Исследовательская работа. Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев
творческая работа учащихся по литературе (9 класс) на тему
Цель данного исследования – проследить, в каких произведениях русской классики используется тематика самоцветов и выявить влияние камней на судьбы литературных героев. Для этого исследования были отобраны произведения из школьной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 481.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМ. ЯРОСЛАВА ВАСИЛЕНКО» ПОСЕЛОК ПУРПЕ, ПУРОВСКИЙ РАЙОН |
Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев |
На основе школьной программы |
Работу выполнила учащаяся 9а класса
Воронина Ольга Сергеевна.
Руководитель: учитель русского языка
и литературы
Двуреченская Юлия Викторовна
Содержание
- Вступительная статья…………………………………………………………………………….3
- Введение…………………………………………………………………………………………..4
- Глава 1…………………………………………………………………………………………….5-6
- Глава II…………………………………………………………………………………………....7-9
- Глава III…………………………………………………………………………………………..10-11
- Глава IV…………………………………………………………………………………………..12
- Заключение……………………………………………………………………………………….13
- Список использованной литературы……………………………………………………………14
Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев
(на основе школьной программы)
В нашей семье имеется реликвия, которая уже является фамильной – бирюзовые серьги в старинной оправе. Они подарены моей маме от бабушки, та получила их от своей матери. Меня заинтересовала уверенность мамы в том, что эти неяркие камни помогали в сердечных делах, укрепляли семьи, оберегали от зависти и клеветы. Это подтвердилось: изучая семейные фото, сведения о том, как жили мои предки, были ли крепкими их браки, я узнала, что даже в годы великих строек и послевоенных испытаний, мои родственники были верными и преданными друг другу. Окончательно заинтересовалась символикой драгоценных камней, когда изучали в школе влияние кораллов, особенно гранатов на судьбы влюбленных в творчестве Куприна. А отсюда окрепло желание узнать, какие другие самоцветы и с какой целью использовали в своем творчестве писатели, которые изучаются сегодня в программе школьной литературы в разные годы. Поэтому цель нашего исследования – проследить, в каких произведениях русской классики используется тематика самоцветов и выявить влияние камней на судьбы литературных героев.
Данная цель определила следующие задачи:
- Изучить литературу о драгоценных камнях, познакомиться с легендами и поверьями о них.
- Произвести отбор художественной литературы, отражающей изучаемую проблему, из школьной программы.
- Исследовать отношение классиков к влиянию самоцветов на мотивы поступков персонажей в поэтике художественного текста.
- С результатами исследования выступить на школьной научно- практической конференции.
В качестве объекта исследования определены лучшие произведения русской прозы:
- “Слово о полку Игореве”,
- М.Ю. Лермонтов. “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”,
- Н.А. Некрасов “Мороз, Красный нос”, “Коробейники”,
- Н.С. Лесков “Жемчужное ожерелье”,
- “Отцы и дети” И.С. Тургенева,
- А.И. Куприн “Гранатовый браслет”, “Олеся”.
Предметом исследования являются следующие драгоценные и полудрагоценные самоцветы, упоминания о которых встречаются в текстах художественной литературы XIX – начала XX века: жемчуг, бирюза, гранат, опал, коралл
В процессе работы выявился интерес к данной проблеме не только со стороны русских классиков, но и зарубежных писателей и авторов современной поэзии и прозы.
Наша работа состоит из введения, четырех глав и краткого заключения.
Во введении раскрывается причина обращения к магическим свойствам драгоценных камней, к легендам и поверьям, связанным с ними, поясняется отношение русских писателей к использованию символики камней наряду с “языком цветов”, например:
- В I главе исследуется устойчивые ассоциации жемчуга в “Слове о полку Игореве”, произведениях Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова.
- Во II главе – о спасительной и оберегающей силе бирюзы, опала в творчестве Н.А. Некрасова и И.С. Тургенева.
- В III главе – о роковом воздействии опала и наделяющим даром предвидения гранате.
- В IV главе – исследуются способности коралла в повести А.И. Куприна.
