В. Шаламов
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Урок по творчеству Шаламова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shalamov.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Незаурядный талант

В. Шаламов

Есть люди, встречи с которыми вызывают не только сочувствие и сострадание, но и жгучее ощущение своей вины перед ними. Вины из-за того, что на твою долю не досталось и сотой доли перенесенных ими бед и унижений. Судьба до конца была сурова к человеку, рожденному под злополучной «звездой». В детстве он в полной мере хлебнул невзгод, доставшихся на долю православного духовенства: отец его был священником при русском посольстве в Канаде, потом в Вологде. На пороге возмужания на подростка обрушились гонения, о которых рассказано в повести «Вишера» За этим периодом последовали каторжные 17 лет Колымы. Измученным инвалидом подошел он к концу трагического пути. У него не было родной души, которая скрасила бы его последние дни. Он выстоял, у него хватило сил, чтобы остаться человеком вопреки ожесточавшим и принижавшим условиям. Однако ценой веры в возможности торжества добра, ценой отчуждения от людей. «Колымские рассказы» - их много. Каждый из них имеет свое название, но все они объединены в «Колымские», и это не только общее название, указывающее на место действия, но и «страстное повествование о разрушении человека», о «растлении ума и сердца, когда огромному большинству выясняется день ото дня все четче, что можно, оказывается, жить без мяса, без сахару, без одежды, без обуви, а также без чести, без совести, без любви, без долга». Выясняется большинством, но всеми ли это открытие принимается как норма? О времени репрессий, политике беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком учащиеся узнали из повестей «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина, «Черные камни» А. Жигулина. Поэтому задача учителя через рассказы В. Т. Шаламова показать еще одну сторону этой политики: в лагерях была целая система истребления, физического и нравственного уничтожения человека, осужденного по статье 58. Миллионам людей государство переломало судьбы. Урок начнем с того, что попросим учащихся рассказать о В. Шаламове или расскажем сами. Используем книгу Е.А. Шкловского «Варлам Шаламов». Здесь перед учащимися должна предстать трагедия исковерканной жизни, судьба одного из немногих мучеников не вражеских, а своих концлагерей и  в то же время единственная и неповторимая судьба большого писателя. В. Шаламов родился в Вологде 18 июня 1907 года. Старинный русский город, сохранивший национальные традиции в быту, языке, оставил заметный след в его судьбе. Отец его, Тихон Николаевич, соборный священник, был заметной в городе фигурой, совмещал службу с активной общественной деятельностью. Почти 11 лет он провел на Алеутских островах как православный миссионер, был человеком европейски образованным, независимых взглядов, волевым, категоричным. От отца сын унаследовал твердость убеждений, бескомпромиссность там, где речь шла о чести, долге, достоинстве, хотя отношения их были непростыми. Страстному любителю книг, Варламу ближе была мать. Занятая хозяйством, кухней, бесконечными заботами о многочисленной семье, она была наделена тонкой душой, любила поэзию. Ей посвятил Шаламов свои стихи:

Моя мать была дикарка,

Фантазерка и кухарка.

Каждый, кто к ней приближался,

Маме ангелом казался…..(1970)

