Список для летнего чтения.
материал по литературе (5, 6 класс) на тему

Писарева Олеся Олеговна

В помощь будущим пятиклассникам и шестиклассникам - списки для летнего чтения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Летнее чтение — это важная часть учебного процесса и незаменимый инструмент интеллектуального развития ребенка. Рекомендуя книги для самостоятельного чтения во время летних каникул, учителя преследуют сразу несколько целей: подготовить школьников к предстоящему учебному году, расширить их словарный запас и кругозор, улучшить технику чтения, развить память и речь.

Зачастую юные ученики чтению предпочитают более активные занятия, однако задача родителей — проследить за изучением произведений из рекомендованного списка, не позволяя забыть о книгах на летние месяцы. Заинтересовав и мотивировав ребенка на чтение, родители не только сэкономят себе и ему огромное количество времени в течение учебного года, но и организуют полезный и интересный досуг летом.

Произведения школьной программы для пятиклассников интересны и соответствуют возрасту ребенка. Предлагаемый далее список является универсальным и подходит для большинства программ по литературе.

Список литературы для будущих пятиклассников.

Обязательная литература

(красным цветом обозначены произведения для заучивания наизусть)

Русская литература

  • Русские народные сказки («Царевна-лягушка», «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо», «Цапля и Журавль», «Солдатская шинель»)
  • Летописный рассказ «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
  • М.В. Ломоносов «Случились два астронома в пиру…»
  • И.А. Крылов. Басни «Волк на псарне», «Свинья под дубом» и «Ворона и лисица» (на выбор)
  • В.А. Жуковский «Спящая царевна», «Кубок»
  • А.С. Пушкин «Няне», «У лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
  • А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»
  • П.П. Ершов «Конек-Горбунок»
  • В. М. Гаршин «Attalea Princeps»
  • М. Ю. Лермонтов «Бородино» (отрывок )
  • Н. В. Гоголь «Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством»
  • Н. А. Некрасов «На Волге», «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос» (на выбор)
  • И.С. Тургенев «Муму»
  • А.А. Фет «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…» (на выбор)
  • Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
  • А.П. Чехов «Хирургия»
  • Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной…»
  • А.Н. Плещеев «Весна»
  • И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»
  • А.Н. Майков «Ласточки»
  • И.З. Суриков «Зима»
  • А.В. Кольцов «В степи»
  • И.А. Бунин «Косцы», «Подснежник»
  • В.Г. Короленко «В дурном обществе»
  • С.А. Есенин «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями»
  • П.П. Бажов «Хозяйка медной горы»
  • К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Заячьи лапы»
  • С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
  • А.П. Платонов «Никита»
  • В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
  • Стихотворения поэтов XX века: И.А. Бунин «Помню – долгий зимний вечер», Д.Б. Кедрин «Аленушка», А.А. Прокофьев «Аленушка», Н.М. Рубцов «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы» (на выбор)
  • Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»
  • Б.Ч. Ким «Рыба-кит»
  • А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»
  • К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»
  • Стихотворение, посвященное Великой Отечественной войне (любое)

Зарубежная литература

  • Р.Л. Стивенсон «Вересковый мед»
  • Д. Дефо «Робинзон Крузо»
  • Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
  • Ж. Санд «О чем говорят цветы»
  • М. Твен «Приключения Тома Сойера и Гекльбери Финна»
  • Д. Лондон «Сказание о Кише»

Литература для внеклассного чтения в 5 классе (с 4 на 5 класс)

Русская литература

  • Мифы Древних славян (по выбору учащихся)
  • Легенды и предания. О граде Китеже. Атаман Кудеяр. Про Никитушку Ломова
  • В. Жуковский «Лесной царь»
  • В. Короленко «Дети подземелья»
  • В. Катаев «Белеет парус одинокий»
  • М.Пришвин «Кладовая солнца»
  • А.Чехов «Каштанка»
  • М. Зощенко «Великие путешественники»
  • Е. Носов «Трудный хлеб»
  • В. Белов «Скворцы»
  • А. Алексин «Как ваше здоровье», «Самый счастливый день»
  • Д. Кедрин «Зодчие»
  • А. Толстой «Иван да Марья»
  • Б. Шергин «Волшебное кольцо»
  • А. Куприн «Синяя звезда»
  • М. Салтыков-Щедрин Сказки («Богатырь», «Карась-идеалист», «Коняга», «Медведь на воеводстве»)
  • А. Платонов «Волшебное кольцо», «Неизвестный цветок», «Разноцветная бабочка»
  • П. Ершов «Конёк-Горбунок»
  • В. Жуковский «Сказка о царе Берендее», «Об Иване-царевиче и сером волке»
  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • П. Бажов «Каменный цветок»
  • И. Крылов Басни
  • В. Гаршин «Сигнал»
  • Л. Андреев «Кусака»
  • А. Куприн «Белый пудель»
  • А. Пушкин «Обвал»
  • К. Паустовский «Мещёрская сторона»
  • В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
  • Е. Носов «Тридцать зёрен», «Как ворона на крыше заблудилась»
  • В. Шукшин «Жатва»
  • Ю. Казаков «Тихое утро»
  • В. Солоухин «Мститель»

