Методическая разработка учебного проекта по литературе для 5 кл.в соответствии с ФГОС второго поколения "Сказки Г.Х.Андерсена"
проект по литературе (5 класс) на тему

Полянская Ирина Вадимовна

Учебный проект проводится на спаренном уроке в два этапа. Первый -викторина в форме Брейн-ринга.  Просматривается  презентация. Второй- театрализованные инсценировки сказок Андерсена, подготовленные учащимися. Проект проходит в начеле 4 четверти как школьное мероприятие, приуроченное ко Дню детской книги (1 апреля). Проект помогает расширить знания учащихся о творчестве Г.Х.Андерсена, познакомить с большим количеством сказок, чем предлагает учебная программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.andersen.dlya_sayta.docx20.68 КБ

Предварительный просмотр:

        Методическая разработка

   учебного проекта по литературе  

         в соответствии  с ФГОС

            второго поколения.

Тема : «Учебный проект для 5 кл.

             Сказки Г.Х.Андерсена»

Автор проекта: Полянская Ирина Вадимовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средней школы №143 г. Санкт-Петербурга.

 

   Идея данного проекта возникла из-за  отсутствия хорошего материала в учебном планировании и  учебнике  по  творчеству  Г.Х.Андерсена  (вступительная статья о биографии писателя  мала,  для чтения и обсуждения предложена сказка «Снежная королева»,  уже хорошо знакомая учащимся)  и из  желания учащихся  сделать театрализованное представление. Проект  был  проведен  как открытое мероприятие    для  учителей школы и  родителей учащихся.

Цели  и задачи :

  1. Расширить знания учащихся о биографии и творчестве Г.Х.Андерсена.
  2. Познакомить учащихся с менее знакомыми для них  сказками Андерсена.
  3. Учить составлять кроссворды разного вида.
  4. Познакомить  с формой соревнования «Брейн-ринг».
  5. Учить и развивать навыки совместной работы и ответственности за коллективный результат.

 Проект был проведен как открытое мероприятие  для  учителей школы и  родителей учащихся.

                  Тип учебного проекта.

1.Длительный: рассчитан на несколько недель.

2.Коллективный:  участие  принимают все учащиеся класса (или параллели 5-х классов).

3. Характер контактов: внутри класса ( или параллели).

4.Учитель осуществляет непосредственный контроль этапа подготовки.

5.Межпредметный. (Связь с географией и  историей).

6.Информационно-творческий.

             Этапы проектной деятельности.

1.Подготовительный.

На этом этапе учитель объявляет  о предстоящем празднике, посвященном творчеству Г.Х.Андерсена и Дню детской книги. Объясняет учащимся форму проведения (игра-викторина) и  этапы  подготовки:

а) познакомиться со сказками (предлагается список для чтения, оговаривается время на прочтение) и биографией писателя;

б) выбрать и подготовить  для инсценировки небольшой эпизод из  сказки;

в) подготовить для команд-соперников кроссворды по сказкам (можно по разным, можно по одной). Учитель на этапе подготовки помогает, проверяет, корректирует с детьми содержание и оформление кроссвордов.

Примечание. Если проект проводится в рамках одного класса, то класс  делится  на  4 команды, каждая готовит свою инсценировку   и 1 кроссворд   для команд-соперников. Если проект проводится для параллели, то  предлагается один кроссворд и одна инсценировка от класса.

2. Разработка  и  реализация.    

Реализация проекта проходит  в актовом зале  в два этапа ( два спаренных урока). 1 этап – викторина ,2 этап – спектакли-инсценировки.

Викторина  состоит из нескольких  частей.

1часть.БИОГРАФИЯ Г.Х.АНДЕРСЕНА. Проходит по принципу  Брейн-ринга.  Команды выслушивали вопросы, обсуждают  в течение минуты  ответы и приносят в жюри свой вариант.  (За каждый правильный ответ команда получает  баллы).