В заключении подводятся итоги изучения самоцветов на страницах литературных произведений, об их смысловом и эстетическом воздействии на читателя, о неоспоримых связях между самоцветами и человеком. О нашем отношении к нравственным заповедям писателей, воспитанных на лучших православных традициях.
Введение
В сборнике “Звезды и судьбы” под ред. П.Н. Никандрова упоминается о старой персидской легенде, где рассказывается, что благородные камни – творение сатаны, который, заметив, что Ева любуется пестрыми цветами, растущими в райских садах, дал им великолепные краски, чтобы возбуждать в людских сердцах алчность, соблазн.
Но более точно их геологическое происхождение: благородные минералы образовались в результате химических процессов, происходивших в период формирования земной коры.
Уже в древнейшие времена они служили человечеству в качестве украшений. У каждой эпохи были свои излюбленные камни. Египтяне охотно носили украшения из изумрудов, бирюзы, аметистов, горного хрусталя. Римляне выше всего ставили алмазы и сапфиры. Известно, что Семирамида и Клеопатра обожали жемчуг. Мода ренессанса и барокко отдавала предпочтение цветным благородным каменьям: рубинам, сапфирам, топазам. Туалеты дам и кавалеров сверкали бриллиантами. Эпоха романтизма открыла красоту полудрагоценных камней: гранатов, опалов, аквамаринов и др. Выбор той или иной драгоценности зависел не только от вкуса ее обладателя. Драгоценным камням люди издавна приписывали магические свойства, предполагали, что между самоцветами и человеком существуют таинственные глубинные связи.
Царь Иван Грозный в качестве особой милости к английскому послу Д. Горсею показал ему свою сокровищницу, изумив того своими познаниями в области минералогии, так как подробно рассказывал об особенностях драгоценных камней и их воздействии на человека.
И.В. Грачева отметила, что для дворянской культуры XVIII – XIX веков подобное отношение к камню было общераспространенным. В 1807 году в Петербурге изданы три тома “Естественной истории” римского ученого Кая Плиния Старшего в переводе В.Н. Северина. Сведения о камнях и металлах, а также связанные с ними легенды и поверья использовались в русском искусстве и нашли отражение в произведениях лучших писателей XIX – начала XX столетия.
Глава I
В сборнике П.Н. Никандрова поясняется: “Жемчуг…почитается несчастливой драгоценностью, так как заключает в себе негативную силу. Он приносит владельцу слезы, утрату иллюзий и надежд”./8/
Рассмотрим устойчивые ассоциации с образом жемчуга в замечательном памятнике древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”.
Так в “Слове…” безымянный автор говорит о князе Изяславе, который был покинут братьями в трудную минуту и погиб. Он погиб достойной смертью, защищая свою землю от врагов.
“Не было тут брата Брячислава, ни другого – Всеволода. Один же изронил жемчужну душу из храбра тела чрез златое ожерелье”. /3/ В данном случае жемчуг символизирует духовную чистоту того, кто самоотверженно бился с захватчиками, заплатив дорогой ценой за свободу родной земли.
В этом же произведении Киевский князь Святослав рассказывает ближним вещий сон, где “великий жемчуг” сыпали на князя:
“Этой ночью с вечера одевали меня – говорил, - черным саваном на кровати тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное, сыпали мне крупный жемчуг из пустых колчанов…”/3/
Данный сон полон недобрых предзнаменований, он является символом горьких слез, предвещает грядущие несчастья в битве Игоря с половцами. Он – предвестие о неблагополучии и реальном солнечном затмении. А состоявшееся поражение русских в решающей битве подтверждает великие слезы и плач по погибшим на реке Каяле.
“…корят князя Игоря, что потопил богатство на дне Каялы, реки половецкой, русское золото просыпав”./3/
В поэме Н.А. Некрасова “Мороз, Красный нос”, раскрывающей нелегкую судьбу русской крестьянки, оставшейся без мужа, тема жемчуга прямо соотносится со слезами, когда Дарья плачет в лесу в горьком вдовьем одиночестве:
Иная с ресницы сорвется
И на снег с размаху падет–
До самой земли доберется
Глубокую ямку прожжет
Другую на дерево кинет,
На плашку, - и, смотришь, она
Жемчужиной крупной застынет –
Бела, и кругла, и плотна.
