Мои публикации
материал по русскому языку (7 класс)

Исаева Даният Магомедовна
 Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.   9 класс. 
Открытый урок "Правописание производных предлогов", 7 класс.   
Презентация к открытому уроку  "Правописание производных предлогов", 7 класс.       

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение эффективности подготовки выпускников к сдаче к ЕГЭ по русскому языку.                              Из опыта работы.

   Единый Государственный экзамен по русскому языку является обязательным экзаменом для выпускников, поэтому требуется очень серьезная подготовка к нему. В моей педагогической практике три выпуска, которые сдавали экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ и четыре - по форме ОГЭ, и все они показали успешный результат: средний балл выше регионального.

   Есть огромное количество пособий, методических разработок для подготовки к ЕГЭ. Но по своему опыту могу сказать, что у каждого учителя постепенно формируется своя система подготовки учащихся к экзамену.

   С чего же нужно начинать, от чего, от кого  зависит успешная сдача экзамена по новой форме?

   Прежде всего успех  зависит от самого ученика, от того, насколько хорошо он подготовлен к экзамену, от его багажа знаний по русскому языку, который он накопил за время учебы в школе, начиная с пятого класса, от его интереса. Успешная сдача экзамена во многом зависит и от учителя, от его опытности, умения организовать работу, от использования в работе современных способов проверки знаний, умений, навыков учащихся. Учитель должен постоянно следить за изменениями, чтобы вовремя донести до учащихся. Для подготовки учащихся к ЕГЭ собираю материал, систематизирую его в папки по классам, по темам, по заданиям. и постоянно пополняю свои папки.

   Подготовку к ЕГЭ начинаю с пятого класса. В доступной форме объясняю учащимся, что собой представляет ОГЭ, ЕГЭ, знакомлю  их со структурой КИМов, потому что всем в девятом классе сдавать ОГЭ по русскому языку, а в одиннадцатом -  ЕГЭ. При этом замечаю, что у многих учащихся формируется положительная учебная мотивация. При изучении тем, начиная с пятого класса, акцентирую внимание именно на те темы, которые включены в задания ЕГЭ. Некоторый материал даю с опережением. При изучении раздела "Лексика" даю понятие паронимов, контекстных синонимов и омонимов, привожу легкие для запоминания примеры. При изучении причастия, деепричастия, предлогов в 7 классе, местоимения в 6 классе, приложения, однородных членов в 8 классе учу детей видеть разного вида ошибки и различать их, особенно грамматические ошибки (ЕГЭ, задания 6,7).  

   Одним из успешных путей сдачи экзамена по новой форме, я считаю организация систематического повторения пройденного материала. Стараюсь на уроках повторить тот или иной изученный материал в виде орфографической работы в начале урока, проводить орфоэпические и  пунктуационные пятиминутки. Развиваю орфографическую зоркость учащихся: при выполнении работы над ошибками графически объясняем орфограммы, определяем морфемы, части речи, проводим классификацию ошибок. Для закрепления материала выполняем комплексный анализ текста, что способствует выявлению пробелов в знаниях учащихся. Для отработки навыков выполнения заданий первой части КИМа при проверке усвоения материала включаю тестовые задания, аналогичные материалам ЕГЭ, даю контрольные диктанты с грамматическими заданиями. В каждом классе в  домашнее задания включаю  небольшие дополнительные задания экзаменационного характера. В конце учебного года при повторении изученного  материала, учитывая возрастные особенности,  выполняем задания по КИМам ОГЭ и ЕГЭ, чтобы закрепить навыки выполнения экзаменационных заданий. При этом рекомендую внимательно читать формулировку заданий. Сначала проводим коллективную работу, затем самостоятельную парную и индивидуальную.

   Учу детей работать самостоятельно: составлять тестовые задания, карточки по определенным темам, презентации.

   Большим подспорьем для хорошей подготовки к экзамену в новой форме является и тетрадь - справочник детей. Начиная с пятого класса каждый ученик заводит тетрадь для опорных конспектов, в которую собирает материал, необходимый для сдачи ОГЭ и ЕГЭ в виде схем, алгоритмов, таблиц, планов, правил. Каждый делит тетрадь на разделы: орфоэпия, орфограммы, орфограммы - исключения, выразительные средства, лексика, пунктуация, части речи, творческая работа. В эту тетрадь записываем и материал, который не дается в учебнике, например, корни с чередующимися гласными, некоторые слова - исключения и т.д.

   Еще с пятого класса учу детей писать сочинение - рассуждение строго по плану: тезис, доказательства, аргументы, вывод.  Знакомлю детей с высказыванием М.Горького: "Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать". Требую, чтобы учащиеся соблюдали на письме нормы литературного языка, в том числе и орфографические и пунктуационные. Обязательно на уроке как образец читаю хорошо написанное сочинение, затем вместе  анализируем допущенные ошибки.

