Урок по творчеству И.С.Тургенева
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

"Прекрасное  разлито  повсюду… Но  нигде  оно не сияет с такой силой,  как ? (в человеческой индивидуальности.») 

Цель  урока:  формирование у  школьников навыков  социально- психологической  характеристики  литературного  героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt_urok.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

     Урок  по творчеству    И.С.Тургенева

               «Прекрасное  разлито  повсюду… Но  нигде  оно не сияет с такой силой,  как ? (в человеческой индивидуальности.»)                            

                                          ( по рассказу « Бирюк»).

                                                 

Цель  урока:  формирование у  школьников навыков  социально- психологической  характеристики  литературного  героя.

Оборудование:  

Задачи урока: 1) выявление основных приёмов  создания художественного образа;

                           2)пейзаж  как средство характеристики героя;

                           3)  описание интерьера и его функции  в создании образа;

                           4) роль и значение авторской характеристики  героя;

                           5)  поведение персонажа как средство раскрытия характера.

Ход урока:  1.    Вступительное слово учителя.  Иван  Сергеевич  Тургенев…  Его справедливо  называют лучшим стилистом,  тончайшим психологом русской прозы 19 века.  Художественными идеалами Тургенева  были простота,  спокойствие,  ясность линий,  добросовестность работы, а самым  главным  в  искусстве  он считал  красоту.  Давайте мы с вами  вспомним, как эта мысль писателя прозвучала в произведении   «Бежин луг».

Выступление учеников.  Чтение отрывков из рассказа.

Слово учителя.  Итак , мы видим, что  детство крестьянских детей  Тургенев  отождествляет  с  прекрасным  утром, полным свежести и красоты…   Но мы с вами сегодня будем работать  по совершенно  другому рассказу этого цикла. Этот  рассказ,  по воспоминаниям  А.И.Замятина,  создан на основе реальных событий,  «…был Ермолай…,  был Бирюк,  которого в лесу  убили свои же крестьяне…»    

  Рассказ «Бирюк»  написан в 1847 году, а напечатан во втором номере журнала  «Современник» в 1848 году. Создавая это произведение, Тургенев опирался на собственные впечатления от родных ему мест, которые безгранично любил, от жизни крестьян  Орловской губернии.

        Спасское –Лутовиново -  родина писателя (презентация учащегося)

Каким вы увидели пейзаж, дорогой сердцу Тургенева? Можно ли предположить, что действие будет происходить в подобных местах?

Главный герой Тургенева, объединяющий все рассказы цикла «Записки охотника», охотник, бродит по орловским лесам полям, он умный, наблюдательный человек, умеющий ценить красоту и правду. Образ охотника- повествователя помогает нам глубже понять действительность, оценить изображаемое, раскрыть тайны героев, понять самое сокровенное в них…

   Итак, мы обращаемся к рассказу «Бирюк», одному из самых , пожалуй, интересных в цикле.

         2) Анализ рассказа.

А) Выяснение уровня восприятия.

Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

Понравился ли вам главный герой?

Почему крестьяне прозвали лесника Бирюком? Какую оценку герою даёт  это слово?

    Словарная работа.

Бирюк – (1) Волк – одиночка.

                 (2) Переносн. Одинокий, нелюдимый человек. «Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый» (пояснение И.С. Тургенева).

                 - Какие же черты лесника подчеркивает название рассказа?

3) Анализ пейзажа. По словам В.Г. Белинского, Тургенев «любит природу …, как артист и …никогда не старается  изображать её только в поэтических видах, но берёт её, как она ему представляется. Его  картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную природу…»

      Рассказ начинается с описания леса и надвигающейся грозы. Наша задача- определить , какое значение имеет пейзаж в произведении и создании образа главного героя.

                 Задания.

Найдите и прочитайте описание грозы.

- Как автор изображает основные моменты перехода душного вечера в грозовую ночь?

- Найдите художественные средства, при помощи которых писатель передаёт впечатление от леса, слуховые и осязательные ощущения.

-Что придаёт особую динамику, развитие описанию?

-  Покажите, как автор одушевляет природу?  