Зарубежная литература

  • Мифы Древней Греции (по выбору учащихся)
  • Сказки народов мира (по выбору учащихся)
  • Эзоп «Рыбак и рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград»
  • Жан де Лафонтен «Лисица и виноград»
  • Р.Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена»
  • Ж.Верн «Таинственный остров»
  • А.Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста», «Пеппи Длинный чулок»
  • Ш. Перро «Золушка»
  • Г. Х. Андерсен «Истинная правда»
  • Д.Лондон «Любовь к жизни»
  • Д.Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»
  • Р. Брэдбери «Каникулы», «Зеленое утро»
  • О.Уайльд «Кентервильское привидение»
  • Т.Х.Уайт «Свеча на ветру»
  • М. Метерлинк «Синяя птица»
  • Э.По «Лягушонок»
  • Р. Саути «Суд Божий над епископом»
  • Ф.Шиллер «Перчатка»
  • О.Уайльд «Счастливый принц»
  • Н. Готорн «Снегурочка»
  • А. Экзюпери «Маленький принц»
  • Л. Кэрролл «Алиса в стане чудес»
  • Р. Киплинг «Маугли»
  • И. В. Гёте «Рейнеке-лис»
  • Д. Даррелл «Говорящий свёрток», «Зоопарк в моём багаже»
  • Д. Родари «Джельсомино в стране лжецов», «Сказки по телефону»
  • Э.С. Томпсон Рассказы о животных

Пусть чтение данных произведений доставит вашему ребенку удовольствие.

Полезным для школьника станет ведение читательского дневника, выразительное чтение вслух и заучивание стихотворений наизусть.



Предварительный просмотр:

Летнее чтение — это важная часть учебного процесса и незаменимый инструмент интеллектуального развития ребенка. Рекомендуя книги для самостоятельного чтения во время летних каникул, учителя преследуют сразу несколько целей: подготовить школьников к предстоящему учебному году, расширить их словарный запас и кругозор, улучшить технику чтения, развить память и речь.

Зачастую юные ученики чтению предпочитают более активные занятия, однако задача родителей — проследить за изучением произведений из рекомендованного списка, не позволяя забыть о книгах на летние месяцы. Заинтересовав и мотивировав ребенка на чтение, родители не только сэкономят себе и ему огромное количество времени в течение учебного года, но и организуют полезный и интересный досуг летом.

Произведения школьной программы для шестиклассников интересны и соответствуют возрасту ребенка. Предлагаемый далее список является универсальным и подходит для большинства программ по литературе.

Список литературы для будущих шестиклассников.

Обязательная литература

(красным цветом обозначены произведения для заучивания наизусть)

Русская литература

  • «Сказание о Белгородском киселе» (из «Повести временных лет»)
  • И.И. Дмитриев.  «Муха»
  • И.А. Крылов. «Осел и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик» (любая басня наизусть)
  • А.С. Пушкин «И.И. Пущину», «Узник», «Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Дубровский», «Барышня-крестьянка» (из цикла «Повести Ивана Петровича Белкина»)
  • М.Ю. Лермонтов «Листок», «Тучи», «Три пальмы», «Утес», «На севере диком»
  • И.С. Тургенев «Бежин луг»
  • Ф.И. Тютчев «Неохотно и несмело», «С поляны коршун поднялся», «Листья» (любое стихотворение наизусть)
  • А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Еще майская ночь» (любое стихотворение наизусть)
  • Н.А. Некрасов «Железная дорога»
  • Н.С. Лесков «Левша»
  • А.П. Чехов «Толстый и тонкий»
  • Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», «Чудный град»
  • А.К. Толстой «Где гнуться над омутом лозы»
  • Я. П. Полонский «По горам две хмурых тучи», «Посмотри - какая мгла»
  • А.И. Куприн «Чудесный доктор»
  • А.С. Грин «Алые паруса»
  • А.П. Платонов «Неизвестный цветок»
  • К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»
  • В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
  • В.Г. Распутин «Уроки французского»
  • В.М. Шукшин «Критики», «Срезал»
  • Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
  • А.А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном»
  • С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»
  • А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие»
  • Н.М. Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «»В горнице»