     Таким образом,  многие учащиеся уже к десятому классу хорошо справляются с выполнением экзаменационных  заданий.  Но все равно основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 10-11 классы. В начале 10- 11 классов приобретаем нужные пособия и стараемся решать больше вариантов, чтобы успеть повторить весь экзаменационный материал.  В старших классах акцентируем внимание конкретно на каждое задание.

   При подготовке к сочинению в старших классах нужна системность в работе. При работе с текстом в первую очередь настраиваю детей на внимательное чтение данного текста, дальше учу определять проблему, авторскую позицию, составлять аргументы.  При этом использую и разные методические разработки, Интернет- ресурсы. При подготовке к ЕГЭ по русскому языку помогают и уроки литературы. Задаю детям читать произведения и вне школьной программы, они являются подспорьем при выборе аргументов в сочинении.

    Учу детей правильно понимать формулировки заданий и безошибочно оформлять бланки.  Также обращаю внимание  детей на правильное распределение времени при выполнении заданий. Для этого в 10 классе проводим контрольные работы в форме ЕГЭ, а в 11классе - несколько репетиционных пробных экзаменов.

      При каждом выпуске оформляю стенд "Уголок экзамена", вывешиваю материал об экзаменах, который должны знать выпускники, образцы некоторых заданий.   Как учитель всегда ищу эффективные способы и для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ, и для успешной их сдачи.

   



Предварительный просмотр:

     Формирование  положительной мотивации на уроках русского языка в классах с инклюзивным обучением.

     Предмет  «Русский язык» имеет огромное значение в становлении личности учащихся, поскольку свободное владение русским языком – надежная основа каждого человека  в его жизни, труде и творчестве. Успешное изучение предмета позволяет обеспечить тот познавательно – мировоззренческий потенциал, который дает учащемуся возможность познания действительности, самопознания, самоопределения личности в окружающем мире. Владение учащимися устной и письменной речью способствует успешному изучению других предметов.

      На что же нужно ориентироваться, чтобы успешно изучить предмет «Русский язык»  в классах с инклюзивным обучением?

      В первую очередь нужно формировать и развивать положительную мотивацию учения. Этому способствуют:

- создание условий, комфортности для учащихся на уроках;

- установка на успех;

- спокойный тон на уроке, взаимоуважение, взаимопонимание;

- организация разных видов деятельности;

- чередование устной и письменной работы;

- индивидуальная и дифференцированная работа;

- нетрадиционная форма урока;

- физминутки;

- коллективные, групповые работы;

- привлечение к оценочной деятельности и формированию у них адекватной самооценки;

- уважение к результатам деятельности детей в сочетании с разумной требовательностью; - применение метода поощрения.

      В классе с инклюзивным обучением я работаю второй год.  Для достижения успеха на уроке и результативности учитываю индивидуальные особенности и возможности каждого ученика. А для того чтобы учащиеся по- настоящему включились в работу, проявляли познавательную активность, в ходе учебной деятельности перед ними ставлю понятные им задачи и цели.

     В классах с инклюзивным обучением учатся  обычно неусидчивые дети с неустойчивым вниманием. У некоторых учащихся очень низкий уровень усвоения знаний.

Исаева Даният Магомедовна                  244-964-392

 На выполнение письменной работы тратят много времени, пишут очень медленно, испытывают сложности при запоминании правописания слов.  Не все сразу находят в учебнике изучаемый параграф, нужный материал, устные ответы иногда бывают бессмысленные, читают очень медленно,  долго вспоминают правила, понятия, термины. Например, не все различают части речи и члены предложения, плохо производят синтаксический разбор предложений, путают падежи. При работе с детьми с инклюзивным обучением требуется большое терпение и внимание к ним, поддержка, помощь и поощрение со стороны учителя. На каждом уроке нахожу моменты, за что можно их поощрить, похвалить, потому что такие дети радуются и самому маленькому успеху, тем самым у учащихся появляется интерес к учению, активность на уроках.

    Формировать положительную мотивацию учения можно на всех этапах урока.

Иногда урок начинаю с орфографической работы: дети сначала устно  отгадывают загадки, затем записывают ответы, графически объясняя в них орфограммы. Или же в начале урока поле записи с доски числа, темы прошу детей подчеркнуть в них все изученные орфограммы, объяснить их. В отдельной тетради проводим   списывание небольшого текста, затем осуществляем  взаимопроверку. Учащиеся тщательно проверяют работы, потому что чужие ошибки легче находить, чем свои. Такое списывание развивает орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся,  дает возможность  сравнивать свои же работы и видеть  успехи и неудачи, отслеживать свою грамотность. Интересна учащимся и речевая разминка, проводимая  в начале урока. Все эти виды деятельности активизируют внимание и интерес учащихся в начале же урока.

