Технологическая карта урока "Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор».
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Молокова Ирина Ивановна

Технологическая карта урока, презентация и самоанализ урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет

Литература

Класс

9

Учитель

Молокова И.И.

Тип урока

Урок знакомства с новым произведением

Тема

Образ праведницы в рассказе  А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

Цель

Составить образ праведника на примере героини рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

Задачи

Совершенствовать предметные умения:

- определять тему и основную мысль произведения

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем»

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой

Формировать УУД:

 (Регулятивные УУД):

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

 (Познавательные УУД);

-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

 (Коммуникативные УУД).

 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Оборудование

- Литература .9 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных организаций/Авт.-сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, 2 ч., Москва, «Просвещение», 2013

- Приложения 4

- полоски (по 1 штуке на парту)

- магниты

-презентация

-видео

Этапы урока

Задания для учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные, метапредметные)

I. Стадия «Вызов»

1. Выявление первичных представлений  по теме

3 мин

Прочитать пословицу.

Записать ассоциации понятия «ПРАВЕДНИК».

- Начать урок я хочу с пословицы. Прочитайте её.(с.277)

- Предлагаю вам поработать в паре и записать слова или словосочетания, связанные с понятием «ПРАВЕДНИК» на полосках бумаги, которые лежат у вас на партах.

- Не стоит село без праведника.

(Приложение 1)

Работают в паре (2 мин).   Записывают по одному слову (словосочетанию) на полоске бумаги.

По одному ученику от каждой пары выходят и прикрепляют на доску (в корзину идей) полоску с записанным качеством. Условие – повторений не должно быть.

Возможные слова (словосочетания):

……………………………….

собирать материал и обрабатывать информацию,

-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства

2. Постановка темы цели урока

1 мин

Сформулировать вопрос

- Посмотрите на разнообразие слов (словосочетаний) в корзине идей.

- На какой основной вопрос мы будем искать ответ?

- А поможет нам произведение

А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

- Сформулируйте тему урока

Запишем в тетрадь тему урока. А также эпиграф к уроку. С этим эпиграфом мы поработаем в конце урока

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Н. Рубцов.

- Кто такой праведник?

-Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матрёнин двор»

определять тему и основную мысль произведения

-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

II. Стадия «Осмысление»

1. Проверка домашнего задания

6 мин

Тренажёр (онлайн) 

Расположите эпизоды рассказа в хронологическом порядке

1 ученик располагает эпизоды в хронологическом порядке

-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность

Окрасить эпизоды

Важную роль  в раскрытии идеи произведении часто играет цветопись.

- Подумайте, какой цвет, по-вашему, может соответствовать каждому  эпизоду из жизни Матрены? Почему? Задание по группам. Даны эпизоды. Объяснить.

Эпизоды (Приложение 2)

-…

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

Обложка книги

- Часто о содержании произведения говорит обложка книги. В разные годы, в различных издательствах выходил в свет рассказ «Матренин двор». Разными были и обложки (слайд №3  ) Посмотрите, какая из обложек, по-вашему, ярче, точнее, глубже отображает содержание рассказа?

- Что вы изобразили бы на обложке, будучи иллюстратором? А какие самые запоминающиеся эпизоды рассказа проиллюстрировали бы?

-…

-…

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

2. Работа со словарём

1 мин

Узнать новые слова

- Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу. Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России» и судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой

Работа со словарём В.И.Даля

-нутряной – внутренний;

-кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой

3. Составление характеристики героя

10 мин

Составить характеристику Матрёны. Тетрадь разделить на две колонки: в первую будете записывать черты характера Матрены, во вторую – способы  и приемы создания её образа. Записи в тетрадь будете делать по ходу всего урока.

- Какие способы создания образа, характеристики героя мы знаем.

- По группам охарактеризуем образ Матрёны. Желательно с применением цитирования. Карточки для групп (Приложение 3) 

- «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини  рассказывает автор?

- Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

- Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?

-Именно в этот вечер Матрёна полностью раскрывается перед Игнатичем. Как называется этот приём?

- На что похожа речь Матрёны?

-Портрет, интерьер, социальное положение, мировоззрение,  отношение к окружающим, отношение окружающих к герою, речь

-Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки

-Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо Таков её мир, так она живет

- Она чувствует вину, хотя ни в чём не виновата.

