Инсценировка рассказа А.П. Чехова "Лошадиная фамилия"
материал по литературе (7 класс) на тему

Аверкина Елена Ивановна

Инсценировка позволит реализовать творческий потенциал обучающихся 7-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazochnaya_strana.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция для учащихся 6 класса «Сказочная страна»

(по произведениям А.С. Пушкина)

В правом углу сцены – стол, на нем лежат книги, стоит свеча, чернильница, гусиное перо. Входит Александр Сергеевич, в руках у него книга сказок..  

АС: О, сколько вас, друзья мои! И ведь в каждой книге живут мои творенья, как люди настоящие, со своими судьбами, привычками недостатками.

(Садится за стол, открывает книгу со сказками и начинает читать пролог из “Руслана и Людмилы”:

“У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем, и ночью кот ученый (выделяет кота голосом и улыбается)

Все ходит по цепи кругом...”

Голос становится тише:

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит... (Пушкин засыпает)

Появляется кот ученый

Кот: Меня упомянули здесь, а я ведь не последний из героев, к тому же кот.

(через плече заглядывает в книгу, которую читал Пушкин. Читает последние строки пролога: "Сказку эту поведаю теперь я свету...)

Но сколько сказок есть  на свете (обводит лапами все книги, лежащие на столе), посмотрим и другие. (берет другую книгу и начинает декламировать. А Пушкин тем временем незаметно уходит за ширму, появляются три девочки с синими платками, изображают синее море, за платками скрывается золотая рыбка).

Жил старик со своею старухой у самого синего моря, Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу... А что тут может измениться? Ничего...

(устраивается поудобнее, дочитывает свои слова, а потом наблюдает за действием на сцене. Во время последних слов кота входит старик с сетью, старуха с корытом и прялкой). В первый раз закинул старик невод (старик закидывает сетку в "море" сеть), пришел невод... (старик вытягивает сетку с лягушками). Второй раз закинул он невод (вытягивает сетку с крокодилом). В третий раз закинул он невод (старик закидывает снова), пришел невод с одною рыбкой, не простою рыбкой – золотою.

(появляется золотая рыбка).

Золотая рыбка:   Отпусти ты, старче меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь!

Старик:                  Бог с тобой, Золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо,

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе!

Кот:             Воротился старик ко старухе

Рассказал ей великое чудо.

Старик:                  Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую.

По нашему говорила рыбка,

Отпустил я ее в синее море...

Старуха:                Дурачина ты, простофиля,

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем  прохудилось!

Кот:             Вот пошел к синему морю...

Старик:                  Рыбка золотая! Рыбка!

Рыбка:                    Чего тебе надобно, старче?

Старик:                  Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Надобно ей новое корыто.

Рыбка:                    Не печалься, ступай себе с богом,

Будет вам новое корыто.

Кот:             Пришел старик к своей старухе, еще пуще старуха  бранится!  

Старуха:                Дурачина ты, простофиля,

Выпросил, простофиля, корыто!

Воротись, дурачина, к рыбке,

Поклонись ей, выпроси уж избу!

(старик уходит к морю и исчезает за ширмой. Во время последних слов старухи

 кот показывает свое недовольство).

Кот:           Что за ненасытная натура?!

Старуха:                Вижу, давно ты здесь устроился... Сидишь, критикуешь, недоволен

теперь. А что я с собой поделаю, если мне на роду написано такой жадной быть?

Кот:             На роду, на роду... А ты знаешь, чем все закончится?

(старуха делает заинтересованное лицо, подвигается поближе)            

(кот чувствует, что лезет не в свое дело, замялся, но махнул лапой и продолжает скороговоркой):

Кот:             Ну вот... (быстро) останешься ты у разбитого корыта! Пока что можно что-то                                                                                                                                                     исправить, догони старика, скажи, что не нужна вам новая изба!      

(старуха уходит бегом за ширму. Кот листает книгу)

Кот:             Сильны все-таки в людях пороки. Никакое время не в силах их искоренить (переворачивает страницу). А  вот еще знакомые слова.

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он,

И соседям то и дело

Наносил удары смело.