 Иногда прошу учащихся, хотя они слабые, самостоятельно изучить тему (если она легкая) и выступить в роли учителя. Не всегда у них хорошо получается, но видно их старание объяснить новую тему.  При этом  заметна  душевная радость, удовлетворение учащегося. На начальном этапе урока могу актуализировать мотивы предыдущих достижений и усилить мотивы ориентации на предстоящую работу, на изучение новой темы. Например, сказать учащимся, что они хорошо усвоили тему «Написание не с существительными». Попросить  самостоятельно прочитать тему «Не с прилагательными», определить, чем схожи правила, и в чем их различие. Такую же работу можно провести и при изучении тем «Написание О,Е в окончаниях и суффиксах существительных», «Написание О,Е в окончаниях и суффиксах прилагательных» и других тем. На данном этапе работы учу детей составлять тексты- рассуждения, чтобы сами выдвигали тезис, приводили аргументы, делали вывод.

                                          Исаева Даният Магомедовна             244-964-392

   При закреплении изучаемой темы можно подкрепить и усилить возникшую у детей мотивацию. На  этом этапе урока я ориентируюсь на познавательные мотивы, вызывая интерес к выполнению упражнений. При этом использую разные виды и формы  деятельности: чередование устной и письменной, легкой и сложной работы, элементы нетрадиционной формы урока. С большим удовольствием дети выполняют задания в игровой форме, решают проблемные вопросы. У них проявляется интерес, желание работать на уроке. Также интересна им парная, групповая  форма работы.

   На завершающем этапе урока важно показать учащимся,  над чем еще им нужно поработать, важно, чтобы в конце урока у них возникла положительная установка на дальнейшее учение.

   На каждом этапе урока создаю условия для положительного отношения учащихся к учебе. Учу доводить начатое дело до конца, ставить перед собой цель и достигать ее. При объяснении нового материала или же при его повторении использую наглядный материал (таблицы), для лучшего запоминания вместе с учащимися составляем алгоритмы по темам, использую ассоциативные примеры.  В шестом классе при изучении суффиксов

 –чик, -щик на доске пишу слово «джазист» и прошу детей найти связь между данным словом и правописанием этих суффиксов. Учу детей быть уверенными, при выполнении заданий не бояться трудности. Вследствие такой системы работы у учащихся снижается уровень тревожности, и они чувствуют себя на уроке свободно, комфортно.

   Формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащихся, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних стремлений самого ученика.

               Каждый урок должен быть результативным, достичь этого можно только при                     условии, если привить у учащихся стремление к активной деятельности, при формировании и    развитии положительной мотивации на уроках.

Исаева Даният Магомедовна                        244-964-392



Предварительный просмотр:

Формирование учебно- познавательного интереса к учебному материалу по    русскому языку.

Психологами доказано, что задания, выполненные и усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными- это мертвый груз.

  Действительно, учащиеся на уроках работают, но иногда выполняемая работа не вызывает у них интереса. Они пассивны, а пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.

  Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Как развивать познавательный интерес учащихся? Как построить урок, чтобы дети работали добросовестно, творчески».

          Эффективность урока, его успешность и познавательная деятельность учащихся зависит и от того, как учитель построит урок, какие формы и методы использует на уроке.   Д.Пойа писал, что «хороших методов существует столько, сколько существует хороших учителей».  

   Я считаю, что для формирования и развития познавательного интереса к учебному материалу по русскому языку способствуют:

  • создание на уроке благоприятных условий и эмоционального фона;
  •   дифференцированный подход;
  • опора на личностно ориентированный подход;
  •  подбор интересного материала по изучаемой теме;
  • использование нетрадиционных форм обучения.

   От психологического климата, от условий, созданных на уроке, зависит интерес обучающихся к изучаемому предмету и прочное его усвоение.  

     Я считаю, что дифференцированный подход  -  залог успешного формирования интереса к учебному материалу. Поэтому задания на уроке  распределяю по способности и по индивидуальной склонности детей.

      Например, при обобщении, закреплении изученной части речи провожу уроки творческого отчета. Задания распределяю таким образом: детям с поэтическим даром даю задание сочинить стихотворение по теме, с прозаическим даром – сочинить грамматическую сказку, с художественным талантом – подготовить рисунки по теме, группе детей – составлять вопросы, тестовые задания, кроссворды. При распределении домашнего задания предоставляю возможность выбора групповой или самостоятельной работы.

     Работа, выполняемая с желанием и с интересом, дает хороший результат, а творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее.           Ставлю перед собой цель- помочь ученику преодолеть пассивную позицию в учебном процессе, выявить индивидуальные особенности, склонности, интересы каждого учащегося, развивать в нем самостоятельную, инициативную и творческую личность.

      «Умение на уроке занять всех учащихся есть критерий достоинства учителя»,- эти слова принадлежат Д.К.Ушинскому.

  Ситуация успеха на уроке зависит и от материала, выбранного учителем по изучаемой теме. Наиболее высокий уровень познавательного интереса составляет материал с причинно- следственными связями,  занимательного характера, материал, в котором содержатся новые факты, интересные сведения.

