Литературный вечер, посвящённый А.С. Грибоедову «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской»
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Рыжкова Лилия Викторовна
Материалы литературной гостиной призваны донести до учащихся  своеобразие сложной личности Грибоедова,  документальные справки помогут  понять "живого" поэта и оценить его место в литературе. Учащиеся смогут почувствовать далёкую эпоху и раскрыть значение  дипломатической и литературной деятельности Грибоедова в  России.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon griboedov.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

 «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской»

Вечер в литературной гостиной, посвященный жизни и творчеству А.С.Грибоедова

Цели: донести до учащихся своеобразие сложной личности Грибоедова; при помощи документальных материалов помочь увидеть живого писателя, почувствовать далёкую эпоху, понять творчество автора, уяснить его отношение к людям, обществу;

оценить место писателя в литературе, значение его дипломатической и творческой деятельности для России.

Оборудование: на журнальном столике- портрет Грибоедова, гвоздики, ноты «Вальса» Грибоедова, подсвечники со свечами, декорации для инсценировок, выставка из серии иллюстраций и литературных материалов-мемуаров, выполненная учащимися, эпиграф.


1

Музыкальный фон – R. Clayderman “Mariage d’Amore”

Вступительное слово учителя

У настоящего поэта или писателя есть только одна дата- дата рождения. Настоящего поэта или писателя не забывают…15 января исполнилось 217 лет со дня рождения А.С.Грибоедова.

         Начиная разговор об этом великом человеке, нельзя не повторить слова Юрия Тынянова, автора известной в своё время книги «Смерть Вазир- Мухтара»: «Я стал изучать Грибоедова и испугался, как его  не понимают и как не похоже все, что написано Грибоедовым, на всё, что написано о нем самом». Не прислушаться к этим словам нельзя, замерев перед трагической или исторической тайной, охраняемой или уничтожаемой уже два столетия. Во всех событиях, связанных с Грибоедовым, проглядывает загадочность. Кто такой Грибоедов? Где истоки его уникального дарования?

            Современники видели в нем человека необыкновенного, многие пытались нарисовать его портрет.

Самым удачным считается портрет, написанный И.Крамским. (Учитель обращается к репродукции).   Высокий гладкий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови, оттеняющие бледность лица, губы, сжатые в полуусмешке, взгляд сквозь очки, словно отрешенный от всех мирских забот.

                Если вспомнить, как он был ещё молод…

                               Если вспомнить, каким коротким было его счастье…

                                                 Если вспомнить…

Ведущий.      Где он? Где друг? Кого спросить?

                       Где дух? Где прах? В краю далёком!

                       О, дайте горьким слёз потоком его могилу оросить,

                       Согреть её моим дыханьем…

Ведущий.   Так грустил в Сибири осиротевший Александр Одоевский о человеке, которому мы посвящаем этот литературный вечер.

Ведущий. А.С.Грибоедов…Удивительно единодушие высказываний  мемуаристов о личности писателя: они отмечали необыкновенно глубокий ум, талантливость, разносторонность дарований, независимость и душевную чистоту.

        Чтец.                Одеян не был ты туманом,

                                  Не искажен и не уныл,

                                  Но бледен… нет, ты ясен был…

                                  И свой покров нередко дума

                                  Бросала на твоё  чело …                      Автор этих строк-  В. Кюхельбекер

         Чтец.  Пушкин видел у него способности  «человека государственного».

Чтец.   Мы знаем Грибоедова  как дипломата, общественного деятеля, администратора, музыканта, историка, лингвиста, поэта и драматурга, офицера.

Ведущий. Окончив Благородный пансион, Гр в возрасте 11 лет стал студентом Московского университета. За 6 лет окончил курс словесного и юридического факультета, занимался гуманитарными и точными науками. По общему признанию современников, он вышел из университета одним из самых образованных людей России.

Чтец.  Литератор К. Полевой вспоминал: «Продолжая разговор о Шекспире, Грибоедов спросил у меня: на каком языке я читаю его? Я читал его тогда во французских и немецких переводах и сказал это. «А для чего же не в подлиннике? Выучиться языку, особенно европейскому, почти нет труда: надо только несколько времени и прилежания. Совестно читать Шекспира в переводе, если кто хочет вполне понимать его...»

