Учебный проект по литературе "Сказочные герои Откуда они?"
проект по литературе (5 класс) на тему

Касатова Марина Александровна

Данный материал предназначен для учеников и учителей русского языка и литературы, работающих в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazochnye_geroi_otkuda_oni.docx39.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Школа №26»

г.Дзержинска

ПРОЕКТ

«Сказочные герои»

                                                                            Выполнила ученица

                                                                                                  5 «А» класса

                                                                                                  Миронова Дарья

                                                                                                   Руководитель:

                                                                                                   Касатова М.А.

2016 год

Содержание:

  1. Введение

  1. Теоретическая часть

2.1. Многообразие сказочных персонажей.

2.2. История возникновения в художественной литературе сказочных героев.

  1. Практическая часть
  2. Заключение
  3. Список используемой литературы.

        

  1. Введение:

   С малых лет каждого человека сопровождают сказки, которые как отдельные явления искусства можно сравнивать лишь по существенным историко-фольклорным, идейно-образным признакам. в настоящее время у большинства моих сверстников имеется компьютер, поэтому  они мало знают и читают сказок, а если и читают, то в основном иностранные, а чаще просто смотрят мультфильмы, или играют в компьютерные игры.

Детство человека непрерывно связано со сказками. Я часто прошу бабушку рассказать или прочитать мне сказки. Ожидание волшебства охватывает меня. Например, Баба Яга строит козни Ивану-царевичу, а Василиса Прекрасная добрая и мудрая. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки. С ними связаны мои первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.

 Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения.

   Мамы ещё в грудном возрасте рассказывают нам на ночь различные сказочные истории, поэтому я задалась вопросом: «Откуда в сказку пришли сказочные герои?» Мы знаем многих замечательных сказочных персонажей, например: Иван-Царевич, Василиса Премудрая, баба Яга, Кощей Бессмертный и многие другие. Но на данный вопрос я не нашла ответа. Я спрашивала у родителей, друзей, знакомых, родственников, но никто мне так и не ответил. Поэтому я решила вплотную заняться этой темой и выяснить: откуда же пришли в сказки сказочные герои.

Проблема: знают ли учащиеся историю возникновения сказочных персонажей?

 Цель: издать пособие для учащихся с информацией о происхождении известных сказочных персонажей.

  Задачи:

  1. Провести анкетирование и выяснить знают ли учащиеся историю возникновения образов известных сказочных персонажей.
  2. Узнать, какие  сказочные персонажи наиболее интересны ребятам.
  3. Исследовать научно-познавательную литературу и выяснить историю возникновения образов сказочных героев.

2. Теоретическая часть

2.1.  Особенности сказочных персонажей.

 Герой сказки всегда находится в действии.

Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

В действиях и поступках сказочных героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

 Герои русских сказок отличаются такими светлыми человеческими качествами, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, а добрые силы в сказках всегда одерживают верх. Среди положительных героев русских народных сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и простые крестьяне, и целый ряд женских образов.

Среди женских сказочных образов особенно выдающимся является тип Чудесной невесты. Этот необыкновенный герой русских сказок отличается умом и особой женской хитростью. Зачастую она владеет какими-то волшебными предметами или умеет пользоваться чудесными силами. Всем нам известны героини, соответствующие этому типу: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и Царевна-Лягушка. Это женский вариант сильного героя народных сказок.

Эта добрая героиня является отражением светлой стороны, олицетворением добра и мира, но в то же время во многих сюжетах чудесная невеста приходится дочерью врагу главного героя сказки. Добрый герой русских народных сказок проходит суровые испытания и разгадывает сложные загадки, а чудесная невеста помогает ему с выполнением этих заданий. Тем самым, иногда в одной сказке мы встречаем не одного, а двух, а то и трех персонажей, которые помогают друг другу в борьбе со злом.

Как мы видим, положительные герои русских народных сказок весьма разнообразны. Они раскрывают разные стороны народного характера: здесь и благородство, и самоотверженность, и смекалка, и хитрость, и особый героизм, прямодушие, и женская мудрость. Все препятствия на своем пути герои сказок преодолевают благодаря этим положительным качествам. Ведь в русском фольклоре сказочные герои стремятся к свету, а добрые силы всегда одерживают верх.

2.2. Герои русских народных сказок – языческие персонажи славянских мифов.

