Формирование навыков смыслового чтения
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

Говорухина Галина Владимировна

С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению - активизация психических процессов ученика при работе с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_smyslovogo_chteniya_govoruhina.pptx781.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературы Завязка урока как проблемный аспект и реализация творческого потенциала учеников Говорухина Галина Владимировна, п реподаватель отдельной дисциплины «Русский язык и литература» («МКК «Пансион воспитанниц МО РФ») Москва, 201 5

Слайд 2

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит « метапредметный » или « надпредметный » характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Слайд 3

Активизация психических процессов ученика при работе с текстом

Слайд 4

Процесс чтения состоит из трех фаз

Слайд 5

Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится ( фактуальная информация ). Психологи выделяют несколько уровней понимания текста (т.е. видов информации в тексте) Второй уровень характеризуется пониманием «не только того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста (подтекстовая ). Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано( концептуальная ).

Слайд 6

С тратегиальный подход к обучению смысловому чтению Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения, связанные: с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; определением основной и второстепенной информации; формулированием проблемы и главной идеи текста.

Слайд 7

Чтение как метапредметный навык

Слайд 8

Технология « Стратегия смыслового чтения» включает в себя три этапа работы с текстом I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текст Выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

Слайд 9

Технология « Стратегия смыслового чтения» включает в себя три этапа работы с текстом II этап. Работа с текстом во время чтения 1.Первичное чтение текста 4.Беседа по содержанию текста. 2.Перечитывание текста 3.Анализ текста

Слайд 10

Технология « Стратегия смыслового чтения» включает в себя три этапа работы с текстом III этап. Работа с текстом после чтения 1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе . Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4.Творческие задан ия, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Слайд 11

Завязка урока как проблемный аспект и реализация творческого потенциала учеников

Слайд 12

Из повести К.Г.Паустовского «Повесть о жизни» (глава « Кишата » ) « Я сел на низенькую парту, изрезанную перочинным ножом. Мне было трудно дышать. Кисло пахло чернилами. Назаренко диктовал : “Однажды лебедь, рак да щука…” За открытым окном на ветке сидел воробей и держал в клюве сухой лист клёна. Мне хотелось поменяться с воробьём судьбой. Воробей посмотрел через окно в класс, жалобно пискнул и уронил лист клёна. – Новичок, – прогремел Назаренко, – достань тетрадь, пиши и не засматривайся по сторонам, если не хочешь остаться без обеда! Я достал тетрадку и начал писать. Слеза капнула на промо- кашку. Тогда мой сосед, чёрный мальчик с весёлыми глазами, Эмма Шмуклер , шепнул: – Проглоти слюну, тогда пройдёт » .

Слайд 13

Как «зацепить » ученика в самом начале урока, когда учитель произносит после приветствия первую фразу? Как её построить, чтобы не дать ученикам погрузиться в обычный, заданный школьным распорядком ритм? Как удивить, привлечь внимание, заставить проснуться мысль – и победить рассеянность, лень, нежелание включаться? Завязка урока

Слайд 14

Завязка урока В опрос или задание должны быть: посильными для возраста; неожиданными по содержанию; интересными по сути; базирующимися на предшествующих литературных/общекультурных знаниях (на ранних стадиях базой может стать, как правило , только личный жизненный опыт школьника); настраивающими учеников на тему урока; способствующими литературному развитию школьника.

Слайд 15

Вы прочитали две одноимённые автобиографические повести о детстве – «Детство» Л.Толстого и «Детство» М.Горького . В каком из произведений вы можете представить себя, а в каком – нет? Почему ? Завязка урока может формировать общность темы Типы завязки

Слайд 16

Н.В . Гоголь писал: «Смех – великое дело, он не отнимает ни жизни, ни имения, но перед ним виноватый – как связанный заяц». Как вы понимаете уподобление того, над кем смеются, связанному зайцу? После обсуждения – к анализу, конкретизации образов: Кто в этой повести Н.В. Гоголя оказывается, по словам автора, «связанным зайцем» и почему? («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».) Завязка урока может быть выстроена так, чтобы нацеливать мысль учеников на поиск авторской позиции и соотнесение её с собственными ученическими впечатлениями

Слайд 17

Издали бы вы дневник Печорина, оказавшись на месте рассказчика? В какой момент жизни Печорина вы хотели бы встретиться с ним, каким был бы предмет вашей беседы? (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») Почему мечты Петра даны Пушкиным фактически прямой речью, мечтам Евгения предшествует пушкинский рассказ о них? (А.С. Пушкин. «Медный Всадник ») С какими литературными героями, известными вам, ассоциируется у вас Обломов? (И.А. Гончаров «Обломов») З авязки урока для формирования позитивного отношения к классической литературе

Слайд 18

В опросы-завязки Основываясь на определённой начитанности и общем представлении о теме, заявленной в названии литературного произведения: Л.Андреев «Иуда Искариот»: Чего может ждать читатель от повести с таким названием, написанной в XX веке? Вопросы-завязки ориентируют старшеклассника на движение к решению центральной проблемы произведения Почему Лука исчезает в третьем действии пьесы и целое действие идёт без него? ( М.Горький « На дне ».)

Слайд 19

Отчего в романе-эпопее М.Шолохова нет эпилога, как в романе-эпопее Л.Толстого ? Что добавляет к художественному образу аллей в дворянской культуре цикл рассказов И.Бунина «Тёмные аллеи»? ( Для ответа на этот вопрос нужно перечитать фрагменты из романов «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, « Обломов» И.А . Гончарова, « Отцы и дети» И.С. Тургенева и т.п .) Завязки уроков, тяготеющие к процессу обобщения, сравнения, сопоставления

Слайд 20

Завязка урока имеет своей целью привлечение внимания учеников, заставляет их самостоятельно не боясь получения плохой отметки

Слайд 21

"Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать." Ф . Бэкон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...

Формирование навыков смыслового чтения

В презентации представлена одна из форм работы с небольшим  текстом на уроке...

Формирование навыков смыслового чтения в процессе преподавания русского языка и литературы

Работа содержит методические рекомендации по формированию смыслового чтения не только на уроках русского языка и литературы, но и на других учебных предметах. А также рекомендации по работе с родителя...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка (с презентацией)

Теоретический материал о формировании навыков смыслового чтения с презентацией...

Презентация "Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературы"

Презентация содержит теорию и  практические наработки по проблеме: представлен небольшой опыт работы по формированию навыка смыслового чтения как метапредметного УУД. Программа развития и формиро...