Зарубежная литература

  • Г.Тукай «Родная деревня», «Книга»
  • К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда», «Каким бы малым ни был мой народ»
  • «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» («Подвиги Геракла» в переложении Н.Куна)
  • Геродот  «Легенда об Арионе»
  • Гомер «Илиада», «Одиссея» (см. учебник)
  • Ф. Шиллер «Перчатки»
  • П. Мериме «Маттео Фальконе»
  • М. де Сервантес  Сааведра «Дон Кихот» (можно почитать отдельные главы, а если ребенку понравится, то прочитает и все)
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

      Литература для внеклассного чтения в 6 классе

Мифы Древней Греции.
      Мифы, сказания, легенды народов мира.
      В. А. Жуковский «Светлана».
      
А. С. Пушкин «Кавказ», «Жених», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
      
М. Ю. Лермонтов «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», Сказка «Ашик-Кериб», «Воздушный корабль», «Русалка», «Морская царевна»
      
Н. В. Гоголь «Страшная месть», «Майская ночь, или Утопленница»

Л.Н. Толстой «Хаджи-Мурат»
      
Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
      
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»,  «Сигнал»
      
И. С. Тургенев «Хорь и Калиныч»
      
Н. С. Лесков «Человек на часах».
      
Н. Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»
      
Д. Н. Мамин-Сибиряк Рассказы
      
К. М. Станюкович «Максимка», «Побег»
      Стихотворения
А. В. Кольцова, А. А. Фета, И. С. Никитина,

А. Н. Майкова, Ф. И. Тютчева,       И. А. Бунина.
      
А. П. Чехов «Налим», «Беззащитное существо», «Жалобная книга»,  «Мальчики», «Беглец».
      
А. И. Куприн «Ю-Ю».
      
Л. Н. Андреев «Кусака», «Петька на даче», «Ангелочек»
      
И. С. Соколов-Микитов «Зима», «Голубые дни»
      
М. М. Пришвин «Моя родина», «Кладовая солнца», «Корабельная роща», «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Лесная капель»
      
К. Г. Паустовский «Стальное колечко», «Бакенщик», «Растрепанный воробей», «Мещерская сторона»
      
В. П. Астафьев «Деревья растут для всех», Рассказы для детей.
      
А. П. Гайдар «Тимур и его команда»
      
Ю. П. Казаков «Арктур — гончий пес», «Ночь», «Тедди»
      
В. П. Катаев  «Сын полка», «Электрическая машинка»
      
В. К. Железняков «Чудак из шестого „Б“», «Путешественник с багажом», «Хорошим людям — доброе утро»
      
А. А. Лиханов «Последние холода»
      
А. Рыбаков «Кортик»
      
А. М. Волков «Волшебник Изумрудного города»
      
В. Г. Губарев «Королевство кривых зеркал»
      
Л. И. Лагин «Старик Хоттабыч»
      
А. С. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»
      
Ю. К. Олеша «Три Толстяка»
      
В. П. Крапивин «Брат, которому семь», «Звезды под дождем», «Бегство рогатых викингов»,  «Белый шарик матроса Вильсона»
      
Д. Гринвуд. «Маленький оборвыш».
      
В. Гюго «Козетта», «Гаврош»
      
М. Твен «Приключения Гекльберри Финна», «История с привидением»
      
Ж. Верн «Дети капитана Гранта»
      
Э. По «Овальный портрет»
      
О. Генри «Вождь краснокожих»
      
А. Конан Дойл «Горбун»
      
Г. Честертон «Тайна отца Брауна»
      
С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»
      
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»
      
А. А. Милн «Когда-то тому назад...», «Маленькая Баба Яга»
      
П. Траверс «Мери Поппинс»
      
Т. Янссен «Шляпа волшебника»
      
Дж. Родари «Сказки Италии»
      
Э. Сетон-Томпсон «Животные-герои»,  Рассказы о животных

Пусть чтение данных произведений доставит вашему ребенку удовольствие.

Полезным для школьника станет ведение читательского дневника, выразительное чтение вслух и заучивание стихотворений наизусть.