Самоподготовка по чтению. Рассказ А.П.Чехова "Лошадиная фамилия"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Бадыгина Рафида Маратовна

Самоподготовка проводится в 8классе по чтению по одноименному рассказу А.П.Чехова "Лошадиная фамилия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon А.П.Чехов "Лошадиная фамилия"45 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Тема: А.П.Чехов «Лошадиная фамилия».

Цель: учить работать с текстом и словом писателя.

Задачи: обеспечить осмысление текста, умение читать по ролям, учить анализировать эпизоды,  раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова «Лошадиная фамилия», учить анализировать прочитанное, отвечать на вопросы, продолжить развитие коммуникативных компетенции обучающихся; воспитывать в детях чувство юмора, продолжить формирование приоритета добра как главного условия толерантности и коммуникативности.

Оборудование: учебник по чтению, портрет писателя,  компьютер, мультимедийная презентация.

Ход самоподготовки

  1. Организационный момент.

 1.Физминутка

-Ребята, встали все красиво и сейчас  сядет тот, кто скажет какое сегодня число,  кто назовет четвертый день недели, 2-ой месяц зимы, завтра какой день недели, перечислит все зимние месяцы, скажет мне какой праздник отмечаем в феврале, познакомились с творчеством какого писателя, изучили его  какой рассказ, ещё какие произведения знаете Чехова, какое было дом.задание.

II. Слово воспитателя.    

Слайд 2-Сегодня на  самоподготовке мы продолжаем изучение юмористического рассказ А.П.Чехова «Лошадиная фамилия».

Слайд 3- Ребята, давайте поиграем с вами. Я задаю вам вопрос , а вы послушаете внимательно и ответите о ком идет речь.

- Ребята, как зовут генерала у которого разболелся зуб?              

- Послушайте эти предложения и скажете о ком идет речь?. А после того, как его из акцизных уволили, в Саратове у тёщи живет. Теперь только зубами и кормится. О ком идет речь?

-Ой, батюшки! Ой, матушки! Ох, света белого не вижу!  Ребята, это чьи слова?

- Ребята, что произошло в 1 части рассказа?

-Ребята, поднимите руки, у кого болели зубы?

- Ребята, а у вас когда-нибудь болел зуб? Как вы останавливаете зубную боль?

- Что делают люди, если у них болят зубы? (идут в больницу, к врачу)

Слайд 4- А как называется зубной врач?  (стоматолог) Давайте произнесем хором сто-ма-то-лог.

Слайд 5- Ребята, чтобы ваши зубы не болели, что мы должны делать? (2раза чистить зубы, не есть много сладкого и тд.)

-Ребята у генерала зубная боль. Он мучается, какое чувство он вызывает у нас?

-Как помогает жена генералу?

- Кто из слуг наиболее близок к барину?

-Ребята напомните мне фамилии знахаря из 1 части рассказа.

3. Подготовка к восприятию произведения

Мы не раз уже произнесли с вами слово «юмор». Про какого человека можно сказать, что он обладает чувством юмора?

Слайд- 6.  Юмор (англ. Humour “нрав”,”настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.

- Почему рассказ юмористический? Как создается комическая ситуация?

1) смешной сюжет - вся семья занята поиском лошадиной фамилии;                        2) смешно суеверие образованного человека;                                                                    3) смешны способы, которыми пытается генерал утихомирить зубную боль; 4) смешны лошадиные фамилии, которые придумывают  обитатели дома;

5) смешна развязка рассказа

Слайд 7- Каким можно назвать смех в рассказе добродушным, злым, снисходительным?   Почему?

Слайд 8-Физкультминутка

4. Чтение произведения        Словарная работа:

Слайд 9- Уезд – округ, часть губернии

Слайд 10- Акцизный – служащий учреждения по сбору налогов.

Слайд 11- Хина – кора американского дерева, из которого выделывается аптечное снадобье.

5. Анализ произведения

Слайд 12- Почему рассказ мы считаем юмористическим?

- Что именно показалось вам смешным (То, как вся усадьба в угоду генералу подбирала «лошадиную» фамилию).

- Скажите, почему генерал – и вдруг поверил, что можно заговорить боль по телеграфу?

Слайд 13- А какие именно способы лечения испробовал генерал? Найдите и прочитайте это из книжки (Он полоскал рот водкой, коньяком прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, керосин, скипидар,                                                 керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но все это не помогало, или вызывало тошноту.)

Слайд 14- Почему генерал не сразу соглашается лечит зуб заговором? (Потому что считает это шарлатанством, боится сам показаться смешным).

- Кто предлагает такой способ «лечения»? (Приказчик Булдеева  Иван Евсеич).

