Презентация "А. Солженицын и В. Шаламов"
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Презентация поможет задуматься одиннадцатиклассникам о разных взглядах писателей на искусство слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a._solzhenitsyn_i_v._shalamov.pptx468.37 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А. Солженицын и В. Шаламов

Слайд 3

Шаламов и Солженицын начинали как писатели-соратники по лагерной теме. Но постепенно они отдалялись друг от друга. К концу 1960-х Шаламов и вовсе стал считать Солженицына дельцом, графоманом и расчётливым политиканом . Познакомились Шаламов и Солженицын в 1962 году в редакции «Нового мира». Несколько раз встречались в домашней обстановке. Переписывались. Солженицын дал добро на публикацию писем Шаламова к нему, но не разрешил печатать свои письма. Однако часть из них известна по выпискам Шаламова . Шаламов сразу после прочтения «Одного дня Ивана Денисовича» пишет подробное письмо с очень высокой оценкой произведения в целом, главного героя и некоторых персонажей.

Слайд 4

В 1966 году Шаламов в письме отправляет отзыв о романе «В круге первом». Он высказывает ряд замечаний. В частности, он не принял, как неудачный и неубедительный, образ Спиридона, посчитал слабыми женские портреты. Однако общая оценка романа не вызывает разночтений: «Роман этот – важное и яркое свидетельство времени, убедительное обвинение ». Солженицына в ответ пишет ему: «Я считаю Вас моей совестью и прошу посмотреть, не сделал ли я чего-нибудь помимо воли, что может быть истолковано как малодушие, приспособление».

Слайд 5

В «Архипелаге» Солженицын цитирует слова Шаламова о растлевающем влиянии лагеря и, не соглашаясь с ними, апеллирует к его опыту и судьбе: «Шаламов говорит: духовно обеднены все, кто сидел в лагерях. А я как вспомню или как встречу бывшего лагерника – так личность. Своей личностью и своими стихами не опровергаете ли Вы собственную концепцию?».

Слайд 6

После разрыва отношений (отказа Шаламова стать соавтором «Архипелага») изменились и отзывы о произведениях . Вот отрывок из письма Шаламова 1972 года А.Кременскому : «Ни к какой « солженицынской » школе я не принадлежу. Я сдержанно отношусь к его работам в литературном плане. В вопросах искусства, связи искусства и жизни у меня нет согласия с Солженицыным. У меня иные представления, иные формулы, каноны, кумиры и критерии. Учителя, вкусы, происхождение материала, метод работы, выводы – всё другое. Лагерная тема – это ведь не художественная идея, не литературное открытие, не модель прозы. Лагерная тема – это очень большая тема, в ней легко разместится пять таких писателей, как Лев Толстой, сто таких писателей, как Солженицын. Но и в толковании лагеря я не согласен с «Иваном Денисовичем» решительно. Солженицын лагеря не знает и не понимает».

Слайд 7

В свою очередь, Солженицын высказал упрёки по поводу художественного уровня произведений Шаламова, отнеся их к периоду дружеского общения: «Рассказы Шаламова художественно не удовлетворили меня: в них во всех мне не хватало характеров, лиц, прошлого этих лиц и какого-то отдельного взгляда на жизнь у каждого. Другая беда его рассказов, что расплывается композиция их, включаются куски, которые, видимо, просто жалко упустить нет цельности, а наволакивается, что помнит память, хотя материал самый добротный и несомненный».

Слайд 8

«Я надеюсь сказать своё слово в русской прозе», – один из мотивов отказа Шаламова над их совместной работой по «Архипелагу». Это желание объяснимо и само по себе и на фоне успеха Солженицына, которого уже публикуют, и он уже известен на всю страну, а «Колымские рассказы» так и лежат в «Новом мире». Это позже мотив отказа будет соединен с определением Солженицына как «дельца». Пока же звучит (так запомнил и записал Солженицын) вопрос-сомнение: «Я должен иметь гарантию, на кого я работаю».

