Методическая разработка учебного проекта по литературе для 5 кл.в соответствии с ФГОС второго поколения "Сказки Г.Х.Андерсена"
проект по литературе (5 класс) на тему
Учебный проект проводится на спаренном уроке в два этапа. Первый -викторина в форме Брейн-ринга. Просматривается презентация. Второй- театрализованные инсценировки сказок Андерсена, подготовленные учащимися. Проект проходит в начеле 4 четверти как школьное мероприятие, приуроченное ко Дню детской книги (1 апреля). Проект помогает расширить знания учащихся о творчестве Г.Х.Андерсена, познакомить с большим количеством сказок, чем предлагает учебная программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.andersen.dlya_sayta.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
учебного проекта по литературе
в соответствии с ФГОС
второго поколения.
Тема : «Учебный проект для 5 кл.
Сказки Г.Х.Андерсена»
Автор проекта: Полянская Ирина Вадимовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средней школы №143 г. Санкт-Петербурга.
Идея данного проекта возникла из-за отсутствия хорошего материала в учебном планировании и учебнике по творчеству Г.Х.Андерсена (вступительная статья о биографии писателя мала, для чтения и обсуждения предложена сказка «Снежная королева», уже хорошо знакомая учащимся) и из желания учащихся сделать театрализованное представление. Проект был проведен как открытое мероприятие для учителей школы и родителей учащихся.
Цели и задачи :
- Расширить знания учащихся о биографии и творчестве Г.Х.Андерсена.
- Познакомить учащихся с менее знакомыми для них сказками Андерсена.
- Учить составлять кроссворды разного вида.
- Познакомить с формой соревнования «Брейн-ринг».
- Учить и развивать навыки совместной работы и ответственности за коллективный результат.
Проект был проведен как открытое мероприятие для учителей школы и родителей учащихся.
Тип учебного проекта.
1.Длительный: рассчитан на несколько недель.
2.Коллективный: участие принимают все учащиеся класса (или параллели 5-х классов).
3. Характер контактов: внутри класса ( или параллели).
4.Учитель осуществляет непосредственный контроль этапа подготовки.
5.Межпредметный. (Связь с географией и историей).
6.Информационно-творческий.
Этапы проектной деятельности.
1.Подготовительный.
На этом этапе учитель объявляет о предстоящем празднике, посвященном творчеству Г.Х.Андерсена и Дню детской книги. Объясняет учащимся форму проведения (игра-викторина) и этапы подготовки:
а) познакомиться со сказками (предлагается список для чтения, оговаривается время на прочтение) и биографией писателя;
б) выбрать и подготовить для инсценировки небольшой эпизод из сказки;
в) подготовить для команд-соперников кроссворды по сказкам (можно по разным, можно по одной). Учитель на этапе подготовки помогает, проверяет, корректирует с детьми содержание и оформление кроссвордов.
Примечание. Если проект проводится в рамках одного класса, то класс делится на 4 команды, каждая готовит свою инсценировку и 1 кроссворд для команд-соперников. Если проект проводится для параллели, то предлагается один кроссворд и одна инсценировка от класса.
2. Разработка и реализация.
Реализация проекта проходит в актовом зале в два этапа ( два спаренных урока). 1 этап – викторина ,2 этап – спектакли-инсценировки.
Викторина состоит из нескольких частей.
1часть.БИОГРАФИЯ Г.Х.АНДЕРСЕНА. Проходит по принципу Брейн-ринга. Команды выслушивали вопросы, обсуждают в течение минуты ответы и приносят в жюри свой вариант. (За каждый правильный ответ команда получает баллы).
Вопросы викторины:
1. В каком году родился Х.К.Андерсен?
2.В каком городе родился Андерсен?
3. Кем были его родители?
4.Куда и зачем уехал Андерсен в 14 лет (в 1819г.)?
5. Как по-другому называли Копенгаген, город, где жил сказочник?(Вспомните главную достопримечательность города)
6. Когда день рождения писателя и какой праздник отмечают в этот день?
7. Какая героиня сказок Андерсена стала символом Датской столицы?
8. В родном городе писателя Оденсе в саду, который называют «Сад Андерсена» или «Сад сказки» стоит памятник писателю и скульптура. На ней 12 героев(11 юношей и 1 девушка). Герои какой сказки изображены на памятнике?
9. В какой сказке Андерсен прославил круглую башню Копенгагена, стоящую на главной городской площади?
10. Какую сказку Андерсена можно считать автобиографической? (Вспомните, что Андерсен из никому неизвестного человека превратился в одного из самых известных писателей)
2часть. ЗАГАДКИ СОПЕРНИКОВ. Команды (ведущий) предлагают свои кроссворды для соперников. (Время разгадывания 5-7 минут. За каждое отгаданное слово баллы. В кроссворде 10 слов.)
3 часть. ИСТОРИЯ СКАЗОК. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Пока жюри подсчитывает результаты, учащиеся просматривают презентацию, в которой прозвучат правильные ответы вопросов Брейн-ринга. В основу презентации положены рассказы из книги Г.Цыферова «Мой Андерсен», в которых автор рассказывает предысторию создания сказок. Презентацию ведет учитель.
4часть. «ЗАГАДКИ». В конце презентации звучат отрывки из прочитанных сказок, а учащиеся отгадывают. На слайдах презентации открываются отгадки.
Андерсен находил материал для своих сказок повсюду.
«Вздумается мне проглядеть на предмет – вот у меня и новая история!»-утверждал сказочник.
- Угадайте по фрагментам текста, какие предметы стали персонажами сказок Андерсена?