/9/
И осознавая, как невыносимо трудна жизнь вдовой крестьянки и как непосилен труд, выпадающий на женские руки и слабых ее малых детей, автор снова сопоставит:
Слезы мои не жемчужины,
Слезы горюшки – вдовы.
/9/
Если на князя в “Слове о полку Игореве” сыпался круглый жемчуг, то на крестьянку у поэта Некрасова может сыпаться только рожь, которую не успевает Дарья убрать в одиночку:
Жать принялась я проворно,
Жну, а на шею мою
Сыплются крупные зерна –
Словно под градом стою! /9/
………
Стану без милого жать,
Снопики крепко вязать,
В снопики слезы ронять. /9/
В контексте поэмы Некрасова жемчуг – это снова предвестие беды и грядущих слез, которые воплощаются в ином, более близком крестьянской среде образе сыплющейся ржи.
Тема жемчуга оригинально представлена в произведении Н.С. Лескова “Жемчужное ожерелье”. Автор использует в рождественском рассказе общеизвестное в дворянской среде распространенное убеждение, что жемчуг предвещает беду. Из рассказа узнаем о богаче Васильеве, который сделал под Новый год своей дочери Марии удивительный подарок. “… совершенно непозволительный и зловещий подарок. Он сам надел на нее при всех за ужином богатое жемчужное ожерелье”. /5/ Богатство оформления, изящная отделка, огромная стоимость украшения произвели на гостей ошеломляющее впечатление, а Машенька, знавшая о значении жемчуга, испугалась, “… получив ожерелье, заплакала”./5/ Поэтому супруга укорила Васильева за такую очевидную неосторожность: “Выговор за подарок следовал потому, что жемчуг знаменует и предвещает слезы”. /5/
Н.С. Лесков прямо указывает на роль жемчуга во влиянии на человеческие судьбы. Отметим, что отец невесты отмахнулся, назвав все происходящее предрассудком. Рассказ Лескова заканчивается счастливым финалом: Маша и ее жених счастливы. А народное поверье, следовательно, опровергается? – или под Рождество сбываются мечты? Мы узнаем в последних строках произведения, что жемчуг просто оказался поддельным, и поэтому не имел магической силы.
Глава II
Из книги П.Н. Никандрова видно, какие камни могли быть использованы как лечебные средства, помогающие при телесных и духовных недомоганиях, благоприятствующие людям тех или иных профессий: турмалин был камнем художников, аметист – духовных лиц, изумруды защищали постоянные чувства, укрепляли союз влюбленных.
Многие весьма образованные люди уважительно относились к самоцветам, воспринимая их как талисманы, амулеты, охраняющие от болезней и бед. Так у бирюзы в основном следующее значение:
- “Камень счастья”, помогает влюбленным, символ неизменной и верной любви.
- “Бирюза необыкновенно счастливый камень, ее главное свойство – примирять все враждебное, она прекращает ссоры, устанавливает мир в семье, отводит гнев сильных… Есть роковое свойство – приносить несчастье людям, не соблюдавшим нравственные заповеди. Ей свойственно умирать перед опасностью и в руках больного… Временно теряет блеск перед непогодой, когда воздух перестает быть прозрачным”.
Испокон веков у многих народов этот самоцвет служил любовным амулетом. Греки считали бирюзу камнем богини Афродиты, римляне – Венеры. На востоке бирюза являлась украшением невест. В.В. Мезенцев в книге “Каменная сказка” приводит широко известное поверье: если один из влюбленных дарит другому бирюзу, а потом чувства его остынут, то бирюза тускнеет. И у восточного поэта Саади есть строки:
И блекнет бирюза влюбленных,
Когда проходит их любовь.