Чтец.  А вот что писал Грибоедов Катенину: «Прощай, сейчас еду со двора: куда ты думаешь? Учиться по-гречески. Я от этого языка с ума схожу, каждый божий день с 12-го часа до 4-го учусь и уж делаю большие успехи. По мне он вовсе не труден».

          Чтец. А ещё Грибоедов был прекрасным музыкантом.  

         Чтец. Да, для детей дворян музыкальное образование считалось обязательным. У Саши и его сестры обнаружились великолепные музыкальные способности. Мария Грибоедова виртуозно играла на арфе, Александр предпочитал фортепиано.

Ведущий. Он любил музыку, тонко понимал её, часами играл сам, увлекая окружающих своими пьесами… Сколько тут было силы, дивной мелодии. Грибоедовские вальсы необыкновенно красивы!

Инсценировка «В дворянском салоне»

1Княгиня. Александр Сергеевич, любезный, верно ли говорят, будто Вы написали великолепный вальс, будто он ещё прекрасней прежних пьес?                          

2 Княгиня. Неужели Вы не порадуете нас сегодня? Позвольте насладиться Вашим дивным талантом!

Грибоедов. Сударыни, Вы преувеличиваете, говоря о моём таланте, но я не могу Вам отказать.

                                Исполняется «Вальс» Грибоедова на фортепиано.

Ведущий. Уже в ранние юношеские годы он обратился к литературному творчеству. Поступив на службу в Коллегию иностранных дел в Петербурге, принимает деятельное участие в столичной литературно- театральной жизни, проникается свободолюбивыми идеями будущих декабристов. Именно в это время зародился у него замысел комедии «Горе от ума».

Ведущий. Служба в Петербурге была недолгой. В 1818 году по распоряжению министра иностранных дел будущий автор знаменитой комедии был назначен в Персию в качестве  секретаря русской миссии.

Ведущий. Ещё в 1813г Персия заключила  мирный договор с Россией , а теперь русской миссии предстояла сложная и кропотливая работа по установлению границ, возвращению пленных.

Ведущий.  15 сентября 1818г  Грибоедов отправился в далёкий путь. С дороги послал привет своему другу Степану Бегичеву. С горечью передавал он свои невеселые мысли о Москве.

Ученик, исполняющий роль Грибоедова. 

…Душа здесь у меня каким-то горем сжата,

                                            И в многолюдстве я потерян,

                                            Сам не свой.

                                            Нет! Не доволен я Москвой.

Всё в Москве не по мне. Праздность, роскошь, ни малейшего чувства чего-нибудь хорошего. Прежде там любили музыку- нынче она в пренебрежении, ни в ком нет любви к изящному. Да, не могу пожаловаться, отовсюду коленопреклонения и фимиам, но вместе с этим сытость от их  дурачества, сплетен и мелких душонок. Какой мир! Кем населен! И какая дурацкая его история!

Ведущий. Проходит без малого 5 лет . Гр живет в Персии, на Кавказе, по службе занят делами миссии, но в конце марта 1823г получает отпуск и вновь  приезжает в Москву. Прямо с дороги- к Степану Никитичу Бегичеву, чтобы познакомить его с первыми двумя  актами новой комедии.

Ведущий. Действие комедии происходит в Москве, в доме Фамусова. Молодой человек Чацкий Только что вернулся из дальних странствий, с замиранием сердца он взбегает по знакомой лестнице и вот уже протягивает руку горячо любимой девушке…

                                     Ведущие уходят. На сцене- гостиная дворянского дома.

                                      Инсценировка отрывка из комедии «Горе от ума»

Ведущий. Не только московскую знать задел молодой Гр , он вывел на сцену всю старую Россию, и ему этого не простили те, кто узнал себя в образах комедии.

Ведущий. Московская цензура категорически запретила печатать пьесу. Популярность же её от этого только возросла- «Горе от ума» распространяли в рукописных списках.

Ведущий. Между тем пришло время возвращаться на Кавказ. Весной 1825г Александр Сергеевич отбывает в штаб Ермолова.

Ведущий. А 14 декабря 1825г на холодной Сенатской площади Петербурга перестали существовать люди двадцатых годов. Время вдруг переломилось; раздался хруст костей у

Михайловского манежа- это восставшие бежали по телам своих товарищей, это пытали время.

Ведущий. Грибоедов был в Крыму. В письмах к родным и друзьям он постоянно ссылался на хандру и грусть. Он что-то предчувствовал и переживал.

Ведущий. «100 человек прапорщиков,- произнёс он однажды фразу,- хотят изменить весь государственный быт России».