При изучении темы «Безличное предложение» ребята с удовольствием работали с текстами народных рецептов от бронхита и кашля, от фурункулов, определяли в них безличные предложения.

    Большую роль в формировании познавательного интереса к учебному материалу по русскому языку играют разнообразные нетрадиционные формы урока. По словам Д.И.Буслаева, «разнообразие – добрый знак хорошего преподавания». Нетрадиционные формы способствуют повышению интеллектуальной способности обучающихся, их творческому развитию, самостоятельному  поиску пути и вариантов решения поставленной учебной задачи.

  Особым успехом пользуются у ребят уроки, построенные с использованием игровой технологии. На таких уроках ребята эмоционально раскрепощены, более уверены. Игра на уроке помогает создать атмосферу непринужденности.

    Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве игрового средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который играет немаловажную роль при выполнении заданий.

В игровой форме может пройти целый урок. Это уроки- путешествия, конференции, аукционы, КВНы и т.д.   Игровые формы  могут быть использованы и как элемент урока. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний, «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия.

    При закреплении изученного материала провожу игры «Лесенка», «До ошибки», «Кто больше?», «Какой ряд быстрее?», «Сильное звено», «Собери пословицу», «Восстановите текст» (работа с деформированным текстом), буквенные, цифровые диктанты, взаимопроверка работ и.д.

    Такая форма работы способствует развитию творческого мышления, внимания, речи  учащихся, развитию орфографической и пунктуационной зоркости.

  В 5-6 классах провожу физкультминутку в виде синтаксической зарядки.

    Особенно интересны учащимся ассоциативные моменты на уроке, решение орфографических задач. Например, привилегия – прививка, З = З, С =?     С =О, СТ = ?   НАВЗАО?   ДОСИЗА? ОКНО?  БЕЗ- = Ы, СВЕРХ- = ?    ДЖАЗИСТ?  1 = -ЕШЬ,  2 =?  

О

Правописание О, Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных и существительных повторяем по загадочному  домику    

    Когда ребенок на уроке чувствует себя комфортно, работает с удовольствием, активно, у него появляется еще больший познавательный интерес к учебному предмету, он начинает развиваться, работать творчески, самостоятельно, что способствует началу пути саморазвития и самообразования.            


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николай Васильевич Гоголь П омещики в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Слайд 2

«Мертвые души»- Гоголя- творение столь глубокое по содержанию и великое по творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно пополнило бы собою отсутствие книг за десять лет и явилось бы одиноким среди изобилия в хороших литературных произведениях В.Г.Белинский.

Слайд 3

«Мертвые души» «… Это будет первая моя порядочная вещь, - вещь, которая вынесет мое имя» - Н.В.Гоголь. Поэму «Мертвые души» Н.В.Гоголь писал около 17 лет. Начал работать над поэмой осенью 1835г. В печати появилась 21 мая 1842г. Сюжет предсказан А.С.Пушкиным.

Слайд 4

Помещики в поэме Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого Н.В.Гоголь 1.Манилов 2. Коробочка 3. Ноздрев 4. Собакевич 5. Плюшкин

Слайд 5

Манилов «У Манилова ничего не было». Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство, сладенькая болтовня. Спокойный наблюдатель всего происходящего; казнокрады, взяточники, воры – все для него « препочтеннейшие » люди. Манилов- человек неопределенный, в нем нет живых человеческих желаний. Это мертвая душа, человек «так себе, ни то ни сё».

Слайд 6

Коробочка «Дубинноголовая» помещица. Бессмысленное накопительство, неуемная жажда выгоды – полная духовная нищета. Торговля «мертвыми душами» ее не смутила: она готова торговать и покойниками, только боится продешевить.

Слайд 7

Ноздрев Пустой, вздорный прожигатель жизни. Не доводит начатое дело до конца, ибо все его начинания лишены цели и не продиктованы необходимостью. Жизнь его – вечный праздник. Пьяный разгул, карточная игра, псовая охота – любимые и естественные занятия Ноздрева. Хвастун и обманщик, у которого нет никаких моральных принципов. Ноздрев – «исторический» человек.

Слайд 8

Собакевич Похожий на «средней величины медведя», Собакевич обладает всеми повадками крупного хищника. В его неуклюжем теле «совсем не было души». Заботится только о своей собственной выгоде. По – хозяйски умен и практичен: он не разоряет мужиков, потому что это выгодно ему самому. Собакевич- «патриот русского желудка», ненавидит культуру и просвещение.

Слайд 9

Плюшкин Когда – то был бережливым хозяином. Жажда обогащения за счет труда крестьян превратила его в скрягу, изолировала от общества. Порвал отношения с друзьями, с детьми, считал, что дружба и родственные связи влекут за собой материальные издержки. Окруженный вещами, он не испытывает одиночества и потребности общения с внешним миром. « И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек». Плюшкин – последний портрет в галерее помещиков, воплощение полнейшего застоя и загнивания, живой мертвец, человеконенавистник, «прореха на человечестве».