Насколько распространенной была вера в спасительную силу бирюзы, свидетельствует эпизод из воспоминаний В.А. Нащекиной о Пушкине: “Незадолго до смерти поэта мой муж заказал сделать два одинаковых золотых колечка с бирюзовыми камешками. Из них одно он подарил Пушкину, другое носил сам как талисман, предохраняющий от насильственной смерти”. /13/ В ответ Пушкин подарил жене друга браслет с бирюзой. Но, видимо, собираясь на дуэль с Дантесом, Пушкин не вспомнил или сознательно не надел кольцо со спасительной бирюзой. После дуэли смертельно раненый Пушкин, находясь уже дома, попросит Данзаса подать ему шкатулку, из которой возьмет кольцо и подарит его Данзасу со словами: “Это – талисман от насильственной смерти”./13/
Бирюза станет излюбленным оберегом и в крестьянской среде. Об этом мы узнаем из поэмы Н.А. Некрасова “Коробейники”. Иван спешит одарить понравившуюся ему Катерину всем, что есть в его коробе. Скромная девушка от многих необходимых вещей отказывается, берет только бирюзовый перстенек.
… Дал ей ситцу штуку целую,
Ленту алую для кос,
Поясок – рубаху белую
Подпоясать в сенокос –
Все поклала ненаглядная
В короб, кроме перстенька.
/9/
Далеко не все в деревне так не требовательны в своих желаниях и поведении:
Две снохи за ленту пеструю
Расцарапалися в кровь.
/9/
Коробейник хвалится, что у него имеются богатые для любимой украшения: “Видишь, камни самоцветные в перстеньке как жар горят…”. Отчего же Катерина из всех ярких самоцветов выбирает бирюзу?
Этот эпизод из поэмы можно прокомментировать как восхищение целомудрием, бескорыстием, на которые способна простая крестьянка. А глубинный подтекст выявляет символику неизменности и верности в любви, известную и в деревенских традициях. Для Катерины колечко с бирюзой – залог любви, знак обручения с Иваном. Оно – свидетельство того, что Иван обещает, расставаясь с Катериной ненадолго:
Опорожнится коробушка –
На Покров домой приду
И тебя, душа – зазнобушка,
В Божью церковь поведу!
/9/
Если Иван желал подарить любимой девушке подарок как знак обручения с ним, то царь Иван Грозный в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” советует Кирибеевичу немедленно послать драгоценности Алене Дмитревне, чтобы купить ее расположение, уверенный, что никакая женщина не сможет устоять перед великолепными дарами:
Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый,
Да возьми ожерелье жемчужное…
И пошли дары драгоценные
Ты своей Алене Дмитревне:
Как полюбишь – празднуй свадебку,
Не полюбишь – не прогневайся.
/6/
Царь прекрасно осведомлен о том, что жемчуга считались подходящими для молодых девушек, незамужних женщин. Рубин символизирует пылкую любовь, и тот, кто хочет достичь взаимности, должен подарить рубин (яхонт) своему избраннику.
И М.Ю. Лермонтов, подчеркивая силу чувства опричника, покажет, как при первой встрече с чужой женщиной старается тот завоевать ее в духе того времени, пользуясь царским покровительством и вседозволенностью:
Отвечай мне, чего тебе надобно,
Моя милая, драгоценная!
Хочешь золоту али жемчуга?
Хочешь ярких камней аль цветной парчи?
Как царицу я наряжу тебя,
Станут все тебе завидовать.
/6/
Жемчуг, о котором говорит молодой и пылкий опричник, еще проявит себя: замужней женщине, жене купца принесет он слезы неминуемые, потому что сложит на плахе голову Степан Парамонович, не надеясь на справедливость царского суда, хотя и слышал весь народ призывы на “охотницкий бой одиночный:
Кто побьет кого, того царь наградит,
А кто будет побит, того Бог простит ”.
/6/
Награда царская незамедлительна:
Я топор велю наточить навострить,
Палача велю одеть – нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью. /6/
Самодержавному государю известны мистические свойства камней, особенности воздействия минералов, драгоценных самоцветов на человека, но неведомы ему чувства сострадания и милосердия, не способен оценить он тех, кто находит в себе мужество “постоять за правду до последнего” и до самой казни не забыть передать супруге поклон, “заказать, чтобы меньше печалилась”.
