«Нравственные проблемы рассказа Алекса́ндра Ива́новича Купри́на «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Федорова Наталья Витальевна

Технологическая карта урока по литературе с использованием приемов технологии критическогоь мышления через чтение и письмо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нравственные проблемы рассказа Алекса́ндра Ива́новича Купри́на «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье»

Тип урока: работа с художественным текстом

Цели:

1)знакомство с творчеством А.И.Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»; на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного;

2)совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией, развитие творческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции;

3)обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека.

Оборудование: Портрет А.И.Куприна, Рахманинов «Сирень»,  учебник литературы для 7 класса, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация,

Технология критического мышления через чтение и письмо

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

 (1 мин)

Приветствие. Создание положительной атмосферы. 1 мин.                                                               

Готовность слушать собеседника, вести диалог

Стадия вызова (Постановка учебных задач) (10 мин)

2.Вызов имеющихся  знаний.

3.Активизация деятельности.

4. Мотивация к дальнейшей работе.

Слайд. Ребята, прошу устроиться поудобнее. И послушайте    музыкальную композицию. Хотелось бы узнать,   какие   мысли,  картины, образы, цвета возникают под эту музыку?

 5 мин.

Вы прослушали Романс  СЕРГЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА РАХМАНИНОВА СИРЕНЬ.  

С чем ассоциируется сирень?

Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. У цветка сирени 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Посмотрите, это же слово есть и в романсе. Историю, связанную с этим же  цветком,  нам поведал И.С. Куприн в произведении   Куст сирени.

Итак,  тема : «Нравственные проблемы рассказа Алекса́ндра Ива́новича Купри́на «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье»

Эпиграфом к нашему уроку станут слова Куприна. ...Человек пришёл в мир для счастья.

О чем мы будем сегодня говорить?

Какие   цели поставим  на уроке? Что нам поможет добиться этих целей?

На прошлом уроке мы говорили о том, как важно каждому человеку иметь свой дом. А что же нужно, чтобы в нем поселилось счастье?

Какие ценности важны для семейного счастья?

Поиск ответа на этот  вопрос и станет целью нашего урока.

Дома вы  размышляли на эту  тему

Поделитесь своими мыслями.

Делятся своим мнением

Дают свое толкование этого слова.

Работа в группе. Представители от каждой группы говорят только одно качество, важное для семейного счастья.

Формулируют тему урока

Обучающиеся определяют цели урока, планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Личностные УУД 

(мотивация учения)

Коммуникативные УУД  (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Регулятивные УУД 

Умения целеполагания, планировать, учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Стадия осмысления. Открытие нового (20 мин)

Осмысление новой информации.

А как же отвечает на этот вопрос сам Куприн? Обратимся к произведению.  При чтении попрошу работать с дневником.

ВЫПИСАТЬ ЦИТАТЫ, КОТОРЫЕ ПРОИЗВЕЛИ НАИБОЛЬШЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ОЗАДАЧИЛИ, ВЫЗВАЛИ ПРОТЕСТ

 Приём «Чтение с остановками»

Цитата

Комментарии

  Читают с остановками. Заполняют дневник.

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Рефлексия. Целостное осмысление и обобщение полученной информации ( 7-  8мин).

Какое впечатление произвел на вас рассказ?

Какие цитаты  выписали?

- Почему рассказ называется «Куст сирени»?

(Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье.

- Какую проблему поднял в рассказе писатель?

(Взаимоотношение героев, поступки героев).

Вернемся к целям нашего урока.

 Какие ценности важны для семейного счастья, по мнению Куприна.

Любовь – это «труд» : доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми. 

Самопожертвование и эгоизм, способность отдавать людям частичку своего времени, внимания, души, говорят о том, что, изучая рассказ Куприна, стали свидетелями самоотверженности и любви к ближнему.

Познавательные УУД (

построение логической цепи рассуждений; доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование)

Личностные УУД

(оценивание усваиваемого содержания)

Домашнее задание.

