Рассказ А.И.Куприна "Куст сирени"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Рыжакова Инга Николаевна

Разработка урока по литературе в 8 классе по теме "Рассказ А.И.Куприна "Куст сирени".

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»

Цели: познакомить учащихся с рассказом А.И.Куприна; развивать навыки грамотной устной речи,рассуждения,анализа; подготовиться к творческому пересказу произведения.

                                              Ход урока:

1.Учитель рассказывает историю создания произведения и читает рассказ.Учащиеся следят по тексту.

2.Вопросы на читательское восприятие:

-Почему рассказ называется «Куст сирени»?

-Почему,как вы думаете,именно сирень выбирает автор?

Учащиеся дают ответы(Рассказ назван так,потому что именно куст сирени приносит главным героям рассказа,супругам Алмазовым,счастье.В начале повествования мы видим супругов угнетенными неудачей,которая постигла Алмазова.Он из-за пятна на чертеже не поступил в Академию.Супруги ищет выход из сложившейся ситуации,и Верочка находит его.

Куст сирени,посаженный за городом,помог Алмазову поступить в Академию.Именно он,куст сирени,приносит успокоение  и счастье в семью Алмазовых.Сирень-красивый цветок,который цветет весной,а весна-это пора влюбленных,зарождения новых чувств.Можно предположить,что сирень-цветок влюбленных.Кроме того,у цветка сирени 4 лепестка,а в мифологии цифра 4 является символом Вселенной.Ну,а пятилисковая сирень,которая тоже встречается,приносит человеку счастье.)

-Скажите,чем вам близка героиня рассказа?

(Верочка-добрая,очень любит своего мужа,отзывчивая.Из любой ситуации сможет найти выход.Нравится ее вера в хорошее,будущее,в свои силы,ее упорство и выносливость восхищают)

-Какие эпизоды рассказа можно считать основными?

-Какими предстают герои в момент,когда собираются к садовнику?

(Верочка в данный момент чувствует себя главой семьи,движения ее уверенны,точны,не лставляют сомнения в успешности задуманного. Алмазов же- разводит руками,морща при этом лоб-все выдает его беспомощность)

-Опишите внешность героев.

(Автор описывате лишь внутреннее состояние героев,считая это более важным.Он показывает переживания супругов.Поэтому описания внешности героев в рассказе отсутствуют).

-И,тем не менее,какими кажутся вам герои?

-Случайно ли автор наделяет своих героев такой звучной фамилией?

(Нет,не случайно: алмаз-драгоценный камень,многогранный,сверкающий,прозрачный.Это наводит на мысль о том,что автор хочет сравнить отношения героев,такие же чистые,светлые,прозрачные,с этим удивительным камнем)

-На сколько частей можно разделить рассказ?

(На 3: первая часть,когда Алмазов приходит домой,разбитый горем; вторая- супруги идут к оценщику и садовнику; третья часть- Верочка встречает мужа и видит его счастливым: все благополучно завершилось.

-Автор заканчивает рассказ словами: «Сирень теперь будет моим любимым цветком…» Почему именно эти слова стали заключением рассказа?

(Сирень стала для героев символом удачи.Именно она спасла их)

-Каково отношение автора к своим героям?

(Куприну дороги оба героя.Хотя симпатизирует он более Верочке,называя ее именно так,или Вера.Героя же он называет Алмазов,Николай Евграфович.Но о героях своих автор пишет тепло,заинтересованно,любуясь ими.

-Несомненно,рассказ не может оставить читателя равнодушным к героям,событиям,чувствам влюбленных.

-А вам рассказ понравился?

-Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюбленных?

(Стремление сделать свою половинку счастливым,умение ценить друг друга,проникать в душу любимого человека).

3.Домашнее задание:

1 вариант: творческий пересказ от лица Верочки(после долгой разлуки героиня встретилась со своей подругой и рассказывает ей забавный случай из своей жизни)

2 вариант-творческай рассказ от имени Алмазова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственные проблемы рассказа А.Куприна "Куст сирени"

Урок  литературы по учебнику В,Коровиной.Знакомстово  с  творчеством  писателя. Предлагаются проблемные  вопросы, пресс-опрос, работа  в  группах....

Урок литературы в 8 классе "Нравственные проблемы в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени»".

Разработка урока по рассказу А.И.Куприна  в 8 классе. Урок построен на основе деятельностного подхода, с использованием опережающих творческих заданий, музыки, репродукции картин. Реком...

Поурочная разработка по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»

Поурочная разработка по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени" для 8 класса по теме:" Великая сила любви"....

Любовью дорожить умейте. Урок литературы в 8 классе по рассказу А. И. Куприна "Куст сирени"

Рассказ А. И. Куприна прекрасно воспитывает нравственное отношение к семье, учит любить и ценить взаимопонимание и верность. В процессе урока организована поисковая деятельность учащихся, используется...

Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени"

Урок литературы в 8 классе по рассказу А.И.Куприна "Куст сирени". Программа В.Я.Коровиной....