(кот уходит за ширму. На сцене появляются Дадон и мудрец)

Дадон:                 Я под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел

И покой себе устроить.

Мудрец:               Посади ты эту птицу (выводит из-за ширмы петуха)

Чтоб он видел всю столицу.

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой,

Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно,

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Вмиг туда мой петушок

Закричит и встрепенется

И в то место обернется.

Дадон:                За такое одолженье  

Волю первую твою

Я исполню, как свою.

Мудрец:              Петушок с высокой спицы

Стал стеречь твои границы.

Петушок:               Ки-ри-ку-ку!

Царствуй, лежа на боку!

(мудрец и Дадон уходят. Появляется кот)

Кот:           Да и тут финал известен (листает книгу, читает).          

За невестою своей

Королевич Елисей (появляется Елисей),

Между тем, по свету скачет.

Нет, как нет!.. Он горько плачет...

К красну солнцу наконец,

Обратился молодец.

(из-за ширмы "выкатывается" солнце)

Елисей: Свет наш, Солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу...

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей.

Солнце:               Свет ты мой,

Я царевны не видало,

Знать ее в живых уж нет.

Разве месяц – мой сосед,

Где-нибудь ее да встретил...

(Елисей идет дальше, видно, что он устал)

Елисей:               Месяц, месяц, мой дружок!

Позолоченный рожок!  

(из-за ширмы "выплывает" месяц)

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей.

Месяц:                 Братец мой!

Не видал я девы красной,

На стороже я стою

Только в очередь мою.

Без меня царевна видно

Пробежала.

Елисей:               Как обидно!

Месяц:                Погоди. О ней, быть может,

Ветер знает, он поможет.

Ты ж к нему теперь ступай,

Не печалься же, прощай!

(месяц "уплывает" за ширму, Елисей идет, преодолевая ветер)

Елисей:               Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч...

Не боишься никого, кроме Бога одного...

Не видал ли где на свете,

Ты царевны молодой?

Я жених ей.

(из-за ширмы появляется ветер, дует на Елисея)

Ветер:                Постой.

Там, за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той торе, во тьме печальной

Гроб качается хрустальный...

В том гробу твоя невеста.

Кот:           Ветер дале побежал (ветер исчезает),

Королевич зарыдал...

Он идет скорей туда...

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился...

Все-таки мне нравятся сказки со счастливым концом.

(листает книгу дальше, в ней осталось совсем мало листов).

(с радостью в голосе кот говорит):

Знаю, знаю! Как легко найти в этой книге тех, кто тебе давно знаком!

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

(появляются повариха, ткачиха, царица, садятся на стулья)

Повариха:           Кабы я была царица,

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир.

Ткачиха:             Кабы я была царица,  

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна.

Царица:              Кабы я была царица

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря. (тут же из-за ширмы появляется царь)

Царь (царице):    Здравствуй, красная девица!

Будь царица!

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха! (ткачиха и повариха начинают плакать,

топать ногами и злиться, царь уводит царицу, сестры идут за ними)      

Кот:          Царь недолго собирался,

В тот же месяц обвенчался... (переворачивает страницу)

В кухне злится повариха,

Плачет у станка ткачиха,

Ох, завидуют обе

Государственной жене...

Нет, нет, недобрым пахнет!

(вновь перелистывает страницу. Появляются Дадон и мудрец, они выходят с разных сторон)

Дадон:                     А, здорово, мой отец!

Что ты скажешь?

Подь поближе. Что прикажешь?

Мудрец:              Царь! Разочтемся наконец...

Подари ты мне девицу – шамаханскую царицу.

Дадон:                 Что ты? Я конечно, обещал,

Но всему же есть граница!

Попроси ты от меня хоть полцарства моего.

Мудрец:               Не хочу я ничего!

Подари ты мне девицу – шамаханскую царицу.

Дадон:                Ничего ты не получишь...

Убирайся, цел пока!

Эй! Оттащите старика!

(мудрец пытается спорить с царем, но тот быстро уходит за ширму, мудрец за ним)

Кот:             Ой, ой! Страшно! (быстро листает книгу. Появляется Гвидон и лебедь)

Лебедь:                Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?