 Любимый герой русских народных сказок - Иван-царевич. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным. Зачастую это младший из трех сыновей царя. В некоторых сюжетах Иван вовсе и не знает о своем царском происхождении, но, тем не менее, олицетворяет собой благородство и добрые качества души. Например, он борется с Кощеем, одолевает его, спасает жену или прекрасную царевну. И за свое героическое поведение и добрые дела этот герой народных сказок получает полагающееся ему царство или чужие полцарства, и царскую дочь, и прочие волшебные умения.

Иванушка-дурачок – также очень важный герой русских сказок, стоящий на стороне добра и светлых сил. Иван-дурак – всего лишь крестьянский сын и он совсем не походит на благородного сказочного героя. Его особенность в том, что внешне он совсем не таков, как другие положительные герои русских сказок. Он не блещет умом, но именно благодаря своему нерациональному поведению и нестандартному мышлению проходит все сказочные испытания, побеждает своего противника и получает богатство.

Важно отметить, что Иван-дурак обладает особым творческим умением – он играет на музыкальных инструментах (гуслях или дудочке), и в сказках часто придается большое значение его чудесному пению. В этом состоит его особенность, ведь не всегда положительные герои сказок способны сотворить нечто прекрасное самостоятельно, не прибегая к помощи волшебных животных или предметов.

Заметим, что само слово «дурак» в старину совсем не характеризовало умственные способности человека. Так называли младших сыновей. Слово «дурак» понималось в значении «другой», «следующий» ребенок. Как герои народных сказок, Иван-дурак единственный из всех трех братьев говорит и отгадывает различные загадки, добывает полезные знания, которые помогают ему в его испытаниях. Мы видим, что кроме смекалки героя сказок подчеркивается и великая сила его слова.

Змей Горыныч – мифический представитель тёмных сил        

Змей Горыныч – часто встречающийся сказочный герой. В мифах это всегда коварный и жестокий представитель темных сил. Из рода в род, из века в век переходят предания о драконах-змеях. Змей Горыныч - порождением нежити – нечисти, не заслуживавшей никакого поклонения – почитания, хотя и вынуждавшей своим лукавством ограждаться от неё всякими причётами – заговорами.

В русских народных сказках – это все еще злой, но уже не такой сильный герой. Так, в сказке «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» сказитель рисует нам страшное «о трех головах и семи хвостах», с «медными когтями», чудище, наводящее ужас на все живое.

Солнце – первое божество древних славян

Солнце, месяц и звёзды были первыми божествами древних славян. Обожествление солнца засвидетельствовано многими преданиям. Исчезающие вечером, как бы одолеваемое рукою смерти, оно постоянно, каждое утро снова является во всём блеске и торжественном величии, что и возбудило мысль о солнце как о существе неувядаемом, бессмертном, божественном. Как светило вечно чистое, ослепительное в своём сияние, пробуждающее земную жизнь, солнце почиталось божеством благим, милосердным; имя его сделалось синонимом счастья.

В русских народных сказках этот герой выступает либо в качестве символа своей связи с человеком, либо для некоторого его обожествления. Так происходит в сказке «Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Дети, рожденные обычной женщиной, имеют «во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды» и обладают способностями «расти не по дням, а по часам», исполнять желания, получать волшебным образом необходимое: «По моему прошенью, когда б здесь явилась банька!» В более поздних сказках Солнце – практически человек, правда, обладающий фантастическими способностями, которые использует в бытовых целях. Так, в сказке «Солнце, Месяц и Ворон Воронович» Солнце женится на царской дочке, которая, при случае, жарит на нем яичницу.

Волк – сказочный герой – представитель животного мира

В сказках славян чаще всего из зверей действует волк. Осмысленность поведения волчьей стаи, хитрость, ум и отвага серых хищников всегда внушали не только страх, но и уважение. Недаром существовало в древности личное имя – Волк (до сих пор на Балканах мальчиков называют Вук, а у немцев – Вольф). Считалось, что волки уничтожают свои жертвы не поголовно, а выбирают только тех, кто обречён на погибель Егорием Храбрым, волчьим пастырем, то есть пастухом. Собственно говоря, этот образ слился с Егорием Храбрым уже в позднейшие, христианские времена. Древнейшие наши предки видели в нем прежде всего повелителя небесных волков, которые, словно гончие псы, участвуют вместе с Волчьим пастырем в дикой охоте и носятся по небесам. Спускаясь на землю, Волчий пастырь выезжает верхом на волке, щелкая бичом, гонит перед собой волчьи стаи и грозит им дубинкой.

