Урок по литературе 7 класс. Фольклор (90 мин)
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

Кузнецова Ольга Геннадьевна

Материал к уроку литературы 7 класс. Фольклор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературе для 7 класса

Тема: Фольклор

Оборудование: Учебник, компьютер, презентация, проектор, доска.

Время: 90 минут

Программа: Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. В. Я. Коровина.

  1. Слово учителя:

Здравствуйте  Прежде всего, я хочу поздравить вас с началом учебного года и пожелать успехов в освоении школьной программы. Мы начнём с повторения, с того, что вам известно с детства.

  1. Ход урока:

Тема сегодняшнего урока – фольклор (есть в презентации) слайд 1. Для того, чтобы изучать фольклорные произведения, прежде всего, нам нужно ответить на вопрос – что есть фольклор? Как вы понимаете этот термин? (Ожидаемый ответ – устное народное творчество). В общем-то, все ваши ответы верны. Но для того, чтобы более глубоко проникнуть в суть этого явления, мы обратимся к определению российского учёного-фольклориста Кирилла Васильевича Чистова слайд 2: «Народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах (былины, сказки, частушки, пословицы, песни, танцы и др.) Различают фольклор словесный (народно-поэтическое творчество), музыкальный, танцевальный и др.») Это определение есть на доске, запишите, пожалуйста, его к себе в тетрадь слайд 3.

Запись и публикация фольклорных текстов начинается в XVIII в. Они обычно прилагались к каким-нибудь сборникам. В XIX в. начинаются исследования фольклора.

Почему фольклор стоит особняком от литературы? В чём его отличие?

  1. Коллективность – нет выражения индивидуальности. Импровизация всегда идёт готовыми формулами;
  2. Типизация. Важно не правдоподобие, а условность.
  3. У фольклора более тесная связь с другими видами искусства;
  4. Традиционность – тексты сложились в те эпохи, когда были устойчивы общественные формы жизни, понятия личности не было; выражаются общечеловеческие мысли и стремления, т. к. соответствуют требованиям народной эстетики;
  5. Устность и анонимность;
  6. Вариативность. Фольклорным считается только тот текст, у которого есть варианты. Они могут отличаться отдельными словами. Могут выделяться более древние и поздние варианты. Могут различаться и особенностями художественной формы. Лекция

Из обозначенного нами определения, а также из вашего учебника мы можем выделить фольклорные жанры, которые делятся на обрядовую и необрядовую поэзию . Давайте пойдём в том порядке, который указан в учебнике и обратимся к преданиям слайд 4. Прочитайте об этом жанре на стр. 7 (вслух). Спасибо! А теперь рассмотрим этот жанр на примерах. О «Воцарении Ивана Грозного» нам прочитает (имя). Спасибо! Прежде, чем перейти к следующему повествованию, вспомните свои чувства при прочтении: возникло ли у вас предчувствие о том, какой конец будет, и, если да, то в какой момент? Почему?

Замечательно!

Давайте теперь прочитаем о «Сороках-ведьмах». Пожалуйста, (имя), прочитайте! Скажите, в чём смысл этого предания? Действительно ли, по вашему мнению, в Москве нет сорок? (Царь на Руси – наместник Бога на земле. Он может всё, в том числе – управлять природой. Укрепление авторитета царя). Спасибо!

Теперь прочитаем предание «Пётр и плотник». Как вы думаете, могло ли быть такое на самом деле? (Пётр действительно ездил инкогнито строить корабли, но все его узнавали, потому что он был невероятно высок).

Вопросы: Пётр Первый предстаёт в повествовании более реальным человеком; они как бы противопоставляются: Иван будто бы вышел из мужиков, стал царём, повелевал стихиями, вознёсся до Бога в мировидении народа. Пётр же с самого начала был царской крови, притворился рабочим, а позже – перенял науку от рабочего, простой плотник стал его учителем. И всё же Пётр царём быть не перестал. Кроме того – Рюриковичи и Романовы совершенно разные династии).

Обратимся к рубрике «Будьте внимательны к слову». 1 и 2.

Примерно на 25 – 30 минут.

