Учебная программа по литературе для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Учебная программа по литературе  для 6 класса оставлена на основе

Общеобразовательной программы по литературе « Школа 2100» для основной старшей школы под редакцией Бунеевой Р.Н., Бунеевой Е. В., М., « Баласс», 2012

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_programma_po_literature.docx95.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №47»  

г. Чебоксары

Утверждаю:

Директор

МБОУ «СОШ№47»

_________________

(Ф.И.О.)

Приказ №_________

от «_28_»_августа_2016    г.

Согласовано

на МС школы.

Протокол №____

от «_28_» августа 2016г.

Руководитель МС

_____________________

Ф.И.О

Рассмотрено

на МО учителей русского языка и литературы

Протокол №______

от «28» августа 20 16г.

 Руководитель МО

______________________

                Ф.И.О.

Рабочая учебная программа по литературе

 для 6 класса

на 2016-2017 учебный год

Составлена на основе

Общеобразовательной программы по литературе « Школа 2100» для основной старшей школы под редакцией Бунеевой Р.Н., Бунеевой Е. В., М., « Баласс», 2012

Программу составила учитель русского языка и литературы Елизарова Е. Н.

г. Чебоксары 2016г.

I.Пояснительная записка

      Рабочая  учебная программа по литературе   составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федерального государственного стандарта общего образования от  17 декабря 2010г. №1897

2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ. 2013 годa.

3. Учебного плана МОБУ «СОШ  № 47» г. Чебоксары  на 2016-2017 учебный год.

4. Примерной и авторской программы общего образования по литературе под ред. Бунеева  Р.Н, Бунеевой Е.В., входящей в      Образовательную систему «Школа 2100». Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебником Литература 6 кл. учеб, для общеобразоват. учреждений: в 3-х кн. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. - М. : Баласс, 2011 (Образовательная система «Школа 2100») Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего – 70 часов.  

       Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.

   Цель  программы:

            - воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

    Задачи программы:

1. Поддерживать интерес к чтению, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать  осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

II. Общая характеристика учебного предмета «Литература»

      Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Литературное чтение» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса.

В программе выделяются произведения для текстуального изучения и для обзорного изучения. Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум).

    Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках.  Чтение и изучение произведений – 64 ч. Развитие речи – 6 ч.

Структура и содержание курса

В соответствии с целями и задачами курса нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Литература».

Линии, общие с курсом «Русский язык».

1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).

2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литература».

4. Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).

5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.

6. Приобретение, систематизация и использование сведений по истории и теории литературы.

В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:

– соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;

– эмоциональная ценность произведения;  

– опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.

Кроме того, при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:

– национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;

– способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;

– психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:

– видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

– определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;

– воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;

– воспринимать и характеризовать текст как произведение искусства, как художественное целое, с учётом его специфики;

– давать интерпретацию прочитанного на основе личностного восприятия; отбирать произведения для чтения;

– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

– понимать связь изученного произведения со временем его написания, соотносить его с литературными направлениями, соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой;

– выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);

– грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;

– выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;

– работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации, владеть основными способами обработки и представления информации.

III. Описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане

Предлагаемая программа может быть использована как в общеобразовательных школах, так и в профильных школах, школах с углубленным изучением литературы. Программой предусмотрено проведение:

- сочинений-4 классных, 1 домашнее;

- проверочных работ-1.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»

 

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации:  подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект.

V. Содержание учебного предмета «Литература».

6-й класс (70 ч.)

Введение (1 ч.).

Становление читателя. Литература художественная и нехудожественная. Роль художественной литературы в жизни человека.

Раздел 1. Пролетая над снами… (16 ч.).

Место мистики в мире художественной литературы. Жанровое многообразие мистической литературы. Мистика как способ художественного отражения действительности. Способы изображения человека в эпическом и драматическом произведениях.

Для текстуального изучения.

В.А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Лесной царь» . Эпическое начало в балладе.

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика и реальность в повести.

А.С. Пушкин «Бесы». Мистика как отражение внутреннего мира автора.

М. Метерлинк «Синяя птица» (в сокращении). Истинное и ложное в жизни человека. Поиски счастья героями.

Для обзорного изучения.

А.С. Пушкин «Песни западных славян».

А.П. Чехов «Страшная ночь».

Истоки мистического в литературе.

П. Мериме «Венера Илльская» (в сокращении).

Философский смысл новеллы и повести.

Теория литературы. Мистика. Мистификация. Символ. Сон как художественный прием. Перевод и переработка художественного произведения. Баллада, новелла. Роды литературы. Эпическое (повествование) в стихах и прозе. Драма как литературный род.  Эпиграф, его смысловая нагрузка.