Слайд 10

«Мертвые души» Н.В.Гоголь располагает своих героев по принципу возрастающей «мертвенности». По степени их духовной деградации. Последовательно, от героя к герою, автор обнажает никчемную жизнь помещиков. «Герои все более делаются мертвыми душами, чтобы потом почти совсем окаменеть в «Плюшкине» - А.Воронский .

Слайд 11

«Мертвые души» «…Не ревизские – мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие» – А.И.Герцен. «Боже, как грустна наша Россия!» – А.С.Пушкин.



Предварительный просмотр:

6 класс. Контрольная работа по теме: "Литература 20 века".

1. Из каких произведений следующие герои: 1) дед Каширин  2) Ленька        3) Цыганок

  4) Мунк   5) Варвара      6) Акулина Ивановна

1) "Детство"     2) "Гнев отца"    3) "Сын артиллериста"    4) "Повесть из жизни"  5) "Чик и Пушкин"

2. Где мечтал жить герой  произведения А.Т.Аверченко "Смерть африканца"?

1) в Японии     2) в Швеции       3) в Африке    4) в Германии

3. Откуда Алеша узнал о тяжкой доле бурлаков?

1) из рассказов бабушки     2) из историй Цыганка   3) из воспоминаний деда    4) из уст дяди Якова

4. Кто является главным героем произведения М.Горького "Детство"?

1) реальный человек    2) сказочный герой   3) выдуманный персонаж

5. Как описал Мунк гнев отца?

1) как птицу с двумя головами    2) как страшное многорукое чудовище

3) как доброго гнома      4) как огнедышащего дракона

6. Какова тема произведения А.С.Грина "Гнев отца"?

1) непослушание мальчика    2) жестокое наказание со стороны отца

3) ожидание приезда отца и его гнев      4) дружба Тома и Молли

7. Что является отличительной чертой произведения К.Г.Паустовского "Повесть о жизни"?

1) описание города   2) жизнеописание гардемарина

3) рассуждение главного героя о своих ощущениях    4) описание природы

8.Какую сказку А.С.Пушкина готовили ребята к городской олимпиаде в произведении Ф.А.Искандера "Чик и Пушкин"?

1) "Сказку о рыбаке и рыбке"   2) Сказку о попе и о работнике его Балде"

3) "Сказку о золотом петушке"

9. Какой художественный прием использует С.А.Есенин в строках:

Поет зима- аукает,

Мохнатый лес баюкает

1) сравнение    2) аллегорию   3) олицетворение    4) эпитет

10. Почему на опасное задание Деев отправляет лейтенанта Петрова?

1) никого не осталось в живых   2) Деев, как отец, верил в него   3) Деев не пожалел лейтенанта

4) лейтенант вызвался сам.

11. Что произошло с Ленькой после выполнения боевого задания?

1) погиб    2) пропал без вести   3) попал в плен    4) остался в живых

12. Определите жанр произведений:

1) "Детство"     2) "Смерть африканского охотника"    3) "Гнев отца"    4) "Сын артиллериста"

1) рассказ   2) стихотворение    3) повесть     4) роман



Предварительный просмотр:

Вопросы по 3 части романа - эпопеи М.Шолохова "Тихий Дон"

1. Кому принадлежат слова:" Я, Петро, уморился душой. ... Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули. ... Злоба кругом"?

2. Петр дал брату вчетверо сложенный листок бумаги. Что это?

3. О ком говорится:" ...не мог найти в душе точку опоры, чтобы остановиться в болезненных раздумьях и вернуть себе прежнее ровное настроение".

4. Кто учит Григория на войне быть безжалостным?

5. С кем у Григория произошла ссора и из- за чего? (2 ответа)

6. Чем объясняет сотник Евгений Листницкий в письме к отцу свой перевод в действующую армию

7. " Я обожествляю этого человека. Я стоял во внутреннем карауле во дворце. Он шел...и, проходя мимо меня, улыбнулся, указывая на меня глазами..." Кто о ком так пишет в письме? ( 2 ответа)

8. Пантелей Прокофьевич получил письмо из армии. О чем было написано в нем?

9. Какие еще два письма и от кого пришли из армии семье Мелеховых? (3 ответа)

10. За что Григорий был произведен в младшие урядники и представлен к награде?
11. Где Григорий познакомился с Гаранжой?

12. Каково отношение Гаранжи к войне?

13. Как относился Григорий к словам Гаранжи о войне?

14. "Вот они, на чью радость нас выгнали из родных куреней и кинули на смерть. ...Не за эту ли топтали мы конями чужие хлеба и убивали чужих людей?... Оторвали от семьи, морили в казарме..." Кто о ком говорит?



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме "Литература 19 века"  8 класс

1. Вставьте пропущенное слово.

Литературу 19 века называют...веком русской литературы.

2. Творчество каких поэтов, писателей не относится к 19 веку? (ответы запишите цифрами)

1) А.Есенин      2) А.С.Пушкин    3) М.Ю.Лермонтов    4) Д.В.Давыдов    5) Л.Н.Толстой  

6) А.А.Ахматова   7) А.К.Толстой   8) М.Цветаева   9) Н.В.Гоголь    10) И.А.Крылов    

11) В.А.Жуковский     12) К.Симонов

3. Напишите эпиграф к роману "Капитанская дочка".

4. Повествование в "Капитанской дочке" ведется от лица

1) автора   2) Маши Мироновой   3) Петра Гринева    4) Пугачева

5. В чем заключается смысл названия повести? Маша Миронова-

1) единственный женский персонаж повести;     2) стоит в центре сюжета;

3) носительница высокой нравственности и чести;

4) дочь погибшего русского офицера.

6. Какой художественный прием использует Н.В.Гоголь для создания образов братьев в повести "Тарас Бульба"?

1) гиперболу  2) метафору   3) параллелизм    4) антитезу

7. Какой факт дает основания считать, что Андрий даже перед смертью не раскаивается в предательстве?

1) он не просит пощады у отца;    2) он даже не вспоминает о брате;

3) умирает с именем прекрасной полячки на устах.

8.  Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа "После бала"?

1) последовательность излагаемых событий;  2) антитеза;   3) сопоставление излагаемых событий

9. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа "После бала"?

1) важность судьбы героя после бала;   2) важность утра, следующего за балом;

3) особое значение сцены расправы над солдатом.

10. Какую басню И.А.Крылов посвятил войне 1812года?

1) "Волк и Ягненок";   2) "Волк на псарне";   3) "Обоз";   4) "Квартет".

11. Жанр произведения "Песнь о вещем Олеге".

1) баллада;   2) былина;   3) песня;    4) летопись.

12. Какое из перечисленных произведений А.С.Пушкина не относится к исторической теме?

1) "Полтава";    2) "Медный всадник";   3) "Капитанская дочка";  

4) "Борис Годунов"; 5) "Руслан и Людмила"

13. За что бился в кулачном бою Калашников?

1) хотел показать свою удаль перед царем;     2) за младших братьев;

3) за честь семьи; 4) за родину.

14. К какой теме относится стихотворение "Анчар"?

1) любовная;  2) пейзажная;   3) философская;   4) свободолюбивая.

15. Назовите главный принцип , положенный в основу построения композиции стихотворения "Анчар"?

1) последовательность изложенных событий;   2) антитеза;    

2) кольцевая композиция;    4) зеркальная композиция.

Ответы

1. золотым

2. 1)    6)    8)    12)

3. "Береги честь смолоду"

4. 3)

5. 3)

6. 4)

7. 3)

8. 2)

9.3)

10. 2)

11. 1)

12. 5)

13. 3)

14. 4)

15. 2)



Предварительный просмотр:

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.                                  9 класс.              

Задание №1

 Одинаковый ли звук обозначает выделенная буква «и» в следующих сочетаниях слов:

 а) перо иволги – крик иволги, б) без интереса – с интересом, в) к Ирине – у Ирины? Укажите, какой именно звук, обозначенный буквой «и», произносится в каждом случае.

Задание №2

 Определите способ образования выделенных слов:

1) Столовая располагалась в центре города.

2) Столовая посуда была чисто вымыта.

3) Такого вкусного мороженого я никогда не ел.

4) Мороженое мясо перед приготовлением рекомендуется разморозить при комнатной температуре.

Задание №3

В  следующих строках А.С. Пушкина найдите фразеологизмы, выпишите их и объясните значение.

«Зачем вечор так рано скрылись?» Был первый Оленькин вопрос. Все чувства в Ленском помутились, И молча он повесил нос.

…Его почуя, конь дорожный

Храпит – и путник осторожный

Несётся в гору во весь дух…

Гусар Пыхтин гостил у нас;

Уж как он Танею прельщался,

Как мелким бесом рассыпался!

Татьяна потупила взор,

Как будто слыша злой укор…

Цель жизни нашей для него

Была заманчивой загадкой,

Над ней он голову ломал

И чудеса подозревал…

Как изменилася Татьяна!

Как твёрдо в роль свою вошла!

Как утеснительного сана

Приёмы скоро приняла…

Задание №4

Из каких видов лингвистических словарей взяты приводимые ниже статьи?

1) АРЕ СТ, -а; м. [нем. Arrest].

1.Заключение под стражу, лишение свободы. Взять под арест. Сидеть под арестом. Подвергаться аресту. Домашний арест (запрет выходить из дома как форма пресечения деятельности).

2.Запрещение распоряжаться имуществом или денежными средствами, налагаемое судебными органами. Наложить арест на имущество. Арест судна.