Столь разные подарки – бирюза у Некрасова и жемчуг у Лермонтова – помогают поэтам высветить яркие черты характеров своих героинь, мотивы поступков, опоэтизировать далекое прошлое.
В романе писателя И.С. Тургенева “Отцы и дети” лакей Кирсановых Петр носит бирюзовую сережку. Но в этом случае камень имеет совсем другое значение: он помогает читателю понять, что простоватый Петр копирует манеры своих помещиков.
Николай Петрович Кирсанов играет на виолончели – Петр настойчиво, но безуспешно, учится играть на гитаре, благородном инструменте, предназначенном для господ, популярном в дворянской среде. Понятна учтивость Петра и его претензии на щегольство: он – таки обзавелся, наконец, лаковыми полусапожками, вероятно, похожими на те, что были у Павла Петровича. Становится понятным, что бирюзовая сережка лакея – это народийное копирование утонченных вкусов Павла Петровича, который даже в деревне всегда великолепно одет, будь то утро или вечер, застегивает манжеты своей рубашки “одиноким крупным опалом”. По народным поверьям бирюза приносит удачу и считается оберегом, охраняет человека от опасностей и случайной гибели. В романе Тургенева все ссоры движутся к разрешению конфликта, к дуэли между нигилистом и аристократом. Базаров отмеривает шаги, не желая участвовать в фарсе, вынужденно уступает дворянину. Он замечает бледное лицо слуги. “Евгений Васильевич, - с трудом пролепетал Петр (он дрожал, как в лихорадке), - воля ваша, а я отойду”. Эта фраза показывает, как лакей опасается, чтобы дуэлянты ненароком не попали в него самого. Оттого он не заметит иронии в голосе Евгения Базарова и с готовностью встанет за дерево. Поэтому и невозможно дозваться “насмерть перепуганного”. “Петр! Поди сюда, Петр! Куда ты спрятался?”. /11/ Таким образом, из данных примеров видно, что бирюзу “усовершенствованный” лакей носил в качестве амулета, охранительного талисмана, заботясь о сохранности своей персоны.
Глава III
Что касается “опала, то первое значение его – дает надежду”. Этот камень особенный, боится жары и сухости, от них легко умирает, теряет прелесть. Если же его положить в воду, то через некоторое время он снова может ожить. Химики утверждают, что он на одну треть состоит из воды.
“Опалу свойственно питать неопределенные обманчивые надежды, он считается камнем одиночества, символом разрушенных иллюзий и обманутых надежд. Влияние опала на человека полно самых непредсказуемых опасностей… Он рождает злобные подозрения, сеет раздоры, омрачает разум опасениями и страхом перед темнотой”./8/ Видимо поэтому, “одинокий опал”, используемый Палом Петровичем Кирсановым для запонок, становится в романе Тургенева удивительно значительной и яркой деталью. Римские патриции считали опал изысканным украшением, он высоко ценился знатоками, его причисляли к благородным камням. Выбор Павла Петровича подчеркивает его аристократизм, утонченность вкусов. И в то же время в средние века опал считался камнем одиночества, символом обманутых надежд. “Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом”. /11/
Упоминанием об опаловых запонках Тургенев намекает на душевное состояние героя после начального завершения его любовной истории с графиней Р. Влияние его на человека полно опасностей. Проследив за развитием сюжета, видим, что Павел Петрович возненавидел нигилиста Базарова уже сразу после первой встречи, ожесточенно спорил с ним в дальнейшем, затем вызвал, наконец, на дуэль. Виной этому не только огромная разница во взглядах на общество и политику, но и в немалой степени роковое влияние опала, усиливающего агрессию своего владельца, разжигающего вражду среди обитателей имения.
Воспитанный в утонченной среде, с детства впитавший все мелочи дворянского быта, И.С. Тургенев был прекрасно осведомлен о значениях и свойствах драгоценных камней и великолепно использовал эти познания, совершенствуя лаконичные строки романа, вызывающего споры и неоднозначные оценки до сего дня.