Вопросы викторины:

1. В каком году родился Х.К.Андерсен?

2.В каком городе родился Андерсен?

3. Кем были его родители?

4.Куда и зачем уехал Андерсен в 14 лет (в 1819г.)?

5. Как по-другому называли Копенгаген, город, где жил сказочник?(Вспомните главную достопримечательность города)

6. Когда день рождения писателя и какой праздник отмечают в этот день?

7. Какая героиня сказок Андерсена стала символом Датской столицы?

8. В родном городе писателя Оденсе в саду, который называют «Сад Андерсена» или «Сад сказки» стоит памятник писателю и скульптура. На ней 12 героев(11 юношей и 1 девушка). Герои какой сказки изображены на памятнике?

9. В какой сказке Андерсен прославил круглую башню Копенгагена, стоящую на главной городской площади?

10. Какую сказку Андерсена можно считать автобиографической? (Вспомните, что Андерсен из никому неизвестного человека превратился в одного из самых известных писателей)

2часть. ЗАГАДКИ СОПЕРНИКОВ. Команды (ведущий)  предлагают  свои кроссворды для  соперников. (Время разгадывания  5-7 минут. За каждое отгаданное слово баллы. В кроссворде 10 слов.)

3 часть. ИСТОРИЯ СКАЗОК. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Пока жюри подсчитывает результаты, учащиеся просматривают презентацию, в которой прозвучат  правильные ответы  вопросов Брейн-ринга. В основу презентации  положены рассказы  из книги Г.Цыферова «Мой Андерсен», в которых  автор рассказывает  предысторию  создания сказок. Презентацию  ведет  учитель.  

4часть. «ЗАГАДКИ». В конце презентации звучат отрывки из прочитанных  сказок, а учащиеся отгадывают.  На слайдах презентации открываются  отгадки.  

Андерсен находил материал для своих сказок повсюду.

«Вздумается мне проглядеть на предмет – вот у меня и новая история!»-утверждал сказочник.

- Угадайте по фрагментам текста, какие предметы стали персонажами сказок Андерсена?

1. ЧАЙНИК. «Он гордился и фарфором своим, и длинным носиком, и изящной ручкою, и об этом говорил. А вот что крышка у него разбита и склеена - об этом он не говорил, то ведь недостаток, а кто же любит говорить  о своих недостатках, на то есть другие».

2.ПЕРО И ЧЕРНИЛЬНИЦА. «Замечательно, чего только на выходит  из меня! Просто невероятно даже! Я и сама, право, не знаю, что выйдет, когда человек опять начнет черпать из меня.»

3. СЕРЕБРЯНАЯ МОНЕТКА. «Постой-ка, а что, если ты счастливая? Мне почему-то кажется, что ты счастливая. Я пробью в тебе дырочку, а в дырочку продену шнурок и на счастье повешу тебя на шею ребенку соседки».

4.ВОРОТНИЧОК. «У меня была уйма невест!- тараторил он. - Так и бегали за мной! Да и как не бегать: ведь подкрахмаленный я выглядел настоящим франтом!»

5. ШТОПАЛЬНАЯ ИГЛА. «Смотрите, держите меня покрепче!- однажды сказала она пальцам, когда они вынимали ее из коробки. – Не уроните меня! Упаду на пол и чего доброго затеряюсь: очень уж я тонка!»

6.БУТЫЛОЧНОЕ ГОРЛЫШКО. «Да, тебе хорошо петь! У тебя небось все кость целы! А вот попробовала бы ты лишиться , как я,  всего туловища, остаться с одной шеей и ртом, к тому же заткнутым пробкой, небось не запела бы!»

7. СВИНЬЯ-КОПИЛКА. «Итак, она стояла на шкафу и смотрела на всех в детской сверху вниз. Она знала, что денег у нее по горло и она сможет скупить все игрушки, которые лежат и стоят внизу.»

       Конец презентации. (Слайды с памятниками Андерсену в разных странах).