Слайд 9

« Братья по лагерю», они не могли сотрудничать и, разойдясь, уже и не хотели понять друг друга. Шаламов обвинял Солженицына в проповедничестве и корысти. Солженицын, уже будучи в эмиграции, повторил непроверенную информацию о смерти Шаламова, а тот был ещё жив, но очень болел и жил впроголодь . « Там, где Шаламов проклинает тюрьму, исковеркавшую его жизнь, – пишет А.Шур, – Солженицын верит, что тюрьма – это и великое нравственное испытание и борьба, из которой многие выходят духовными победителями». Сопоставление продолжает Ю.Шрейдер : «Солженицын ищет путь сопротивления системе и пытается передать его читателю. Шаламов свидетельствует о гибели людей, раздавленных лагерем». Тот же смысл сопоставления и в работе Т.Автократовой : «Солженицын писал в своих произведениях, как калечила неволя человеческую жизнь и как, вопреки этому, душа обретала в неволе подлинную свободу, преображаясь и веруя. В. Шаламов писал о другом – о том, как калечила неволя душу ». Солженицын изображал ГУЛаг как жизнь рядом с жизнью, как общую модель советской действительности. Мир Шаламова – подземный ад, царство мёртвых, жизнь после жизни.

Слайд 10

Непоколебимой была позиция Шаламова по отношению к труду в лагере. Он был убеждён, что этот труд может вызвать только ненависть. Лагерный труд, сопровождавшийся непременным лозунгом о «деле чести, доблести и геройства», не может вдохновлять, не может быть творческим. Шаламов отвергает не просто лагерный труд, но, в противовес Солженицыну, любое творчество: «Не удивительно, что Шаламов не допускает возможности какого-то творчества в лагере. Может! – говорит Солженицын».

Слайд 11

Вспоминая своё общение с Шаламовым, Солженицын задает самому себе вопрос: «Да разве можно было совместить наши мирочувствия ? Мне – соединиться с его ожесточённым пессимизмом и атеизмом»?».Пожалуй, стоит согласиться с возражением по этому поводу Л.Жаравиной : «Автор «Архипелага» открывает в своих героях религиозный центр, к которому стягивались основные линии их миропонимания и поведения. Но аналогичный центр есть и у Шаламова. Солженицын явно противоречит себе, когда, подчёркивая атеизм своего оппонента, заметил, что тот «никогда, ни в чём ни пером, ни устно не выразил оттолкновения от советской системы». При том, что Шаламов сам неоднократно говорил о своем атеизме, он всегда подчёркивал, что лучше всех и дольше всех в нечеловеческих условиях Колымы держались именно « религиозники ». Ещё одна позиция расхождения связана с вопросом о дружбе и доверии, доброте. Шаламов утверждал, что в страшных колымских лагерях люди настолько были замучены, что ни о каких дружеских чувствах говорить не приходилось.

Слайд 12

В чём разница во взглядах двух писателей на искусство?

Слайд 13

Шаламов против Солженицына - URL : https :// arctus.livejournal.com/331394.html (дата обращения: 04.04.2020 )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнеописание А.И.Солженицына, Тема трагической судьбы в тоталитарном государстве (повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Цель урока:познакомить учащихся со страницами биографии и творчества необычного человека;умений конспектировать, выявлять главное, обобщать, размышлять;воспитание личности. Цель урока:на основе а...

В.Шаламов. "Колымские рассказы"

Презентация содержит биографические сведения о В. Шаламове и вопросы к  сборнику "Колымские рассказы"....

методическая разработка урока литературы по теме "Варлам Шаламов: о времени и о себе..."

В методической разработке представлены материалы урока литературы по  теме «Варлам Шаламов: о времени и о себе».Разработка состоит из пояснительной записки, технологической карты  и  ко...

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...

Конспект урока литературы для 11 класса В. Шаламов "Колымские рассказы"

В конспекте анализируются отдельные рассказы В. Шаламова...

Слово об А.И. Солженицыне. Основные особенности творчества А.И. Солженицына

Слово об А.И. Солженицыне. Основные особенности творчества А.И. Солженицына...

Поэма Н.В.Гоголя "Мёртвые души": краткое содержание, характеристика персонажей и история создания 9 класс. Презентацияи конспект

Презентация по литературе на тему: Поэма Н.В.Гоголя "Мёртвые души":  характеристика персонажей краткое содержание по главам и история создания произведения. Подходит для общеобразовател...