“Их считают тяжелыми и мало счастливыми камнями. Главное их магическое свойство – рождать сильные страстные желания. Часто это оборачивается против их владельца. Говорят, что на руке человека, одержимого страстью, они начинают краснеть, словно наливаются его кровью. Особенно много несчастий приносят украденные гранаты”./8/
Проследим, каково использование символики граната в произведениях и реальной жизни творческих и ярких личностей. Посланный в дар гранат является неоспоримым признанием в любви. В Индии, Египте воспринимался как символ страстных любовных чар. Близким по восприятию считался в Европе. Так И.В. Гете подарил красавице Ульрике 460 камней в гарнитуре гранатовых украшений; на это признание влюбившегося на склоне лет поэта ушла немалая сумма его состояния.
В рассказе А.И. Куприна “Суламифь” царь Соломон дарит своей возлюбленной драгоценности, рассказывая об их удивительных свойствах и таинственных значениях. Это описание представлено отдельной главой. Царь дарит любимой анфракс – редчайший из гранатов – и разъясняет его свойства.
Особые значения граната Куприн использует в знаменательном рассказе “Гранатовый браслет”. Праобразом этого украшения послужит Куприну простенькая золоченая цепочка с эмалевым украшением в виде пасхального яйца, посланного телеграфистом, влюбленным в даму высшего света Л.И. Любимову. Женщина несколько лет подряд получала письма от неизвестного незнакомца, боготворившего ее и совсем не претендующего на взаимность. Телеграфист отважился послать предмету обожания неслыханный подарок. В рассказе Куприна трагическая любовь, великая и скромная, стала поводом для насмешек и карикатур со стороны супруга Веры и ее брата. Их холодная заносчивость, бездуховность особенно ярко высвечивают истинное благородство и возвышенные чувства скромного телеграфиста Желткова. Не зная его, аристократы, из–за принадлежности к низшему сословию Желткова, считают своим долгом высмеивать его письма, полагая, что он пишет, искажая правила орфографии. Они придумывают пошлое письмо, пародирующее давно отжившие приемы романтизма: “… бурное море страсти, клокочущее в моей груди. Твой взгляд, как ядовитый змей, впился в мою истерзанную душу”./4/ А подлинные письма Желткова оказываются не только исполненными нежного чувства, но и высоко – поэтичными.
Видим, сколь сильна любовь, на которую способен может быть только человек благородных устремлений. “Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу”./4/
Исходя из этих слов, понимаем, что жизни княжны Веры коснулась та любовь, которая, по словам генерала Асносова, бывает раз в тысячу лет. В подарке Желткова брат Веры видит повод для оскорбления фамильной гордости и чести, полагая его дешевой вещицей, возможной в качестве подарка только горничной Даше. “Чудовищная, поповская штучка” – таков его нелестный отзыв о чудесном браслете неизвестного человека. Желтков в письме пишет о том, что посылает Вере не купленное украшение, а семейную реликвию. Подчеркивает, что особенной силой обладает самый маленький камешек – редкостный зеленый гранат: “По старинному признанию он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли”./4/ Поэтому автор показывает: “только браслет очутился в руках Веры, ее начинают томить странные предчувствия. Глядя на красные камни гранатов, она подумала: “Точно кровь!”/4/ Отсюда следует, что уже сразу, по возвращении мужа после объяснения с Желтковым, она словно предчувствует дальнейшее, отталкивая супруга. Куприн разделяет возмущение своей героини: “Оставь меня, - я знаю, что этот человек убьет себя”./4/
Благодаря зеленому гранату Вера обретает дар предвидения, но не сумеет никогда увидеть живым того, кто любил ее самой редкой по силе любовью. Она подарит ему розу – ненужный теперь дар, подарит поцелуй, запечатлев на лбу. Но не подарит счастья быть любимым и живым. Желтков отказался от возвращенного браслета, а значит, понимаем мы, отказался от его свойства – оберегать мужчин от насильственной смерти. По его просьбе квартирная хозяйка отнесет браслет к иконе Божьей матери в церковь. Поэтому его любовь, невостребованную на земле, он принесет в дар Богоматери, высшему идеалу женственности и доброты в понимании Куприна.
