Ум и дела твои бессмертны в памяти русских
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

урок по произведению А.С.Грибоедова  "Горе от ума"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл um_i_dela_tvoi_bessmertny_v_pamyati_russkih.docx291 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по литературе на тему "Ум и дела твои бессмертны в памяти русских…» (Заключительный урок по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).  9 класс

                                             Чупрова Маргарита Николаевна, учитель русского языка и литературы.

Цели:

Обучающие:

выявление остаточных знаний учащихся;

проверка знания текста, умения ответить на вопрос.

Развивающие:

развитие речи учащихся, памяти, внимания;

развитие умения отстаивать мнение, доказывать свою мысль.

Воспитательные:

воспитание культуры устного и письменного общения.

Тип: урок систематизации знаний

Форма: литературная  игра

Оборудование: ПК, проектор, экран, слайды

                                                                      Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые ребята. Сегодня мы с вами в игровой форме проверим, насколько внимательно вы прочитали текст комедии «Горе от ума».

Класс делится на три команды.

Презентация.

  1. Последовательность туров.

А. Конкурс «А знаешь ли ты А.С. Грибоедова?»

На слайдах  появляются  изображения, связанные с разными периодами жизни и творчества А.С. Грибоедова, учащимся  задаются вопросы.

  1. Грибоедов А.С. в молодости

Назовите город, в котором родился А.С. Грибоедов?

  1. andreev11[1].jpg

Назовите учебное заведение, где в 1803 году учился А.С. Грибоедов?

  1. 320_321[1].jpg

Какую  роль в жизни А.С. Грибоедова сыграл А.А. Шаховской?

  1. Timm_decembrists[1].jpg

А.С. Грибоедов и декабристы… Расскажите, что вам известно об этом

  1. s640x480[1].jpg

Как звали жену А.С. Грибоедова

Б).  Конкурс «Герои комедии»

Учащиеся должны соотнести имя и фамилию героя с отчеством:

1. Фамусов Павел                                    а). Сергеевич

2. Молчалин Алексей                             б). Афанасьевич

3. Чацкий Александр                              в).  Петрович

4. Скалозуб Сергей                                 г). Андреевич

5. Загорецкий Антон                               д). Степанович

6. Горич Платон                                       е). Антонович

7. Максим                                                 ж). Михайлович

В). Конкурс «Выход, Ваше Величество»

Учащиеся должны расставить героев по мере их появления в тексте комедии

Хлёстова

Загорецкий

Горичи: Наталья Дмитриевна  и Платон Михайлович

Князь Тугоуховский

Репетилов

Г.N., Г.D.

Графини Хрюмины ( бабушка и внучка)

Г). Конкурс «О ком же эти строчки?»

Учащиеся должны определить героя, о котором говорят

  1. Зато бывало в вист кто чаще приглашён?

Кто слышит при дворе приветливое слово?

Кто пред всеми знал почёт?

В чины выводит, кто и пенсии даёт…..

  1. Попробуй о властях – и невесть, что наскажет

Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,

Хоть пред монаршим лицом,

Так назовёт он подлецом…….

  1. Сам бредил целый век обедом или балом

Об детях забывал! Обманывал жену!

Играл! Проигрывал! В опеку взят указом!

Танцовщицу держал! И не одну…..

  1. А вам, искателям невест,

Не нежиться и не зевать бы;

Пригож и мил, кто не доест

И не доспит до свадьбы ……

  1. Кто б отгадал,

Что в этих щёчках, в этих жилках

Любви ещё румянец не играл………….

  1. Не в прошлом ли году, в конце,

В полку тебя я знал? Лишь утро:

        Ногу в стремя

И носишься на борзом жеребце;

Осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла………

  1. И славно судите, дай бог здоровья вам

И генеральский чин; а там

Зачем откладывать бы дальше

Речь завести об генеральше……

  1. Какое личико твоё!

Как я тебя люблю!

