Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"
план-конспект урока по теме

Бухарова Ирина Георгиевна

 

 

Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя

                 разнообразные виды работ. Расширять имеющиеся знания детей об 

                одуванчике, познакомить с приметами и легендой об этом цветке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок чтения и  развития речи. 4 класс,

IV четверть.

Учитель: Бухарова Ирина Георгиевна

Тема: Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг»

           Раннецветущие растения: одуванчик

Задачи: 1.Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя

                 разнообразные виды работ. Расширять имеющиеся знания детей об  

                одуванчике, познакомить с приметами и легендой об этом цветке.

              2.Обогощать словарный запас обучающихся через знакомство с новыми

                 словами. Развивать связность речи при ответах на вопросы и память

              3.Формировать у детей познавательный интерес, учить использовать

                 лечебные свойства одуванчика.

Оборудование: портрет М. Пришвина, фотография цветка одуванчика,

                 Натуральный цветок одуванчик.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Речевая зарядка.

      Если я сорву цветок,

      Если ты сорвёшь цветок,

      Если все, и я и ты,

      Если мы сорвём цветы,

      Опустеют все поляны,

      И не будет красоты!

III. Вводная беседа.

-Какое сейчас время года?

-Назовите весенние месяцы?

-Вспомните, какую работу выполняет март? (освобождает землю от снега).

-Какую работу выполняет апрель? (освобождает водоёмы ото  льда).

-А сейчас какой месяц?

- Какую работу выполняет май?

-Вспомните, какие первые цветы появляются на поляне около школы?

-А что вы знаете об этом цветке?

IV. Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием рассказа М.Пришвина «Золотой луг». Узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. А работать будем под девизом: «Учитесь делать открытия!»

V. Изучение нового.

а) Вступительная беседа.

     Михаил Михайлович Пришвин очень хорошо знал природу, любил её и берёг.

 В его рассказах можно найти много удивительных открытий, которыми он щедро делился со всеми читателями. Об одном из них мы сегодня узнаем, когда прочитаем рассказ. Название у этого рассказа удивительное «Золотой луг».

б) словарная работа.

   Выясняю понимание трудных слов.

забава           деловито

фукнуть       промысел

в) Первичное восприятие текста.

-Послушайте рассказ и потом мне скажете :

-Что происходит с лугом, на котором растут одуванчики?

Г) Работа над текстом. Чтение:

  1. про себя;
  2. цепочкой;
  3. эстафетой;
  4. в паре.   

VI. Закрепление.

-Удачно ли автор выбрал название  для этого рассказа?

-А как он это доказал? (дети отвечают и заполняют таблицу)

Время суток

Цвет луга

луг утром

в полдень

вечером

зелёный

золотой

зелёный

-Прочитайте отрывок в тексте о том, каким был луг утром?

-В полдень?

-Вечером?

- Всегда ли луг оставался золотым?

-Отчего это зависело?  (от солнечных лучей).

-Какие растения можно использовать, как солнечные часы?  (клевер, календула)

-Кто из вас подумал: «Обязательно понаблюдаю за одуванчиками?»

-Попробуйте продолжить наблюдение маленького Миши.

VII. Физминутка.

      Вырос высокий цветок на поляне,

      Утром весенним раскрыл лепестки.

      Всем лепесткам красоту и питанье

      Дружно дают под землёй корешки.

 VIII.Открытие об одуванчиках.

Загадка: Золотисто – жёлтый днём,

                Он зелёный вечером.

                Подожди неделю –

                Станет белый – белый

                Ещё подождёшь –

                Только лысенку найдёшь! (одуванчик)

-О многих растениях в народе сложились легенды, есть легенда и об одуванчиках.

(Дети читают текст по индивидуальным листам)

     Однажды Южный ветер увидел далеко в северных равнинах юную золотоволосую деву и полюбил её. Каждый день любовался он её золотыми косами и мечтал о встрече. Но был робок и леноват, и всё откладывал своё путешествие на север. И вот однажды утром увидел. Что побелели золотые косы девушки. Решил Южный ветер, что брат его, Северный ветер, украл его невесту и посеребрил её волосы. Горестно вздыхал Южный ветер и от его вздохов белым пухом, словно снегом, наполнился воздух, и юная дева навсегда скрылась с глаз. Так и не узнал Южный ветер, что не девушку любил он, а все лето любовался золотым одуванчиком, который и развеял в поле своими вздохами…

-Посмотрите, какие бывают названия одуванчиков:

Бабка

Кульбаба

Пушица

Пухлянка

Одуванчик

Одуй – плешь

Пустодуй

Дуван

Молочник

    -Одуванчик – лекарственное растение. Помогают человеку все его части: цветки,

листья, корни  из которых делают настои, мази, отвары. Листья одуванчика можно солить на зиму как капусту, в них много витаминов.

IX. Д/з – пересказ рассказа по плану.

X. Итог.  Рефлексия.

- Что сегодня читали?

-Что нового узнали?

-Что особенно понравилось?

-Что удивило?

-О чём вам хочется рассказать другим?

(Дети отгибают пальчик, если согласны с ответом.  Сколько отогнуто пальчиков, такая оценка за урок)

-Мы работали под девизом «Учитесь делать открытия!», нам удалось сделать открытие?

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения и развития речи 4 класс. Тема: Е. Пермяк «Самое страшное» и презентация к уроку.

На уроке показаны различные способы активизации учебно-познавательной деятельности через игровые и информационные образовательные технологии, повышения интереса учащихся к познанию действительности и ...

"Звук и буква С" урок чтения и развития речи 1 класс

Конспект урока.                              1 класс. Ч...

Интегрированный урок чтения и развития речи и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: Виталий Бианки «Март».

Конспект интегрированного урока чтения и развития речи  и социально-бытовой ориентировки в 6 классе коррекционной школы VIII вида.   Тема урока: Виталий Бианки «Март»....

Урок чтения и развития речи 4 класс Раздел учебника: «Люби всё живое» Тема: Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака»

Урок чтения и развития речи 4 классРаздел учебника: «Люби всё живое» Тема: Н.Вагнер «Мальчик и дворовая собака»...

Урок чтения и развития речи 6 класс коррекционная школа 8 вида Х.К.Андерсен "Ель"

План-конспект урока чтения в 6 классе коррекционнаяшкола 8 вида.Использованы стихи известных поэтов,слайды,видеомультфильм "Ель"....

Интегрированный урок чтения и развития речи по теме " Осень"

Интегрированный урок чтения и развития речи по теме " Осень" для обучающихся 3 класса с ОВЗ (глухие дети. имеющие ЗПР)...

Интегрированный урок чтения и развития речи, музыки и пения в 7 классе по теме:"Чудеса в сказке"

Интегрированный урок чтения и развития речи, музыки и пения в 7 классе по теме:"Чудеса в сказке"...