 Имя Андерсена чтут в разных странах мира, в разных городах. Вот только некоторые из  памятников в честь Андерсена:

  1. Братислава (Чехия)
  2. Копенгаген (Дания)
  3. Нью-Йорк (Америка)
  4. Андерсенград (Ленинградская область, Сосновый Бор. Детский игровой комплекс.)
  5. Кукольный театр им. Андерсена в г.Люблине (Польша)
  6. Парк развлечений в Шанхае (Япония).
  7. Марка, выпущенная к юбилею писателя,  в Казахстане.

Жюри подводит  итоги, награждает команды  грамотами или  призами.  Далее учащиеся показывают инсценировки.

Примечания:

 1. Проект  подготавливают  в конце  3 четверти, и проведение приурочивается  ко  Дню детской книги, который отмечается  2 апреля,  в день рождения Г.Х.Андерсена.

2. Форма Брейн-ринга  для учащихся еще  незнакома. В школе  существует  традиция проведения в конце третьей четверти «Дня знаний».  Младшие и средние классы участвуют  в играх по станциям, подготовленных старшеклассниками, а 9-11 классы играют   в  Брейн-ринг. Поэтому  для  пятиклассников это будет первое знакомство с такой игрой.

3.   В жюри  были приглашены  родители  учащихся.  Они также  принимали активное участие  в подготовке инсценировок.

4.  Первый раз проект проходил  как классное мероприятие. Второй раз  я его проводила в рамках общешкольного проекта «Путешествие по странам и континентам». Каждый класс представлял  свою  страну  в  выбранной ими форме  презентаций. Мой класс  показал презентацию  про  Данию,  и мы пригласили 5-е классы  на игру по  сказкам  Андерсена.  

Использованная  литература:

1.  Г.Цыферов. «Мой  Андерсен». Издательство  «Малыш», 1969г.

http://mirknig.com/2013/10/16/moy-andersen.html

2.Ганс-Христиан Андерсен. «Сказки  и  истории». Москва. Издательство «Поматур» 1992г.

Биография  Г.Х. Андерсена 3.http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00863931189763097755

4. http://to-name.ru/biography/hans-kristian-andersen.htm

5. Игровой комплекс Андерсенград  в Сосновом бору , Санкт-Петербург

http://kudago.com/spb/place/andersengrad/

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного проекта

В работе учителя технологии особое место занимает профориентационное направление, где на определенном этапе происходит  формирование первоначальных знаний по основам предпринимательства и у...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе в соответствии с ФГОС ООО второго поколения.

Констпект урока русского языка в 6 классе  в соответсвии с требованиями ФГОС ООО  на тему " Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"...

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС к учебнику Н.Ю. Горячевой, «Английский язык», 3 класс....

Методическая разработка «Учебный проект: от « школы знаний» к «школе деятельности», проект по технологии "Фитодизайн интерьера"

Учебный прикладной проект по предмету как способ формирования умений и навыков проектной деятельности обучающихся 5-7 классов...

авторская разработка мини - проекта "Современное коррекционно - развивающее занятие в соответствии с ФГОС"

                   В основу разрабатываемого коррекционно – развивающего  занятия легли принципы, рассматриваемые в Федеральном Законе об ...

Методическая разработка учебного проекта «Сказки А.С. Пушкина в иллюстрациях русских художников И. Билибина и Б. Зворыкина»

В разработке представлен паспорт учебного проекта «Сказки  А.С. Пушкина в иллюстрациях русских художников И. Билибина  и Б. Зворыкина». Учебный проект разработан д...

Методическая разработка инструкционной карты для практической работы на уроке технологии по ФГОС второго поколения с элементами развития критического мышления. Тема:« Технология обработки и приготовления блюд из курицы»

Методическая разработка инструкционной карты для практической работы на уроке технологии  по ФГОС второго поколения с элементами развития критического мышления «Технология обработки и ...