Виды учебно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы.
учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему

Гетте Ирина Александровна

Виды учебно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. (Исследовательская лаборатория. Синквейн).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Виды учебно-исследовательской работы на уроках русского языка и литературы.

Исследовательская лаборатория на уроках русского языка. Эта работа основана на анализе учащимися языкового материала и выявлении проблемы.  Цель – освоение новой информации урока,  актуализация изученного, развитие аналитических способностей обучающихся. Пример: исследовательская лаборатория в 5 классе «Отличие предлога от приставки». 

Алгоритм действий: самостоятельная работа (индивидуальная или в группах) с карточками-письмами, в которых допущены ошибки  в слитном  либо раздельном написании  предлогов и приставок; выявление учащимися ошибок;  постановка проблемы: почему допущены подобные ошибки ( версии: авторы писем не знают, как пишется предлог со словами; путают предлог и приставку). Формулируем цель с учащимися: научиться  отличать приставки от предлогов и выяснить, как предлог пишется со словами. Анализ содержания карточек. Выдвижение гипотез (версии учащихся)  слитно, раздельно,  через дефис. Составление плана действия  — самостоятельно либо обсуждение в группах:  1группа-1 гипотеза и т.д. Работа с теоретическим материалом  учебника, составление алгоритма, 1 шаг — поставь слово с предлогом или приставкой в И.п. 2 шаг — посмотри, если часть конструкции исчезла — предлог, пиши раздельно,  если не исчезла — приставка, пиши слитно. Формулируем вывод.

        Синквейн – творческая работа учащегося, лаконично  передающая пройденный материал. Имеет четкую структуру, состоит из пяти строк, в каждой строке слова определённой части речи.: 1- название (одно слово, то о чём будет рассказано); 2 – пара слов (причастия, прилагательные), которые описывают качества или приметы предмета, положенного в название синквейна; 3 – три деепричастия или глагола о типичных действиях предмета; 4 – фраза из четырёх слов, отражающая личное мнение обучающегося о вещи или предмете, положенном в название данного стихотворения; 5 – слово, с помощью которого следует подвести итог либо расширить содержание темы. Существительное (синоним), посредством которого учащийся высказывает свои ассоциации и чувства.

Синквейны можно успешно использовать на уроках литературы при анализе произведений, характеристике образов. На уроках русского языка при закреплении учебного материала.  В процессе выполнения данной работы обучающиеся совершенствуют свою речь, учатся резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, это важное умение. Приобретают навыки учебно-исследовательского труда.

 При изучении темы  «Язык – важнейшее средство общения» в 5 классе может получиться следующий  синквейн:  

Язык.

Важный, неповторимый.

Помогает общаться, обмениваться.

Он - средство  передачи знаний.

Речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная, творческая, учебно-исследовательская работа учащихся на уроках русского языка и литературы

Статья о способах, методах  и формах организации самостоятельной, творческой, учебно-исследовательской работы учащихся на уроках русского языка и литературы...

Выступление на МО: "Виды игровой деятельности на уроках русского языка и литературы"

Классификация пед.игр,требования к подбору игр,соблюдение определенных  условийпри проведении игр, виды уроков с использованием игровых технологий....

«Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»

Новизна и теоретическая значимость методической разработки  состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования метапредметных компетенций на основе развития видов речевой...

Самостоятельная, творческая, учебно-исследовательская работа обучающихся на уроках русского языка и литературы

Самостоятельная, творческая, учебно-исследовательская работа обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Доклад на тему «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»

Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию реше...

Методические рекомендации "Учебно-исследовательские работы учащихся на уроках русского языка и литературы"

В  рекомендациях даны основные формы и методы  организации проектного обучения.         В качестве приложения представлен дидактический инструментарий...

Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы

Обучение русскому языку и литературе в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования ...