Творчество Бабеля
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Елфимова Светлана Александровна

Творчество Бабеля

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon babel.doc44.5 КБ
Файл i.babel_.part06.rar1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Курс «Новая историческая действительность и «новый человек» и их     отражение в русской литературе 20 – 30 годов   XX века

И. Бабель Сборник рассказов «КОНАРМИЯ»

                                                                                                                               

1.Рассказ  «Измена». Что составляет особенность речи героя, каков его психологический облик?

Этот рассказ написан в форме монолога от первого лица. Его герой, Никита Балмашев, дает объяснения следователю Бурденко. В нарушение всех законов жанра это не деловая бумага, а сбивчивое, сумбурное письмо.

 В первых его строках мы узнаем предысторию этого бойца. Бывший хлебопашец, солдат первой мировой войны переходит  на сторону большевиков. Затем гражданская война, ранение, госпиталь.

 Израненные, искалеченные бойцы Первой Конной армии Ноговицын, Кустов и Балмашев не могут понять, как можно отдыхать и лечиться в госпитале, когда «враг на мягких лапах ходит в 15 км от местечка». В течение недели и одного дня не желали они надеть госпитальную одежду и сдать оружие. Эти люди смертельно устали, они могут только воевать, сражаться, биться. Другое поведение людей в военное время они расценивают как измену, о чем и пишет Никита Балмашев: « Измена, говорю я вам, товарищ следователь Бурденко, смеётся нам из окошка, измена ходит, разувшись, в нашем дому, измена закинула за спину штиблеты, чтобы не скрипели половицы в обворовываемом дому…»

Воспаленное сознание говорит им, что сестры милосердия – враги, врач – враг, бойцы пехоты, мирно играющие в шашки – предатели.

В чем же состав преступления этих людей? Герой об этом рассказывает так: «…потребовали поголовное удостоверение личности, не получив такого, потеряли сознание. И, находясь без сознания, мы вышли на площадь перед госпиталем, где обезоружили милицию в составе одного человека кавалерии и нарушили со слезами три незавидных стекла в вышеописанной кладовке». Буря в стакане воды?

Речь Никиты Балмашева – речь человека необразованного,  фанатично преданного делу революции. Культура и нравственность не даются с рождения, они вырабатываются в течение всей жизни, а какая жизнь была у этих конармейцев, прекрасно видно из сборника рассказов «Конармия».

Совершенно неграмотная, бредовая, но  по – своему образная речь героя  не механически копируется автором, а воспроизводит характерные черты конкретной речевой манеры:

«…но слова мои отскочили от геройской пехоты, как овечий помет от полкового барабана» (сравнение),

«озверелый штык», «кровавое сердце бойца и пролетария» (эпитеты)

« спали и во сне видели», «вилась веревочка» (фразеологизмы)

Речевые ошибки многочисленны: «мы трое есть земляки», «согласно приказания» и др. Приходится только удивляться мастерству И. Бабеля: как ему удалось  «влезть в шкуру»  малограмотного бойца, создать убедительный речевой портрет своего персонажа.

   

2. Сравните образ, возникающий в рассказе «Измена», с образом того же персонажа в рассказе «Соль». Вносит ли рассказ «Измена» что – либо новое в этот образ? Какой ещё художественный смысл может иметь этот рассказ, помимо дальнейшего развития образа персонажа? Какую цель преследовал Бабель, вновь введя фигуру Никиты Балмашева?

        Если говорить о хронологии, то вначале у Бабеля в сборнике помещен рассказ «Соль», а уж потом «Измена». «Соль» - это письмо в редакцию, которое пишет все тот же Никита Балмашев, спешащий поделиться с «дорогим товарищем редактором» наболевшим, а «Измена» - его письменные объяснения следователю Бурденко. То есть герой из внештатного корреспондента газеты превратился в обвиняемого.

        В рассказе «Соль» повествователь убедителен, рассудителен, старается быть понятым и справедливым. Чувствуется, что он имеет авторитет у своих товарищей, и они его уважают и слушают.

        Никита взял под свою защиту женщину с грудным младенцем на руках и «каждый, раскипятившись моей правдой, подсаживает её, говоря наперебой:

        - Садитесь, женщина, в куток, ласкайте ваше дите, как водится с матерями, никто вас в кутке не тронет…»

 Взвод был обманут в лучших чувствах, потому что попрано было самое святое чувство – материнство: в свертке женщина везла не младенца, а «пудовик соли». Наблюдательный Никита заметил, что на протяжении всего пути «антиресное дите, товарищи, которое титек не просит, на подол не мочится и людей со сна не беспокоит».

Чувство негодования, праведного гнева водило рукой Никиты, когда он своими руками выбросил спекулянтку «на ходу поезда под откос», а потом «захотел спрыгнуть с вагона и себе кончить или ее кончить». Вот это сила гнева! «И сняв со стенки верного винта, я смыл этот позор с лица трудовой земли и республики». Обо всем  этом сообщает боец «дорогому товарищу редактору».