Варлам рос живым, впечатлительным, романтически настроенным: героями его детских игр были русские революционеры. Сыну священника путь к высшему образованию был закрыт. В 17 лет он работал дубильщиком кожевенного завода в Сетуни, таким образом, заслуживая право учиться дальше. В 1926 году он стал студентом факультета советского права Московского университета. Митинги, демонстрации, диспуты по философии и литературе, проба  пера – так живет он до 19 февраля 1928 года. Это день его ареста. Причина ареста? Он якобы распространял «Письмо» -  завещание Ленина к съезду. Далее Бутырка и 3 года в Вишерских лагерях. Он принял эти испытания как проверку нравственных и физических сил, как испытание личности. Шаламов выводит  в этих условиях «формула жизни»: Твердо решил – на всю жизнь! – поступать только по совести…». Шаламов постоянно подчеркивал положительный опыт тюрьмы и отрицательный лагерей. В Бутырской тюрьме заключенные имели право пользоваться библиотекой, единственной в Москве, не подвергшейся изъятиям и конфискациям. Некоторые изучали здесь иностранные языки. Было время на лекции, каждый мог поделиться думами. Из тюрьмы в лагерь Шаламов отправился с твердыми принципами: совесть, достоинство, единство слова и дела – от этого не отступать. Что дала ему Вишера? Эти три года разочарований, несбывшихся надежд. Уверенность в своей жизненной силе. 1932 год – возвращение в Москву. Он пишет статьи, очерки, фельетоны для газет и журналов. В 1936 году появляется первый рассказ, но наступает 1937 год. Арест. Пять лет Колымы. Эти пять лет растянулись на 15 за антисоветскую агитацию: назвал эмигранта Бунина русским классиком. Что сохранится и что изменится в восприятии писателя, изменит ли он своим нравственным представлениям? Обратимся к рассказу «Две встречи», он о событиях 1938 года, о Колымском прииске «Партизан», начальником которого был Анисимов. При нем прииск наводнен конвоем, выстроены зоны, начались повальные расстрелы целых бригад и одиночек. Первая встреча автора с Анисимовым произошла в январе 1938 года. Вторая беседа шла под проливным дождем. Анисимов бил заключенных рукой в перчатке. Но Шаламова не ударил. Просто отвел глаза. Шаламов освободился из заключения в 1951 году, но выехать с Колымы не смог. Он работал фельдшером в маленьком поселке в Якутии. Кругом тайга, снега, лагерные бараки, вышки с часовыми. Отсюда с оказией отправил он две тетради своих колымских стихов Б. Пастернаку. Эти стихи были частично опубликованы при жизни Шаламова. В 1953 году Шаламов приехал в Москву, но жить здесь ему не разрешили. Он уехал в Калининскую область работать на торфоразработки. В 1956 году был реабилитирован. Вернулся в Москву. После 20 лет Шаламов стал воскресать, очень много писал. День и ночь. Желание высказаться. Можно использовать на уроке рассказы: «Ночью», «На представку», «Заклинатель змей», «Надгробное слово», «Одиночный замер». Что же хотел поведать писатель человечеству и для чего?

Рассказ «Ночью» вводит читателей в обстановку человеческого бесправия, голода и холода. Автор показывает двух людей, остатки их сил были собраны для того, чтобы раскопать мертвого человека. Снять с него одежду, продать или обменять, чтобы прожить еще один день. Чувства, нравственность подавлены голодом и холодом, но призрачный мир ночи, несущий надежду, развеется, и придет страшный, может быть, последний день... На рассказе «На представку» остановимся более подробно. Смысл названия. Художественные средства. Описание барака и портретных характеристик. Что открывает автор через тщательно выписанные портретные характеристики?

Севочка

Наумов

Тонкие, белые, нерабочие пальцы… Холеный желтый ноготь…липкие грязные светлые волосы, низкий лоб…

Черноволосый малый с такми страдальческим выражением черных, глубоко запавших глаз…что я принял бы его за какого-нибудь странника…

Далее работа над диалогом. Авторские характеристики реплик персонажей. Что они помогаю понять, почувствовать?