-Какой приём использует автор для  изображения усиления грозы?

     Несоверш. вид глагола: ехал, бежала, не отставала.

     Совершен. вид глагола: сменился, загудел, забушевали, застучали, зашлёпали, сверкнула, разразилась.

      Используется эффект неожиданности- наречия внезапно, как вдруг , резко.

      Градация - застучали, зашлёпали.

      Антитеза- жар- холод, душный - влажный.

      Эпитеты – огромная , лиловая, длинные, серые, душный, влажный. Сильный, крупные.

       Аллитерация и ассонанс – ракиты тревожно шевелились и лепетали, капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям , гроза разразилась.

       Метафора и олицетворения – гроза надвигалась, ракиты тревожно лепетали, деревья забушевали, капли дождя застучали.

-  Как , по- вашему. Связан пейзаж с образом Бирюка?

               Природа величественна , сильна и могуча , как и герой Тургенева, появляющийся на её фоне.

            Анализ образа Бирюка.

 -Как появляется перед нами Бирюк?  

-Какие качества , черты сразу бросаются в глаза в этом человеке?

-Как обстоятельства встречи с героем подчёркивают силу , мощь , сказочность в чем- то этого персонажа?

-  Какие черты характера сразу проявляются в Бирюке?

          Внутренняя сила, спокойствие, сдержанность – они и соответствуют его характеру , и контрастируют с ним.

- В чём вы видите контраст между появлением героя и его жизнью?

           Появление романтическое, сказочное, а жизнь трагическая.

   - В чём трагизм жизни Бирюка? Оцените жилище героя.

- Какое чувство вызывает оно у Тургенева? А у вас?

- Что , по- вашему, говорит о Бирюке его жилище, дети, которых он растит в одиночку?

- Как и почему Бирюк рассказывает писателю о своей беде?

- Каким рисуется этот персонаж среди всех несчастий в его судьбе?

- Что вы видите в отношении мужиков к Бирюку? Можно ли сказать , что кроме страха он вызывает также и уважение?

         Он строг, неподкупен, мастер своего дела.

-Как вы относитесь  к фразе «…добрые люди его сжить со свету собирались…»?

   -Что вы можете сказать о характере человека , который вопреки всем обстоятельствам остаётся верен своему долгу?

-Как автор показывает силу Бирюка и слабость порубщика в момент их схватки?

     Железный голос Бирюка(почему?)- жалобно, по- заячьи закричал голос.

- Как выглядит пленённый Бирюком крестьянин? Какое чувство вызывает у автора и у вас этот герой?

-Как автор подчеркивает нищету порубщика?

     …в лохмотьях.  Дрянная лошадёнка, испитое лицо, морщины, беспокойные глаза, худые члены.

-Почему вначале мужик обращается к леснику по имени  отчеству, а в конце переходит на угрозы?

- Что заставило Бирюка отпустить крестьянина?

- Почему  охотник назвал лесника  « славным малым»?

- Согласны ли вы с ним и почему?

 - Какие черты народа нашли своё воплощение  в характере Бирюка?

-Как вы понимаете слова «Прекрасное разлито повсюду»? К чему , по- вашему , эти слова относятся в полной мере в произведении  И. С. Тургенева?

-Как бы вы закончили фразу в названии нашего урока?

             «Прекрасное разлито повсюду»…Но нигде оно не сияет с такой силой, как в человеческой индивидуальности ( возможен вариант – в человеке).

Домашнее задание: пересказ произведения от любого персонажа.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урокпо теме "Носители информации созданные в 20 веке"

Урок проводится с использованием элементов игры. У учащихся данного возраста игра вызывает  сильный эмоциональный отклик,  радость, удовольствие, заинтересованность, что способствует повышен...

Урокпо истории России: Альтернативы послевоенного развития СССР.

Сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР.  Оборудование: Раздаточный материал с историч...

Открытый урокпо физике в 8 кл. " ДВС.Экологические проблемы использования тепловых машин"

Тип данного урока- объяснение нового материала. Урок построен в соответствии с программными требованиями....