Литературная викторина
план-конспект занятия по литературе (7 класс) на тему

Сказки Русских писателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Викторина29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Сказки русских писателей

(литературная викторина)

Цель:

- способствовать воспитанию познавательного интереса у детей;

- прививать любовь к творчеству писателей;

Задачи:

- учить самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить.

- вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;

- организовать досуг воспитанников.

Ход занятия

  1. Вводная беседа

В России стартовал Год литературы. План мероприятий охватывает всю страну и даже выходит за ее пределы. И мы не исключение. У нас в Центре, в библиотеках города проводятся различные мероприятия: встречи с писателями, литературные викторины. А еще все мы любим читать сказки.

-  А кто знает, что такое сказка?

         Сказка - это народно-поэтическое повествовательное произведение, рассказывающее о вымышленных событиях и героях. Часто с участием фантастических и волшебных явлений.

- Какие бывают сказки?

Сказки бывают народные и литературные. Кто знает, что такое литературная сказка?

"Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей;

В огромном, сияющем всеми красками и оттенками мире сказок – авторские сказки занимают особое место. Великие сказочники создали сказочный мир, где живут любимые многими поколениями герои, с которыми дети учатся добру, познают мир, радуются и плачут, путешествуют и мечтают. Все это так естественно в фантастически – прекрасном сказочном мире.

Сегодня мы с вами поговорим о литературных сказках и о писателях, которые писали эти сказки.

Презентация о писателях: С.Т.Аксаков, П.П.Бажов, Д.Н.Мамин-Сибиряк, В.Одоевский, П.П.Ершов, В.М.Гаршин.

- Мы много с вами читали, а теперь давайте проверим наши знания.

Дети делятся на две команды.

    2.«Литературная викторина

1 конкурс. «Любимая сказка»

Капитаны команд тянут жребий, выбирают сказку.

По сказке «Аленький цветочек»:

   1.Кто написал сказку «Аленький цветочек»? ( С.Аксаков)

   2.Кто рассказал писателю эту сказку? ( Ключница Пелагея)

   3. Какие заказы сделали дочери своему отцу? («золотой венец из каменьев самоцветных»; «тувалет из хрусталя восточного»; аленький цветочек)

   4. Как купец оказался в заколдованном  царстве? («налетели разбойники», «бежит от них в темные леса»)

   5. Какое условие поставил зверь лесной-чудо морское купцу? (отправить к нему одну из дочерей по своей воле или самому вернуться, чтобы быть казненным)

   6.  Как зверь лесной-чудо морское поначалу «разговаривал» с меньшой купеческой дочерью? («на белой мраморной стене появлялись словеса огненные»)

   7. Как случилось. Что меньшая дочь опоздала в заколдованное царство? (старшие сестры «все часы в доме целым часом назад поставили»)

   8. Что произошло во дворце чудища, когда Настенька не приехала к назначенному сроку? (тишина стояла мертвая; в зеленых садах птицы не пели песни райские, не били фонтаны воды и не шумели ключи родниковые, не играла музыка во палатах высоких.)

По сказке «Конёк- горбунок»

     1. Чем кобылица отблагодарила Ивана? ( Родила ему двух златогривых коней и Конька – Горбунка).

     2.  По какой причине царь взял Ивана на службу во дворец? ( Никто, кроме Ивана не мог справиться со златогривыми конями, которых Иван продал царю).

     3. Что за чудо-огонёк увидели братья в поле? ( Перо Жар - птицы.)

     4.  Как звали братьев Ивана? ( Данила и Гаврила.)

     5.  За какую цену Иван продал златогривых коней? (10 шапок серебра и ещё 5 рублей.)

     6.  За что был наказан рыба-кит? (За то, что проглотил 3 десятка кораблей.)

     7.Где лежал перстень Царь-девицы? ( На дне морском в красном сундучке.)

     8. Что было в трёх котлах, в которых купались Иван и царь? ( Вода студёная, вода варёная и молоко, вскипячённое ключом.)

2 конкурс. «Из какой сказки?»

