиях городских олимпиад из года в год попадаются задания по славянской мифологии, в частности, нужно знать богов славянской мифологии. Также имена этих богов встречаются в произведениях для анал...

Программа подготовки к олимпиаде по литературе для учащихся 9-11 классов

Данная образовательная программа, составленная для подготовки учащихся 9-11 классов класса к участию в олимпиадах по литературе, позволяет школьникам овладеть умениями творческого чтения и анализа худ...

Тренировочные задания для подготовки к олимпиаде по литературе в 11 классе

Данные тренировочные задания составлены по произведениям из списка 100 книг, которые должен прочитать каждый школьник. Они расширяют кругозор старшеклассников и позволяют лучше подготовить их к Всерос...

Тексты для комплексного анализа (подготовка к олимпиаде по литературе)

Материал содержит ряд текстов, которые можно использовать для подготовки к олимпиаде по литературе....

Задания для подготовки к олимпиаде по литературе

Задания для сравнительного анализа поэтических текстов...