план-конспект урока по литературе в 11 классе "Военная лирика К.Симонова"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Пасько Лариса Васильевна

Стихи К.Симонова военных лет, чтение, анализ, определение тематики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voennaya_lirika_k.simonova.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Лирика Константина Симонова военных лет»

Цели:

Образовательные:

 расширить представление учащихся о творчестве К.М.Симонова,  познакомить  с особенностями лирики  военных лет.); показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями

Развивающие:

1)развивать познавательные способности учащихся;

2)формировать коммуникативные и информационные компетентности;

3)раскрывать творческий потенциал учащихся

Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ


Используемое оборудование:

1. Компьютер

2. Проектор

3.Экран . Электронная презентация


Тип урока: лекция с элементами аналитической беседы.

                                                                                                                    «…И шла моя душа босой

по битому  стеклу» .

«Наше время ещё занесут на скрижали^.

В толстых книгах напишут о людях 30-х годов».

Ход урока

Беседа учителя:  С высоты 2013 года нам видно, насколько пророческими оказались эти слова Симонова, сказанные в 1939 году. В самом деле, это была удивительная эпоха, хотя бы уже потому, что она не похожа ни на одну другую, хотя бы уже потому, что людям

30-х годов предстояли 40-е. Гражданином этой эпохи, гражданином своего времени был и Константин Михайлович Симонов.

 И 30-е, и 40-е без его имени не  полны. Не будь Симонова, наше понимание времени войны, времени, предшествующего войне, было бы куда беднее.

    Константин Симонов принадлежал к поколению, на плечи которого судьба возложила

нелёгкий солдатский вещмешок. Когда грянула Великая Отечественная, ему было только 26. Лейтенантский возраст. Основную часть своей жизни провёл он среди солдат и талант свой отдал военной теме.

Слайд № 3

. Беседа с учащимися.

- Как вы думаете, какие темы раскрывали поэты в стихотворениях о войне? Какие они находили слова? (В стихотворениях о войне поэты писали о подвигах, о героизме, о мужестве, храбрости солдат, о сражениях, о победе, о горе, страданиях, приводили воспоминания о прошлом, возлагали надежды на будущее, звучала тема памяти.)

- Почему поэзия оказалась необходимой людям - и тем, кто был на фронте, и тем, кто был в тылу? (Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, переживания, вселяла веру и надежду.)

Жестокая, на пределе физических и духовных сил война была немыслима без духовного раскрепощения. И об этом тоже свидетельствует поэзия. Сначала предполагалось, что солдат - это всегда герой, готовый безрассудно умереть в любую минуту, защищая Родину. Теперь, перед лицом большой беды всё видится иначе: и смерть, и жизнь, и любовь. Пережитое на войне подталкивало поэтов к предельной искренности. Семен Кирсанов писал в 1942 году:

 Война не вмещается в оду, И многое в ней не для книг. Я верю, что нужен народу Души откровенный дневник.

Всё верно. И то, что лучшие произведения тех лет являли собой «дневник души». И то, что эта откровенность давалась не сразу (поэтам ведь было привычнее зарифмовать боевые эпизоды, политдонесения).

Стихи 37-39-ых годов полны предчувствия войны, страшной, но неизбежной.

Стихотворение «Новогодний тост» читает ученик.

Позже Симонов вспоминал: »Наша поэзия изобиловала стихами, кончающимися на «если»: «если завтра бой», «если враг нападёт»…В этих стихах звучало чувство гордости за страну, но было и непонимание того, какое трудное дело—война!

               —Что необычно в стихотворении с таким праздничным названием?

                —Что тревожит поэта?

                 Основная тема?  (предчувствие войны)—запись в тетради.

Он был в числе тех немногих писателей, для которых война началась в 1939 году на Халкин-Голе. Оказавшись в районе боевых действий в качестве корреспондента, он увидел лик современной войны, тогда перед ним остро встал вопрос, как писать о войне.

Куда только не бросала Симонова военная судьба, с кем только не сводила. Он знал, что было на сердце у фронтовика и в мрачное лето 41-ого года, и в победную весну 45-ого.