Вопросы для команды№1

У Настасьи, Степановой-то вдовы, шкатулка малахитова осталась. Со всяким женским прибором. Кольца там, серьги и протча по женскому обряду. Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой, как он еще жениться собирался. (П.П.Бажов «Малахитовая шкатулка»)

         Лиса начала приходить каждый день - проведать, не застыла лп полынья. Наступившие морозы делали свое дело. От большой полыньи оставалось всего одно окно, в сажень величиной. Лед был крепкий, и Лиса садилась на самом краю. Бедная Серая Шейка со страху ныряла в воду, а Лиса сидела и зло посмеивалась над ней. (Д.Н.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»)

Вопросы для команды№2                                                                              

Она отдыхала довольно долго. Наступило утро, прошел полдень, роза почти забыла о своем враге. Она совсем уже распустилась и была самым красивым созданием в цветнике. Некому было прийти полюбоваться ею: маленький хозяин неподвижно лежал на своей постельке, сестра не отходила от него и не показывалась у окна. Только птицы и бабочки сновали около розы, да пчелы, жужжа, садились иногда в ее раскрытый венчик и вылетали оттуда, совсем косматые от желтой цветочной пыли. ( В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»)

Вот перед ними ещё дверцы; они отворились, и Миша очутился на улице. Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо пёстренькое, черепаховое; по небу ходит золотое солнышко; поманишь его, оно с неба сойдёт, вкруг руки обойдёт и опять поднимается. А домики-то стальные, полированные, крытые разноцветными раковинками, и под каждою крышкою сидит мальчик-колокольчик с золотою головкою, в серебряной юбочке, и много их, много и все мал мала меньше. (В. Одоевский «Городок в табакерке»)

3 конкурс. «Соедини»

Командам предлагаются карточки названий сказок и героев этих сказок. Детям нужно соединить героев и сказки.

Викторина для зрителей

  1.  Сколько сказок написал П.П. Ершов? (1)

  2.  Какого цвета были златогривые кони, сыновья кобылицы? (Вороного)

  3. Сколько лет рыба-кит не мог получить прощение? (10)

  4. Сколько лет было царю? (70)

  5. Кто автор сказки «Серебряное копытце»? (П.П.Бажов)

  6. Какой герой в сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех» говорил, что он самый умный? (Индюк)

  7. С кем отправилась в путешествие лягушка из сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница»? (С утками)

   8. Как Миша, из сказки «Городок в табакерке», оказался в городке? (пригласил мальчик-колокольчик)

Подведение итогов викторины

3.Инсценировка сказки

 «Сказка про Козявочку» Д.Н. Мамин-Сибиряк

 Действующие лица:

Козявочка

Сердитый Шмель

Аленький Цветочек

Серьезный Червячок

Воробей

Болотная Жаба

Козявочка с мохнатыми усиками

Другие Козявочки

         Лето. Солнечный денек. Лесная полянка.

Козявочка: Ах, хорошо! (Расправила крылышки, потёрла ножки одна о другую, посмотрела кругом) Как хорошо!.. Какое солнышко тёплое, какое небо синее, какая травка зелёная, – хорошо, хорошо!.. И всё моё!..

(Летает, любуется всем и радуется. В травке спрятался аленький цветочек)

Цветочек: Козявочка, ко мне! 

 (Козявочка, подлетает к цветочку  и пьет сладкий цветочный сок).

Козявочка: Какой ты добрый, цветочек!  (вытирает рыльце ножками).

Цветочек: (грустно) Добрый -то добрый, да вот ходить не умею.

Козявочка: И всё – таки хорошо.  И всё моё…

(Мохнатый Шмель с жужжанием  подлетает  к цветочку)

Шмель: Жж… Кто забрался в мой цветочек? Жж… кто пьёт мой сладкий сок? Жж… Ах ты, дрянная Козявка, убирайся вон! Жжж… Уходи вон, пока я не ужалил тебя!

Козявочка: Позвольте, что же это такое?  Всё, всё моё…

Шмель: Жжж… Нет, моё!

(Козявочка едва уносит  ноги от сердитого Шмеля. Садится на травку, облизывет  ножки, запачканные в цветочном соку)

Козявочка: (сердито) Какой грубиян этот Шмель!.. Даже удивительно!.. Ещё ужалить хотел… Ведь всё моё – и солнышко, и травка, и цветочки.

(По стебельку травки карабкается Мохнатый Червячок).

Червячок: Нет уж, извините – моё! 

Козявочка: Извините меня, Червячок, вы ошибаетесь. Я вам не мешаю ползать, а со мной не спорьте!..

Червячок: Хорошо, хорошо… Вот только мою травку не троньте Я этого не люблю, признаться сказать… Мало ли вас тут летает… Вы народ легкомысленный, а я Червячок серьёзный… Говоря откровенно, мне всё принадлежит. Вот заползу на травку и съем, заползу на любой цветочек и тоже съем. До свиданья! (уползает)

Козявочка: (с огорчением) Помилуйте, я была уверена, что всё принадлежит мне и создано для меня, а тут другие то же самое думают. Нет,  что-то не так… Не может этого быть. Полечу - ка я к воде. Уж это моё! 