Раздел 2. Сказки для взрослых (12 ч.).

«Вечные» темы в художественной литературе и разные формы их  воплощения. Роль сказки в жизни читателя. Место сказки в мире художественной литературы. Нравственные ценности в сказках для взрослых.

Для текстуального изучения.

В. Гауф «Маленький Мук». Сказка для детей и взрослых и её «недетские вопросы». Построение сказки («рассказ в рассказе»).

Т.-А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Нравственные уроки сказки.

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Сказка о самоотверженности, любви и страдании.

Для обзорного изучения.

Н.Д. Телешов «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим.

А.Н. Толстой «Русалка». Размышления о разрушительной силе любви.

М.Ю. Лермонтов «Русалка». Ритм и звукопись в стихотворении.

В.В. Вересаев «Состязание». Размышления о человеческой красоте.

Теория литературы.

Роды литературы. Жизнь сказки в эпосе и лирике. Литературная cказка. Художественная деталь в литературной сказке. Композиционный прием «рассказ в рассказе».

Раздел 3. Следы во времени (12 ч.).

Миф. Героический эпос разных народов. Миф, фольклор и литература. Герои эпоса.  

Для текстуального изучения.

Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович». Герои и язык русского былинного эпоса.

Для обзорного изучения.

Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о Геракле.

Гомер «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе.

Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (отрывки). Величие древней легенды. Мастерство автора (Лонгфелло) и переводчика (И. Бунин).

Эпос разных народов.

Из башкирского народного эпоса «Урал-батыр».

Из абхазских сказаний о нартах.

Из киргизского эпоса «Манас».

Из якутского эпоса «Олонхо».

Из карело-финского эпоса «Калевала».

Воплощение в мифах и героическом эпосе нравственных идеалов народа.

Теория литературы.

Героический эпос, миф, былина. Отличие мифа от сказки. Герой-богатырь.  Приемы создания героического характера в эпосе. Роль художественного слова в эпическом произведении. Гипербола.

Раздел 4. Открывая мир вокруг (23 ч.).

Многообразие реального и художественного мира. Вечные темы в литературе. Литература как способ познания жизни.

Для текстуального изучения.

К.Г. Паустовский «Старик в станционном буфете».

И.С. Тургенев «Муму», «Бирюк».

Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ соб-ственных переживаний автора в рассказе.

А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Выстрел»), «Дубровский».

Многостороннее изображение человека в эпических произведениях. Автор и его герои.

Для обзорного изучения.

М. Лермонтов «Сон», К. Симонов «Жди меня», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики...», М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане». Размышления о  ценности человеческой жизни.

А. Грин «Четырнадцать футов». Изображение человека в рассказе.

О. Генри «Последний лист». Герои О. Генри. Размышление о назначении художника и искусства вообще.

Теория литературы.

Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры. Мастерство писателя, роль художественной детали в повествовании.

Раздел 5. Смеясь сквозь слёзы… (10 ч.).

Авторский взгляд на мир и его отображение в художественной литературе. Смешное в жизни и литературе. Поучительная литература. Жанры комического.

Для текстуального изучения.

И.А. Крылов. Басни: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягнёнок», «Демьянова уха», «Петух и Жемчужное зерно», «Тришкин кафтан». Аллегорический смысл басен.

М.Е.  Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Мастерство иносказания. Объект сатиры писателя.

А.П. Чехов «Лошадиная фамилия», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Хамелеон». Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова.

Для обзорного изучения.

Эзоп. Басни.

Н.А. Тэффи «Митенька», «Переоценка ценностей».

И. Ильф, Е. Петров «Любители футбола».

Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии.

Джером К. Джером «Трое в одной лодке, не считая собаки» (главы).

Теория литературы.

Басня как литературный  жанр. Аллегория, эзопов язык, мораль, нравоучение, олицетворение. Юмор и сатира, как сред-ства выражения авторского отношения к изображаемому, приёмы создания комического.

Раздел 6. Стихи из заветной тетради (4 ч.).

Отражение мира чувств человека в лирическом тексте.

Для текстуального и обзорного изучения.

С. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом...», М. Цветаева «Домики старой Москвы», А. Ахматова «Цветов и неживых вещей...», И. Бунин «Первый утренник, серебряный мороз...», И. Бродский «Ветер оставил лес...», Б. Пастернак «Никого не будет в доме...» и др. по выбору учителя и учащихся.

Теория литературы.

Роды литературы. Лирика. Лирическое стихотворение. Особенности организации стихотворной речи (рифма, ритм, размер, строфа). Поэтическая антология. Метафора, сравнение, звукопись, эпитет, олицетворение.

