Методическая разработка Учебный проект «Пифагор и его теорема»
методическая разработка по геометрии (8 класс)
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперёд») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание».
Мы будем говорить об учебном проекте. Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka.docx | 44.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ГОРОДА СУЗДАЛЯ»
601293, Владимирская область, город Суздаль, ул. Ленина, дом 83. Тел. 2-19-27
Методическая разработка
Учебный проект
«Пифагор и его теорема»
Разработал: учитель математики
Гордеева Марина Евгеньевна
2013 год
Содержание
Введение 3
Методическое представление 8
- Методический паспорт 8
- План учебного проекта 10
- Осуществление учебного проекта 13
Заключение 14
Приложение 15
Литература 20
Введение
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперёд») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание».
Мы будем говорить об учебном проекте. Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Метод учебного проекта характеризуется как:
- Личностно ориентированный
- Деятельностный
- Обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности
- Построенный на принципах проблемного обучения
- Развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии
- Формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах
- Воспитывающий целеустремлённость, толерантность, индивидуализм, инициативность, творческое отношение к делу.
Проект – это «пять П».
1.Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности.
2.Обязательное планирование действий.
В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.
Участников проекта разбивают на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества учеников в классе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др.
3.Поиск информации- обязательное условие каждого проекта.
Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
4.Результат работы – продукт.
Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевыхзадач по изучаемой теме и др. Ученики 5-6 классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме.
Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др.
Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.
5. Презентация результатов- представление готового продукта.
Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую провожу в форме конкурса, выставки, презентации.
При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их.
Критерии оценивания проекта
Критерий «Постановка цели, планирование путей ее достижения» (максимум 3 балла) | |
Цель не сформулирована | 0 |
Цель сформулирована, но план ее достижения отсутствует | 1 |
Цель сформулирована, дан схематичный план ее достижения | 2 |
Цель сформулирована, ясно описана, дан подробный план ее достижения | 3 |
Критерий «Глубина раскрытия темы проекта» (максимум 3 балла) | |
Тема проекта не раскрыта | 0 |
Тема проекта раскрыта фрагментарно | 1 |
Тема проекта раскрыта, авторы показали знание темы в рамках школьной программы | 2 |
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, авторы продемонстрировали глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | 3 |
Критерий «Разнообразие источников информации, целесообразность их использования» (максимум 3 балла) | |
Использована не соответствующая теме и цели проекта информация | 0 |
Большая часть представленной информации не относится к теме работы | 1 |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | 2 |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | 3 |
Критерий «Анализ хода работы, выводы и перспективы» (максимум 3 балла) | |
Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы | 0 |
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы | 1 |
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | 2 |
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | 3 |
Критерий «Личная заинтересованность авторов, творческий подход к работе» (максимум 3 балла) | |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение | 0 |
Авторы проявили незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировали самостоятельности в работе, не использовали возможности творческого подхода | 1 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность авторов, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | 2 |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением к идее проекта | 3 |
Критерий «Личная заинтересованность авторов, творческий подход к работе» (максимум 3 балла) | |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение | 0 |
Авторы проявили незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировали самостоятельности в работе, не использовали возможности творческого подхода | 1 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность авторов, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | 2 |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением к идее проекта | 3 |
Критерий «Соответствие требованиям оформления письменной части» (максимум 3 балла) | |
Письменная часть проекта отсутствует | 0 |
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении | 1 |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру | 2 |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | 3 |
Критерий «Качество проведения презентации» (максимум 3 балла) | |
Презентация не проведена | 0 |
Материал изложен с учетом регламента, однако авторам не удалось заинтересовать аудиторию | 1 |
Удалось заинтересовать аудиторию, но презентация вышла за рамки регламента | 2 |
Удалось заинтересовать аудиторию и уложиться в регламент | 3 |
Критерий «Качество проектного продукта» (максимум 3 балла) | |
Проектный продукт отсутствует | 0 |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 1 |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества | 2 |
Продукт полностью соответствует требованиям качества | 3 |
В заключение проводится рефлексия. Можно предложить следующие вопросы для обсуждения:
Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?
Что в работе над проектом было наиболее интересным?
Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?
Обязательно надо поблагодарить учеников и, можно вручить дипломы: разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников проекта ставится отметка по математике за данную тему. Естественно, что этой отметкой является "пять". Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.