Как биография повлияла на творчество писателя, какие ее элементы содержатся в рассказе «Куст сирени»?

Сочинение-рассуждение  «Счастлива ли Верочка Алмазова?»

Подготовить сообщение об именах Вера, Николай, Евграф, о символическом значении алмаза.

 

II стадия «Осмысление» Приём «Чтение с остановками»

- Итак, рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»

(Первая часть – прослушивание аудиозаписи)

Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошел в свой кабинет….

Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.

  • В каком состоянии находится герой?
  • Какие слова помогают нам это понять?(Алмазов прошёл в свой кабинет, не снимая пальто и фуражки, выпустил из рук портфель, бросился в кресло…)
  • Знакомо ли вам такое состояние?
  • В какие моменты можно испытать такие чувства?
  • Какое слово помогает нам понять отношение автора к  своему  герою?  

- Сразу ли мы узнаём, что случилось с Николаем Евграфовичем?

(Нет, вначале автор рассказывает о том, какие трудности преодолел герой при поступлении в академию.)

- Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»?

(Николаю Евграфовичу помогла его жена Верочка. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.)

- Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова?

(Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем)

- Сочувствует ли ему Верочка?

(Она любит мужа и по-настоящему тревожится за него. Она заговорила первая, обвила рукой шею Алмазова)

- Что ей удалось добиться?

(Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его.)

- Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие?

(Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)

- Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу?

(Нет. Старый профессор, отлично знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в природе не существует.)

- Чем закончился спор героев?

(Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и показал эти кусты.)

- Сочувствует ли Николаю Евграфовичу автор?

(Да, автор показывает, что Алмазов очень взволнован, жалеет его: «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать»)

(Вторая часть – чтение учителя)

  • -Кто в данной ситуации вызывает вашу симпатию?
  • Как бы вы повели себя в такой ситуации?
  • Как реагируют герои на происходящие события, какие принимают решения?

- Кто из героев прервал тяжкое молчание?

(Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.)

- Как отреагировал на это Николай Евграфович?

(Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей»)

- Что же на самом деле придумала Верочка?

(Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)

- Как вы относитесь к этому решению героини?

(Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания)

- Как ведёт себя Верочка, приняв решение?

(Она становится деятельной и энергичной, топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности)

- Куда же отправляются герои?

(Они едут в ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)

- В рассказе появляется ещё один, правда, эпизодический, но яркий герой. Кто он? Что говорит о нём автор? (Оценщик. Видно, что он привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезённые вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза.)

- Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это? (Был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль)

-Как Верочка спасает положение?(Она рассказывает подробно всю историю с пятном)

-Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам?(Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)

-Почему герои решили посадить именно куст сирени? («Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»)

-А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем?(Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.)

(Третья часть – самостоятельное чтение учащимися. )

-Что произошло на другой день?(Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)

- Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору? (Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул)

- Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями? (Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей)

-Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком? (События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

Что будет с героями после событий рассказа?

III стадия «Рефлексия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

Нравственные проблемы рассказа А.Куприна "Куст сирени"

Урок  литературы по учебнику В,Коровиной.Знакомстово  с  творчеством  писателя. Предлагаются проблемные  вопросы, пресс-опрос, работа  в  группах....

«Подготовка к сочинению по рассказам А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», А.И.Куприна «Куст сирени» на тему «Что такое счастье?»»

Урок-полилог подготовка к сочинению-рассуждению. Характер урока ориентирован на расширение представлений восьмиклассников  о творчестве И. Бунина, А. Чехова и А. Куприна, особенно...

Открытый урок по литературе в 8 классе "Куст сирени". Нравственные проблемы рассказа"

Цель урока: выявить нравственные проблемы рассказа, развивать умение мыслить, воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека....

"Представление о любви и счастье в семье" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени"

Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени". Тема: "Представление о любви и счастье в семье"...

Открытый крок по литературе "Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени" А.И. Куприна

Урок представляет собой осмысление произведения Куприна. Включает в себя несколько индивидуальную и парную виды работ, использование приёмов "Верю - неверю", пликкерс....