-Приём самораскрытия

- На исповедь

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем»

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

4 мин

Просмотр видеоролика.

-Как мы выяснили, двор Матрёны – это её микромир, и разрушение дома – разрушение её самой. Что же тогда символизирует поезд?

- Кого бы из героев рассказа посадили на этот поезд?

Слова А. Ахматовой о рассказе (презент)

-Это  может быть власть, которая враждебна народу, это могут быть люди, жестокие и жадные, которые разрушали и разрушили жизнь Матрёны

-Власть, Фаддей, зять, сёстры, жители села

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

Записать в тетрадь. Работаем с новой терминологией (психологизм, утверждение через отрицание)

- Через какие детали передает автор внутреннее состояние героини?

- Раскрытие внутреннего мира героя через детали - психологизм

Прочитаем с. 277

-...

Прочитать с. 277

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

4.  Работа с «корзиной идей»

2 мин

Убрать лишние слова (словосочетания) из «корзины идей».

- Вернёмся к «корзине идей».

- Какие слова (словосочетания) оставим?

- Какие уберём?

-…

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

III. Стадия «Рефлексия»

1. Составление образа праведника

Миша

10 мин

Составить образ праведника (Приложение 3).

Притча о Демосфене. Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

- Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

- Человека, - снова ответил Демосфен.

 - Человека? Это кого: меня, его, а может быть,  вон того.., - засмеялись  жители Афин.

- Я ищу человека…

- Кого искал Демосфен?

- На какой вопрос мы искали ответ?

- Можем ли мы назвать нашу героиню праведницей?  

- Используя характеристику Матрёны и «корзину идей», приёмы раскрытия составьте образ праведника.

- Предлагаю поработать в группе и составить синквейн (Приложение 4).

- Проверим, что у вас получилось.

- Человека с большой буквы

- Кто такой праведник?

Работают в группе ( по 4 человека) 7-10 минут. Составляют синквейн.

По одному участнику каждой группы зачитывают составленные синквейны.

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

-создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств

2. Формулирование основной идеи произведения

Диана

6 мин

Сформулировать идею рассказа

- Каковы причины гибели Матрёны?

Вот и не стало Матрёны.  «Убит родной человек, » - не скрывает своего горя рассказчик.

- Как относятся к её смерти в деревне?

И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Автор признаёт, что и он, породнившийся с  Матреной, так до конца её не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

-Так какова же основная идея рассказа?

- Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини?

-…

-…

-Этот рассказ – своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого. Поэтому главная задача автора – показать через нравственную чистоту праведника все недостатки, пороки окружающих людей

-….

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

-делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

-резюмировать главную идею текста

2. Домашнее задание

2 мин

Записать в тетрадь д/з

- Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?

Но на этот вопрос вы ответите дома, еще раз вспомнив те уроки доброты, совести, человечности, которые преподал нам А.И.Солженицын.

С темой праведничества вы встретитесь на страницах романа Лескова «Очарованный странник» в 10 классе

Письменный ответ на один из вопросов:

1.     Нужны  ли  в  нашей жизни  такие  праведники, как  Матрена?

2.   О   чем   заставил задуматься  рассказ

 А. И.  Солженицына «Матренин  двор»?

Сочинение-рассуждение

обработать информацию, необходимую для написания сочинения

выявлять и называть причины события, явления, наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

Приложение 1.

Приём ТРКМ «Корзина идей»

Приложение 4.

Словарь Ушакова

ПРА́ВЕДНИК, праведника, муж. (книжн. устар.). Человек, живущий согласно заповедям, моральнымпредписаниям какой-нибудь религии.

|| Человек, в своих поступках, в своем поведении ни в чем не погрешающий против требованийнравственности. «О, праведник! о, мой отец державный!» Пушкин.

1

Тема

Праведник

2

2 имени прилагательных

3

3 глагола

4

Фраза из 4-х слов (Предложение, цитата)

5

Синоним

Приложение 3

Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.

- Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?  

- На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор?

- Кто населяет избу Матрены?

- На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.

 (заполняется вторая колонка тетради)

«У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей, » - прямо заявляет автор.

- В чем особенность речи героини?

Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.

- Проследите за речью героини.  В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

- Приведите примеры использования  ею просторечной, диалектной лексики.

- Как характер Матрены раскрывается в её речи?

