Методическая разработка урока геометрии в 10 классе "Теорема о трех перпендикулярах" (с применением методики УДЕ)
план-конспект урока по геометрии (10 класс) на тему

Манджиева Надежда Ивановна

План урока геометрии в 10 классе с презентацией (учебник геометрии Атанасяна Л.С. и др.(М.: Просвещение)), но может быть использован и при работе по другим УМК. В разработке урока применяется методика УДЕ (укрупнения дидактических единиц) академика РАН Пюрви Мучкаевича Эрдниева при формулировке и доказательстве прямой и обратной теорем о трех перпендикулярах с использованием граф-схемы, которая позволяет достичь предельной наглядности доказательства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                  Манджиева  Надежда Ивановна

МБОУ «Зултурганская СОШ»

Урок геометрии в 10 классе

Тема урока:

                                                                 

                                                                       

Учитель математики Манджиева Н.И.

2014-2015 уч. год

п. Светлый 

Учитель: Манджиева Н.И.,  МБОУ «Зултурганская СОШ»

Предмет: геометрия

Учебный план - 6 часов в неделю (из них 3 ч. - алгебра и начала анализа, 2 ч.- геометрия, 1 ч. – факультатив  «Практикум решения задач по математике» (подготовка к ЕГЭ)).

Класс: 10

Тема: «Теорема о трех перпендикулярах» (с применением методики Укрупнения Дидактических Единиц академика РАН П.М.Эрдниева).

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока: 

Дидактическая: 

  • введение  понятия расстояния от точки до плоскости;
  • доказательство прямой и обратной  теоремы о трех перпендикулярах (с применением методики академика РАН П.М.Эрдниева);
  • применение теоремы при решении задач.

Развивающая: 

  • развитие пространственного воображения, памяти, познавательного интереса;
  • вырабатывание  умения анализировать и сравнивать;
  • формирование математической  речи;
  • активация мыслительной деятельности,
  • отработка навыков построения пространственного чертежа к задачам
  • формирование умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии.

Воспитательная: 

  • воспитание самостоятельности  в работе;
  • приучение  к эстетическому оформлению записи в тетради, умению выслушивать других;
  • привитие аккуратность и трудолюбие.

Оборудование и материалы:  персональный компьютер,  проектор, презентация «Теорема о трех перпендикулярах», доска, цветные мелки, УМК  Атанасян  Л.С. Геометрия 10-11 классы

Этапы урока и их содержание

Деятельность

учителя

учащегося

I.Орг. момент

Организационная

Сообщают об отсутствующих

II. Постановка цели

Сегодня на уроке мы введем понятия расстояния от точки до плоскости, рассмотрим и докажем важнейшую теорему о трех перпендикулярах.
Также сформулируем и докажем обратную теорему.

В конце урока решим несколько задач с использованием теоремы о трех перпендикулярах.

Сообщает дату проведения урока, тему урока, цель урока.

Записывают в тетради.

III Актуализация знаний.

Устная работа: (слайд презентации № 2)

  1. Угол между прямыми равен 900. Как называются такие прямые?

Ответ: Перпендикулярными

  1. Верно ли утверждение: «Прямая называется перпендикулярной плоскости, если она перпендикулярна некоторой прямой, лежащей в этой плоскости.

Ответ: Нет.

  1. Продолжите предложение: «Прямая перпендикулярна плоскости, если она …»

Ответ: … перпендикулярна двум пересекающимся прямым плоскости

  1. Что можно сказать о двух прямых, перпендикулярных к одной плоскости?

Ответ: эти прямые параллельны

  1. Две прямые, перпендикулярные третьей прямой, …

Ответ: параллельны друг другу

  1. Как определяется расстояние от точки до прямой на плоскости?

Ответ: как длина перпендикуляра, опущенного из данной точки на данную прямую.

  1. Вспомним, как называются отрезки АНАМНМ, точки Н и М. (слайд № 3)

                                 А            АН   а, Н – основание перпендикуляра

                                               АМ- наклонная,     М – основание наклонной                   

     A                                            МН – проекция наклонной АМ на а

          М                         Н

Проводит беседу.

Принимают активное участие в устном опросе.

IV. Изучение нового материала.

  1. Вводится понятие перпендикуляра к плоскости, наклонной, проекции наклонной на плоскость. (слайд № 4)

                                   А                              АН   α        

                                                                    Н – основание перпендикуляра

                                                                    АМ- наклонная

                                                                    М – основание наклонной

                                                                    МН – проекция наклонной АМ на

                                                                    плоскость α

                М                      Н

         α

Проводит беседу с учащимися, основываясь на их знания планиметрии

Принимают активное участие в устном опросе.

  1. Докажите, что АН < АМ. Чему равен < МНА?

АН   α , МН ϵ α  =>  АН МН => < МНА = 900 =>       МНА – прямоугольный  => АН – гипотенуза, МН – катет => АН < АМ.

