Условия организации эффективного обучения чтению
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Автор статьи размышляет о том, какой метод использовать при вдумчивом чтении на уроках литературе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_organizatsii_effektivnogo_obucheniya_chteniyu.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 1751 Языкознание. Филология. Художественная литература. Литературоведение.

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

И. А. Бутенко

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

 

В условиях принятия новых стандартов, где учитель по установке не должен быть ментором, технология критического мышления представляется просто необходимым. В представленной работе рассматривается методика, позволяющая развить самостоятельную исследовательскую деятельность  школьников.

Ключевые слова: технология, текст, чтение, гипотеза.

Многие современные школьники вряд ли назовут чтение художественной литературы одним из любимых развлечений.

На уроках приходится не только читать текст и извлекать предполагаемую информацию, но и анализировать художественную реальность во всем ее многообразии, оценивать с разных точек зрения, а зачастую создавать собственный текст, строящийся с учетом особенностей художественного произведения. Одна из задач уроков литературы - помочь учащимся разобраться в метафорическом мире художественного  произведения, понять замысел писателя и оценить, как он воплощен в слове. Технология развития критического мышления расширяет спектр задач, учителю необходимо обратить внимание на такие аспекты, как присвоение полученных знаний, приобретение опыта решения проблем. Строго заданная структура урока (вызов - осмысление содержания - рефлексия) призваны раскрыть творческие способности и нестандартность мышления  ученика при знакомстве с произведением искусства. Стадия вызова предназначена для актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения, а предметом изучения на уроках литературы становится текст как многоаспектная и глубинная единица речи. [3, с.64] Включая личный жизненный опыт детей в систему оценки, мы тем самым предлагаем им собственный путь осмысления и анализа литературного произведения. На этапе осмысления школьникам дается возможность отследить процесс рождения новых идей, т. е. ученик получает опыт работы с художественным текстом как активный и думающий читатель, способный подойти к литературному произведению с новыми идеями. Стадия рефлексии дает широкие возможности для формирования аргументированного представления о произведении, помогает учащимся выработать навыки создания собственных текстов, способствует живому диалогу с автором.

Чтение с остановками – условное название методического приема по организации чтения текста с использованием различных типов вопросов. Эта стратегия работает как при самостоятельном чтении, так и при восприятии текста на слух и применяется на стадии осмысления содержания.

Данный прием учитывает следующее:

  • текст не должен быть знаком учащимся (иначе теряется смысл и логика использования приема);
  • текст заранее делится на части: помечается «первая остановка», «вторая остановка» и т.д. Части по объему могут быть разными, важно смысловое единство внутри каждого отрывка. Делить на части следует, исходя из логики построения произведения. Остановок не должно быть много;
  • задания и вопросы к тексту формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности;

По данной технологии работаю более десяти лет. Что привлекает в ней? Эмоциональные и эстетические переживания в процессе работы с произведениями, с разными мнениями и реакцией на происходящее. Постоянное побуждение к деятельности извне и внутри ученика. Постоянная смена типов деятельности: от индукции к дедукции, от личных - к чужим наблюдениям, гипотезам и знаниям, от фрагмента – к целому.

Предлагаю урок внеклассного чтения в 5 классе по сказке К.Д.  Ушинского «Слепая лошадь».

Общий алгоритм работы по стратегии чтения с остановками:

  1. Вызов. Конструирование предлагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия текста и прогноз его содержания и проблематики.
  2. Осмысление содержания. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни вопросов. Обязателен вопрос-прогноз «Что будет дальше и почему?»
  3.  Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: творческое письмо, дискуссия, совместный поиск.

Цель урока:

  • формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии;
  • формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника;
  • формирование умения выдвигать гипотезы и проверять их;
  • формирование умения планировать свою деятельность

Ход урока. Стадия вызова.

Сначала на доске и в тетрадях должно появиться слово «Догони – Ветра»  без сообщения имени автора и названия урока.

Учитель дает задание: «Запишите ассоциативный ряд к слову «Догони – Ветра».

Ответы учеников: птица, лошадь, бабочка, стрекоза.

 Учитель дает задание: «Подберите эпитеты к слову «Догони – Ветра».