Ведущий. Провидение драматически подтвердилось, но зная об исходе и предполагая провал, Гр был с декабристами в заговоре.

Ведущий. После подавления восстания, спустя год,  22 января 1826г в крепости Грозной он был арестован по подозрению в причастности к делу декабристов и около 4 месяцев провел под арестом. За недосказанностью вины был выпущен на свободу.

                                                               Инсценировка

Смирнов. И всё-таки  очень любопытно, Андрей Андреевич, знать настоящую, действительную степень участия Грибоедова в заговоре 14 декабря.

Ж а н д р. Да какая степень? Полная.

Смирнов (удивленно). Полная? Но ведь Грибоедов сам же смеялся над заговором, говоря, что 100 человек прапорщиков хотят изменить весь правительственный быт России.

Жандр. Разумеется, полная. Если он и говорил о 100 человеках прапорщиков, то это только в отношении к исполнению дела, а  в необходимость и справедливость дела он верил вполне.

Ведущий.Среди причин возвращения на Кавказ - и желание быть дальше от Петербурга, чувствовать себя свободнее, и стремление облегчить участь друзей-декабристов. В этих целях он использовал и свое влияние на Паскевича, нового командующего русской армией на Кавказе, сменившего Ермолова (Паскевич был любимцем царя и родственником Грибоедова), и дружеские отношения со многими военачальниками, от которых зависела судьба разжалованных декабристов, и прямую помощь им  участием и делами.

Инсценировка

(Сцена прощания Грибоедова и Бегичева)

Бегичев. Сегодня Грибоедов вопреки желанию отправляется в далёкую и крайне враждебную Персию, он теперь полномочный министр России (к зрителям)

Грибоедов. Прощай, брат, вряд ли мы с тобой ещё увидимся.

Бегичев. К чему эти мысли и эта ипохондрия? Ты бывал и в сражениях, да остался невредим.

Грибоедов. Нет, я знаю персиян: Аллояр-хан, зять шаха, мой личный враг и не простит заключенного с персами  мира.

Бегичев. Скажи, не написал ли ты еще комедий? Или нет еще нового плана?

Грибоедов. Комедий больше не пишу! Веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедии.

Бегичев. Ну, не отчаивайся. Впереди тебя ждет блестящая карьера на государственном поприще.

Грибоедов. Ах, Степан, друг мой, буду ли я когда независим от людей? От семейства, от службы, от цели в жизни, которую сам себе назначил наперекор судьбе? Люблю поэзию.  Люблю её без памяти… Но мучение быть пламенным мечтателем в кругу вечных снегов.

Этот холод до костей проникает. Выкинь из головы все бредни, любезный Степан, читай Плутарха и будь доволен тем, что было в древности.

               Чтец.. Из письма Грибоедова от 3 декабря 1828 года из Тавриза Паскевичу мы узнаем, какую роль сыграл писатель в судьбе А. Одоевского: «Теперь, без дальних предисловий, просто бросаюсь к вам в ноги... Помогите, выручите несчастного Александра

Одоевского». Одоевский из Сибири был переведен на Кавказ. (Демонстрируется репродукция с портрета А. Одоевского.)

Инсценировка

Учитель.  Вернувшись на Кавказ, Грибоедов женился «на той, которую любил». Нину Александровну Чавчавадзе, дочь известного грузинского поэта, князя Александра Чавчавадзе, писатель знал давно. Он был своим человеком в этом доме, где часто собирались лучшие люди Грузии, давал Нине уроки музыки.

                             

Ученик, исполняющий роль Грибоедова.

 «Молодая 16-летняя княжна Нина Чавчавадзе; она очень любезна, очень красива и прекрасно образованна». (Садится за столик, читает стихотворение)

Тебя любовь на свет произвела,

И в чем она действительно повинна,-

Одной тебе все прелести дала

И так сказала: «Будь прекрасна, Нина!»

И Купидон, сей маленький стрелок,

Принес стрелу, исполненную яда.

И ранен я, и я у милых ног,

И я в плену, и плен - моя отрада.

                         

                                       Стихотворение грузинского поэта Орбелиани

                          Музыкальный фон

Ученица (в роли Нины Чавчавадзе). В одном из писем Грибоедова есть воспоминание о том, как он сделал своей будущей жене предложение.