2) арéст, -а /не áрест/

3) Арест. Слово известно в русском языке с Петровской эпохи, заимств. в ХVII в. из нем. яз. [нем. Arrest], восходит к средневек. латин. arrestum – остановка, задержка.

4) АРЕ СТ, -а, м. Стар. редк.

Отч.: Аре стович, Аре стовна. [Греч. arestos — приятный].

5) Арест, задержание, заключение под стражу

Задание №5

Найдите в каждом ряду четвёртое лишнее с морфологической точки зрения и объясните, почему оно является лишним:

1) Колорадо, Торонто, Осло, Бородино;

2) болото, озеро, бюро, стекло;

3) студень, путь, шампунь, щебень;

4) инкогнито, визави, манси, падре.

Задание №6

Известно, что наличие глагольного суффикса определяет некоторые грамматические свойства глагола. Установите грамматическую закономерность образования глаголов с суффиксом -е- и суффиксом -и- от имён прилагательных:

белый- белеть, белить; старый- стареть, старить; молодой- молодеть, молодить.

Свой ответ подтвердите примерами, составив словосочетания, отражающие данную закономерность.

Задание №7

Существуют словоформы разных слов, в точности совпадающие друг с

другом по произношению (без изменения места ударения) в отдельных

грамматических формах. Такие словоформы называются омоформами (в

отличие от полных омонимов).

Выпишите из приведённого ниже предложения слова, которые имеют в

русском языке омоформы. Составьте по одному словосочетанию или

предложению с выписанными вами словами, чтобы продемонстрировать их

омонимичность в отдельных грамматических формах.

Чем дальше идёт, тем светлее становится, и стало, почитай, как

белый день, а не слышно шуму и треску пожарного. С. Т. Аксаков. Aленький

цветочек.

Задание №8.

Сравните следующие пары слов и сочетаний:

1. Ох, раны – охраны

2. Обед не ешь – обеднеешь

3. Нет, Русь – не трусь

4. Гимн Азии – гимназии

5. Товар ищу – товарищу

6. Земля нам – землянам

7. Несу дичь я – не суди, чья

8. Друг, удар прими – другу дар прими

9. Сталина лётчики – стали налётчики

10. Адрес публики – ад республики

Укажите, в каких парах приведенные варианты не могут произноситься

одинаково в соответствии с нормами современного литературного

произношения. В чём заключаются различия между ними?

Задание №9.

Прочитайте предложенные слова, словосочетания и предложения.

Одинаковой ли морфемой (частью морфемы) является выделенная часть

слов в каждой паре примеров? Дайте аргументированный ответ.

1) Вы смотрите этот сериал? – Смотрите на доску!;

2) вороний крик – вечерний свет;

3) идите идемте.

Задание №10

Можно ли однозначно определить синтаксическую функцию

выделенной словоформы в предложении Мальчики с девочками гуляли?

Дайте мотивированный ответ. Опишите различия в структуре предложений в

случае неоднозначной квалификации выделенной словоформы как члена

предложения.

Ответы к заданиям школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.                                 9 класс.              

Максимальное количество баллов 65.

Задание №1.      

«Без интереса» – «с интересом» – произносится одинаковый звук [ы]: после приставки на твёрдый согласный и после предлога звук [и] меняется на звук [ы] (1 балл).

«К Ирине» – «у Ирины» – произносятся по-разному: в первом случае [ы], во втором [и]

(1 балл).

 «Перо иволги» – «крик иволги» – можно произнести одинаково со звуком [и] и неодинаково, если не делать паузы между словами, во втором случае будет [ы]. (2 балла).

 Возможность паузы в этих сочетаниях вызвана самостоятельностью слов в данных сочетаниях в отличие от случая «к Ирине – у Ирины» (1 балл).

Всего: 5 баллов.

Задание №2.    

 1) Неморфологический, переход имени прилагательного в имя существительное

 (1 балл).

2) Суффиксальный от стол (1 балл)

3) Неморфологический, переход имени прилагательного в имя существительное (1 балл.

4) Суффиксальный от морозить (1 балл)

Всего: 4 балла.

Задание №3.      

Повесить нос – прийти в уныние, сильно огорчиться; во весь дух – очень быстро, стремительно, с большой скоростью (что-либо делать); мелким бесом рассыпаться – стараться всячески быть любезным; потупить взор – опустить глаза, склонить взгляд, понуриться.; голову ломать – усиленно думать над чем-либо, войти в роль – перевоплотиться, освоиться с положением, с обязанностями . (за каждое выражение 0,5 балла, за каждое верное толкование – 0,5 балла)

Всего: 6 баллов.

Задание №4.    (за каждый правильный ответ по 1баллу)

1. Толковый словарь

2. Орфоэпический словарь

3. Этимологический словарь

4. Словарь русских имён

5. Словарь синонимов

Всего: 5 баллов

Задание №5.                        