Слайд № 4

                   Стихотворение «Товарищ» и «Родина»  читают ученики.(записать в тетради)

           Два стихотворения—два мира. Какие?  (война и дом)

 Как, на ваш взгляд, воспринималось стихотворение «Родина» в 1941 году?

«Эти строки и сегодня обжигают сердце. А тогда, в 41-ом, они были такой же силой, как танки и самолёты» --Василий Песков, журналист.

Маршал Баграмян в своих воспоминаниях писал: « Помню стихотворение, адресованное Алексею Суркову «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», ибо точно такие же чувства я пережил при выходе из окружения из-под Киева…В нём говорилось о России, о русских женщинах, но я, армянин, отступавший по украинской земле, испытал те же чувства».

                   «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»--читает ученик.

Скрижали—доска с написанным священным текстом (устар.)

            ---Каким настроением проникнуто это стихотворение?

            Основная мысль ?  (трагедия отступления)    запись в тетрадях.

Стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» написано под впечатлением отступления советских войск от Смоленска на Москву. Посвящает поэт произведение своему другу Алексею Суркову. Симонов не просто рассказывает о войне, её трудностях, передаёт переживания, боль и стыд бойцов, вынужденных отступать. В стихотворении создаётся образ русской земли:

«Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шёл тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась…»

—Как образ дороги показывает русскую землю?

—Какие средства выразительности  помогают осмыслить это? ( троекратные повторы «деревни, деревни, деревни с погостами…», сравнения «как будто на них вся Россия сошлась».)

Родина в стихотворении – это ещё

«…просёлки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил…»

Но вера в победу уже с первых дней войны живёт.

Слова старухи «мы вас подождём», повторяют пажити, леса. Как будто вся Русская земля приготовилась к испытаниям, но верит в освобождение.

—Какие слова  автор повторяет несколько раз? (русский, русская, по-русски.)

Никто из жителей оставленных деревень не осуждает бойцов. Люди понимают ужас войны, понимают и настроение солдат, которые просто не могут противостоять натиску фашистов. Старики и старухи верят, что бойцы вернутся: они молятся за них.

Симонов говорит о том, что сейчас по-настоящему понял, что значит Родина:

«Нас пули с тобою пока ещё милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился…»

Это гордость за веру, нравственную силу русского народа, принадлежность к нему.

«Писать о войне трудно. Писать только о тяжёлых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови—это  тоже значит лгать, ибо всё это есть, но писать только об этом—значит забывать о мужественном сердце солдата.» К. Симонов.

И вот появляется лирический цикл «С тобой и без тебя». Почти все стихи этого цикла написаны осенью 1941 года и обращены к известной актрисе Валентине Серовой.

Слайды  № 9-10.

Поэт писал о судьбе двух людей—об их любви, разлуке, тоске, мучительной радости встреч. О любви в дни всеобщего горя, ненависти.  Эту книгу переписывали, заучивали наизусть. Одно из самых ярких стихотворений этого сборника было написано в страшном 41-ом.

         (Звучит стихотворение  «Жди меня» в исполнении К. Симонова.)

Запись в тетрадях (название, тема)

 Литовский поэт Эдуардас  Межелайтис писал:

     …я развернул газету и прочёл: »Жди меня, и я вернусь,

                                                            Только очень жди.

                                                            Жди, когда наводят грусть

                                                             Жёлтые дожди,

                                                             Жди, когда снега метут…

И вздрогнул, как от удара током. Тогда это были самые главные, самые сокровенные слова. Они были всеобщей душой, надеждой, мольбой. В них заключено было всё:

вера, надежда и любовь.

    - Подумайте, каким предстаёт лирический герой этого стихотворения как человек? Какие у него чувства? Каким вы его представляете?

- Как вы думаете, от чьего имени ведется повествование? (От имени автора.)

- Каким вы увидели лирического героя? Каково его душевное состояние? Какой он человек? (Лирический герой этого стихотворения простой солдат, который хочет выжить, вернуться домой, надеется, верит.)

Это послание любимой, написанное сдержанным языком. Нет здесь нежных слов, признаний в любви. Но мы ощущаем силу чувств поэта.

