сценарий праздника "...прекрасен наш союз!"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

костенко галина акбаровна

Участники - только мальчики 5-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_prazdnika_205_litseyu.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника « …прекрасен наш союз!»   2016 год

К 205 годовщине открытия Царскосельского Лицея.

Оформление: портрет А. С. Пушкина, выставка книг – произведений А.С. Пушкина, на столе - подсвечник, На протяжении всего праздника используется презентация.

Портреты лицеистов:  Пущин, Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, Яковлев и др.

Ход праздника

Учитель: Добрый день, дорогие друзья!!!
Сегодня мы расскажем вам историю одного класса. Класс как класс – почти тридцать человек; мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет и после никогда об этом не забывавшие. Давайте вернёмся на полтора – два столетия назад – в самое начало 19 века.

И вот 19 октября 1811 года 30 мальчиков сели за парты и стали одноклассниками на 6 лет. Это был самый первый набор в Лицей. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, сельские домоседы и неугомонные путешественники. Позже потомки назовут ребят этого выпуска по-разному: «Люди 19 октября», «Пушкинский выпуск». Вот о них наш сегодняшний рассказ.     (звучит вальс Шопена)

Выходят участники – лицеисты  под звуки музыки, встают полукругом

1 ученик:                                         

Мы чтить тебя привыкли с детских лет  
И дорог нам твой образ благородный.
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

2 ученик:                                     .                   

Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу.

3 ученик:                                                

Кто сердцем чист средь пошлости людской, 
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.

4 ученик:                               

И все еще горит нам светоч тот,
Кто гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.

5 ученик Вот почему, возлюбленный поэт,   
Так дорог нам твой образ благородный,
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!

6 ученик: А.С. Пушкин—великий русский национальный поэт.    

Его называют солнцем русской поэзии—таким ярким был его талант,

Ведущий 1:  У родителей Александра Сергеевича  часто собирались знаменитые гости: историки, литераторы, поэты – все острословы, умники (Карамзин Н. М., Дмитриев И. И., Батюшков Н. Н., Жуковский В. А.). Маленький Саша затихал, садился в уголок и жадно вслушивался в умные разговоры, он никогда не вмешивался в дела больших, на все молниеносно реагировал, все схватывал на лету. 

Ведущий 2:  Начиная с 9 лет, Саша стал много читать. Он тайком забирался в библиотеку отца и читал часами напролет. С 8 лет он стал писать стихи, разумеется, по-французски. И дядя, поэт Василий Львович Пушкин, привозит  Александра в Царское Село.                                               

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок, 
Исписанный когда-то мною, 
На время улети в лицейский уголок 
Всесильной, сладостной мечтою. 
Ты вспомни быстрые минуты первых дней, 
Неволю мирную, шесть лет соединенья, 
Печали, радости, мечты души твоей, 
Размолвки дружества и радость примиренья, – 
Что было и не будет вновь… В
альбом Илличевскому  

Ведущий 1.В сим храме наук будут воспитывать честных граждан. Слова и поступки государственного человека должны служить примером для других. Титулы и почести приобретайте только честным путем, обратное достойно презрения. 
Лицей воспитал учеников в духе любви к Отечеству, к России. . 

Ведущий 2:                Нам целый мир чужбина.  Отечество нам Царское Село.

1:   Лицей стал вторым домом и настоящей семьей. Здесь он встретил людей, которые на всю жизнь стали его друзьями – Пущин, Кюхельбекер,Дельвиг. И не было больше на Руси ни одного поэта, для которого дружба играла бы такую роль. Пущину , Дельвигу «Дай руку, Дельвиг»  .

2 :   друзья были умные, веселые, интересные ребята, которые впоследствии стали известными в России людьми: Матюшкин – мореплаватель, Яковлев – композитор, Горчаков – дипломат. Шесть лет продолжалась учеба в Лицее, а дружба осталась на всю жизнь. Стих. Горчакову «Мой милый друг…»

Ведущий 1.   В мае 1817 года состоялись выпускные экзамены.17 дней сдавали повзрослевшие ребята 15 экзаменов.            

ЛИЦЕИСТЫ: 

1 – Летом 1816 года нам сообщили новость. 

 2 –  Граф Разумовский с соизволения царя распорядился ускорить наш выпуск на четыре месяца.                   

 3 – Что заставило начальство торопиться с выпуском?   

 4 – Не знаю.                     

5 – Мы окончили Лицей на три месяца раньше положенного. Стены нас больше уже не держали.         

6 – 9 июня 1817 года… Завтра мы покинем Лицей навсегда.    -  все встают.

