Главные вкладки

    Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"
    план-конспект урока по теме

    Бухарова Ирина Георгиевна

     

     

    Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя

                     разнообразные виды работ. Расширять имеющиеся знания детей об 

                    одуванчике, познакомить с приметами и легендой об этом цветке.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок чтения и  развития речи. 4 класс,

    IV четверть.

    Учитель: Бухарова Ирина Георгиевна

    Тема: Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг»

               Раннецветущие растения: одуванчик

    Задачи: 1.Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя

                     разнообразные виды работ. Расширять имеющиеся знания детей об  

                    одуванчике, познакомить с приметами и легендой об этом цветке.

                  2.Обогощать словарный запас обучающихся через знакомство с новыми

                     словами. Развивать связность речи при ответах на вопросы и память

                  3.Формировать у детей познавательный интерес, учить использовать

                     лечебные свойства одуванчика.

    Оборудование: портрет М. Пришвина, фотография цветка одуванчика,

                     Натуральный цветок одуванчик.

    Ход урока

    I. Орг. момент.

    II. Речевая зарядка.

          Если я сорву цветок,

          Если ты сорвёшь цветок,

          Если все, и я и ты,

          Если мы сорвём цветы,

          Опустеют все поляны,

          И не будет красоты!

    III. Вводная беседа.

    -Какое сейчас время года?

    -Назовите весенние месяцы?

    -Вспомните, какую работу выполняет март? (освобождает землю от снега).

    -Какую работу выполняет апрель? (освобождает водоёмы ото  льда).

    -А сейчас какой месяц?

    - Какую работу выполняет май?

    -Вспомните, какие первые цветы появляются на поляне около школы?

    -А что вы знаете об этом цветке?

    IV. Сообщение темы урока.
    -Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием рассказа М.Пришвина «Золотой луг». Узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. А работать будем под девизом: «Учитесь делать открытия!»

    V. Изучение нового.

    а) Вступительная беседа.

         Михаил Михайлович Пришвин очень хорошо знал природу, любил её и берёг.

     В его рассказах можно найти много удивительных открытий, которыми он щедро делился со всеми читателями. Об одном из них мы сегодня узнаем, когда прочитаем рассказ. Название у этого рассказа удивительное «Золотой луг».

    б) словарная работа.

       Выясняю понимание трудных слов.

    забава           деловито

    фукнуть       промысел

    в) Первичное восприятие текста.

    -Послушайте рассказ и потом мне скажете :

    -Что происходит с лугом, на котором растут одуванчики?

    Г) Работа над текстом. Чтение:

    1. про себя;
    2. цепочкой;
    3. эстафетой;
    4. в паре.   

    VI. Закрепление.

    -Удачно ли автор выбрал название  для этого рассказа?

    -А как он это доказал? (дети отвечают и заполняют таблицу)

    Время суток

    Цвет луга

    луг утром

    в полдень

    вечером

    зелёный

    золотой

    зелёный

    -Прочитайте отрывок в тексте о том, каким был луг утром?

    -В полдень?

    -Вечером?

    - Всегда ли луг оставался золотым?

    -Отчего это зависело?  (от солнечных лучей).

    -Какие растения можно использовать, как солнечные часы?  (клевер, календула)

    -Кто из вас подумал: «Обязательно понаблюдаю за одуванчиками?»

    -Попробуйте продолжить наблюдение маленького Миши.

    VII. Физминутка.

          Вырос высокий цветок на поляне,

          Утром весенним раскрыл лепестки.

          Всем лепесткам красоту и питанье

          Дружно дают под землёй корешки.

     VIII.Открытие об одуванчиках.

    Загадка: Золотисто – жёлтый днём,

                    Он зелёный вечером.

                    Подожди неделю –

                    Станет белый – белый

                    Ещё подождёшь –

                    Только лысенку найдёшь! (одуванчик)

    -О многих растениях в народе сложились легенды, есть легенда и об одуванчиках.

    (Дети читают текст по индивидуальным листам)

         Однажды Южный ветер увидел далеко в северных равнинах юную золотоволосую деву и полюбил её. Каждый день любовался он её золотыми косами и мечтал о встрече. Но был робок и леноват, и всё откладывал своё путешествие на север. И вот однажды утром увидел. Что побелели золотые косы девушки. Решил Южный ветер, что брат его, Северный ветер, украл его невесту и посеребрил её волосы. Горестно вздыхал Южный ветер и от его вздохов белым пухом, словно снегом, наполнился воздух, и юная дева навсегда скрылась с глаз. Так и не узнал Южный ветер, что не девушку любил он, а все лето любовался золотым одуванчиком, который и развеял в поле своими вздохами…

    -Посмотрите, какие бывают названия одуванчиков:

    Бабка

    Кульбаба

    Пушица

    Пухлянка

    Одуванчик

    Одуй – плешь

    Пустодуй

    Дуван

    Молочник

        -Одуванчик – лекарственное растение. Помогают человеку все его части: цветки,

    листья, корни  из которых делают настои, мази, отвары. Листья одуванчика можно солить на зиму как капусту, в них много витаминов.

    IX. Д/з – пересказ рассказа по плану.

    X. Итог.  Рефлексия.

    - Что сегодня читали?

    -Что нового узнали?

    -Что особенно понравилось?

    -Что удивило?

    -О чём вам хочется рассказать другим?

    (Дети отгибают пальчик, если согласны с ответом.  Сколько отогнуто пальчиков, такая оценка за урок)

    -Мы работали под девизом «Учитесь делать открытия!», нам удалось сделать открытие?

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок чтения и развития речи 4 класс. Тема: Е. Пермяк «Самое страшное» и презентация к уроку.

    На уроке показаны различные способы активизации учебно-познавательной деятельности через игровые и информационные образовательные технологии, повышения интереса учащихся к познанию действительности и ...

    "Звук и буква С" урок чтения и развития речи 1 класс

    Конспект урока.                              1 класс. Ч...

    Интегрированный урок чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март».

    Конспект интегрированного урока чтения и развития речи  и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида.   Тема урока: Виталий Бианки «Март»....

    Урок чтения и развития речи 4 класс Раздел учебника: «Люби всё живое» Тема: Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака»

    Урок чтения и развития речи 4 классРаздел учебника: «Люби всё живое» Тема: Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака»...

    Урок чтения и развития речи 6 класс коррекционная школа 8 вида Х.К.Андерсен "Ель"

    План-конспект урока чтения в 6 классе коррекционнаяшкола 8 вида.Использованы стихи известных поэтов,слайды,видеомультфильм "Ель"....

    Интегрированный урок чтения и развития речи по теме " Осень"

    Интегрированный урок чтения и развития речи по теме " Осень" для обучающихся 3 класса с ОВЗ (глухие дети. имеющие ЗПР)...

    Интегрированный урок чтения и развития речи, музыки и пения в 7 классе по теме:"Чудеса в сказке"

    Интегрированный урок чтения и развития речи, музыки и пения в 7 классе по теме:"Чудеса в сказке"...