- Каково отношение героини к православной вере? (1колонка тетр.)

4 гр. Отношение к православной вере.

- Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.

- По  каким христианским заповедям живет героиня?

- Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни?

Карточка: 5 гр. Жизнь и быт Матрены.

- Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?

- Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?

-В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?

- Как называется такое качество? (первая колонка тетради - бескорыстная)

- А к ней как относятся  окружающие?

Карточка: 6 гр.Отношение окружающих к героине.

- Как к Матрене относятся окружающие:

- родные,

- соседи,

- правление колхоза?

Приложение 2

Эпизод 1

Просторная изба, и особенно лучшая приоконная её часть, была уставлена по табуреткам и лавкам – горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны. В остатке света, и к тому же за трубой, кругловатое лицо хозяйки показалось мне жёлтым, больным. И по глазам её замутнённым можно было видеть, что болезнь измотала её.

Эпизод 2

Я только потом узнал, что год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрёна Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусленной книжке учётчика.

Эпизод 3

Матрёна вставала в четыре-пять утра. Ходикам матрёниным было двадцать семь лет как куплены в сельпо. Всегда они шли вперёд, и Матрёна не беспокоилась – лишь бы не отставали, чтоб утром не запоздниться. Она включала лампочку за кухонной перегородкой и тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь, ходила доить козу (все животы её были – одна эта грязно-белая криворогая коза), по воду ходила и варила в трёх чугунках; один чугунок – мне, один – себе, один – козе.

Эпизод 4

В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть, – и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя , а добиваться можно было только за мужа , то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе  и сколько он там получал. Хлопоты были – добытъ эти справки; и чтоб написали всё же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом всё это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить. И узнавать – дадут ли пенсию.

Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет – в десяти километрах к западу, а поселковый – к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли её два месяца – то за точкой, то за запятой. Каждая проходка – день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрёны одной пачкой сколоты.

– Притесняют меня, Игнатич, – жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. – Иззаботилась я.

Эпизод 5

И в эту жизнь, густую заботами, ещё врывалась временами тяжёлая немочь, Матрёна валилась и сутки-двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала, но и не шевелилась почти. В такие дни Маша, близкая подруга Матрёны, с самых молодых годков, приходила обихаживать козу да топить печь. Сама Матрёна не пила, не ела и не просила ничего. Вызвать на дом врача из поселкового медпункта было в Тальнове вдиво, как-то неприлично перед соседями – мол, барыня. Вызывали однажды, та приехала злая очень, велела Матрёне, как отлежится, приходить на медпункт самой. Матрёна ходила против воли, брали анализы, посылали в районную больницу – да так и заглохло.

Эпизод 6

Заказала себе Матрёна скатать новые валенки. Купила новую телогрейку. И справила пальто из ношеной железнодорожной шинели, которую подарил ей машинист из Черустей, муж её бывшей воспитанницы Киры. Деревенский портной-горбун подложил под сукно ваты, и такое славное пальто получилось, какого за шесть десятков лет Матрёна не нашивала.

И в середине зимы зашила Матрёна в подкладку этого пальто двести рублей – себе на похороны. Повеселела:

– Маненько и я спокой увидала, Игнатич.

Эпизод 7

Не спала Матрёна две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница эта всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать брёвна дома. А для Матрёны было это – конец её жизни всей.

Эпизод 8

Последней торопливо выскочила из-за перегородки Матрёна. Она тревожно качала головой вслед ушедшим. Надела телогрейку, накинула платок. В дверях сказала мне:

– И что было двух не срядить? Один бы трактор занемог – другой подтянул. А теперь чего будет – Богу весть!..

И убежала за всеми.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Исаевич Солженицын (1918 - 2008)

Слайд 2

Первоначальное название произведения

Слайд 3

Кто такой праведник?

Слайд 4

А.И. Солженицын «Матренин двор»

Слайд 6

В избе Матрены

Слайд 7

Фикусы – разновидность вечнозеленых тропических растений семейства тутовых. Декоративное комнатное растение с широкими овальными листьями. «Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны». Окружение Матрёны

Слайд 8

« …жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное- колченога… Хотя она ходила на четырех ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога».