При осуществлении проекта можно выделить несколько этапов:
- Погружение в проект
(учитель формулирует проблему проекта, цели и задачи, ученики лично присваивают проблему, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют, конкретизируют цели и задачи)
- Организация деятельности
(учитель организует деятельность: предлагает организовать группы, распределяет роли, планирует деятельность по решению задач проекта, предлагает возможные формы презентации результатов, ученики планируют работу, выбирают формы и способы предполагаемых результатов)
- Осуществление деятельности
(учитель не участвует, но консультирует учеников по необходимости, ненавязчиво контролирует, даёт новые знания, когда в этом возникает необходимость, репетирует предстоящую презентацию, ученики работают активно и самостоятельно)
- Презентация результатов
(учитель принимает отчёт, подводит итоги, оценивает умения, ученики демонстрируют понимание проблемы, целей и задач, умение планировать работу, представляют найденный способ решения проблемы, дают взаимооценку деятельности и результатов, проводят рефлексию).
Виды проектов.
Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.
Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей деятельности учащихся:
1) практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций).
2) исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования.
3) информационный проект – сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет).
4) творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофильмы, театрализации и т.д.
5) ролевой проект – литературные, исторические и т.п. ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.
Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знаний.
Межпредметные – выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знаний.
По характеру контактов проекты бывают внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.
По продолжительности различают:
- Минипроекты – укладываются в один урок или даже его часть (например, историческая справка и т.д.);
- Краткосрочные – на 4-6 уроков;
- Недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы;
- Долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.
Критерии оценки проекта
Критерии оценки проекта должны быть понятны. Их должно быть не боле 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация. Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проектантам задолго до защиты. Вот перечень критериев, которые можно использовать при оценке:
1. важность темы проекта;
2. глубина исследовательской проблемы;
3. оригинальность предложенных решений;
4. качество выполнения продукта;
5. убедительность презентации.
Таким образом, метод проектов играет важную роль в процессе изучения математики, т.к. способствует активизации познавательной деятельности, позволяет развивать самостоятельность обучающихся .
Методическое представление
Методический паспорт
Адресация
- Тема учебно-тематического плана предмета: теорема Пифагора,
предмет: математика
- Цели:
Образовательные: уметь формулировать и доказывать теорему Пифагора, применять её для решения задач;
Воспитательные: воспитание трудолюбия, настойчивости, аккуратности;
Развивающие: развитие умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, интернет-сайтами, развитие грамотной речи, ясности выраженной мысли, развитие умения самооценки и оценки других.
- Задачи
Класса: расширить круг геометрических задач, решаемых школьниками, познакомить учащихся с основными этапами жизни и деятельности Пифагора, осуществление межпредметной связи геометрии с алгеброй, географией, историей, литературой.
Группы: 1) изучить биографию Пифагора, 2) подготовить обзор доказательств теоремы Пифагора, 3) изучить отражение теоремы Пифагора в литературе, 4) собрать исторические задачи, в решении которых применяется теорема Пифагора, 5) изучить философские высказывания Пифагора и их связь с современностью.
- Класс: 8
- Время работы над проектом: 10-13 неделя обучения
1 неделя: распределение ролей между группами, составление плана исследования, поиск информации
2 неделя: беседа с группами, оформление презентации
3 неделя: проведение урока
- Режим работы: 2 учебных часа
Обеспечение
- Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение:
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Геометрия 7-9, М., Просвещение, 2011
- Геометрия 8 класс поурочные планы, Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А., Волгоград, Учитель, 2010
- Биографический словарь в области математики
- Дополнительно привлекаемые специалисты: библиотекарь
- ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы:
- Владение письменной и устной речью
- Владение определёнными навыками по истории, географии, литературе
- Умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой
- Умение выделять главную мысль, вести поиск нужной информации
- Мотивация к работе:
- самомотивация от удовлетворения собственным трудом
- личный интерес учащихся
- самореализация
Предполагаемые приращения
- Новое содержание по теме:
- Новые знания по истории развития математики
- Расширение круга геометрических теорем по геометрии
- Применение теоремы Пифагора
- Новые практические приёмы:
- Работа с литературой, интернет-сайтами
- Оформление презентаций
- Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта:
- Знания по истории математики
- Знание теоремы Пифагора
- Развитие навыков:
- Самостоятельной работы с источниками информации
- Самостоятельного принятия решения
- Коммуникативности
- Мыслительной деятельности при планировании, анализе, синтезе
- Самоанализа, рефлексии
- Расширение кругозора
Статус учебного проекта:
- Автор-разработчик: Гордеева М. Е.
- Опыт использование: апробация
- Степень распространения: СОШ №2 г. Суздаля
План учебного проекта
- Видимый
- Тема проекта:
теорема Пифагора
- Название проекта:
«Пифагор и его теорема»
- Проблема проекта:
Вы уже знаете много теорем, узнали много о жизни многих математиков. А слышали ли вы о таком математике древности как Пифагор? В чём его величие? А почему его теорема так популярна в наши дни? И какое практическое применение она имеет?
Доказательство теоремы Пифагора учащиеся Средних Веков считали очень трудным и называли его – ослиный мост, бегство «убогих», из-за чертежа называли «ветряной мельницей» или «Пифагора штаны».