- Найдите строки, которые говорят о том, что между любящими – особые чувства. (Будем знать только мы с тобой. Ты спасла меня.)

- Почему поэт обращается со страстным призывом «только очень жди»? (Поэт обращается с призывом для того, чтобы чувствовать сильную поддержку, ему нужна вера, что всё хорошо закончится.)

- Найдите строки, где автор выражает надежду на то, что ничто не должно поколебать веру любимой? (Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут...)

Да, ни погода, ни настроения окружающих не должны поколебать эту веру.

- Во что верит автор, когда просит ждать его даже когда самые близкие – мать, сын, друзья – устанут ждать? (Автор очень верит в любовь, она сильнее дружеских и родственных чувств.)

- Найдите строку, где автор упоминает о смерти. (Жди меня, и я вернусь Всем смертям назло.)

- Почему автор говорит «смертям», ведь смерть бывает одна? Верно ли звучит эта фраза применительно к войне? (От ран, взрывов, болезней, холода, голода. Много людей – много и смертей.)

Автор этого стихотворения сам объясняет, что кроется за словами «всем смертям назло»...

- Почему это стихотворение стало близким каждому солдату на поле боя, в тылу врага, в военном госпитале, каждой женщине – матери, сестре, любимой? (Потому что оно написано простым, понятным всем языком.)

- Какая главная мысль пронизывает всё стихотворение? (Мысль – надеяться, ждать, вопреки всему.)

- Послушайте стихотворение ещё раз, попробуйте ответить на вопрос: в какие моменты жизни может вспомниться это стихотворение?

- В какие моменты жизни мы можем вспомнить эти строки? (Эти строки можно вспомнить во время военных действий, длительных командировок, службы в армии и т.д.)

В сборнике «С тобой и без тебя» звучала редкая для того времени обнажённость, открытость чувств. Очень сильных чувств.

                                                       Даже прокляв день,

Когда расстанусь с тобой,

Благословлю день,

В который тебя увидел…

   

                                                         Будь хоть бедой в моей судьбе,

Но кто б нас ни судил,

Я сам пожизненно к тебе

Себя приговорил.

Любовь к тебе—как бедствие,

И нет ему конца…

Не женщиной—стихиею

Вблизи она прошла…

Ещё одна тема, какая? (любви, верности)

Слайды № 11,12, 13.

Когда окончилась война, Симонову не было ещё 30.

Мирное время сразу же навалилось новыми большими обязанностями, он руководитель Союза писателей, общественный деятель. С середины 50-ых годов большее, что он написал—проза. Стихи немногочисленны. Одно из них

                       «Тот самый длинный день в году»  читает ученик

    Какая тема этого стихотворения ? (память о войне)  запись в тетрадях.

Стихотворение «Зима 41-ого года»  читает ученик.

Слайды № 14,15,16  ( портрет Симонова , звучит музыка из к-ф»Офицеры»)

Симонов умер в Москве 28-ого августа 1979 года. Как он завещал, прах его развеян под Могилёвым на Буйничском поле.

«Я не был солдатом, был всего- навсего  корреспондентом, но и у меня есть кусок земли, который мне век не забыть,-- вот это поле за Могилёвом, где я впервые увидел в июле 41-ого, как наши сожгли 29 немецких танков.

Из дневника вдовы поэта: « 9-ый день—у нас дома. Урна с прахом стояла у него в кабинете. На 10-ый  взяли её, сели в машину и поехали на то поле в Буйниче, где дрался Кутеповский полк. Там на закате солнца мы открыли урну и, взявшись за руки, прошли по полю и развеяли его прах…»

       Неподалёку при дороге стоит теперь обелиск с надписью, что 388-ой стрелковый полк

В июле 1941 –ого с беспримерной стойкостью отбивал здесь атаки немецких танков.

Имён погибших на обелиске нет, да и вряд ли можно написать их все, 388-ой полк лёг здесь, в боях за Могилёв, почти целиком. В ста метрах от обелиска стоит у той же дороги

валун, на котором высечено: «Константин Симонов».

Почти всё, что написал Симонов,--о войне. В этом он видел свой долг перед павшими.

