Методическая разработка учебного проекта «Сказки А.С. Пушкина в иллюстрациях русских художников И. Билибина и Б. Зворыкина»
проект по литературе (5 класс) на тему

В разработке представлен паспорт учебного проекта «Сказки  А.С. Пушкина в иллюстрациях русских художников И. Билибина  и Б. Зворыкина»Учебный проект разработан для учащихся 5 класса. Время работы над проектом: 2 недели. Проект включает  в себя знакомство с биографией и творческой  деятельностью  русских художников Ивана Билибина и Бориса Зворыкина. В процессе работы над проектом учащиесы составляют статью о биографии и творчестве русских художников Ивана Билибина и Бориса Зворыкина и альбом иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мушковичская основная школа Ярцевского района Смоленской области                                  

                                                   ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

Сказки  А.С. Пушкина в иллюстрациях

русских художников И. Билибина  и

 Б. Зворыкина

Руководитель проекта

Учитель русского языка и литературы Викторкина И.В.

Участники проекта

Ученики 5-го класса

 МБОУ Мушковичская ОШ

Учебный предмет, в рамках которого проводился проект

литература

Возраст учащихся, класс

11 лет, 5 класс

Тип проекта

информационно-исследовательский

Цель проекта

1.Найти и представить наиболее интересные иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина

2.Предоставить биографии художников

И. Билибина и Б. Зворыкина

Задачи проекта

1) Собрать и оформить  материал по заданной теме.
2) Развить навыки работы  с различными источниками  информации, в том числе навыки по использованию цифровых технологий. 3) Представить собранный материал в виде электронного альбома на конкурсе проектов.

Вопросы проекта

Выяснить, чем отличается техника рисования  данных художников? Узнать, интересные  факты  их творческой деятельности?

 Имя Билибина прославлено, а Зворыкин почти никому не известен. Почему так получилось?

Аннотация ( актуальность, значимость  на уровне школы, проблема, краткое описание)

Проект  включает  в себя описание творческой  деятельности  русских художников Билибина и Зворыкина. Также альбом содержит иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина  (по выбору обучающихся). Во многом Билибин и Зворыкин похожи, во всяком случае, по части графики, но работы двух мастеров отличаются. Чем? В проекте дана информация об этом.  

Время работы над проектом

2 недели

Продукт проекта

Электронный альбом

Где может использоваться

На уроках литературы,  на внеурочных занятиях

Этапы работы над проектом

Сбор информации, оформление электронного альбома  и  его защита

Год разработки

Ноябрь 2017г.

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Статья «Можно ли Билибина и Зворыкина считать действительно равновеликими мастерами?»

    В последние годы возрос интерес к русской книжной иллюстрации начала ХХ века, в том числе к работам, выполненным художниками русского зарубежья. Издатели стали выпускать книги с иллюстрациями И.Я. Билибина и Б.В. Зворыкина, созданными ими в период эмиграции. В средствах массовой информации акцентируется внимание на якобы незаслуженном забвении имени Зворыкина, который был популярен на родине первые два десятилетия ХХ в. Случайность ли это? Можно ли Билибина и Зворыкина считать действительно равновеликими мастерами? 
   И. Я. Билибин — не только ярчайший художник ХХ века, создатель билибинского стиля, это ученый, доктор искусствоведения, исследователь народного творчества, педагог, профессор Академии художеств. Одна из его основных заслуг состоит в том, что он способствовал становлению русской книжной графики как специфического вида искусства. Обращение к традициям искусства допетровской Руси, русской набойке, вышивке, лубку, старой европейской гравюре , иконе, тому, что Билибин называл «линейными техниками прошлого» [1. С 7],    привело  к  созданию собственного художественно-выразительного языка.

Б.В. Зворыкин использовал сюжеты, композицию, а иногда и просто копировал билибинских персонажей (сказки «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Б.В. Зворыкин был очень плодовитым художником. Его универсальность, способность подстроиться под любую манеру привлекали издателей в первые десятилетия ХХ в. на родине, и позже за рубежом. Нет ничего предосудительного в том, что художник владеет разными манерами, это великолепный профессиональный инструмент в руках творчески мыслящего мастера. Например, замечательный художник Г.В. Калиновский создал иллюстрации ко многим книгам не похожим одна на другую. Но все они оригинальны по замыслу и композиции. Зворыкин же имитировал манеры, заимствовая как сюжеты, так и композиции иллюстраций у других художников. Несомненно технически умелый, одаренный человек, он не обладал главным качеством художника — фантазией.

В эмиграции Зворыкин сделал иллюстрации к русским народным сказкам и к «Борису Годунову» А.С. Пушкина. В этих работах явно доминирует декоративность. Это не случайно. Он наверняка, осознавал, что его основная проблема как художника-иллюстратора — это придумать сюжет и композицию.


- Если вспомнить биографии двух художников, то у них очень много совпадений - и в биографиях, и в творчестве. Тем не менее, имя Билибина прославлено, а Зворыкин почти никому не известен. Почему так получилось?
- Зворыкин в основном работал в области оформления книг. Кроме того, в отличие от Билибина, который был человеком более светским, входил во всевозможные объединения, такие как "Мир искусства", Зворыкин был более закрытой фигурой.   Билибин делал замечательные декорации к спектаклям, был таким роковым красивым мужчиной, что даже Кустодиев написал его портрет, который висит в Третьяковке. В этом различие. Хотя оба – гении книжной иллюстрации.

- Во многом Билибин и Зворыкин похожи, во всяком случае, по части графики. А в чем  отличие? Они совсем разные.

- В какой-то момент они работали в похожей манере
, но для Билибина это был промежуточный этап. От декоративно-цветной иллюстрации он пошел в сторону черно-белой, это видно по его зрелым работам. А Зворыкин пошел в сторону средневековой миниатюры. Его работы кажутся сейчас такими наивно-пышными, безумно декорированными, великолепными, практически как средневековые миниатюры в манускриптах.

Между тем есть одно почти мистическое совпадение. Оба художника ушли из жизни в 1942 году. Билибин – в блокадном Ленинграде. Зворыкин – в оккупированном немцами Париже.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного проекта

В работе учителя технологии особое место занимает профориентационное направление, где на определенном этапе происходит  формирование первоначальных знаний по основам предпринимательства и у...

Методическая разработка учебного проекта по литературе для 5 кл.в соответствии с ФГОС второго поколения "Сказки Г.Х.Андерсена"

Учебный проект проводится на спаренном уроке в два этапа. Первый -викторина в форме Брейн-ринга.  Просматривается  презентация. Второй- театрализованные инсценировки сказок Андерсена, подгот...

Методическая разработка «Учебный проект: от « школы знаний» к «школе деятельности», проект по технологии "Фитодизайн интерьера"

Учебный прикладной проект по предмету как способ формирования умений и навыков проектной деятельности обучающихся 5-7 классов...

Методическая разработка учебного занятия по теме «Лепка из глины «Русский самовар»

Методическая разработка учебного занятия по теме «Лепка из глины «Русский самовар»...

Методическая разработка учебного проекта «Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы»

В разработке представлен паспорт учебного проекта «Главные герои повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и их прототипы». Учебный проект разработан для учащихся 8 кл...

Методическая разработка Учебный проект «Пифагор и его теорема»

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперёд») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его созда...

Методическая Разработка учебного проекта, посвященного 130-летию со дня рождения В. В.Маяковского и литературной гостиной «Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет», 2023

МР учебного проекта, посвященного 130-летию со дня рождения Владимира Владимировича Маяковского, и литературной гостиной «Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет». Роль я...