Для того, чтобы разобраться со следующим жанром, просчитайте информацию на стр. 11 (3 абзац сверху, всего два абзаца). Скажите, какие былины вы помните? Несомненно, самыми знаменитыми былинными героями являются три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович (слайд с картиной "Богатыри" Васнецова) слайд 6. Перед вами картина Виктора Васнецова "Богатыри", над которой художник трудился 20 лет. Сейчас она находится в Москве в Третьяковской галерее. Скажите, так ли вы представляли себе этих героев, когда читали русские былины? (Вставить другие картины, немного рассказать о них: «Садко» — картина русского художника Ильи Ефимовича Репина, написанная в 1876 году в Париже по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III) слайд 7 В былинах изображались не только героические поступки богатырей, но и бытовая жизнь: зарисовки работе в поле, сватовстве, увеселениях – отражение получало всё, что окружало людей каждый день.

Былины возникли во времена, когда пение и рассказ ещё не сильно отошли друг о друга. Для них характерно использование постоянных эпитетов, что создаёт ритмизацию текста. Все ритмы в былинах – напевные. Именно поэтому рассказывание сопровождалось игрой на гуслях слайд 8.

Так же, как и художники, композиторы не могли остаться в стороне от былин. Ярким примером стала опера А. Гречанинова «Добрыня Никитич». Небольшой отрывок, а именно, песню Алёши Поповича, мы сейчас и прослушаем слайд 9.

Примерно 40 минут. 

Различают два основных цикла былин – Киевский и Новгородский.

Характерные черты киевского цикла:

  • Действие происходит в Киеве или около него;
  • В центре повествования стоит князь Владимир;
  • Основная тема – защита русской земли от кочевников;
  • Образы трёх богатырей, героев социально-бытовых былин (Вольга и Микула).

Характерные черты новгородского стиля:

  • Затронуты социальные темы (обусловлено своеобразием жизни Новгорода);
  • Образы Садко, Василия Буслаева и др.

Традиционное построение:

  • Зачин (рассказывается о времени и месте действия);
  • Основная часть (повторы, гиперболы, постоянные эпитеты, формулы, приём троичности, основанный на градации (обычно восходящей), отсутствие рифм);
  • Концовка.

    А теперь давайте обратимся к былине "Вольга и Микула Селянинович" на стр. 17.

Отлично!

 Вопросы и задания:

  1. Тема: крестьянский труд ставится выше воинского; герой – Микула.
  2. Приглашение в товарищи (стр. 21) – уважение. Зачин – формула (как из «Слова…» (Сравни:  

Вещий Боян,

   Если песнь кому сотворить хотел,

   Растекался мыслию по древу.

   Серым волком по земле,

   Сизым орлом под облаками.

  

   Вам памятно, как пели о бранях первых времен:

   Тогда пускались десять соколов на стадо лебедей;

   Чей сокол долетал, того и песнь прежде пелась: и т. д.)

Одежда – реальность древнерусского праздничного быта.

Гиперболы – условность, постоянные эпитеты – повтор – ритмизация текста.

  1. Дайте характеристику Микуле и Вольге (5 минут – подготовка)

Итак, сегодня на уроке мы вспомнили, что фольклор – это народное творчество, бытующее в широких народных массах; узнали, когда начали записываться и изучаться фольклорные произведения; поразмышляли над отличиями литературы от фольклора; и познакомились с фольклорными жанрами – к некоторым лишь прикоснулись, на нескольких (предания и былины) остановились более подробно. Вы все очень хорошо поработали, большое вам спасибо за этот урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "Обрядовый фольклор"

Пословицы, поговорки, загадки, песни, частушки и в наши дни сочиняются. В них народ выражает свои мысли, чувства, мечты и надежды....

«Что такое фольклор? Фольклорные жанры на Дону» урок по литературе в 5 классе

урок по литературе для учеников 5 класса с использованием регионального компонента на тему: "Что такое фольклор? Фольклорные жанры на Дону"...

Конспект урока для 5 класса "Фольклор в музыке русских композиторов"

Развернутый конспект урока для 5 класса по программе по музыке автора Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева по теме:"Фольклор в музыке русских композиторов"...

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора"

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Фольклор. Жанры фольклора".Учебник: Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. 5-е изд. - М.: 2016. Ч.1 - 358 с...

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...