Ученик. «Это было 16-го. В этот день я обедал у старой моей приятельницы Ахвердовой, за столом сидел против Нины ... все на нее глядел, задумался, сердце забилось, из-за беспокойства или  по службе, теперь необыкновенно важной, или что другое придало мне решительность необычайную, не знаю, но, выходя из-за стола (молодой человек встает, подходит к девушке, берет ее за руку), я взял ее за руку и сказал : «Venez avec moi, jai quelque chose a vous dire»*. Она меня послушалась, как и всегда, верно думала, что я ее усажу за фортепиано, вышло не то, мы вошли к её матери, щеки у меня разгорелись, дыхание занялось, я не помню, что я начал ей бормотать, она заплакала, засмеялась, я поцеловал ее, потом её матушка нас благословила...» 

                  Снова звучит музыка. Молодые люди вальсируют по залу.

Ведущий. Счастье было очень недолгим. Надо было срочно ехать по делам  в Персию. И спустя 17 дней после венчания Грибоедов выехал вместе с женой и в сопровождении всей русской миссии в Тавриз. Возможно, предчувствуя недоброе, он оставил Нину на границе. Он очень тосковал в разлуке. Вот строки из последнего письма Грибоедова к жене:

Ученица в роли Нины, вернувшись за столик, читает:  «Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя  больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить... чем далее от тебя, тем хуже. Потерпим еще несколько, ангел мой. будем молиться богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться».

Ведущий или учитель.

Что есть любовь?

Не то безумье, не то слиянье двух сердец?

Не то внезапное раздумье,

Что жизни вдруг придет конец?

Любовь чиста, она как чудо.

Где злоба есть, там нет любви.

И коль не встретили б друг друга,

То жить бы больше не смогли.

И что за дело до вражды им?

Но вдруг судьбы нежданный рок

В одно мгновение разрушил

Любви незыблемый цветок.

Как пережить ей все страданья?

Как пережить, но не забыть,

Любви напрасны ожиданья - такой уже не может быть.

           Чтец. 30 января 1829 года в Тегеране закроется базар, и народ из мечетей по приказанию муллы ринется к русскому посольству. Казаки, слуги, представители русской миссии будут защищаться героически.

          Чтец. Несколько дней будет буйствовать тегеранская чернь, волоча изуродованное тело русского дипломата  по грязным улицам.

 

Чтец. Жуткую картину смерти Грибоедова рисует в главе XII своего романа Ю. Тынянов:

 «Вазир-Мухтар продолжал существовать. Кебабчи из Шимрунского квартала выбил ему передние зубы, кто-то ударил молотком в очки, и одно стекло вдавилось ему в глаз. Кебабчи воткнул голову на шест, она была много легче его корзины с пирожками он тряс древком.

Чтец. Грибоедов был виноват в войнах, голоде, притеснениях, неурожае. Он плыл теперь по улицам на шесте, с выбитыми зубами. Мальчишки целились в него камешками и попадали.

Чтец.   Вазир-Мухтар существовал.

Правую руку с круглым перстнем тащил, крепко и дружески пожимая ее единственною левой рукою, лот - вор. Он поднимал ее изредка и сожалел, что рука была голая и не сохранилось хоть лоскута золотой одежды на ней. Треуголку напялил на себя подмастерье челонгера, она была слишком велика и опускалась до ушей.

Учитель. Сам же Вазир-Мухтар, в тройке с белокурым его слугой и каким-то еще кяфиром, привязанный к стае дохлых кошек и собак, мел улицы Тегерана. Их тащили, сменяясь, на палке 4 худых, как щепки, персиянина.

Вазир-Мухтар существовал…

В городе Тебризе сидела Нина и ждала письма».

Музыкальный фон – R. Clayderman “Ne me Quette pas”Ученица в роли Н.Грибоедовой играет сцену мучительного ожидания

И я пошла его встречать,

И весь Тифлис со мной,

К заставе Эриванской шел

Растроганной толпой.

На кровлях плакали, когда

Без чувств упала я…

О, для чего пережила тебя любовь моя?

Ведущий. Нина Александровна прожила долгую жизнь, но, оставаясь верной своему Сандро, не вышла больше замуж и не сняла черного траурного платья до последних дней. Она пережила мужа на 28 лет.

Ведущий. Убийство Грибоедова было заранее обдуманным и преднамеренным: тегеранским властям не нравилось, как решительно и настойчиво защищал русский посланник интересы России.