Севочка

Наумов

- процедил сквозь зубы с презрением

- безразличным голосом

- твердо сказал

- живо сказал

- раздалась громкая многословная ругань

- хрипло сказал

- закричал

- заискивающе сказал

Очевидна напряженность завязки, стремительный переход в кульминацию и страшную развязку. Думая о нравственных проблемах, поставленных в рассказе, ученики делаю вывод и о мастерстве писателя. В небольшом абзаце – судьба человека, спресованное в миг прошлое, настоящее и будущее: свитер – это ниточка, связывающая с прежней жизнью, в нем надо выжить. Тонкой оказалась ниточка, беззащитной и хрупкой человеческая жизнь, игрушка в руках нелюдей. Гаркунова убили. Но испугались ли убийцы? Будут ли наказаны? Возвращаемся к началу и концу рассказа. Рассказ «Заклинатель змей»  - мысленно представим место действия. Платонов – шурфовой рабочий. Но после работы опять работа – собрать инструменты, сдать, построиться, провести перекличку. Такое подробное перечисление действий говорит о том, что человеку нет отдыха. Лагерь есть лагерь. До отдыха еще далеко. Пять километров идти до лагеря после работы. Мороз. Вои и барак. Что поразило в следующем эпизоде? Какие чувства вызывает автор, рассказывая о Платонове, Федечке? На что он обращает наше внимание? Как и в предыдущем рассказе Севочка, Федечка – вор, блатарь – хозяин положения, в его власти жизнь человека. Федечка указывает Платонову, где спать, и тем самым унижает Платонова, издевается над ним. Этот урок Платонову как развлечение для Федечки. Скучно  ему. Осуждает ли автор грамотея Платонова? Почему? Автор прощает Платонова. Голодному человеку простить можно многое. Вновь возвращение к началу рассказа. Платонов год проработал на прииске «Джанхара». Год – огромный срок для такого страшного места. Когда Платонов сказал об этом, глаза его сузились, он стал старше лет на 10. Почему? Шаламов дважды повторит, что любил Платонова. За что? Шаламов оставляет за рассказом название, придуманное Платоновым. Почему? Ведь заклинатель силой своей воли, своего воздействия способен на гипноз. Удалась ли Андрею Федоровичу Платонову роль заклинателя змей? В рассказе «Надгробное слово» - начало «Все умерли». В каждом рассказе предстает ненасытный «Архипелаг ГУЛАГ». В рассказе «Две встречи» - исчезает бригадир Котур. Он не успел встать с тачки, когда подошел начальник. Здесь же узнаем, что в 1938 году начальство решило пешком отправить этапы из Магадана на прииски Севера. От колонны в 500 человек осталось 40.  В рассказе «Прокуратор Иудеи», который начинается словами: «Пятого декабря 1947 года в бухту Нечаево вошел пароход «Ким» с человеческим грузом…». Автор повторяет фразу. В пути заключенные подняли бунт и их залили водой при 40 градусном морозе. Фронтовой хирург потрясен увиденным. Как определить этот рассказ: эссе, плач, реквием? Все выстраданное в аду советских Освенцимов нашло отражение в «Колымских рассказах». Что, по вашему мнению, включает опыт Колымы? Да смерть, унижения, холод, голод, воскрешения, казни, превращение в животных, переоценку ценностей, крушение привычных представлений о мире, о человеке, о его возможностях. Шаламову ничего не надо было придумывать. Выстраданное собственной кровью оборачивается обвинительным документом. Максимальная убедительность прозы достигается документальной верностью фактов и простотой, ясностью, безыскусностью изложения. Шаламов считал: важно воскресить чувство, которое испытывал человек в нечеловеческих условиях. Он воскрешал это чувство, воскрешал убитых, замученных, умерших от голода и холода, изнеможения. Размышляя о природе русской литературы, В. Шаламов писал: «У писателей учатся жить. Они показывают нам, что хорошо, что плохо, пугают нас, не дают нашей душе завязнуть в темных углах жизни. Нравственная содержательность есть отличительная черта русской литературы». Проза Шаламова отвечает этим принципам? Размышления учащихся завершают урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.Шаламов. "Колымские рассказы"

Презентация содержит биографические сведения о В. Шаламове и вопросы к  сборнику "Колымские рассказы"....

методическая разработка урока литературы по теме "Варлам Шаламов: о времени и о себе..."

В методической разработке представлены материалы урока литературы по  теме «Варлам Шаламов: о времени и о себе».Разработка состоит из пояснительной записки, технологической карты  и  ко...

Конспект урока литературы для 11 класса В. Шаламов "Колымские рассказы"

В конспекте анализируются отдельные рассказы В. Шаламова...

Презентация "А. Солженицын и В. Шаламов"

Презентация поможет задуматься одиннадцатиклассникам о разных взглядах писателей на искусство слова....

В.Шаламов. Как сохранить в себе человека в нечеловеческих условиях?

Урок литературы в 11 классе. Конспект урока и презентация....

Урок литературы в 11 классе по теме: В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».

Варлам Тихонович Шаламов – прозаик, поэт, автор знаменитых «Колымских рассказов», одного из самых поразительных художественных документов ХХ века, ставшим обвинительным актом советск...