Ответы учеников: быстрый, смелый, стремительный.

Такое начало урока нравится учащимся.  Ассоциативный ряд выстраивается легко. Важно подчеркнуть, что это существо сказочное.

Стадия осмысления содержания

Читаем первый отрывок.

Давно, когда не только нас, но и наших дедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец Уседом.

Уседом был очень богат и жил роскошно. Сам хозяин, его хозяйка и дети ели только на золоте и серебре, ходили только в соболях да в парче.

В конюшне Уседома было много отличных лошадей; но не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра - так прозвал Уседом свою любимую верховую лошадь за быстроту ее ног. Никто не смел садиться на Догони-Ветра, кроме самого хозяина, и хозяин никогда не ездил верхом ни на какой другой лошади.

Оказывается, «Догони-Ветер» - лошадь.  Вы правильно угадали. Какими качествами обладал этот сказочный персонаж?  «Быстрый, смелый, стремительный».  

Читаем второй отрывок.

 Случилось купцу в одну из своих поездок проезжать на своем любимом коне через темный лес. Дело было под вечер, лес был темен и густ.

Вдруг из-за кустов выскочило шестеро плечистых молодцов со зверскими лицами, с топорами и ножами в руках, и два разбойника уже схватили было лошадь купца за узду.

Не видать бы богатому Уседому своей родимой Винеты, если бы под ним был другой какой-нибудь конь, а не Догони – Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь ……..вперед, своею сильную грудью ………                на землю двух дерзких злодеев,……..     Под ногами третьего,……..   как вихрь. Догони - Ветер, чуя погоню, …….,как стрела.

Через полчаса Уседом уже  въезжал в родимую Винету на своем добром коне.

Учитель дает задание: «На месте пропусков записать слова, обозначающие действия».

Ученики читают глаголы, обозначающие стремительные действия. Затем сопоставляем с авторским вариантом «рванулся, опрокинул, смял, помчался».

 Учитель дает задание: « Напишите продолжение сказки, как купец позаботился о своем коне». Затем сопоставляем с авторским вариантом. Читаем третий отрывок.  

Слезая с лошади, купец тут же торжественно обещал: что бы с ним не случилось, никогда не продавать и не дарить своего верного коня, не прогонять его, как бы он ни состарился, и ежедневно, до самой смерти, отпускать коню по три меры лучшего овса.

Но, поторопившись к жене и детям, Уседом не присмотрел сам за лошадью, а ленивый работник не выводил измученного коня как следует, не дал ему совершенно остыть и напоил раньше времени. С тех самых пор Догони-Ветер и начал хворать, ослабел на ноги и наконец ослеп. Купец очень горевал и с полгода верно соблюдал свое обещание: слепой конь стоял по-прежнему на конюшне, и ему ежедневно отпускалось по три меры овса.

 Уседом потом купил себе другую верховую лошадь, и через полгода ему показалось нерасчетливо давать слепой лошади по три меры овса, и он велел отпускать две. Еще прошло полгода; слепой конь был еще молод, приходилось его кормить долго, и ему стали отпускать по одной мере. Наконец и это показалось купцу тяжело, и он велел снять с Догони-Ветра узду и выгнать его за ворота.

Учитель дает задание: «Читаем следующий отрывок, подчеркиваем слова, которые вызвали возмущение, жалость. Почему?».

Бедный слепой Догони-Ветер, не понимая, что с ним делают, не зная и не видя, куда идти, остался стоять за воротами. Наступила ночь, пошел снег, спать  на камнях было жестко и холодно для бедной слепой лошади. Надобно вам знать, что в Винете, как и во всех старинных славянских городах, не было князя, а жители города управлялись сами собою, собираясь на площадь, когда нужно было решать какие-нибудь важные дела.   Такое  собрание народа  для решения его собственных дел, для суда и расправы, называлось вечем. Посреди Винеты, на площади, где собиралось вече, висел на четырех столбах вечевой колокол, по звону которого собирался народ и в который мог звонить каждый, кто считал себя обиженным и требовал от народа суда и защиты. Никто не смел звонить в вечевой колокол по пустякам, зная, что за это от народа сильно достанется.