   

Ведущий. Известие о смерти Грибоедова, дипломата, известнейшего писателя, не вызвало огорчения у русского царя. Скорее здесь было удовлетворение, что избавились от еще одного вольнодумца.

Ведущий. Этим царь перечеркивал всю дипломатическую деятельность Грибоедова, его способности государственного деятеля, его большие заслуги перед Россией.

            Чтец. «И мало-помалу, - пишет Ю. Тынянов в своем романе, - Вазир-Мухтар обратился в цифры. Потому что все имеет свою цену, и есть также цена крови».

            Чтец. Уплатил за него Петербург обеим:  и матери и вдове отпускалось по 30000 единовременно, и обеим пенсион, но уже не червонцами, а по 5000 ассигнациями. Старухе оставалось жить недолго, получалась экономия.

            Чтец. В Персии тоже занимались Вазир-Мухтаром. Персам пришлось заплатить за смерть Грибоедова по самой высокой цене. Ни за кого они так дорого не давали. Посовещавшись, решили в Тегеране  послать в Петербург Мирзу с выкупом.

            Чтец. Вынут был из казны Али-шаха драгоценный бриллиант, по имени Надир-Шах, и казначей повез его в подарок императору.

            Чтец. Россия потеряла великого человека, а НиколайI благосклонно принял извинения и крупный бриллиант- подарок иранского шаха.

Ученица, обращаясь к портрету драматурга

Вхожу в мир прошлого я званой гостьей.

И оживает тут же образ твой,

Понять твой дух всегда и всем непросто,

Откройся же сегодня предо мной.

Ты был послом, поэтом, музыкантом

И гражданином  Родины своей.

Ты одарен великим был талантом:

Понять и примирить людей.

Тебе бы жить сейчас и возродить Россию,

Поднять из пепла, мглы и толкотни.

Ведь сколько бы веков ни пролетело,

Проблемы у людей всегда одни.

И все же кучка дикарей сумела

По – варварски твой путь прервать.

Обманом, ложью попытались

На жизнь твою так подло посягать.

Наверно, мало было им той крови,

Что проливал в те времена Кавказ,

Увы, мы ни на грош не поумнели

   И продолжаем зверствовать сейчас.

                                                         Н.Суслова

Музыкальный фон  R. Claydermanа”Concero pour une …”

Ученик        

Прощай, размах крыла расправленный,

Полёта вольное упорство,

И образ мира в слове явленный,

И творчество, и чудотворство.

                                                                                          Б.Пастернак

Ведущий. На могиле Грибоедова в монастыре Святого Давида под Тбилиси высится памятник из черного мрамора. Из бронзы вылита скорбная фигура женщины, склонившейся к подножию.

Ведущий. На постаменте начертаны волнующие и горестные слова Нины Грибоедовой: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

                               Снова звучит музыка. Вечер завершается.

                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку литературы в 9 классе "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской... Личность и судьба А.С. Грибоедова"

Изучение биографии Грибоедова, осознание масштаба личности и трагизма судьбы  писателя...

Литературная гостиная "Ум и дела твои бессмертны в памяти русских..."

В основе вечера  - документальные материалы – воспоминания людей, непосредственно знавших Грибоедова, встречавшихся с писателем, его письма....

Открытый урок по литературе в 9 классе по теме: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…» Личность и судьба А.С. Грибоедова

Цель урока: дать представление о личности Грибоедова и его трагической судьбе, создать «живой образ» человека с гениальными способностями и великим умом и сердцем.Задачи:закрепить знания о личнос...

Из опыта знакомства с произведениями современной зарубежной литературы. Сценарий литературного вечера, посвящённого памяти жертв концлагерей.

Имена... Даты... 11апреля 1945... Этот день записан в книгу Истории как Международный день освобождения узников концлагерей.  Концлагерей, разбросанных по всей оккупированной фашистской Германией...

Ум и дела твои бессмертны в памяти русских

урок по произведению А.С.Грибоедова  "Горе от ума"...

Сценарий литературного вечера, посвящённого памяти самобытного поэта с. Старая Полтавка Улановского Ивана Степановича

Цели:1.формирование духовного мира ребёнка путём знакомства с произведениями не только великих поэтов, но и через изучение творчества самобытных поэтов, наших земляков.2.изучение истории родного края ...

Литературный вечер , посвящённый памяти И. Бунина

О жизни и творчестве И. А Бунина (биография, чтение стихов и прозы)...