Вновь вводя фигуру Никиты Балмашева (рассказ «Измена»), Бабель показывает уже другого человека: предельно уставшего, измотанного, израненного, теряющего боевых товарищей; его речь похожа на бред, здоровье подорвано. Неизменной остается вера в правоту дела, которому он служит. Его состояние можно передать цитатой из рассказа «Вечер»: «…Я болен, мне, видно, конец пришел, и я устал жить в нашей Конармии».

А сам сборник «Конармия» - не хроника, это роман о человеческой душе, мятущейся, ищущей истины в несправедливом, истекающем кровью мире.  

        

3.Рассказ И.Бабеля «Мой первый гусь» (план разбора).

        

        К концу урока учащиеся должны найти ответы на вопросы логического задания:

Что за люди конармейцы? Как к ним относится  Лютов? Они к нему?

         Что положено в основу их конфликта? Какова авторская позиция?

        

Итак, откроем «Конармию». Это типичный для литературы 20-х и 30-х г.г. роман в новеллах. И поэтому мы не можем ограничиться анализом отдельных рассказов, образов отдельных персонажей. Прежде всего следует обратиться к главному герою – кандидату прав Петербургского университета, прикомандированному к штабу одной из дивизий Первой Конной, Кириллу Васильевичу Лютову, который в сюжетной основе произведения занимает место литературного рассказчика. Позади  осталась вся предшествующая жизнь, впереди ждет жизнь неизведанная. Об этой новой жизни Лютова его собственными устами и рассказывается в «Конармии».

Вопросы по тексту:

1.Почему квартирьер испытывает чувство неловкости, вины, представляя Лютова   конармейцам?

2. Если исследовать текст, то можно увидеть, что Лютов уважает этих огрубевших, малообразованных, попросту одичавших на войне людей, видит их достоинства (докажите текстом)

         «… и я удивился красоте гигантского его тела. Он встал и пурпуром своих рейтуз, малиновой шапочкой, сбитой набок, орденами, вколоченными в грудь, разрезал избу пополам, как штандарт разрезает небо…»

«Молодой парень с льняным висячим волосом и прекрасным рязанским лицом…»

«Казаки стали ужинать со сдержанным изяществом мужиков, уважающих друг друга…»

3. «Я приложил руку к козырьку и отдал честь казакам». Как они его встретили? (ответьте текстом) Почему?

(То, что позволяют себе казаки по отношению к этому очкарику, выдает их классовую ненависть к «чистеньким», которые, по их мнению, ни на что не способны, которые являются носителями традиционных культурных ценностей, свойственных русской интеллигенции: «Канитель тут у нас с очками и унять нельзя. Человек высшего отличия – из него тут душа вон. А испорть вы даму, самую чистенькую даму, тогда вам от бойцов ласка…»)

4.Что необходимо Лютову было сделать, чтобы услышать: «Парень нам подходящий»? (пересказ эпизода с гусем)

В основе сюжетного конфликта лежат попытки Лютова стать равноправным бойцом Конармии, превратиться в кавалериста, который не выделялся бы в общей массе конников своей непохожестью, чуждостью остальным, потому что от них и идут мытарства героя.

5.Как после этого меняется отношение к нему казаков и почему? Как вы поняли концовку рассказа?

6.Почему рассказ называется «Мой первый гусь»? Какое слово в названии            ключевое?

7.Что вы можете сказать об авторской позиции?

Рассказ «Мой первый гусь» – не частный случай, касающийся отдельно взятого представителя интеллигенции, но колоссальное по силе обобщение, пожалуй, важнейшей в произведении проблемы интеллигенции и революции, размышление о влиянии революции на душу и сознание человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка урока литературы в 11 классе "Тема революции и гражданской войны по книге И. Бабеля "Конармия"

Авторская разработка урока литературы в 11 классе "Тема революции и гражданской войны по книге И. Бабеля "Конармия". Можно применять, почти ничего не меняя....

"В тех и в других война вдохнула... мрачный хмель разгула..." И.Э.Бабель."Конармия»

Презентация к урокам  по творчеству И.Бабеля.Содержит биографические материалы и вопросы для анализа рассказа "Письмо"....

Презентация в 11 классе "Исаак Бабель"

Жизнь и творчество И. Бабеля...

Время и пространство в рассказе И. Бабеля "Как это делалось в Одессе"

Статья поможет учителю в подготовке урока литературы по теме "Художественные особенности рассказа И. Бабеля "Как это делалось в Одессе"...

Изучение малой прозы русского модернизма в старших классах (на примере творчества И.Э. Бабеля)

В статье проанализированы особенности изучения прозы русского модернизма в старшей школе. Подчёркнута важность ориентации на расширение филологических знаний старшеклассников, формирование целостного ...