Полетела Козявочка дальше и видит - болотце. На бережку сидит большая Жаба.

Жаба: Налетели тут! Расшумелись! Покоя от вас нет!

Козявочка: Моя вода… Ах, как весело!.. Тут и травка, и цветочки, и камыш.

Навстречу Козявочке летят другие Козявочки. Не замечают Жабы. Радуются.

Козявочки: Здравствуй, сестрица!

Козявочка: Здравствуйте, милые… А то уж мне стало скучно одной летать. Что вы тут делаете?

Козявочки: А мы играем, сестрица… Иди к нам. У нас весело… Ты недавно родилась? (играют столбом: кружатся, летают, пищат)

Козявочка: Только сегодня… Меня чуть Шмель не ужалил, потом я видела Червяка… Я думала, что всё моё, а они говорят, что всё ихнее. Но я же  никому не мешаю жить: летайте, жужжите, веселитесь. Я позволяю…

(Присела отдохнуть на болотную осоку. А Козявочки веселятся и не замечают, как вдруг, откуда ни возьмись, появился Воробей – как шмыгнёт мимо).

Козявочки: Ай, ой! (бросились врассыпную).

Воробей: Ух, я вас проглочу! Ух, я вас растопчу! (хватает Козявочек)

Козявочки: Ай, разбойник!  Спасайся!

Жаба услышала шум и прыгнула с берега в болотную осоку.

Жаба: Будет и мне чем поживиться! (хватает Козявочек)

Козявочки разбегаются и прячутся в камышах.

Козявочка:  Что же это такое?  Это уже совсем ни на что не похоже… Так и жить нельзя. У, какие гадкие!..

Прилетели Новые Козявочки, которые только что родились. Они летают и пищат.

Новые Козявочки: Все наше… Всё наше…

Козявочка:  Нет, не всё наше. Есть ещё сердитые шмели, серьёзные червяки, гадкие воробьи, и лягушки. Будьте осторожны, сестрицы!

(Появляется Козявочка с мохнатыми усиками).

Козявочка с мохнатыми усиками: Я удалец- молодец! Ты хорошенькая, Козявочка… Будем жить вместе?!

Козявочка: Я согласна. Вместе все же веселее.

Козявочки: Вот и  Солнышко садится. Закончился день. Пора спать!

Козявочки прячутся в камышах, где тепло.

Козявочка:  Ах, как хорошо!.. Мой месяц, мои звёзды. Но никому этого не скажу, а то опять  отнимут и это… Ах, как я устала!..

Козявочка и ее друзья засыпают.

         

4.Заключение

«Книги делают человека лучше -  заметил русский писатель И. А. Гончаров. Читая книгу, мы учимся сочувствовать, сопереживать её героям, пытаемся определить, где добро, где зло, что правда, а что ложь. Таким образом, сами становимся чуточку добрее и лучше.

Читайте хорошие книги, спешите делать добро!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина для учащихся 7 класса

Викторина содержит вопросы по УНТ и творчеству великих русских писателей....

Литературная викторина "Басни дедушки Крылова"

ЦЕЛЬ ВИКТОРИНЫ: Обобщение знаний учащихся о баснях И.А. Крылова, развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе....

Русско-английская литературная викторина для учащихся средней школы

Учащимся гораздо интереснее познавать новое, готовясь к какому-нибудь конкурсу. Тогда желание победить пересиливает лень. И они трудятся: находят материал, готовятся....

Литературные викторины

Данные литературные викторины по творчесту русских писателей и поэтов 19 - 20 веков. Можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельнности....

Литературная викторина "Что? Где? Когда?"по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Эта разработка состоит практически из цитат, взятых из романа "Евгений Онегин". Мероприятие целесообразно проводить с детьми только после прочтения романа. Временные рамки определяет учитель, и...

Литературная викторина

Литературную викторину можно провести для учащихся 9 класса после изучения темы " Древнерусская литература". Класс разбивается на группы, нужно придумать название командам. Очень увлекательн...

Литературная викторина "Литературный максимум"

Литературная викторина подходит для 10-11 классов. В игровой форме проверяет знания учащихся по литературе. Задания рассчитаны на общую эрудицию...