«Что такое фольклор? Фольклорные жанры на Дону» урок по литературе в 5 классе
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

урок по литературе для учеников 5 класса с использованием регионального компонента на тему: "Что такое фольклор? Фольклорные жанры на Дону"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по литературе15.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ТСОШ №3                                       Учитель: Бордзикули Н.О.

Тема: «Что такое фольклор? Фольклорные жанры на Дону»

Цели: - закрепить термин «фольклор»;

- углубить изучение жанров фольклора на Дону;

- воспитать любовь к родному краю, путём изучения Донского фольклора.

Ход урока.

  1. Беседа по теме урока.

- Ребята, давайте вспомним, что такое фольклор? («Народная мудрость», устная словесность).

- Какими  чертами отличается фольклор? (Устная форма, опора на традиции, непосредственность контакта исполнителя и слушателя, коллективность, народность, вариативность.)

II. Закрепление жанров фольклора.

- Назовите известные вам жанры устного народного творчества.

1. Донские казачьи сказки.

- Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства происходило постепенно и выразилось, прежде всего, в сказке. Сказка осознавалась как выдумка, игра воображения. В сказках люди пытались выразить свои идеалы, свои представления о счастье и справедливости, любви и дружбе.

- Что же такое сказка? (Рассказ фантастического, приключенческого или бытового содержания, который содержит поучение.)

- На какие группы делятся сказки? (Сказки о животных, волшебные и бытовые).

- Какие признаки имеет каждая группа сказок? (В сказках о животных действующие лица – звери, очень похожие на людей. Все они наделены определёнными чертами характера. Лиса – хитрая, Медведь – сильный и простодушный и т.д. В волшебных сказках происходят чудеса. Главный герой – человек, наделённый добротой, храбростью, силой, справедливостью. Он борется со злом – завистью и ненавистью злых людей. Героями бытовых сказок тоже являются люди. Обычно один герой бедный, другой – богатый жадный и глупый. Бедный побеждает богатого смекалкой и ловкостью. Здесь не бывает чудес.)

2. Чтение донской казачьей сказки «Глупец и жеребёнок».

- К какой группе относится эта сказка?

- Как рассказываются в этой сказке характеры действующих лиц?

- Чему учит эта сказка?

- Почему конь, а не иное животное выступает в сказке в качестве положительного героя?

3. Беседа по сказке «Казак и Лиса».

- Какие наиболее характерные черты донского жителя отразились в этой сказке?

- Какие особенности природы, быта, речи донских казаков отображены в этой сказке?

Словарная работа.

Вязы – мышцы шеи. Корец – ковш. Гумно – место для хранения зерна. Курень – казачий дом. Наметом – галопом. Гутарить – говорить. Пластовать – разделывать рыбу. Кабаржина – позвоночник, хребет. Шлях – дорога.

4. Малые жанры казачьего фольклора.

- Что относится к малым жанрам фольклора?

Пословицы и поговорки.

- Что такое пословицы и поговорки?

Чтение пословиц и поговорок.

- Как в казачьих пословицах и поговорках отразилась жизнь их созидателей?

- Можно ли разделить данные пословицы и поговорки по тематике?

Загадки.

- Что такое загадка?

- Попробуем разгадать загадки казаков. (Чтение загадок.)

- Понравились ли вам казачьи загадки? Чем?

Частушка.

- Что такое частушка? Частушка возникает мгновенно и мгновенно распространяется. Она выжила благодаря своей оперативности, остроте сюжетов, сжатых до предела, из-за необычности ситуаций, озорства, великого мастерства, а нередко и умышленной нелепости, доведённой до полного абсурда и потому вызывающей широкую улыбку.

- Отличаются ли казачьи частушки от тех, с которыми вы уже знакомы? Чем?

III. Итог урока.

- Какие произведения фольклора вам знакомы?

- Встречаемся ли мы с произведениями фольклора где-то ещё, кроме уроков литературы? Где?

- Для чего нам нужен донской фольклор?

Домашнее задание.

Попробуйте дома придумать свои загадки или частушки о Доне и казачестве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

цикл уроков по литературе 11 класс по теме: "Проблема зла в русской литературе ХХ века"

Разработынный цикл уроков может быть реализовн как в целом, так и каждым уроком отдельно (исходя из возможностей и условий реализации рабочей программы учителя, возможностей обучающихся и т.п.). Данна...

Конспект урока по литературе 10 класс "В каком году - рассчитывай..." Жанр и проблематика поэмы-эпопеи Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Тема урока: «В каком году - рассчитывай…» Жанр и проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо»Цель урока:    1) раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира крестьянства, зреющи...

Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов

Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс:  5Тип урока: урок «открытия» нового знания...

Урок по литературе 9 класс «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания. Конспект урока в 9 классе...