Обобщение (1 ч.).

Мир твоей литературы.

Развитие речи.

1) Подробный, сжатый, выброчный пересказ текста.

2) Аннотация на прочитанную книгу. Сочинение размышление о книге.

3) Сочинение о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев.

4) Сочинение-подражание. Сочинение сказки, баллады, басни, былины и др. (по выбору).

                               IV. Тематическое планирование

                   Количество  часов всего-70, в неделю -2ч.

Номер урока

Содержание( разделы и темы)

Количество часов

Введение

1

Роль художественной литературы в жизни человека

1

Раздел I. Пролетая над снами…(16ч)

2

Место мистики в мире художественной литературы

1

3

В. А. Жуковский  Баллада «Светлана». Эпическое начало в балладе

1

4

«Лесной царь». Сон как художественный прием

1

5

Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Мистика как способ отражения художественной действительности

1

6

Мистика и реальность в повести

1

7

А. С. Пушкин «Бесы». Мистика как отражение внутреннего мира автора

1

8

А. П. Чехов «Страшная ночь»

1

9

«Песни западных славян» («Вурдалак», «Конь»). Перевод и переработка художественного произведения

1

10

П. Мериме «Венера Илльская». Истоки мистического в литературе. Мистификация

1

11

М. Метерлинк «Синяя птица». Жизнь и вторчество. Символ

1

12

Драма как литературный жанр

1

13

Способы изображения человека в драматическом произведении

1

14

Истинное и ложное в жизни человека

1

15

Поиски счастья героями

1

16

Подведем итоги (обобщающий урок по разделу I)

1

17

Развитие речи. Сочинение по разделу «Пролетая над снами».

1

Раздел II. Сказки для взрослых (12ч)

18

Вечные темы в художественной литературе и их воплощения.

1

19

Построение сказки В. Гауфа «Маленький Мук» («рассказ в рассказе»).

1

20

Назначение человека и его ответственность  перед будущим в сказке Н.Д. Телешова «Белая цапля.

1

21

Реальность и фантастика в сказке Гофмана.

1

22

Двоемирие в сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

1

23

Нравственные уроки сказки.

1

24

Наш чудесный сказочник (жизнь и творчество Г.Х. Андерсена). Художественные особенности литературной сказки.

1

25

Сказка о любви, самоотверженности, страдании.

1

26

Размышления о разрушительной силе любви (по сказке А.Н. Толстого «Русалка»).

1

27

Великая сила искусства. Размышления о человеческой красоте (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»)

1

28

Подведем итоги (обобщающий урок по разделу II)

1

29

Развитие речи.  Сочинение по разделу «Сказки для взрослых».

1

Раздел III. Следы времени (13ч)

30

Героический эпос разных народов.

Герои и язык русского былинного эпоса.

1

31

Былина «Вольга и Микула Селянинович». Приёмы создания героического характера. Язык былины.

1

32

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» Образ русского богатыря в былине.

1

33

Урал-батыр – герой башкирского народного эпоса.

1

34

Традиции и обычаи киргизского народа в национальном эпосе «Манас».

1

35

«Калевала». Национальное и общечеловеческое начало в эпосе разных народов.

1

36

Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате». Величие древней легенды. Мастерство автора и переводчика.

1

37

Легенды и мифы Древней Греции – отражение представлений древних греков об устройстве мира. Изображение главных богов.

1

38

Мифы о Геракле.

1

39

Гомер. «Одиссей у циклопов». Жизнь мифов в литературе. Отличие мифа от сказки. Языковые особенности произведения.

1

40

Одиссея как поэма «странствий»

1

41

Подведем итоги (обобщающий урок по разделу  III)

1

42

Развитие речи. Сочинение по разделу III «Следы во времени»

1

 Раздел IV.Открывая мир вокруг…(15ч)

43

Литература как способ познания жизни. Вечные темы в литературе. Роль художественной детали (на примере произведения «Старик в станционном буфете»  Паустовского).

1

44

И.С. Тургенев «Муму». Жизнь человека в эпоху крепостного права.

1

45

Герасим и другие персонажи. Характеристика героя в эпическом произведении.

1

46

«Бирюк». Автор и его герой в произведении.

1

47

И.С. Тургенев «Певцы». Основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям.

1

48

Л.Н. Толстой «Севастополь в декабре месяце». Анализ собственных переживаний автора в рассказе. Художественное изображение действительности в художественном произведении.

1

50

Размышления о ценностях человеческой жизни в стихах о войне (М.Ю. Лермонтов «Сон», С. Гудзенко «Перед атакой», Б. Окуджава «До свидания, мальчики», К. Симонов «Жди меня», М. Петровых «Апрель 1942», Б. Слуцкий «Лошади в океане»).

