Из опыта знакомства с произведениями современной зарубежной литературы. Сценарий литературного вечера, посвящённого памяти жертв концлагерей.
классный час по теме

Попова Сусанна Суреновна

Имена... Даты... 11апреля 1945... Этот день записан в книгу Истории как Международный день освобождения узников концлагерей.  Концлагерей, разбросанных по всей оккупированной фашистской Германией Европе. Концлагеря … Эти страшные детища войны...Войны, подобно которой  мир не знал никогда. Развязанная немецким фашизмом, она втянула в свою орбиту десятки стран, сотни миллионов людей, страшной, кровавой метой пометив           30-е – 40-е годы XX столетия. Память о войне не стирается, не тускнеет с годами. Потому, наверное, что это не только память отдельных людей или целого поколения. Это Память Народа, навечно врубленная в его историю, в его настоящее, в его будущее, в его национальное самосознание...  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_-_kopiya.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий литературного вечера, посвящённого памяти жертв концлагерей.

Есть имена и есть такие даты –

Они нетленной сущности полны.

Мы в буднях перед ними виноваты –

Не замолить по праздникам вины,

И славословья музыкою громкой

Не заглушить их памяти святой.

И в наших будут жить они потомках,

Что, может, нас оставят за чертой.

А. Твардовский.

Ведущий 1.

Имена... Даты... 11апреля 1945... Этот день записан в книгу Истории как Международный день освобождения узников концлагерей.  Концлагерей, разбросанных по всей оккупированной фашистской Германией Европе. Концлагеря … Эти страшные детища войны...Войны, подобно которой  мир не знал никогда. Развязанная немецким фашизмом, она втянула в свою орбиту десятки стран, сотни миллионов людей, страшной, кровавой метой пометив           30-е – 40-е годы XX столетия. Память о войне не стирается, не тускнеет с годами. Потому, наверное, что это не только память отдельных людей или целого поколения. Это Память Народа, навечно врубленная в его историю, в его настоящее, в его будущее, в его национальное самосознание...  

Ведущий 2.

 И сегодня, вспоминая страшные страницы мировой истории, мы вернёмся с вами в прошлое. Вернёмся, чтобы не дать очерстветь нашим сердцам, чтобы сберечь наше настоящее и с уверенностью смотреть в будущее. Вернёмся, чтобы понять,  как могло случиться, что в XX веке на территории всей Западной Европы были созданы страшные фабрики смерти? В них мучили, убивали, сжигали в печах, душили в газовых камерах тысячи и тысячи мужчин, женщин, стариков, детей. Всех тех, кто (по мнению фашистского германского командования) не имел права на существование.

Ведущий 3.

Как могло такое случиться? Как можно было противостоять этому ужасу?  Может быть, понять это нам поможет фильм-притча, снятый английским кинорежиссёром Марком Херманом по одноимённому роману современного ирландского писателя Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме».

Ведущий 4.

Джон Бойн родился в  1971 году в Ирландии. Выпускник университета Восточной Англии. Книжный обозреватель газеты «The Irih Times  , преподаватель  Ирландского писательского центра, автор многих рассказов  и романов, как для взрослых, так и для детей. Это и социальная фантастика, и исторический детектив, и мистика. Лауреат литературных премий.  

Чтобы понять фильм Хермана , нам необходимо обратиться к документальным страницам прошлого.

Звучить аудиозапись_______Орф К. Кармина Бурана. Сценическая кантата (часть 1. О Фортуна ). ________________________________________

Чтец 2.

История –

                  прекрасная, как зарево!

История –

                  проклятая, как нищенство!

Людей, преобразующая заново

и отступающая перед низостью.

История –

               прямая и нелепая!

Как часто называлась ты, –

                                               припомни, –

плохой,

когда была

                   великолепною!

Хорошей –

хоть была

                 постыдно подлой!

Как ты зависела

                            от вкусов мелочных,

От суеты,

от тупости души.

Как ты боялась властелинов,

мерящих

тебя на свой

                     придуманный аршин!

Тобой клянясь,

народы одурманивали.

Тобою прикрываясь,

земли грабили.

Тебя припудривали.

                                    И подрумянивали.

И перекрашивали!

И перекраивали!

Ты наполнялась криками

                                      истошными,

и в великаны

возводила хилых...

История,

       гулящая история!

Послушай,

Ты ж не просто

                     пыль архивов.

История!..

Сожми сухие пальцы.

Живое сердце людям отвори,

Смотри,

как по-хозяйски просыпаются

Бессмертные создатели твои!..

                        Р.Рождественский.

Звучит весёлая итальянская музыка   «Тарантелла»

Чтец 3.