1. ЧАЙНИК. «Он гордился и фарфором своим, и длинным носиком, и изящной ручкою, и об этом говорил. А вот что крышка у него разбита и склеена - об этом он не говорил, то ведь недостаток, а кто же любит говорить о своих недостатках, на то есть другие».
2.ПЕРО И ЧЕРНИЛЬНИЦА. «Замечательно, чего только на выходит из меня! Просто невероятно даже! Я и сама, право, не знаю, что выйдет, когда человек опять начнет черпать из меня.»
3. СЕРЕБРЯНАЯ МОНЕТКА. «Постой-ка, а что, если ты счастливая? Мне почему-то кажется, что ты счастливая. Я пробью в тебе дырочку, а в дырочку продену шнурок и на счастье повешу тебя на шею ребенку соседки».
4.ВОРОТНИЧОК. «У меня была уйма невест!- тараторил он. - Так и бегали за мной! Да и как не бегать: ведь подкрахмаленный я выглядел настоящим франтом!»
5. ШТОПАЛЬНАЯ ИГЛА. «Смотрите, держите меня покрепче!- однажды сказала она пальцам, когда они вынимали ее из коробки. – Не уроните меня! Упаду на пол и чего доброго затеряюсь: очень уж я тонка!»
6.БУТЫЛОЧНОЕ ГОРЛЫШКО. «Да, тебе хорошо петь! У тебя небось все кость целы! А вот попробовала бы ты лишиться , как я, всего туловища, остаться с одной шеей и ртом, к тому же заткнутым пробкой, небось не запела бы!»
7. СВИНЬЯ-КОПИЛКА. «Итак, она стояла на шкафу и смотрела на всех в детской сверху вниз. Она знала, что денег у нее по горло и она сможет скупить все игрушки, которые лежат и стоят внизу.»
Конец презентации. (Слайды с памятниками Андерсену в разных странах).
Имя Андерсена чтут в разных странах мира, в разных городах. Вот только некоторые из памятников в честь Андерсена:
- Братислава (Чехия)
- Копенгаген (Дания)
- Нью-Йорк (Америка)
- Андерсенград (Ленинградская область, Сосновый Бор. Детский игровой комплекс.)
- Кукольный театр им. Андерсена в г.Люблине (Польша)
- Парк развлечений в Шанхае (Япония).
- Марка, выпущенная к юбилею писателя, в Казахстане.
Жюри подводит итоги, награждает команды грамотами или призами. Далее учащиеся показывают инсценировки.
Примечания:
1. Проект подготавливают в конце 3 четверти, и проведение приурочивается ко Дню детской книги, который отмечается 2 апреля, в день рождения Г.Х.Андерсена.
2. Форма Брейн-ринга для учащихся еще незнакома. В школе существует традиция проведения в конце третьей четверти «Дня знаний». Младшие и средние классы участвуют в играх по станциям, подготовленных старшеклассниками, а 9-11 классы играют в Брейн-ринг. Поэтому для пятиклассников это будет первое знакомство с такой игрой.
3. В жюри были приглашены родители учащихся. Они также принимали активное участие в подготовке инсценировок.
4. Первый раз проект проходил как классное мероприятие. Второй раз я его проводила в рамках общешкольного проекта «Путешествие по странам и континентам». Каждый класс представлял свою страну в выбранной ими форме презентаций. Мой класс показал презентацию про Данию, и мы пригласили 5-е классы на игру по сказкам Андерсена.
Использованная литература:
1. Г.Цыферов. «Мой Андерсен». Издательство «Малыш», 1969г.
http://mirknig.com/2013/10/16/moy-andersen.html
2.Ганс-Христиан Андерсен. «Сказки и истории». Москва. Издательство «Поматур» 1992г.
Биография Г.Х. Андерсена 3.http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00863931189763097755
4. http://to-name.ru/biography/hans-kristian-andersen.htm
5. Игровой комплекс Андерсенград в Сосновом бору , Санкт-Петербург
http://kudago.com/spb/place/andersengrad/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного проекта
В работе учителя технологии особое место занимает профориентационное направление, где на определенном этапе происходит формирование первоначальных знаний по основам предпринимательства и у...
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе в соответствии с ФГОС ООО второго поколения.
Констпект урока русского языка в 6 классе в соответсвии с требованиями ФГОС ООО на тему " Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных"...
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС к учебнику Н.Ю. Горячевой, «Английский язык», 3 класс....
Методическая разработка «Учебный проект: от « школы знаний» к «школе деятельности», проект по технологии "Фитодизайн интерьера"
Учебный прикладной проект по предмету как способ формирования умений и навыков проектной деятельности обучающихся 5-7 классов...
авторская разработка мини - проекта "Современное коррекционно - развивающее занятие в соответствии с ФГОС"
В основу разрабатываемого коррекционно – развивающего занятия легли принципы, рассматриваемые в Федеральном Законе об ...
Методическая разработка учебного проекта «Сказки А.С. Пушкина в иллюстрациях русских художников И. Билибина и Б. Зворыкина»
В разработке представлен паспорт учебного проекта «Сказки А.С. Пушкина в иллюстрациях русских художников И. Билибина и Б. Зворыкина». Учебный проект разработан д...
Методическая разработка инструкционной карты для практической работы на уроке технологии по ФГОС второго поколения с элементами развития критического мышления. Тема:« Технология обработки и приготовления блюд из курицы»
Методическая разработка инструкционной карты для практической работы на уроке технологии по ФГОС второго поколения с элементами развития критического мышления «Технология обработки и ...