1

51

А. Грин «Четырнадцать футов». Изображение человека, его чувств, переживаний в рассказе.

1

52

О. Генри «Последний лист». Размышление о назначении искусства художника и искусства вообще.

1

53

А.С. Пушкин «Повести Белкина». Тематика и проблематика. Повесть «Выстрел». Роль эпиграфа к произведению.

1

54

А.С. Пушкин «Дубровский». Сюжет и композиция эпического произведения.

1

55

Образ Владимира Дубровского

1

56

Нравственная проблематика повести

1

57

Подведем итоги( обобщающий урок по разделу IV)

1

58

Развитие речи. Сочинение по разделу IV «Открывая мир вокруг...»

1

Раздел V. Смеясь сквозь слезы…(11ч)

59

Смешное в жизни и в литературе. Басни как поучительный жанр. Эзоп и эзопов язык.

1

60

Басни Крылова их аллегорический смысл.

1

61

Проверочная работа №1

1

62

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Объект сатиры писателя.

1

63

Смешное и грустное в рассказах А. Чехова

1

64

Р. Бернс. Эпиграммы и эпитафии

1

63

Тематика и проблематика юмористических произведений Н.А.Тэффи

1

65

Тематика и проблематика юмористических произведений И.Ильфа и Е.Петрова.

1

66

Образ рассказчика в рассказе «Трое в лодке, не считая собаки».

1

67

Подведем итоги(обобщающий урок по разделу V) Подготовка к домашнему сочинению

68

Отражение мира чувств в лирическом тексте (С.А. Есенин «Где ты, где ты, отчий дом…», М.И. Цветаева «Домики старой Москвы», А.А. Ахматова «Цветов и неживых вещей…», И.А. Бунин «Первый утренник», И. Бродский «Ветер оставил лес…», Б.Л. Пастернак «Никого не будет дома», Б. Ш. Окуджава «Пожелание друзьям», Б.В. Заходер «Что такое стихи»).

1

Обобщение(2ч)

69

Обобщение изученного.

1

70

Обобщение. Мир твоей литературы

1

VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Литература».

Для реализации целей и задач обучения литературе по данной программе используется УМК по литературе Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»)

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литература». 6 кл. учеб, для общеобразоват. учреждений: в 3-х кн. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. - М. : Баласс, 2014

Е.С. Барова и др. Методические рекомендации по литературе к учебнику для  6 класса.

   На уроках литературы в качестве технического средства обучения  эффективно используем компьютер. Учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.

VIII. Результаты освоения предмета «Литература» и система оценки.  Нормы оценки письменных контрольных работ и устных ответов учащихся.

Часть 1. Оценка устных ответов учащихся.

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе .

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Балл

       Степень выполнения учащимся  общих требований к ответу

«5»

       1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение      языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка «1» не ставится.

Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

 Часть II. Критерии и нормативы оценки  сочинений.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:

- соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность и логичность изложения;

- правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции  сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Критерии и нормативы оценки языкового оформления

изложений и сочинений

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность. При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за  сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

 

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые

синтаксические конструкции, встречается

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь

недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

        

ЧастьIII.Критерии оценивания письменных практических работ тестового характера.

В работах такого характера исправляются все ошибки, учитываются только ошибки на заранее оговоренные грамматические, лексические и орфографические трудности.

«5» - 100-90% правильных вариантов (или 1 ошибка)

«4» - 89-70% правильных ответов (или 2-3 ошибки)

«3» - 69-50% верных вариантов (или 4-6 ошибок)

«2» - ниже (или 6-13 ошибок; от 13 ошибок –«1»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса по программе Г.И.Беленького

Рабочая программа по литературе для 8 класса по программе Г.И.Беленького составлена из расчета 68 часов. В Программе есть разделы: Пояснительная записка,  Учебно-тематический план, Содержание уче...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС. ( учебная программа под ред. В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе: пояснительная записка, основное содержание учебного курса, требование к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы  общеобразовательных учреждений «Литература»  под ред...

Рабочая учебная программа по литературе, 5 класс

Рабочая учебная программа по литературе для 5 класса составлена на основе авторской программы  основного общего образования по литературе под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством обра...

Рабочая учебная программа по литературе, 6 класс

Рабочая учебная программа по литературе для 6 класса составлена на основе авторской программы  основного общего образования по литературе под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством обра...

Рабочая учебная программа по литературе 7 класс срок реализации 2016-2017г

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года, примерной программы основного общего образования по л...

Рабочая программа по литературе (7 класс) для учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение»

Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....