Италия – роскошная страна!

По ней душа и стонет и тоскует.

Она вся рай, вся радости полна,

И в ней любовь роскошная веснует.

Бежит, шумит задумчиво волна

И берега чудесные целует;

В ней небеса прекрасные блестят;

Лимон горит и веет аромат.

И всю страну объемлет вдохновенье;

На всём печать протекшего лежит;

И путник зреть великое творенье,

Сам пламенный, из снежных стран спешит;

….....................................................................

Здесь низок мир холодной суеты,

Здесь гордый ум с природы глаз не сводит;

И радужней в сияньи красоты,

И жарче, и ясней по небу ходит.

И чудный шум и чудные мечты

Здесь море вдруг спокойное наводит;

В нём облаков мелькает резвый ход,

Зелёный лес и синий неба свод.

А ночь, а ночь вся вдохновеньем дышит.

Как спит земля, тоской упоена!

И страстно мирт над ней главой колышет,

Среди небес, в сиянии луна
Глядит на мир, задумалась и слышит,

Как под веслом проговорит волна;

Как через сад октавы пронесутся,

Пленительно вдали звучат и льются.

Земля любви и море чарований!

Блистательный мирской пустыни сад!

Тот сад, где в облаке мечтаний

Ещё живут Рафаэль и Торкват!..

…..............................................................

                   Н.В.Гоголь.

Ведущий 1.

  Италия, страна так изумительно воспетая Николаем Васильевичем Гоголем, находится на юге Европы, центральной части Средиземноморья.

Она занимает Апенинский полуостров, напоминающий на географической карте изящный женский сапожок. Жаркое солнце, тёплое море, белоснежные горы, весёлые красивые люди. Италия подарила миру Данте и Рафаэля, Леонардо Да Винчи и Петрарку. Италия подарила миру великих архитекторов, великую музыку и великих композиторов. Но именно здесь, в стране, так любимой Богом, зарождается самая страшная идеология – фашизм. И в 1922 году к власти придёт Бенито Муссолини, фашистский диктатор Италии.

Шостакович 7 симфония: «Нашествие».

Чтец 1.

Фашизм – наиболее реакционное политическое течение, выражающее интересы самых агрессивных кругов общества. В переводе с итальянского слово «фашизм» обозначает «связка», «объединение». Идеология фашизма пропагандировала расовую и национальную ненависть.Утверждала право сильного.

Ведущий 2.

Так же как и в Италии в 20-ые годы XX века в Германии возникают фашистские организации. А в январе 1933 года «Национал-социалистическая германская рабочая партия», возглавляемая Адольфом Гитлером и исповедовавшая фашизм, захватила власть в стране. Они устранили политических противников, полностью подчинили себе государственный аппарат. Гитлеровцы приступили к решению одной из основных своих программных задач –  к «очищению» германского общества от «расово неполноценных, физически и психически нездоровых элементов» В 1935 году были приняты Нюрбергские законы, по которым евреи ( в 1935году в Германии их было около полумиллиона человек) перестали считаться германскими гражданами, были лишены избирательных прав, возможности занимать руководящие должности, состоять в браке с арийцами, то есть представительми высшей расы, каковыми немцы считали себя.

Звучит грустная еврейская мелодия.

Ведущий 3.

В 1938 году на евреев было наложено обязательство носить особый отличительный знак  – жёлтую «звезду Давида», символ еврейской веры, знак иудейского царя Давида. Начались еврейские погромы и присвоение собственности евреев. Германские ведомства разрабатывали планы выселения евреев, побуждали их к выезду из страны. С 1939 года нацисты изолировали большинство евреев в так называемых рабочих лагерях. Та же участь постигла цыган, инвалидов, душевно больных. Все средства массовой пропаганды Германии усиленно вбивали в умы и головы немцев, особенно подрастающего поколения, культ арийского «сверхчеловека». Идею превосходства немцев над другими народами. Гитлеровцы создают систему раздичных карательных органов. Это штурмовые отряды СС, гестапо. В основе их деятельности лежит политика геноцида.

Моцарт « Лакримоза».

Чтец 2.

Геноцид (в переводе с греческого означает – убивать племя, род). Геноцид –  действия, направленные на полное уничтожение национальной, этнической , расовой или религиозной группы как таковой путём убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, насильственного переселения, либо создания жизненных условий,рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы.

Ведущий 4.

Одним из инструментов проведения политики геноцида, не только по отношению к евреям, но и по отношению к народам всей Европы, становится система созданных фашистами концлагерей.

Чтец 4

Вот здесь был лагерь смерти

возведён –

Колючий нескончаемый забор

В бараках серых – мучеников стон.