Д). Конкурс «Ох, уж эти ремарки»

Учащиеся должны назвать, к действию какого героя приписывается ремарка

  1. Спит, свесившись с кресел……………..
  2. Останавливает часовую музыку………..
  3. Крадётся со свечкою…………………….
  4. С жаром целует руку Софье……………..
  5. Подаёт карту Хлёстовой…………
  6. Делает знаки Софье, произнося слова: «Подальше от него»
  7. Уходит с лакеем, говоря: «Ты притворяешься, и очень неискусно;

                                                   Охота смертная прослыть за старика»

  1. Затыкает себе уши, когда ему говорят:

                         «Да как вы! Можно ль против всех!

                           Да почему вы? Стыд и смех»

Е). Конкурс «События комедии»

Учащиеся должны назвать события, при которых произносятся слова.

  1. София:  Кто промелькнёт, отворит дверь,

                 Проездом, случаем, из чужа, издалёка –

                 С вопросом я, хоть будь моряк:

                 Не повстречал  ли где в почтовой вас карете….

2. София:  Убийственны холодностью своею!

                  Смотреть на вас, вас слушать нету сил……..

3. София:  Не помню ничего, не докучайте мне

                  Воспоминания! Как острый нож оне…………

4. София:      Потом пропало всё: луга и небеса-

                  Мы в тёмной комнате. Для довершенья чуда

                  Раскрылся пол – и вы оттуда,

                  Блоедны, как смерть, и дыбом волоса!

5. Фамусов:   Пиши: в четверг, а может, и в субботу,

                       Я должен у вдовы, у докторши крестить.

                       Она не родила, но по расчёту

                       По моему: должна родить…………

6. Фамусов: Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!

                     Попробуй о властях – невесть, что скажет!

                     Чуть низко поклонись, согнись – ка кто кольцом,

                     Хоть пред монаршим лицом,

                     Так назовёт он подлецом!

  1. Молчалин: Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах.

  1.  Графиня-внучка: Меня модисткою изволил величать!

  1. Подведение итогов. Награждение.

Жюри объявляет результаты. Каждая команда получает награды.

  1. Рефлексия.

Ребята, сегодня мы с вами в игровой форме проверили ваши знания о комедии А.С. Грибоедова. Молодцы, спасибо за участие!

Прошу вас, поделиться впечатлением о сегодняшнем уроке литературы.

Ученикам выдаются карточки с изображениями смайликов. Каждый учащийся должен выбрать смайлик, соответствующий его впечатлению об уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер, посвящённый А.С. Грибоедову «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской»

Материалы литературной гостиной призваны донести до учащихся  своеобразие сложной личности Грибоедова,  документальные справки помогут  понять "живого" поэта и оценить его место в литер...

Методическая разработка к уроку литературы в 9 классе "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской... Личность и судьба А.С. Грибоедова"

Изучение биографии Грибоедова, осознание масштаба личности и трагизма судьбы  писателя...

Литературная гостиная "Ум и дела твои бессмертны в памяти русских..."

В основе вечера  - документальные материалы – воспоминания людей, непосредственно знавших Грибоедова, встречавшихся с писателем, его письма....

Открытый урок по литературе в 9 классе по теме: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…» Личность и судьба А.С. Грибоедова

Цель урока: дать представление о личности Грибоедова и его трагической судьбе, создать «живой образ» человека с гениальными способностями и великим умом и сердцем.Задачи:закрепить знания о личнос...

Твое бессмертно будет имя… Хетагуров Коста Леванович

Весь мир – мой храм,любовь – моя святыня,Вселенная – отечество мое…Коста «Я не пророк…»В летописи каждого народа есть даты, имеющие особую значимость. Знаменательной датой не только для осетин, но и д...

Классный час "Имя твое бессмертно"

Из истории акции "Бессмертный полк", об участии дедов и прадедов учащихся в Великой Отечественной войне...

Литературная гостиная: "Ум и дела твои бессмертны в памяти твоей..."

Литературная гостиная: "Алесксандр Сергеевич Грибоедов"...