Учебный проект по литературе 5 класс (УМК В.Я.Коровиной)
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

Исследование жанровой природы произведения К.Г.Паустовского "Теплый хлеб".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon proekt_teplyy_hleb.ppt1.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жанровая природа произведения К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» Учитель русского языка и литературы Исказиева Ж.Н.

Слайд 2

Подумаем над вопросом: Произведение К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» - это сказка или рассказ ? Виктор Шкловский о Паустовском: “ Он не был сказочником, он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра”.

Слайд 3

Вспомним, из каких частей состоят обычно русские народные сказки? Зачин Развитие действия Концовка А в нашем произведении не сказочный ,а реалистичный зачин, но в нем говорится о том же, о чем и в сказочном: что, где и когда происходит. Концовка сказки имеет и сказочные, и реалистичные мотивы.

Слайд 4

Сказочные мотивы в произведении "Теплый хлеб" 1.Мальчик-колдун. 2.Свист, вызывающий стужу и наказывающий за злой поступок. 3.Легенда о происшествии столетней давности. 4.Сорока, летящая за помощью к теплому ветру. Её болтовня, которой никто не верит.

Слайд 5

Реальные мотивы в произве - дении "Теплый хлеб" Война, раненый конь, злоба людская, равнодушный мальчик, жители деревни. Инвалид, просящий подаяние; унижение просящего. Примирение с конем. Решение Фильки идти за помощью к людям. Совместная работа; труд, растопляющий льды, возвращение к жизни мельницы и всей деревни. Радость прощения, примирения.

Слайд 6

Сказочные Реальные Г Е Р О И Сорока Силы природы Филька Конь Мельник Панкрат Бабка Фильки Жители деревни С О Б Ы Т И Я Топнул конь ногой – засвистел ветер, упал на землю лютый мороз. Сорока приводит теплый ветер. Филька обидел коня. Филька спрашивает совета у Панкрата, как исправить содеянное им зло. Ребята долбят лёд на реке, чтобы заработала мельница. Филька мирится с конём.

Слайд 7

В сказке есть волшебные помощники. В произведении "Теплый хлеб" К.Г.Паустовского они тоже есть. Это сорока и "летний ветер". Как сорока помогла мальчику? Сорока полетела к теплому морю , разбудила летний ветер , попросила его прилететь в деревню и принести тепло.

Слайд 8

А что сделал летний ветер? Второй волшебный помощник "летний ветер" принес в деревню оттепель и этим помог ребятам и старикам расколоть лед и освободить воду для мельницы. .

Слайд 9

В сказке главный герой должен, как правило, исправить собственную ошибку. В "Теплом хлебе" Филька тоже исправляет свою ошибку и этим доказы- вает, что он сильный и мужественный человек . У него хватило и душевных , и физических сил , чтобы исправить злое дело , которое он натворил.

Слайд 10

Любая сказка чему-то учит нас. Вспомним у А.С.Пушкина :"Сказка-ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок". Произведение "Теплый хлеб" К.Г.Паустовского учит нас быть терпимыми , милосердными друг к другу , делать добро людям; и самое главное- не бояться исправлять собственные ошибки.

Слайд 11

В "Теплом хлебе",как и в сказке , есть много разных эпитетов: -"теплый хлеб с румяной коркой", -рыхлые тучи, -горячие солнечные пятна, -буханка свежего хлеба, -звонкие березовые дрова, -колючий (лютый) мороз, -вороной конь и т.д.

Слайд 12

Многие выражения из нашего произведения могут быть пословицами и поговорками, что также подтверждает связь с фольклором. -"Зачем помирать ? Надеяться надо". -"Льготного срока не будет". -"От теплоты лед начал оседать." -"Хлеб-соль подносить." "Не только человеку извинение тре - буется ".

Слайд 13

Таким образом , мы доказали, что произведение К.Г.Паустовского "Теплый хлеб" является и сказкой, и рассказом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект по литературе "Длинные вещи в рассказах А.П. Чехова".

Материал предназначен для учащихся 6 класса. Конспект реализации проекта обобщает учебный материал по рассказам А. П. Чехова....

Методическая разработка учебного проекта по литературе для 5 кл.в соответствии с ФГОС второго поколения "Сказки Г.Х.Андерсена"

Учебный проект проводится на спаренном уроке в два этапа. Первый -викторина в форме Брейн-ринга.  Просматривается  презентация. Второй- театрализованные инсценировки сказок Андерсена, подгот...

Учебный проект по литературе на тему "Путешествие в мире Чеховских героев"

Основополагающий вопрос: «Каким представляется А.П. Чехов как человек через его отношение к своим героям?» Сроки реализации: 1 неделяЦель проекта: - знакомство с биографией и рассказами А. П...

Учебный проект по литературе на тему "Путешествие в мире Чеховских героев"

Основополагающий вопрос: «Каким представляется А.П. Чехов как человек через его отношение к своим героям?»Цель проекта: - знакомство с биографией и рассказами А. П. Чехова; -развитие навыка ...

Учебный проект по литературе "Сказка ложь, да в ней намек..." 5 класс

Учебный проект предназначен для учащихся 5 класса в ходе работы над темой "Устное народное творчество", помогает активизировать ребят на интересную творческую  работу по написанию сказки....

Технологическая карта учебного проекта по литературе в 6 классе "Чтение без принуждения"

Материал будет интересен учителям, использующим метод учебного проекта на уроках литературы. Проект "Чтение без принуждения" помог каждому учащемуся подготовить сообщение и презентацию интересной ему ...

Рабочая программа к учебному комплексу по литературе под редакцией В. Я. Коровиной "Литература. 6 класс" (2019)

Рабочая программа по литературе  6 класса под редакцией В.Я Коровиной (учебник 2019 года)...