Сквозь ночь – в глаза прожектор

бьёт в упор.

И виселица: «власти» смысл

и суть...

… О не забыть позора тех времён!

Ведущий 1

Дахау – первый концентрационный лагерь в фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау. За время существования лагеря в нём находилось в заключении двести пятьдесят тысяч человек из двадцати четырёх стран мира. Около семидесяти тысяч там были зверски замучены и убиты.Сто сорок тысяч переведены в другие лагеря, тридцать тысяч дожили до освобождения. В Дахау проводились преступные «медицинские опыты» над людьми.

Ведущий 2

Маутхаузен... Создан в июле 1938 года в 4 км от города Маутхаузен в Австрии. В качестве филиала лагеря Дахау. С марта 1939 года – самостоятельный лагерь. В тысяча девятьсот тридцать восьмом – тысяча девятьсот сорок пятом годах в Маутхаузене находилось около трёхсот тридцати пяти тысяч человек из многих стран; только по сохранившимся записям в лагере было зверски уничтожено свыше ста двадцати двух тысяч человек.

Чтец.

Фашист  стоял, слегка расставив ноги,

А рупором усиливалась речь,

О том, что для евреев нет дороги,

Иной дороги, чем дорога в печь.

Надменность и презрение во взгляде.

И чёрный автомат наперевес.

Казалось, утро в лагерном наряде

Легло к его ногам, сойдя с небес.

А женщина стояла у барака.

Раздели заключённых догола.

Война, как кровожадная собака,

Давным-давно всех близких унесла.

И право жить, дарованное Богом,

Утеряно, как полушалок с плеч.

И женщина шагнула на дорогу,

Дорогу, упиравшуюся в печь.

Но будто натолкнулась на преграду,

И, словно молоко, вскипела кровь:

Фашист сверлил её надменным взглядом.

Так смотрят на зверей и на рабов.

А до конца шагов осталось мало,

Но ей не одолеть стыда черту.

Она себя руками прикрывала,

Руками прикрывала наготу.

И этот жест, знакомый всем от века,

Казалось, объяснил ему без слов:

Она прожить стремится Человеком

Оставшиеся несколько шагов.

И столько в жесте женственного было,

Что он внезапно понял: почему

Жила в еврейке нравственная сила

Быть Человеком вопреки всему.

И в этой мысли новизна сквозила

Такая, что он дрожь сдержать не смог.

Она его, фашиста, победила.

Он понял это. И нажал курок.

Ведущий 3

Печально знаменитый комбинат смерти Освенцим был создан в 1939 году по приказу Гитлера. Он состоял из лагерей: Аушвиц, Биркенау, Моновице, Голешау, Явишовиц, Нейдах и другие. Только Аушвиц и Биркенау занимали четыреста двадцать семь гектаров – шестьсот двадцать бараков и служб. Здесь постоянно содержались от ста восьмидесяти пяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч заключённых из разных стран: американцы, англичане, австрийцы, бельгийцы, норвежцы, французы, итальянцы, голландцы, румыны, поляки, евреи, греки,венгры, русские. Это был поистине комбинат смерти: с газовыми камерами, крематориями, двенадцатью печами, с сорока шестью ретордами, в каждую из которых сваливали от трёх до пяти трупов, сгоравших за двадцать – тридцать минут. Узников превратили в подопытные существа: были созданы специальные больницы, хирургические блоки и лаборатории, под вывесками которых скрывались гитлеровские камеры пыток. В Освенциме умертвили в газовых камерах, голодом, расстреляли свыше четырёх миллионов советских людей и других жителей Европы.

Ведущий 1.

Бухенвальд... Немецко-фашистский лагерь. Создан в 1937 году. В его  застенках было замучено 56 тысяч заключённых восемнадцати национальностей. Только советских  военнопленных было казнено восемь тысяч пятьсот человек.

В 1943 году в Данцинге построили здание под вывеской «Фармокологический институт Медицинской академии».

Там в промышленном масштабе организовали производство мыла из человеческих тел, дубление человеческой кожи.

Там были камеры – хранилища трупов, чаны, ванны для вымачивания и дубления  человеческой кожи, автоклавы для выварки жира, лабораторное оборудование.

Ведущий 2

 

 Разум отказывался верить, что всё это придумал и создал человек. Верховодил этим адом урожениц города  Киля, профессор Рудольф Шпаннер. В декабре 1945 года в Нюрберге, городе, где проходил судебный прлоцесс над нацистскими преступниками, как вещественное доказательство трибуналу были представлены куски выделанной кожи, мыло и муми фицированная годова человека. Присутствующие оцепенели от ужаса.