- Ребята, найдите  и прочитайте в  рассказе  слова Приказчика о настоящей фамилии знахаря. Вы обратили внимание, что самое смешное в рассказе строится на несоответствие  ( ищут лошадиную фамилию, а оказалось Овсов, вместо того, чтобы доктора позвать, вся семья фамилии отгадывает)

Слайд 15-Чтение по ролям

- А сейчас открыли стр. 138 и читаем рассказ  по ролям.

- Обратите внимание на фразу: «И в доме, все наперерыв, стали изобретать фамилии. Перебрали все возрасты, полы и породы лошадей, вспомнили гриву, копыта, сбрую...» Как вы думаете, какие именно фамилии еще были изобретены? (Гнедов,  Копытин, Сбруев, Загривков и т.д.).

- Как же получается, что эта «лошадиная» фамилия оказалась генералу всего дороже?

- Как освободился генерал от боли? (Ему все-таки пришлось выдрать зуб  корнем, и сделал это доктор).

- Кто напомнил эту злосчастную, но настоящую фамилию приказчику?  (Тот же доктор, он попросил продать овса для своей лошади, и слово «овес» напомнило что-то Ивану Евсеичу).

- Как повел себя приказчик после слов доктора? Найдите в тексте  и прочитайте это из рассказа («Иван Евсеич тупо поглядел на доктора, как-то дико улыбнулся и, не сказав в ответ ни одного слова, всплеснув руками, побежал к усадьбе с такой быстротой, точно за ним гналась бешеная собака»).

- Как же звучала настоящая фамилия чудодейственного знахаря из Саратова?(Овсов).

- Что можете сказать об отношении этой фамилии к лошадям?

- Сколько времени прошло между тем, как был выдернут зуб, а приказчик вспомнил фамилию

Слайд 16-Работа в тетрадях

- Ребята, у вас  ещё дом.задание было  Найти из 2 части фамилию знахаря?

Сейчас вы говорите свою фамилию и выходите к доске и приклеиваете, все  фамилии записываете у себя   на тетрадях.  

(Табунов, Копытин, Жеребовский, Коненко, Конченко, Жеребеев, Кобылеев, Тройкин, Уздечкин, Гнедов,Рысистый, Лошадицкий, Меринов, Буланов, Чересседельников, Засупонин, Лошадский)

Работа по иллюстрации рассказа стр.139.

- Ребята, кого  вы видите на картинке?

Найдите строчки, характеризующие этот рисунок.

Слайд 17-Следующее задание:  отгадывание с кроссвордом. 

  1. Подпись, которой авторы произведений заменяют свою настоящую фамилию. (Псевдоним.)
  2. Псевдонимов писателя А.П. Чехова в юности.(Чехонте.)
  3. Мягкий, добродушный смех в произведении. (Юмор.)
  4. Главный секрет юмора — именно на этом строится смешное в юмористических рассказах.(Несоответствие.)
  5. Какая была фамилия знахаря. (Овсов.)
  6. Именно с этим животным ассоциировалась у героя одного из рассказов фамилия акцизного, умеющего по телеграфу заговаривать зубную боль. (Лошадь.)
  7. Фамилия генерала, который в этом рассказе страдал от зубной боли. (Булдеев.)
  8. Кто же посоветовал генералу обратиться за помощью к акцизному с лошадиной фамилией? (Приказчик.)
  9. Первая лошадиная фамилия, которую вспомнил приказчик. (Кобылин.)

Слайд 18  

 III. Итог  самоподготовки

- Ребята, что хотел этим рассказом нам сказать Чехов? Чему учит этот рассказ? Встречаются ли сегодня забавные случаи?

-Ребята, ещё одно дом.задание какое было? ( нужно было  выучить слова Чехова.)  

«Если  каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!»                                                                                      - Как вы понимаете смысл этих слов? К чему призывает нас Чехов ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное чтение. Рассказ О\'Генри "Коловращение жизни" , сокращенный и адаптированный.

Рассказ О\'Генри "Коловращение жизни", для внеклассного чтения в 7 классе, сокращенный и адаптированный, с кратким словарём и послетекстовыми упражнениями....

Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"

Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя                 разнообразные виды работ. Рас...

Разработка занятия по внеклассному чтению рассказа Л.Н.Толстого "Лев и собачка"

прививать любовь к чтению, увлечь детей чтением, отрабатывать технику чтения, пополнять словарный запас, развивать логическое мышление, внимание, память, воображение. Прививать любовь к животным....

Урок внеклассного чтения в 9 классе по рассказу Дины Рубиной "Двойная фамилия"

Урок по современой прозе (ХХ1 век) с использованием ИКТ...

Конспект урока чтения во 2 классе коррекционной школы «Чтение рассказа «Лягушонок» По М. Пришвину.»

Конспект урока предназначен для обучающихся 2 класса коррекционных школ.Комбинированный урок....