Бродя по площади, слепая, глухая и голодная лошадь случайно набрела на столбы, на  которых висел колокол, и, думая, быть может, вытащить из стрехи пучок соломы, схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать: колокол зазвонил так сильно, что народ толпами стал сбегаться на площадь, желая знать, кто так громко требует суда и защиты. Все в Винете знали Догони-Ветра, знали, что он спас жизнь своему хозяину, знали обещание хозяина - и удивились, увидя посреди площади бедного коня - слепого, голодного, дрожащего от стужи, покрытого снегом.

Заранее подготовленный ученик сообщает,  что такое «вече». ВЕЧЕ – народное собрание на Руси в 10 – начало 16 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с древними землями. Состояло из узко сословного круга бояр и зажиточных людей. academic.ru/dic.nsf/russian_history/

Учитель дает задание: «Работаем в группах. Представим, что «вече» - это ваша группа, какое решение примете?» Ответы учеников в группах: 1. Вылечить больную лошадь. 2. Определить в теплую конюшню. 3. Кормить отборным овсом. 4.Поить ключевою водой. 5. Назначить специального конюха, который следил бы за решением «вече».

Затем обращаемся к авторскому варианту сказки. Читаем четвертый отрывок.

Скоро объяснилось, в чем дело, и когда народ узнал, что богатый Уседом выгнал из дому слепую лошадь, спасшую ему жизнь, то единодушно решил, что Догони-Ветер имел полное право звонить в вечевой колокол.

Потребовали на площадь неблагодарного купца; и, несмотря на его оправдания, приказали ему содержать лошадь по-прежнему и кормить ее до самой ее смерти. Особый человек приставлен был смотреть за исполнением приговора, а самый приговор был вырезан на камне, поставленном в память этого события на вещевой площади…            

Прочитав авторский вариант сказки, ученики радуются, что их гуманное решение совпало с вариантом К.Д. Ушинского.

Учитель дает задание: «Озаглавьте сказку». Сопоставляем с авторским вариантом.  Учитель задает вопрос: «Чему учит сказка?»

Рефлексия. Выберите себе начало предложения и продолжите его. На уроке я догадался (понял, узнал, обнаружил, смог)…

Похвалите себя или кого-нибудь другого за что-либо на уроке.  

Варианты домашнего задания. 1. Подберите эпиграф к сказке, используйте пословицы, крылатые фразы. 2. Напишите отзыв на сказку.

Библиографический список

  1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. – М: Просвещение, 2011, 200 с.
  2. Еремина, Т.Я. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы:  пособие для учителей общеобразовательных учреждений. /Т.Я. Еремина. – М: Просвещение, 2013, 8 с.
  3. Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.  / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М: Просвещение, 2011, С. 62-65
  4. Сказки русских писателей: сборник, под ред: В.В. Безбожный. – Ростов - на - Дону, 1997, С. 320-324.

              I.A. Butenko. Conditions for the effective teaching reading in literature classes.

In this study a technique which allows to devclop an independent research activity of  schoolchildren is represented.

Key words: technology, text, reading

Бутенко Ирина Афанасьевна - учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 1»

Butenko Irina Afanacevna - teacher of Russian language and literature, municipal budgetary educational institution "secondary school N 1, Abakan


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация и индивидуализация как необходимые условия повышения эффективности обучения

Педсовет был посвящен эффективности обучения и вопросам создания для этого необходимых условий. В докладе рассматриваются вопросы дифференциации и индивидуализации обучения....

Методическая разработка "Эффективное обучение чтению на английском языке"

Методическая разработка "Эффективное обучение чтению на английском языке"...

Эффективное обучение чтению на английском языке

Эффективное обучение чтению на английском языке...

Запись вебинара для участия в областной методической неделе Челябинской области «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современной системе образования».

В записи вебинара «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, как средство обеспечения эффективного коррекционно-педа...

Тема: «Условия организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья »

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дополнительного образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полно...

Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках иностранного языка в условиях традиционной системы и при организации дистанционного обучения

Режим социальной изоляции, связанный с пандемией COVID-19, оказал существенное влияние на образование в целом и обучение иностранным языкам, в частности. Использование дистанционных форм работы явилос...