Ведущий 4

Майданек... Предместье города Люблин в Польше. Осенью 1941 года эдесь был создан один из немецко-фашистских лагерей массового уничтожения людей. Являлся центральным, имел филиалы. В Майданеке было уничтожено 15000 человек. Майданек был уничтожен в 1944 году советскими войсками.

Чтец.

«  Когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запирали окна.Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было есть, нельзя было спать, нельзя было жить. Ветер с Майданека приносил в город ужас. Из высокой трубы крематлория круглые сутки валил чёрный смрадный дым. Дым относился ветром к городу. Над люблинцами нависал тяжкий смрад. К этому нельзя было привыкнуть. «Печами дьявола» звали поляки печи крематория на Майданеке и «фабрикой смерти» – лагерь»

Чтец.

Их сгоняли в душный крематорий,

 Оттеснив подальше от дверей.

Всё смешалось: детским крикам вторил

Стон обезумевших матерей!

Приходил священник, скрыв тревогу,

Улыбался кисло, сколько мог:

– Помолитесь, люди, на дорогу,

Не ропщите, люди, с нами Бог!..

Только не услышал Бог проклятий,

Самых страшных, что на этом свете.

Равнодушно он глядел с распятья,

Как живыми здесь горели дети.

Как земля от ужаса стонала,

Чёрным дымом покрывалось небо.

Стоны, крики – всё потом стихало,

Дети не просили больше хлеба...

Траурных хоралов им не пели,

В пепел не бросали им цветы,

День и ночь над Люблином горели

Огненные, чёрные кресты...

Колыбельная «Лабиринт Фавна»

Ведущий 3.

Дети... Узники концлагерей... Они напоминали подбитых птенцов. Рукава не по росту длинных, полосатых, грязных, затасканных курток свисали с маленьких плеч и создавали впечатление подстреленных крыльев. В глазах — испуг. Маленькие старички. Их заставляли работать по 15 – 20 часов – на лямках возить гружённые разным грузом повозки. Трупы умерших они отвозили к специальному блоку и складывали там. Оттуда тела погибших отправлялись в крематорий. Работали дети с 4 утра до позднего вечера. За малейшую провинность детей жестоко наказывали.Били палками, обливали на морозе ледяной водой.

Чтец.

Их расстреляли на рассвете,

                                        когда вокруг редела мгла.

Там были женщины и дети,

                                             и эта девочка была...

Сперва велели им раздеться и  стать

                                                        затем ко рву спиной.

Но прозвучал тот голос детский,

                                                      наивный, чистый и живой:

– Чулочки тоже снять мне, дядя? –

                                                    не осуждая, не грозя,

Смотрели прямо в душу глядя,

                                                трёхлетней девочки глаза.

– Чулочки тоже снять мне, дядя?

В смятении на миг эсесовец обмяк,

Рука сама собой с волненьем вдруг

                                                 опускает автомат.

Он словно скован взгядом синим,

                                                  и кажется, он в землю врос:

Глаза как у моей Неминьи, –

                                      во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью,

                                 проснулась в ужасе душа.

Нет! Её убить , её не сможет...

                                   и дал он очередь спеша.

Упала девочка в чулочках, снять

                                не успела, не смогла.

Солдат, солдат, что если б дочка

                                        твоя вот так бы здесь легла?

Вот это маленькое сердце пробито пулею

                                                                     твоей.

Ты человек, не только немец,

                                         или ты зверь среди людей?

Шагал эсесовец угрюмо,

                                    не поднимая волчьих глаз

Впервые, может, эта дума в мозгу

                                         отравленном зажглась?

И всюду взгляд её светился,

                                          и всюду слышалось опять,

И не забудется отныне:

– Чулочки тоже, дядя, снять?

Ведущий 4.

 Осенью 1941 года на территории Латвии был создан трудовой лагерь Саласпилс. Он находился в 15 км от Риги.  Постепенно этот лагерь превратился в детский лагерь смерти. Здесь размещали детей, у которых производили забор крови для раненых немецких солдат. В Саласпилс сгоняли детей из Белоруссии, Украины, России, Польши  и других оккупированных территорий. Каждый час здесь умирало 777 человек. Это были дети.

 В 1943 года митрополит Сергий Воскресенский обратился к немецкому командованию с просьбой разрешить монахиням  Свято-Троице-Сергиева женского монастыря забирать умирающих детей. Документ, выданный в немецкой комендатуре, разрешал это делать до момента прибытия детей в лагерь. Эти самоотверженные женщины бежали на перрон  и на ходу из окон вагонов вытаскивали малышей. Они лечили этих детей, кормили, устраивали в рижские семьи. А ещё они вели подробную учетную запись. Их записи стали бесценными документальными свидетельствами злодеяний фашизма. После войны благодаря этим записям многие родители нашли своих детей.  Из каждых ста детей монахиням удавалось спасти четверых.