Глава IV
Тема любви ведущая и в повести А.И. Куприна “Олеся”. Главная героиня не просто девушка из народа, а необыкновенная поэтичная натура с исключительными способностями, за которые односельчане назовут ее ведьмой. В повествование органично войдет самоцвет коралл, представленный в виде красных бус сначала оберегом Олеси, а затем единственной вещью, оставшейся на память влюбленному в нее Ивану Тимофеевичу.
В главе “Тайны камней” из книги “Звезды и судьбы” читаем следующее: “Кораллы носят от дурного глаза, они облегчают излечение от ран, древние указывают, что кораллы укрепляют память, врачуют сердце… Они являются талисманами, приличными для гадателей и гадалок”. /4/ “Коралл оберегает от дурного глаза, хранит от молнии, отпугивает демонов и отгоняет искушения”./4/
В сюжете рассказа Куприна прослеживается важная мысль: бабушка и мать Олеси занимались целительством, слыли гадалками. Вероятно, коралловые бусы девушке передавались по наследству. Вполне возможно, что в свойствах коралла было важным не только то, что он стимулировал успешное лечение, но и прежде всего способность камня оградить человека от темных сил. Это была в некотором роде слабая, но все – таки необходимая попытка защититься от власти дьявола, которому, как уверяла сама девушка, были издавна проданы души женщин ее рода. Олеся говорит рассказчику: “Весь наш род проклят во веки веков. Да вы посудите сами: кто ж нам помогает, как не он? Разве может простой человек сделать то, что я могу? Вся наша сила от него идет?”/4/
Все попытки Ивана Тимофеевича переубедить Олесю, доказать то, что многие загадочные явления имеют самое естественное происхождение и могут быть объяснены гипнозом, оказали на нее определенное влияние. В большей степени все – таки вера в милосердного Бога подтолкнула ее решиться пойти к людям и в церковь, вера во всепрощающего и понимающего господа. Несмотря на строжайший запрет Мануйлихи, попытка Олеси прийти в церковь на праздничный молебен закончится трагически: толпа сельчан, убежденная в своей правоте, жестоко изобьет девушку, подвергнет невыносимому циничному унижению. Сумев спастись от преследовавшей толпы, Олеся крикнет односельчанам гневные пророчества, которые вскоре сбудутся, обрекая людей на голод и лишения.
Автор опосредованно, а не прямо покажет, какие факты убедят Олесю в фатальной непреодолимости могучей дьявольской власти над ее душой. Мануйлиха с внучкой вынуждены покинуть родные места, спасаясь от расправы, не надеясь на какую – либо защиту. Иван Тимофеевич застает пустую хату во всей неприглядности поспешно оставленного жилья. “Со стесненным, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг мое внимание привлек яркий предмет, очевидно, нарочно повешенный на угол оконной раны. Это была нитка дешевых бус, известных в Полесье под названием “кораллы”, - единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и ее нежной, великодушной любви”. /4/
С какой же целью может в произведении А.И. Куприна молодая девушка оставить в дар любимому человеку именно бусы, а не рушник, например, в качестве общепринятого в Полесье подарка?
Кораллы ценили не только за невысокую стоимость и привлекательную окраску. В простонародной среде многие врачеватели и ведуны знали о целительной силе коралла, способной защитить человека от злых чар. И тот, кто вторгался в неведомое, обладая редкими способностями к необычному, мог излечивать людей от недугов, обязательно должен был носить кораллы. Поэтому снятые Олесей кораллы Куприн показывает в произведении скорее не как дар для любимого, а как стремление оградить его от опасностей. Вполне возможно понимание оставленных кораллов как выражение покорности року, от которого героине нет более спасения. Но забыть того, с кем столько было связано и перечувствовано, не дано ни героине, ни рассказчику. Так удалось Куприну обыграть в сюжете небольшого произведения магию необычного самоцвет.