- Задача проекта:
- Познакомить с биографией Пифагора
- Научиться формулировать и доказывать теорему Пифагора
- Научиться применять её для решения задач
- Планирование – осуществление:
Разбить учеников на группы:
- Изучить биографию Пифагора, результаты представить в виде презентации (историки)
- Подготовить обзор доказательств теоремы Пифагора в виде презентации (теоретики)
- Изучить отражение теоремы Пифагора в литературе: в легендах, стихах, песнях, анекдотах, результаты представить в виде презентации (лирики)
- Собрать исторические задачи, в решении которых применяется теорема Пифагора, результаты представить в виде презентации (практики)
- Изучить философские высказывания Пифагора, их связь с современностью, результаты представить в виде презентации (философы)
- Презентация
- Невидимый
- Тема учебного курса, урока:
Площади фигур
Теорема Пифагора
- Цели:
Обучающие: уметь формулировать и доказывать теорему Пифагора, применять её для решения задач
Развивающие: развитие умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, интернет-сайтами, развитие грамотной речи, ясности выраженной мысли, умения самооценки и оценки работы других учеников
Воспитательные: воспитание трудолюбия, настойчивости, аккуратности
Задачи:
- Расширить круг геометрических задач, решаемых школьниками
- Познакомить учащихся с основными этапами жизни и деятельности Пифагора
- Осуществление межпредметной связи геометрии с алгеброй, географией, историей, литературой
- Необходимый уровень ЗУН:
- Владение письменной и устной речью
- Владение определёнными навыками по истории, географии, литературе
- Умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой
- Умение выделять главную мысль, вести поиск нужной информации
- Новое содержание:
- Теорема Пифагора: формулирование и доказательства
- Биография Пифагора
- Применение и значение теоремы Пифагора
- Обеспечение проекта:
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Геометрия 7-9, М., Просвещение, 2011
- Геометрия 8 класс поурочные планы, Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А., Волгоград, Учитель, 2010
- Биографический словарь в области математики
- Организационные формы осуществления проекта:
Урочно-внеурочная
Осуществление учебного проекта
Работу над проектом разбить на несколько этапов:
- Организационный: выбрав темы своего исследования, учащиеся должны разделиться на группы, определить цели и задачи, спланировать свою деятельность. Роль учителя – направляющая на основе мотивации, помогать в постановке целей.
- Поисковый и исследовательский: учащиеся изучают дополнительную литературу, учебники, собирают информацию по своей теме, разделяют обязанности между членами своей группы, готовят наглядное представление своих исследований. Роль учителя – наблюдательная, помогает составить план действий.
- Предъявление проекта и его продукта: учащиеся отчитываются о проделанной работе, обсуждают результаты. Роль учителя – сотрудничество.
- Оценка результатов и процесса в целом: учащиеся участвовуют в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок. Роль учителя – оценивающая.
Презентация проекта можно провести в форме конференции, на которой учащиеся предъявят свои исследования и сделали выводы.
Продуктом проекта могут быть математические газеты,рефераты и стендовые доклады, методическое пособие по изучению теоремы Пифагора.
Заключение
Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности через самореализацию в предметной деятельности. Помимо работы над конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогом.
Осуществление данного проекта позволит учащимся развить навыки работы не только с предложенными учителем учебниками, но и с компьютером, сформировать навыки работы в сети Интернет.
Участие в осуществлении проекта позволит углубить знания по истории развития математики, а также закрепить знания по указанной теме. В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность.
Желательно, чтобы в работе по проекту приняли участие все ученики класса, каждый был вовлечён в мыслительную деятельность по данной проблематике, приобрёл новые знания путём самостоятельной работы, дети были включены в различные виды деятельности, как индивидуальную, так и групповую.
Приложение
Литература
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.- 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2009
М. В. Величко Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся. – 2-е изд., стереотип. –Волгоград: Учитель, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: Учебно-методическое пособие.
Технология росписи по ткани.Стилизация.Народные художественные промыслы....
методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”
Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...
Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»
Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...
Методическая разработка урока геометрии в 10 классе "Теорема о трех перпендикулярах" (с применением методики УДЕ)
План урока геометрии в 10 классе с презентацией (учебник геометрии Атанасяна Л.С. и др.(М.: Просвещение)), но может быть использован и при работе по другим УМК. В разработке урока применяется методика...
Методическая разработка урока геометрии в 8 классе "Теорема Пифагора".
Методическая разработка урока геометрии в 8 классе "Теорема Пифагора" с презентацией Microsoft PowerPoint....
Методическая разработка урока геометрии по теме "Применение теоремы синусов и косинусов при решении практических задач", 9 класс
На уроке разбирается решение задачи измерения высоты недоступного объекта различными способами: с использованием подобия, теорем синусов и др....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕОУДб.03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК...