Итоговое сочинение в 11 классе
статья по литературе (11 класс) на тему

Астахова Е.Н.

 

Методические рекомендации

по подготовке обучающихся к итоговому сочинению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_sochinenie.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                  Пустовалова Г.И.

        Данилова О.В.

Астахова Е.Н.

Моисеева Е.В.

Жабина Н.А.

Методические рекомендации

по подготовке обучающихся к итоговому сочинению

        Сочинение — форма самостоятельной письменной работы, которой необходимо овладеть, четко понимая особенности этой формы, представляя требования, которые предъявляются к сочинению. Существует немало методических пособий по подготовке к сочинению, в которых анализируются типы тем, наиболее характерные ошибки. Вместе с тем, вид сочинения, предлагаемый выпускникам для итоговой аттестации, имеет определенные особенности. Во-первых, итоговое сочинение направлено на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Во-вторых, выпускникам рекомендуется строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала. В-третьих, обучающийся может продемонстрировать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. При подготовке к итоговому сочинению педагогу следует поставить перед собой задачу — научить писать сочинение по темам любого тематического блока. Первое из условий, необходимых для достижения поставленной цели, — развитие читательского интереса. Опыт показывает: распространенное представление о том, что для успешного написания экзаменационного сочинения достаточно овладеть неким алгоритмом, набором детально разработанных планов сочинений, несостоятельно. Без знания художественных текстов, особенностей творческого пути писателя, реалий 5 эпохи, в которую создавалось произведение и которую оно отражало, верно, полно, логично раскрыть тему невозможно. Кроме того, в работе над сочинением, несомненно, следует активизировать знания теоретико-литературных понятий. Обучающиеся должны представлять, в русле какого направления написано выбранное для анализа произведение, так как от этого во многом зависит его трактовка. Теоретические знаниями позволят обучающимся уверенно чувствовать себя в анализе и проблематики, и системы персонажей, и авторской позиции, и особенностей сюжетно-композиционного строя произведения.

         Типичные недостатки сочинения

• отсутствие личностного начала, собственных оценок и творческой мысли;

• шаблонность мышления, обилие штампов и общих мест;

• повторение известных истин, почерпнутых из разного рода источников;

• сухость изложения и бедность языка;

• низкая грамотность.

Эти недостатки сочинений вызваны следующими причинами:

• неумением выделить нужный аспект анализа текста;

• недостаточным знанием художественных произведений;

• отсутствием собственного мнения о прочитанном произведении;

• наличием не анализа, а пересказа, а «пересказ всегда искажение, упрощение и «оскучнение» (Д.С.Лихачев);

• неумением грамотно, связно, логически последовательно, эмоционально и стилистически правильно излагать письменно свои мысли.

           Определим ключевые задачи, которые следует решить учителю на каждом этапе обучения сочинению

Выбор темы

На первом этапе работы над сочинением важно сформировать умение правильного выбора темы: обучающийся должен знать текст, помнить хотя бы небольшие фрагменты наизусть, понимать место этого произведения в литературном процессе, иметь опыт в написании сочинения на подобную тему. Для итогового сочинения могут быть предложены прежде всего темы- вопросы. Раскрытие тем-вопросов не предполагает наличия однозначных ответов на поставленные вопросы. Надо обращать внимание на возможные противоречия в толковании темы и различные точки зрения. Приведем примеры тем, предложенных выпускникам на этапе апробации:

1. Какие произведения М. Ю. Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

 2. Можно ли обойтись без книг?

3. Почему важно уметь сострадать другому?

 4. Зачем человек бросает вызов судьбе? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

5. Способна ли книга сделать человека лучше?

6. Согласны ли Вы с утверждением одного из героев Д.И. Фонвизина: «Совесть… остерегает прежде, нежели судья наказывает»? 7. Кого из литературных героев Вы узнаёте в своих современниках?

 8. Легко ли говорить правду?

9. Неужели зло так привлекательно? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

10.Какой герой Вам ближе: созерцающий жизнь или преобразующий её?

11.Возможно ли полное взаимопонимание между людьми?

         Однако возможна формулировка темы как смысловой задачи. Например, «Лермонтов в Вашем читательском опыте». (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

        Обдумывание темы, подбор литературного произведения (литературных произведений) и определение идеи сочинения:

1. Обдумать тему – значит помочь обучающимся уяснить, о чём должно быть сочинение. Для этого следует проанализировать каждое слово в формулировке темы, найти ключевое слово (словосочетание).

2. Подобрать литературное произведение или произведения, определить путь анализа художественного текста – значит помочь обучающимся определить круг произведений для чтения по каждому тематическому блоку, научить выпускников использовать в процессе создания сочинений разные виды осмысления текста: от анализ проблематики, композиции, образов – персонажей до целостного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

2. Определить идею – значит научить выявлять и формулировать главную мысль будущей творческой работы. Идея сочинения обучающегося должна быть оригинальна, интересна, доказательна, а также связана с позицией автора выбранного для аргументации литературного произведения. Для успешного решения этой задачи перед итоговым сочинением необходима подготовительная работа (самостоятельная или на уроках литературы): анализ 4-6 близких тем, что позволит лучше понять своеобразие каждой из них.

        Следует формировать у обучающихся умение формулировать идею как устно, так и письменно. Письменная формулировка идеи – основа сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Подготовка к итоговому сочинению. 11 класс.

Материал для консультации при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе по направлению "Вопросы, заданные человечеству войной"....

Итоговое сочинение 11 класс. Виды вступлений

Готовимся к итоговому сочинению в 11 классе по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума". Виды вступлений.Сочинение по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума". Виды вступлений....

Подготовка к итоговому сочинению 11 класс. Направление "Путь".

Данная презентация может быть использована на уроке подготовки к итоговому сочинению....

Методическая разработка "Подготовка к итоговому сочинению, 11 класс"

Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами его введения: выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с о...

Задания для подготовки к итоговому сочинению (11 класс).

Данная презентация содержит ряд заданий, которые можно использовать на уроках литературы, готовясь к итоговому сочинению....

Примеры итоговых сочинений 11 класс с ецениванием по критериям

Примеры итоговых сочинений зачёт\незачёт...

Подготовка к итоговому сочинению, 11 класс

Подготовка к итоговому сочинению, 11 класс...