Заключение.
В произведениях русской классики используются следующие устойчивые ассоциации драгоценных камней: они воздействуют на мотивы поступков литературных героев спасительным, оберегающим или роковым образом.
Вводя в сюжет произведения драгоценные камни, их свойства, авторы без излишней назидательности и повторов показывают характеры героев, их нравственные устои, определяемые православными традициями.
Отношение к самоцветам интересно не только русским классикам, но и зарубежным. Миллионы людей носили и будут носить камни в качестве украшений.
Дарителям драгоценных камней и тем, кто их получит, важно знать о свойствах камней, их благотворном влиянии, усиливающем определенные качества человека.
Необходимо помнить, что этими способностями станут обладать лишь камни подаренные или унаследованные.
Меняются времена, и новым поколениям, воспитанным на иных культурных традициях, все труднее уловить тонкий смысл художественных деталей в произведениях русской классики. Но если это удается, то все произведение, озаряясь новым светом, поражает читателя своей бездонной глубиной.
Литература
- Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. – М.: Просвещение, 1996
- Грачева И.В. Грани самоцветов// Литература в школе, 1998, №2
- Древнерусская литература/ Авт. Сечина Н.В. – М.: Дрофа, 2002, с.59, 61, 62
- Куприн А.И. Повести. Рассказы. – М.: Олимп, Изд–во АСТ, 1996, с. 135, 456 – 457, 460 -461, 482 – 484, 486
- Лесков Н.С. Повести. Рассказы. – М.:Олимп, Изд–во АСТ, 1997, с. 404,405
- Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. – М.: Детская литература, 2002, с. 11,14,18,21
- Мокиенко В.М. Образы русской речи. – С –Пб.: Фолио – Пресс, 1999
- Никандров П.М. Звезды и судьбы. - С – Пб.: Фолио – Пресс, 1996, с. 281,290,294,292,297
- Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. – М.: Олимп, Изд–во АСТ, 1996, с. 220,243,253,259
- Омар Хайям. Как чуден милой лик. – М.: ЗАО ЭКСМО – Пресс, 2000
- Тургенев И.С. Отцы и дети. - М.: Жуковский, ООО “Кучково поле”, 2002, с. 14,78
- Шуман В. Мир камня/ Пер. с нем. Ахметова С.Ф. – М.: Мир, 1986, т.2
- Пушкин в воспоминаниях современников. – М.: 1985, т.2, с. 243 – 244
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-232707-1418495108.jpg)
Исследовательская работа "Федор Семенович Седельников – линия судьбы"
В исследовательской работе представлены основные этапы жизни Ф.С.Седельникова. Работа содержит теоретический материал....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/22/picture-750132-1479820925.jpg)
Исследовательская работа "Великая Отечественная война в судьбе моих земляков"
Аннотация На научную работу ученице 11 класса Ульяновской средней школы, села Ульяновское, Ромашка Кристина по теме «Великая Отечественная война в судьбе моих земляков». Проект посвящён 70- летию...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/21/picture-928307-1498049343.jpg)
Исследовательская работа на тему: «Битва за Москву, два героя, две судьбы»
Актуальность работы Войны, которые происходили на территории нашего государства, были всегда тяжёлыми. Великая Отечественная война стала самым тяжёлым испытанием для всего народа. Раз...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/05/picture-1089711-1543982365.jpg)
Исследовательская работа "Великая Отечественная война в судьбе моих родных"
Исследование позволило узнать о судьбе родственника; результаты исследования, а также найденные документы можно использовать в школьном музее...
исследовательская работа "Время собирать камни..."
В работе обсуждается очень злободневная проблема - сохранение исторического наследия.Эта тема коснулась не только крупных городов, некогда старинных городов с богатым начследием, но и наших глубинок. ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/09/picture-189276-1578590251.jpg)
Поисково-исследовательская работа "Память в камне"
В своей работе мы поговорим о проблеме сохранения и увековечивания памяти солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны. Ведь это не только места их захоронений, но и места поклонения их п...
- Мне нравится (1)