И он жил все эти годы с чувством связи с теми, кому судьба не подарила, как ему, этих послевоенных лет, кто навеки остался на поле боя, как мог бы остаться там и он.

Прах его смешался с прахом погибших в 1941 году. Он вернулся  к ним—навсегда.

Ко всему, что оплакал и не оплакал

Возвращался  поэт благодарно развеянным

прахом

Ну, а если поэт и виновен был в чём-то

когда-то,

То пред всеми людьми дал развеять себя виновато.

(Евгений Евтушенко).

. Выводы по уроку.

- Как вы понимаете высказывание К.Симонова: «Если б не написал я, написал бы кто-то другой»?(Подобное стихотворение обязательно было бы написано. Мысли, высказанные в нём, были близки каждому солдату, бойцы и письма писали, и ждать просили. Давайте вернёмся к эпиграфу нашего урока. Прочитайте его, ответьте на вопрос: что представляют собой лирические стихотворения военных лет? Запишите вывод в тетрадь. (Стихотворения военных лет представляют собой лирический дневник, исповедь солдата. Это мысли всех людей военного времени, выраженные в стихотворной форме.)

8. Рефлексия.

Для чего была нужна поэзия на войне?

(Она связывала воюющих и оставшихся в тылу. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь Родину, а тебя любят и ждут, давала силы воевать и верить в победу.)

Стихотворения эти были написаны более полувека назад. Вы – люди «из другого поколения».

- Понятны ли вам мысли поэта или это для вас уже «страницы далёкого прошлого»? Может быть, в ответе вам помогут строки из стихотворения Михаила Матусовского:

Вот уж даль дневную 
Окрасил вечерний свет...
Что же меня волнуют 
Песни военных лет? 
Что-то для нас святое 
Скрыто в их глубине, 
Строки, какие стоя
Хочется слушать мне.

- Какие чувства вызвали стихотворения К.Симонова?  О чем вы подумали? Какие моменты особенно понравились?

9. Итог урока.

Домашнее задание: выучить наизусть (по выбору) стихотворение К. Симонова.

 

 

. Беседа с учащимися.

- Как вы думаете, какие темы раскрывали поэты в стихотворениях о войне? Какие они находили слова? (В стихотворениях о войне поэты писали о подвигах, о героизме, о мужестве, храбрости солдат, о сражениях, о победе, о горе, страданиях, приводили воспоминания о прошлом, возлагали надежды на будущее, звучала тема памяти.)

- Почему поэзия оказалась необходимой людям - и тем, кто был на фронте, и тем, кто был в тылу? (Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, переживания, вселяла веру и надежду.)

Жестокая, на пределе физических и духовных сил война была немыслима без духовного раскрепощения. И об этом тоже свидетельствует поэзия. Сначала предполагалось, что солдат - это всегда герой, готовый безрассудно умереть в любую минуту, защищая Родину. Теперь, перед лицом большой беды всё видится иначе: и смерть, и жизнь, и любовь. Пережитое на войне подталкивало поэтов к предельной искренности. Семен Кирсанов писал в 1942 году:

 Война не вмещается в оду, И многое в ней не для книг. Я верю, что нужен народу Души откровенный дневник.

Всё верно. И то, что лучшие произведения тех лет являли собой «дневник души». И то, что эта откровенность давалась не сразу (поэтам ведь было привычнее зарифмовать боевые эпизоды, политдонесения).

Когда сегодня речь заходит о лучших произведениях военных лет, мы говорим о стихотворениях Константина Симонова «Жди меня» Именно эти стихотворения – «души откровенный дневник».

Вернемся к вопросу:

3. Обращение к истории появления стихотворений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"

Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....

План-конспект открытого урока по литературе

"Скорблю и плачу" К 180-летию со дня гибели А.С. Пушкина .Урок-воспоминание...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

План-конспект открытого урока литературы по теме: «Серебряного века силуэт» (по поэзии Серебряного века).Цели урока:образовательная – обобщить и систематизировать знания учащихся по ...

План-конспект межпредметного урока по литературе. В.В. Набоков "Пильграм"

Межпредметный урок "Рассказ В.В. Набокова "Пильграм" в аспекте русской и английской литературы"...