Звучит песня «Саласпис»

Ведущий 1.

В Лодзи есть памятник: огромное разорванное материнское сердце. В годы войны  в одном из мрачных кварталов этого города  устроили детский концлагерь . Тут, в квартале Радогощь, малышей готовили для отправки в Освенцим. Дети гибли от голода, холода, побоев. Они гибли в газовых камерах. Материнские сердца разрывались от горя.

Чтец.

Сердце кричало о помощи:

– Люди! Будьте людьми!

Детский концлагерь в Радогощи

Взорван вместе с детьми...

Боль людская – Радогощь,

Ужас застыл в душе,

И некого звать на помощь,

И всё свершилось уже...

Господи! Ты же видел!

Ты, всемогущий Бог!

Господи! Ты предвидел,

Предвидел, . . но не помог …

За чьё-то распятое детство

(Иль эта плата мала?)

Своё разбитое сердце

Чья-то мать отдала...

И стало оно гранитным,

А сквозь него навсегда

Уходит ребёнок убитый

В вечность … и в никуда.

Ведущий 2.

В вечность... и в никуда  уходят маленькие герои романа ирландского писателя Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме». Уходят, крепко взявшись за руки. Им абсолютно всё равно, кто из них еврей, а кто «истинный ариец». Они любят своих родителей, хотят дружить и совершенно не понимают, что происходит вокруг. Безошибочное нравственное чутьё маленьких героев рушит ту преграду, которую возвели взрослые.

Послесловие.

Роман Джона Бойна – необычный, небанальный ракурс на ужас XX века. Это путешествие в прошлое, в котором на пути восьмилетнего ребёнка возникает страшная преграда – колючая проволока. Такого рода ограждения достаточно распространены в нашем мире. Нам остаётся только надеяться, что в реальной жизни мы не столкнёмся ни с чем подобным на нашей с вами земле.

Одноимённый фильм, снятый по роману Бойна, – это крик совести его создателей. Крик о том, какова цена совершённого детьми нравственного  преодоления. Крик, о тех миллонах детских жизней, которые унесла война. Да и можно ли сосчитать, сколько детей убила война, которая убивает дважды. Тех, кто родился и тех, кто мог бы прийти в этот мир.

Роман Джона Бойна – притча. Фильм Марка Хермана — притча. Маленькие дети протянули друг другу руки и преодолели преграду, разделяющую их.

Разве не это путь к Спасению?!.

                                               

Источники.

  1. Джон Бойн. Роман «Мальчик в полосатой пижаме». (Интернет-ресурсы).
  2. Интернет-ресурсы (видео-материалы к презентации, музыкальное сопровождение).
  3. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. – 4 – изд. – М.:  Сов. Энциклопедия, 1989. – 1632 с., ил.  ISB N 5-85270 001-0.
  4. Художественный фильм М.Хермана, снятый по роману Д.Бойна.
  5. «Читаем, учимся, играем...». Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ, №5, 2005 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкального вечера, посвящённого памяти Виктора Цоя "Последний герой"

Этот сценарий - результат совместной работы учеников 7 класса по изучению творчества Виктора Цоя. В него включены биография музыканта, обзор его самых популярных песен, исполнение песен под живой акко...

Сценарий литературного вечера, посвящённого поэзии Роберта Бёрнса.

Сценарий литературного вечера, посвящённого поэзии Роберта Бёрнса....

Сценарий линейки, посвященной Дню памяти жертв концлагерей

Данный материал предназначен для проведения общешкольной линейки, посвященной Дню памяти жертв фашистских концлагерей...

Сценарий литературного вечера. посвящённый году Литературы

Внеклассное мерприятие для учащихся 5-6 классов...

Сценарий "Литературный вечер, посвящённый 110-летию М.А.Шолохова"

Литературный вечер посвящен жизни и творчеству Михаила Александровича Шолохова. Рассчитан на учащихся 6-11 классов...

Сценарий литературного вечера, посвящённого памяти самобытного поэта с. Старая Полтавка Улановского Ивана Степановича

Цели:1.формирование духовного мира ребёнка путём знакомства с произведениями не только великих поэтов, но и через изучение творчества самобытных поэтов, наших земляков.2.изучение истории родного края ...

Литературный вечер , посвящённый памяти И. Бунина

О жизни и творчестве И. А Бунина (биография, чтение стихов и прозы)...