Гвидон:                Грусть-тоска меня съедает:

Люди женятся, гляжу,

Не женат лишь я хожу...

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

За царевною прекрасной

Я готов идти от сель

Хоть за тридевять земель.

Лебедь:                Зачем так далеко?

Знай, близка судьба твоя,

Ведь царевна эта – я!

Кот:          Приятно видеть счастливых людей! Неужели в других сказках ничего нельзя изменить? (появляются старик со старухой с разбитым корытом)

Чтож, и вас не сумел я уберечь от ошибок?

Старуха:             Как можно уберечь? Ведь когда открываешь нашу сказку,

мы в который раз проживаем свою жизнь. И в ней уже ничего

изменить нельзя. Мы должны жить такими, какими создал нас автор.  

(постепенно появляются все герои. Пушкин уже сидит за столом)

Пушкин:              Что такое? Глаза открыл, а все сон снится? Что это такое?

(увидел кота). Так это ты, прохиндей усатый, без

 меня здесь хозяйничал?!

Кот             (виновато): Но, но... Они сами. Все пришли тебя поздравить!

Пушкин:             Ну, порадовали! Вот спасибо! (смотрит на кота)

Все-таки без тебя здесь не обошлось!

(встает, подходит к героям. Все поют.)

                   

Финальная песня

Есть за веками, за годами

Сказочная страна,

Там лебедь с белыми крылами

В волнах скользит одна,

Там в синем море рыбка плещет,

Всем воздает добром,

Там Елисей по свету ищет

Спящую мертвым сном.

Сказочная страна, сказочная страна,

Создал ее великий Пушкин,

Детям она нужна!

Пушкин – он гений был,

Пушкин детей любил,

Пушкин ребятам всего мира

Сказочки подарил!

В этой стране мы все, как дома,

Знаем всю наизусть,

Сказки любимы и знакомы,

Радость в них есть и грусть.

Добрый старик, старуха злая,

Лживый хитрец Дадон,

Богатырей семья большая,

И молодой Гвидон!

Сказочная страна, сказочная страна,

Создал ее великий Пушкин,

Детям она нужна!

Пушкин – он гений был,

Пушкин детей любил,

Пушкин ребятам всего мира

Сказочки подарил!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

”ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ” А.П.ЧЕХОВА КАК ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ. РЕЧЬ ГЕРОЕВ КАК ИСТОЧНИК ЮМОР»

Цели урока:Образовательный аспект:продолжить формирование понятия о комическом; раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова ”Лошадиная фамилия” и подчеркнуть приоритет юмора в ранних произведениях...

ДВА ОТКРЫТЫХ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 «Б» КЛАССЕ. Рассказ А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» с элементами инсценировки (переложен в пьесу О.В. Евдокимовым)

Особенностью открытых уроков является разноплановый подход к произведению А.П. Чехова "Лошадиная фамилия". На первом уроке учащиеся под руководством учителя осуществляют углубленный анализ т...

Анализ рассказа А.П. Чехова "Лошадиная фамилия".

1Тема:     Эпиграф   Цели:        Мастер    Художник Чехов-мастер……(юморист...

Презентация "Тест по рассказам А.П. Чехова "Лошадиная фамилия", "Толстый и тонкий"

Тест проверяет знание учащимися текста рассказов и умение анализировать их содержание....

Урок внеклассного чтения в 9 классе по рассказу Дины Рубиной "Двойная фамилия"

Урок по современой прозе (ХХ1 век) с использованием ИКТ...

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ”ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ” А.П.ЧЕХОВА КАК ЮМОРИСТИЧЕСКИЙ РАССКАЗ. РЕЧЬ ГЕРОЕВ КАК ИСТОЧНИК ЮМОР»

        Тип урока: комбинированныйВид урока: традиционныйМетоды ведения урока: частично-поисковый, словесный, проблемный, исследовательскийФормы организации познаватель...

Самоподготовка по чтению. Рассказ А.П.Чехова "Лошадиная фамилия"

Самоподготовка проводится в 8классе по чтению по одноименному рассказу А.П.Чехова "Лошадиная фамилия"...