Вывод:  Перпендикуляр, проведенный из данной точки к плоскости, меньше любой наклонной, проведенной из этой же точки к  этой плоскости.  (слайд № 5)

  1. Сформулируем одновременно и прямую, и обратную теорему, используя методику УДЕ (укрупнения дидактических единиц):

       

Теорема. Если из некоторой  точки А проведены к плоскости  α перпендикуляр АА1 и наклонная АВ, и в этой плоскости проведена прямая СD, перпендикулярная к , то данная прямая СD соответственно перпендикулярна   к . (слайд 6)

                                                 А                                                                                                                                  

                                                 β

                                                                                                                                                                                   

                                                                                        C

                                         А1                                    В

                                                                         D

                           α

(Красным цветом обозначена прямая теорема, а синим – обратная теорема).

                     

  (Слайд № 7)  АА1  α                                              CD  АВ

                                                                           

   

                                                                                                                                                                   

                                                  CD  А1В      

Доказательство: (слайд № 8)

                       АА1  α                                                     CD ϵ α      

               

                       CD  АА1                                                  CD  АВ

                             

                     

                       CD β                                                         АВ ϵ β

                                                                                           

                                                                                           

                                                                                             А1В ϵ β                                                                                                                                                                            

                                                     

                                                       CD  А1В

Словесное изложение доказательств обеих теорем, которое также можно записать совместно:

 (слайд № 9):

  1. Так как по условию прямая АА1 перпендикулярна  плоскости α, то она перпендикулярно любой прямой, лежащей в этой плоскости, в частности и  прямой CD.
  2. Прямая CD, перпендикулярная двум прямым   , перпендикулярна к плоскости β = (АА1В), образуемой этими прямыми.
  3. Но в плоскости β лежит третья , к которой будет перпендикулярна прямая СD.

                                                                                                                                                                                                                                 

Корректирует рассуждения учащихся.

Объясняет, используя презентацию. (слайд презентации № 6).

Использует граф-схему (Слайд №7), объясняет условие прямой и обратной теорем.

Доказывает прямую теорему (сплошные стрелки красного цвета  в граф-схеме), используя презентацию

(Слайд № 8)

Учитель при необходимости задает наводящие вопросы.

(Слайд № 8)

Учащиеся рассуждают, используя знания планиметрии.

Самостоятельно делают вывод, сравнивая длину наклонной и перпендикуляра, проведенных из одной точки к данной плоскости.

Внимательно слушают объяснение учителя и записывают в тетрадь.

Внимательно слушают объяснение учителя и записывают в тетради условия теорем.

Учащиеся доказывают  под руководством учителя обратную теорему

(пунктирные  стрелки синего  цвета  в граф-схеме). (Слайд № 8)

После окончания доказательства обучающиеся отвечают на вопрос: «О каких же трех перпендикулярах идет речь?»

V. Формирование умений и навыков учащихся

1. Применение знаний в стандартной ситуации.

  1. Решение задачи № 145   (самостоятельно).

Через вершину А прямоугольного треугольника АВС с прямым углом С проведена прямая AD, перпендикулярная к плоскости треугольника.

а) Докажите, что        CВD  прямоугольный.                                                               D

б) Найдите BD, если ВС = аDC = b.

Дано:

     АВС – прямоуг.                                                                                 в

     С = 900                                                                                 В                                                                   А      

АD  ┴  (АВС)                                                                                                                  

ВС = аDC = b                                                         а

а) Доказать:    СВD - прямоугольный                

                               

б) Найдите BD                                                         С

Решение:  

а)

  1. DA (АВС), DC – наклонная, АС – проекция наклонной DC на плоскость  (АВС).

                                                                         ТТП

  1.     АВС – прямоуг. =˃ АС (проекция)  ┴  ВС  => DC (наклонная) ┴  ВС =>

  1. =>     CВD -  прямоугольный.

   

    б)                                                                     т. Пиф.

    1.      CВD -  прямоугольный, ВD – гипотенуза  = >    ВD = √ CD2 + ВС2

           

         ВD = √ b2 +а2      (ед.)

                                           

                                                         Ответ:      СВD – прямоугольный;

               

                                                                                      ВD = √ b2 + а2      (ед.)

Следит за верностью рассуждений учащихся, проверяя ход решения задачи учеником у доски и учеников класса на местах.

1 ученик решает эту задачу самостоятельно.

Остальные решают в тетрадях.

Проверяют верно ли они решили задачи.

VII. Итог урока. 

Устно:

1. Ответить на вопросы:

а)  Сравните длины перпендикуляра и  наклонной, проведенных из одной точки к заданной плоскости.

б)  Как  формулируется прямая теорема о трех перпендикулярах? Почему она так называется?

в)  Как формулируется обратная  теорема о трех перпендикулярах?

  1. Как  доказать, что диагональ куба В1D перпендикулярна прямой AC? (слайд № 10).

 

Подводит итог урока, выставляет оценки.

Отвечают на вопросы

VIII. Рефлексия

Оценивают свою деятельность на уроке.

 IX.  Домашнее задание. п.19-20,  № 140, № 144

Поясняет домашнее задание

Внимательно прослушав пояснение учителя, записывают домашнее задание.