1.   Шесть лет промчались, как мечтанье, 
В объятьях сладкой тишины. 
2.   .И уж отечества призванье 
Гремит нам: шествуйте, сыны! 
3.  
 О матерь! Вняли мы призванью, 
Кипит в груди младая кровь! 
4.  
 Одно лишь есть у нас желанье – 
Всегда хранить к тебе любовь! 
5.  
С.Мы дали клятву: все родимой, 
Все без раздела – кровь и труд. 
6.  . Готовы в бой неколебимо, 
Неколебимо – правды в суд… 

Ведущий 1: Эту «Прощальную песнь» написал Антон Дельвиг. Написал превосходно. Музыка Теппера была тоже хороша. Царь не стал слушать пения. Он ушел. Пели не для него. Пели – будто клялись в вечной дружбе. Клялись хранить то лучшее, что дал Лицей. 

Ведущий 2: Потом директор надел им на пальцы чугунные колечки - символ крепкой дружбы. А прощальная клятва заканчивалась такими словами: « И последний лицеист один будет праздновать 19 октября». Да, они дали клятву, что каждый год 19 октября они будут отмечать день Лицея. 
Вед.1 .А я обязуюсь к каждой годовщине Лицея – 19 октября – писать стихи-посвящения “лицейскому братству”.Впереди у них была целая жизнь, но никто из них не забыл Лицей и друзей. Они сдержали эту клятву.

Лицеисты   1.  Простимся, братья! Руку в руку! Подают руки друг другу и   кладут руки на плечи друг другу
Обнимемся в последний раз! 
2.   Судьба на вечную разлуку, 
Быть может, здесь сроднила нас! 

3.   Шесть лет промчались, как мечтанье, 
В объятьях сладкой тишины, 
4.    И уж отечества призванье 
Гремит нам: шествуйте, сыны! 
5.    Прощайтесь, братья, руку в руку! 
Обнимемся в последний раз. 
6.   Судьба на вечную разлуку, 

Быть может, здесь сроднила нас!

Стих  Промчались годы заточенья  
Дальше все читают по  напечатанному. По ходу чтения поднимаются на сцену и зажигают свечи.

1.   Пущин Иван Иванович (1798 – 1859), Большой Жанно, Иван Великий, друг Пушкина, декабрист. Поднимается на сцену, зажигает свечи, и так все по очереди и становятся полукругом.  1  - посередине.

2.    Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797 – 1846), Кюхля, друг Пушкина, декабрист. 

3.    Дельвиг Антон Антонович (1798 – 1831), Тося, друг Пушкина. Поэт. На его стихи написан гимн лицеистов «Шесть лет промчались, как мечтанье…» 

4.   Горчаков Александр Михайлович (1798 – 1883), Франт. Дипломат. Будущий канцлер России. В одном из стихотворений Пушкин скажет: 

Кому ж из нас последний день Лицея 
Торжествовать придется одному… 

Последним и будет Горчаков. 

5.    Данзас Константин Карлович (1801 – 1870), Медведь, Кабуд. Секундант Пушкина на дуэли. 

6.    Малиновский Иван Васильевич (1796 – 1873), Казак. Сын первого директора, Василия Федоровича Малиновского. Очень преданный друг. 

1.     Матюшкин Федор Федорович (1799-1872). Друг Пушкина. Будущий адмирал. 

2.    Яковлев Михаил Лукьянович (1798-1868), Друг Пушкина. Замечательный композитор. Многие его романсы написаны на  стихи Пушкина. Бессменный лицейский староста. После окончания Лицея собирались 19 октября ежегодно у него. Стих Разлука ПУШКИН:  

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.

Видеоряд – кадры из к-ф и презентация, звучит песня Ю.Кима «19 октября»

Участники – учащиеся  3 ( 4) , 4 (2), 5 (2), 8(3) классов.

Всего участников:  11 мальчиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление учителя истории Фролочкиной Р.Л. на Межрегиональной конференции,посвященной 110-ой годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза,маршала Советского Союза В.И.Чуйкова "Роль поискового отряда в пополнении школьного музея экспонатами"

Выступление на Межрегиональной конференции, посвященной 110 годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза В.И.Чуйкова " Роль поискового отряда в пополнении школьног...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"...

Дидактический материал "Союзы и союзные слова. Способы различия подчинительных союзов и союзных слов".

По программе данная тема укладывается всего в два урока. Этого, конечно, мало. Кроме того, материал для закрепления темы приходится искать дополнительно. Надеюсь данная информация поможет коллегам в п...

Связь однородных членов без союзов и с помощью союзов. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Урок презентация поможет развить умение распозновать в предложении однородные члены....

Тест. Союз. 7 класс. "Слитное и раздельное написания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО"

10 вопросов с выбором ответа, проверяющих умение отличать союзы ЗАТО, ТАКЖЕ, ТОЖЕ от омонимичных им честей речи....

Урок русского языка в 7 классе на тему: «Союз как часть речи. Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза. Повторение».

Урок может быть использован на уроках русского языка в 7 классе и ставит перед собой следующие цели: формирование умения рассказывать о союзе, находить союзы в тексте,правильно определять разряды...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...