Самый известный Волк в русских сказках - герой сказки "Об Иван-царевиче, Жар-птице и Сером волке", ведь только благодаря его мудрости Ивану-царевичу удается совершить подвиги и остаться в живых. Знакомство начинается с того, что Волк съедает коня Ивана и предлагает себя в качестве ездового животного: "Жаль мне тебя, Иван-царевич, что ты пеш изнурился; жаль мне и того, что я заел твоего доброго коня. Добро! Садись на меня, на серого волка, и скажи, куда тебя везти и зачем?" Иван-царевич сказал серому волку, куды ему ехать надобно; и серый волк помчался с ним пуще коня…"

Баба Яга – древнейший персонаж славянской мифологии

Самый популярный сказочный персонаж русских народных сказок, это, конечно же, Баба Яга.

Баба-яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – древнейший персонаж славянской мифологии. Раньше верили, что Баба-яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но все-таки Баба-яга – существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мёртвых и живых. Не зря же её избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-яга питается человечиной, да и сама зовётся «костяная нога». Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит двум мирам: миру живых и миру мёртвых. Отсюда её безграничные возможности.

Предметы, которыми владеет Баба-Яга, наделены магической силой. Например, ступа, метла, помело или клюка. Избушка, в которой живет сказочная старуха, непременно находится где-нибудь «за тридевять земель, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве» и стоит в темном непроходимом дремучем лесу. Отсутствие дверей и окон в избушке делают ее похожей на гроб. Переступая порог избы, герой оказывается, таким образом, на том свете. 
Да и сама старуха часто рисуется кровожадной, все время норовит героя в печь затолкать да и съесть. Получается, что Баба-Яга еще и людоедка.        Баба-Яга в сказках выступает как злым, так и добрым, положительным персонажем. В одном случае, она охотится за героем, чтобы его зажарить и съесть, а в другом, напротив, помогает ему и дарит волшебные предметы, указывающие ему дорогу и т.д.

Так, в сказке «Баба Яга и заморышек» - это хитрая, не лишенная подлости героиня, желающая обманом и коварством погубить братьев, лишив их жизни. Встретив непрошенных гостей, она «накормила их, напоила, в баню сводила и стала спрашивать…», но «в самую полночь закричала Баба Яга зычным голосом: «Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы». Гости оказались хитрее и спаслись от расправы, погубив при этом дочерей старухи.

Кощей Бессмертный – самый могущественный персонаж русских сказок

Кощей Бессмертный - не просто сказочный герой. Он гораздо старше, древнее сказки и пришел в сказку из далеких дохристианских времён. Кощей Бессмертный – один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя. В старославянских памятниках слово «кощь» («кошть») попадается исключительно в значении: сухой, тощий, худой телом – и, очевидно, стоит в родстве со словом «кость»; глагол же «окостенеть» употребляется в смысле: застыть, оцепенеть, сделаться твердым, как кость или камень, от сильного холода. Возможно, название «Кощей» принималось сначала как эпитет, а потом и как имя демона – иссушителя дождевой влаги, представителя тёмных туч, окованных стужею. До сих пор именем Кощея называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаённым сокровищем.

Интересно, что как бы кащеи не кичились – они всегда были повержены. Почему? Потому, что наши предки четко определили, что Кащей – это бес и он всегда смертный: бес смертный. Но т.к. раньше писали всё слитно, то и со временем начали воспринимать в значении - бессмертный.

«Зо́лушка» (фр. Cendrillonнем. AschenputtelИ. С. Тургенев перевёл название как «Замарашка») — западноевропейская сказка, наиболее известная по редакциям Шарля Перробратьев Гримм и «Пентамерона». Это один из популярнейших «бродячих сюжетов», который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира[1].

Самая ранняя известная версия сказки обнаружена на египетских папирусах. Главная героиня сказки — девушка по имени Родопис, родившаяся в Греции. Она была похищена пиратами, которые привезли её в Египет, где и продали в рабство. Хозяин купил ей изящные кожаные позолоченные сандалии. Пока Родопис купалась в реке, сокол (этим соколом был бог Гор) украл её сандалию и унёс фараону. Сандалия была такой маленькой и изящной, что фараон тут же объявил общенациональный розыск. Когда он нашёл Родопис — Золушку — он тут же женился на ней.

Возникновение образа Золушки не связано с Россией, но несмотря на это, Эта героиня является одним из самых любимых сказочных персонажей в нашей стране.


3. Практическая часть.

Проект «Сказочный герои»

Проблема:  школьники не знают историю возникновения сказочных персонажей

Цель: издать пособие для учащихся с информацией о происхождении известных сказочных персонажей

Задачи:

1. Исследовать научно-познавательную литературу (словари, справочники) и выяснить историю возникновения образов сказочных героев.