X. Конец урока

Используемая литература

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Киселева Л.С. Геометрия. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
  2. П.М.Эрдниев, Б.П.Эрдниев Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М.: Просвещение, 1986.
  3. Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский В.Ф. Задачи по геометрии для 7—11 классов. М.: Просвещение, 2008.
  4. Зив Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 10 класса. М.: Просвещение, 2010.
  5. ЗвавичЛ.И., Рязановский А.Р.} Такуш Е.В. Новые контрольные и проверочные работы по геометрии. 10—11 классы. М.: Дрофа, 2008.
  6. Смирнова И.М. 150 задач по геометрии в рисунках и тестах. 10—11 классы. М.: Аквариум, 2001
  7. В. А. Яровенко  «Поурочные разработки по геометрии 11 класс». М: ВАКО, 2010


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теорема о трех перпендикулярах (с применением методики УДЕ академика РАН П.М.Эрдниева ) А Н М m Геометрия 10 класс (УМК Геометрия 10-11 кл ., авторы Л.С.Атанасян и др.) Учитель МБОУ « Зултурганская СОШ» Манджиева Н.И

Слайд 2

Ответить на вопросы: Угол между прямыми равен 90 0 . Как называются такие прямые ? Верно ли утверждение: «Прямая называется перпендикулярной плоскости, если она перпендикулярна некоторой прямой, лежащей в этой плоскости. Продолжите предложение: «Прямая перпендикулярна плоскости, если она …» Что можно сказать о двух прямых, перпендикулярных к одной плоскости? Две прямые, перпендикулярные третьей прямой, … Как определяется расстояние от точки до прямой на плоскости? Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна плоскости, то … Две прямые, перпендикулярные одной и той же плоскости, … Если плоскость перпендикулярна одной из двух параллельных прямых, то …

Слайд 3

Вспомним, как называются отрезки АН , АМ , НМ , точки Н и М . А М Н Н – основание перпендикуляра М – основание наклонной АН - перпендикуляр АМ - наклонная

Слайд 4

α А М Н АН ┴ α Н – основание перпендикуляра АМ- наклонная М – основание наклонной МН – проекция наклонной АМ на плоскость α

Слайд 5

Вывод : Перпендикуляр , проведенный из данной точки к плоскости, меньше любой наклонной , проведенной из этой же точки к данной плоскости.

Слайд 6

Сформулируем одновременно и прямую, и обратную теорему, используя методику Укрупнения Дидактических Единиц (УДЕ): Если из некоторой точки А проведены к плоскости α перпендикуляр АА 1 и наклонная АВ, и в этой плоскости проведена прямая С D , перпендикулярная к , то данная прямая С D соответственно перпендикулярна к

Слайд 7

Условия прямой и обратной теорем АА 1 ┴ α CD ┴ АВ CD ┴ А 1 В

Слайд 8

АА 1 ┴ α CD ϵ α CD ┴ АА 1 CD ┴ АВ CD ┴ β АВ ϵ β А 1 В ϵ β CD ┴ А 1 В

Слайд 9

Словесное изложение доказательств обеих теорем Так как по условию прямая АА1 перпендикулярна плоскости α, то она перпендикулярно любой прямой, лежащей в этой плоскости, в частности и прямой CD. Прямая CD, перпендикулярная двум прямым , перпендикулярна к плоскости β = =( АА 1 В), образуемой этими прямыми. Но в плоскости β лежит третья , к которой будет перпендикулярна прямая СD.

Слайд 10

BD AC => В 1 D AC Как доказать, что диагональ куба В 1 D перпендикулярна прямой AC ?

Слайд 11

Я конечно не ленился, но и очень не трудился Ай-да я, ай-да молодец! Скажу опять, что я не понял Рефлексия

Слайд 12

Спасибо за работу, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока геометрии в школе VIII вида. 5 класс."Линии в круге".

Открытый урок на регинальном семинаре. Презентация к уроку опубликована на моем мини-сайте. Материал можно использовать как для объяснения понятий: радиус, диаметр, хорда, так и для обобщающего урока....

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме: «Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах» ( 34-й урок по плану; УМК Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов).

Данный урок относится к Разделу 3: «Перпендикулярность прямых и плоскостей», (Модуль 2: Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью).Применение нестандартных методов обучения, ИКТ- ...

Методическая разработка урока геометрии по теме "Применение теоремы синусов и косинусов при решении практических задач", 9 класс

На уроке разбирается решение задачи измерения высоты недоступного объекта различными способами: с использованием подобия, теорем синусов и др....

Методическая разработка урока геометрии "Знакомьтесь - геометрия" 7 класс

Технологическая карта вводного урока по геометрии в 7 классе, математический  диктант на понимание, карточка для рефлексии...

Методическая разработка урока геометрии 8 класс Серединный перпендикуляр к отрезку и его свойства

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника : Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др.,Геометрия.7-9 класс,-М.: Просвещение , 2013.Тип урока: урок изучения  и первичного зак...