Слайд 9

Портрет

Слайд 10

Отношение к православной вере

Слайд 11

«Мне почти не слышались её утренние хлопоты». А. И. Солженицын «… на каждый день у неё приходилось и какое-нибудь другое немалое дело… Мне молока и от козы хватает. А корову заведи, так она меня самою с ногами съест».

Слайд 12

Анна Ахматова о рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» «Удивительная вещь… Это пострашнее «Ивана Денисовича»… Там можно все на культ личности спихнуть, а тут… Ведь это у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги …»

Слайд 13

Праведник - это человек с чистой совестью и душой. (В.И.Даль « Толковый словарь живого великорусского языка».) Праведник – праведно живущий; во всём по закону Божьему поступающий, безгрешник. (С.Ожегов«Толковый словарь русского языка».)

Слайд 14

Домашнее задание Письменный ответ на один из вопросов: 1. Нужны ли в нашей жизни такие праведники, как Матрена? 2. О чем заставил задуматься рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор»?



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока

          Урок литературы, который прошёл в 9б классе, входит в раздел «Литература второй половины 20 века».  

Тема урока «Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор»

Ставилась следующая цель:

составить образ праведника на примере героини рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор».

Ставилось совершенствование предметных умений:

- определять тему и основную мысль произведения

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем»

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой

Ставилось формирование УУД:

 (Регулятивные УУД):

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

 (Познавательные УУД);

-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

 (Коммуникативные УУД).

 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Положительные результаты урока.

         Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся.

         На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.

       Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения,  эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.

     В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие приемы ТРКМ:

прием «Корзина идей»- учит принимать различные точки зрения на вопрос,  договариваться, находить общее решение

творческий прием «Синквейн» - умение создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств

Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока:

1. Стадия вызова - прием«Корзина идей» -

2. Стадия осмысления – прием «Кластер» 

Здесь формируются целый блок познавательных УУД. Это:

  • общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;
  • логические: анализ текста, выбор оснований, логические связи и доказательство.

3. Стадия рефлексии – прием «Синквейн»

  • общеучебные: умение строить речевое высказывание в письменной форме, контроль и оценка результата
  • универсальные: анализ с целью выделения признаков.

В течение всего урока  формировались регулятивные универсальные учебные действия

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

Методы  обучения и используемые приемы ТРКМ послужили способом  создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы ТРКМ соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

     Постаралась, чтобы задания, которые   предлагаются детям, давать в творческой форме, чтобы дети могли мыслить креативно .

      На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету.

        Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:

-фронтальная (во время проверки раннее изученного материала)

-групповая (во время систематизации имеющихся знаний)

-индивидуальная

       Способы взаимодействия  продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку  мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся (класс среднего и ниже среднего развития):  

              Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся.  

       Домашнее задание дала творческое.      

        Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.

       Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
      Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.        

Учитель Молокова И.И.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Испытание праведника страданием ( по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор")

Статья посвящена одному из лучших произведений малой прозы А. Солженицына, который продолжил традиции Н.Лескова в изображении образа русского героя-труженика, праведника....

А. И. Солженицын "Матрёнин двор" 14 вариантов тестов

Тесты на печатной основе по рассказу А. И. Солженицына "Матрёнин двор". 14 вариантов с ответами....

Творческое восприятие сюжета рассказа А.И. Солженицына "Матрёнин двор".

Такой урок – это урок праздник. И он не должен быть часто. Не более 2-3-х раз в год. К нему готовятся и преподаватель и учащиеся-ведущие. Работа по подготовке кропотливая, но и интересная для ре...

А.И.Солженицын "Матрёнин двор"(вопросы к анализу рассказа)

А.И.Солженицын "Матрёнин двор"(вопросы к анализу рассказа)...

Контрольный тест по рассказам А.И. Солженицына "Матрёнин двор", "Один день Ивана Денисовича" в 11 классе.

Контрольный тест по рассказам А.И. Солженицына "Матрёнин двор", "Один день Ивана Денисовича" в 11 классе. Рекомендуется при подготовке к ЕГЭ по литературе....

Методическая разработка урока по литературе: «Праведница русской земли» » (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).

Урок  нацелен помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как  праведность,  чуткость,  совесть,  человечность,   «вслед за автором» проследить за...

Образ праведницы в рассказе А.И.Солженицына "Матрёнин двор"

Второй урок в теме "А.И.Солженицын "Матрёнин двор"...