2. Узнать, какие сказочные персонажи наиболее интересны ребятам.

3. Провести анкетирование и выяснить знают ли учащиеся историю возникновения образов известных сказочных персонажей.

4. Издать стен. газету с историей сказочных героев.

Продукт: наглядное пособие с информацией об истории возникновения образов сказочных персонажей

Этапы работы над проектом

Время работы

Вид деятельности

октябрь

-обсуждение и формулирование темы

-определение цели и задач

ноябрь

-проведение анкетирования и подсчет результатов;

декабрь

-изучение научно-познавательной литературы;

-обдумывание оформления наглядного пособия;

Январь, февраль

-создание наглядного пособия;

редактирование;

Февраль

 -написание отчета по проделанной работе;

Март, апрель

-подготовка к защите проекта;

-защита проекта.

Анкета:

1. Назовите Вашего любимого сказочного героя.

2. Знаете ли Вы  историю возникновения образа этого героя?

Было опрошено- 43 человека, из них на первый вопрос ответили:

Баба –Яга- 12

Кощей Бесмертный- 17

Золушка-14

На второй вопрос ответили отрицательно 43 человека

  1. Заключение.

        Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.

Работая над проектом, я многое узнала о сказках. Читая,  познакомилась с незнакомыми мне сказками, встретила много ранее незнакомых слов, следовательно, пополнила свой словарный запас. Сказка пришла к нам издревле, которая в свое время увлекала не только детей, но и взрослых. И сейчас сказка продолжает нас удивлять и заинтересовывать. Детские сказки доступным языком рассказывают нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Сказка помогает развивать внутренний мир, мы получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Работая над проектом, я достигла поставленной цели, научилась сочинять свои сказки. Это мои первые сказки, пусть они не являются совершенством, но я на этом не буду останавливаться. Ведь   сказка развивает фантазию, воображение и сочувствие.

        Нельзя не согласиться с мыслью художника И. С. Глазунова, который считает, что русские сказки являются генетической памятью русского народа, корнями народа, источником красоты и духовного совершенства.

Для меня русская сказка стала проводником в память веков, память всего народа, в его традиции.

Сказка воспринимается как символическое выражение глубочайшей мудрости. Некогда, во времена далекой древности, эта мудрость, казалось, была явной и открытой. Сказка была мифом.

Я считаю, что мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней, потому что  языческая, дохристианская культура Руси была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудрость



   

  1. Список используемой литературы
  2. Астафьев В. П. Книга «Русские народные сказки»
  3. Толковый словарь С.И.Ожегова.
  4. Энциклопедия «Мифы народов мира».
  5. Ресурсы Интернета.
  6. Microsoft Office Pover Point-программа для создания презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект по литературе 5 класс (УМК В.Я.Коровиной)

Исследование жанровой природы произведения К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"....

Учебный проект по истории "Доблесть героев бессмертна"

С 25 сентября по 9 ноября 2012 года в Новосибирской области стартует областной историко – просветительский проект «Доблесть героев бессмертна», посвященный празднованию 200-летия Победы в Отечественно...

Учебный проект по литературе на тему "Путешествие в мире Чеховских героев"

Основополагающий вопрос: «Каким представляется А.П. Чехов как человек через его отношение к своим героям?» Сроки реализации: 1 неделяЦель проекта: - знакомство с биографией и рассказами А. П...

Учебный проект по литературе на тему "Путешествие в мире Чеховских героев"

Основополагающий вопрос: «Каким представляется А.П. Чехов как человек через его отношение к своим героям?»Цель проекта: - знакомство с биографией и рассказами А. П. Чехова; -развитие навыка ...

Учебный проект по литературе на тему "Путешествие в мире Чеховских героев"

Основополагающий вопрос: «Каким представляется А.П. Чехов как человек через его отношение к своим героям?»Цель проекта: - знакомство с биографией и рассказами А. П. Чехова; -развитие навыка ...

Учебный проект по истории "Доблесть героев бессмертна"

С 25 сентября по 9 ноября 2012 года в Новосибирской области стартует областной историко – просветительский проект «Доблесть героев бессмертна», посвященный празднованию 200-летия Победы в Отечественно...

Творческий проект по литературе "Сказочный мир".

Проект создаётся на уроках литературы после прохождения раздела "Русские народные сказки". Цель проекта - развивать твореские способности обучающихся....