1) Бородино – лишнее (0,5 балла), так как является склоняемым существительным, тогда как три других – несклоняемые (1 балл). 2) Бюро – лишнее (0,5 балла), так как является несклоняемым существительным, тогда как другие склоняются по второму склонению (1 балл). 3) Путь – лишнее (0,5 балла), так как является разносклоняемым, тогда как другие склоняются по второму склонению (1 балл). 4) Падре – лишнее (0,5 балла), несклоняемое существительное мужского рода, остальные – несклоняемые существительные общего рода (1 балл).

Всего: 6 баллов.

Задание №6.        Суффикс -е- образует от имён прилагательных только непереходные глаголы: белеть (в море), стареть (медленно), молодеть (с наступлением весны) (2 балла), а суффикс -и- – только переходные глаголы: белить (стены), старить (мебель), молодить (героя) (2 балла). Каждый пример – по 1 баллу, но всего не более 3. Примеры словосочетаний: чернеть – чернить репутацию, полнеть – полнить фигуру.

Всего: 7 баллов

Задание №7.     О т в е т .

Чем (например: Чем бы тебя развлечь?);

 тем (Всех тем этой дисциплины я не знаю);

светлее (Правда светлее солнца);

и (Не посидев ипяти минут, он встал из-за стола – част.;

И! Какой вздор, моя любезная! –межд.);

почитай (Почитай мне книгу);

как (Как мне запомнить этот текст? –нар.;

Как! Ты опять здесь! – част.);

а (Пойдём гулять, а? – част.;

А, попался!– межд.);

 пожарного (увидеть на лестнице пожарного).

1. За каждую правильно выписанную из данных предложений

омоформу – по 0,5 балла. Всего - 4 балла.

2. За словосочетание (предложение), демонстрирующее

омонимичность слов в отдельных грамматических формах, – по 0,5 балла.

Всего - 5,5 баллов. Части речи определять не обязательно, однако, если в

случаях со словами А, И, КАК участник верно укажет части речи для

доказательства приведения двух предложений, по 0,5 балла за каждый из 3

случаев. Всего - 1,5 балла.

Примечание. Примеры полисемии или паронимии не засчитываются.

Всего – 11 баллов.

Задание №8.                  

1. В соответствии с нормами современного литературного

произношения не могут произноситься одинаково пары, приведённые под

номерами 1, 2, 5, 8, 10.

2. Обязательные отличия заключаются в произношении следующих

звуков: э́

1 – [ó]х, раны / [а]храны

2 – Обе[т] не ешь / обе[д(’)]неешь

5 – Това[р] ищу / това[р’]ищу

8 – Дру[к], удар прими / дру[г]у дар прими

10 – А[д]рес публики / а[т] республики

1. За каждую правильно указанную пару слов – по 0,5 баллов.

2. За правильное объяснение каждого случая – 0,5 баллов.

Всего- 10 баллов.

Задание №9.  

Выделенная часть слов в каждой паре примеров является не

одинаковой по значению морфемой или её частью.

1) Вы смотрите этот сериал? и входит в окончание -ите глагола

изъявительного наклонения настоящего времени; Смотрите на доску!

суффикс -и- повелительного наклонения глагола;

2) вороний – суффикс -ий притяжательного прилагательного; вечерний

– окончание -ий относительного прилагательного;

3) идите – окончание -те повелительного наклонения глагола; идемте

– суффикс -те формы глагола настоящего времени со значением

совместного действия при выражении вежливого обращения.

1. За указание на различие во всех парах слов – 0,5 балла.

2. За указание различий в паре № 1: в первом случае и входит в

окончание -ите (0,5 балла) изъявительного наклонения глагола настоящего

времени (0,5 балла); во втором случае суффикс -и- (0,5 балла)

повелительного наклонения глагола (0,5 балла). Всего 2 балла.

3. За указание различий в паре № 2: в слове вороний суффикс -ий

(0,5 балла) притяжательного прилагательного (0,5 балла); вечерний

окончание -ий (0,5 балла) относительного прилагательного (0,5 балла).

 Всего 2 балла.

4. За указание различий в паре № 3: в слове идите – окончание -те

(0,5 балла) повелительного наклонения глагола (0,5 балла); идемте

суффикс -те (0,5 балла) формы глагола настоящего времени (0,5 балла) со

значением совместного действия при выражении вежливого обращения (0,5

балла). Всего 2,5 балла.

Всего – 7 баллов.

Задание №10                    

Определение синтаксической функции словоформы неоднозначно. В

предложении может быть пауза перед сказуемым гуляли, тогда мальчики с

девочками – подлежащее.  Если же пауза будет после слова мальчики, то подлежащее выражено только существительным, а  предложно-падежное сочетание с девочками – это дополнение.

 В первом случае предложение нераспространенное, во втором – распространенное.

1. За указание на функцию подлежащего – 1 балл.

2. За указание на функцию дополнения – 1 балл.

3. За указание на особую роль паузы – 1 балл.

4. За указание на различие в структуре предложений (нераспространенное/ распространенное) – 1 балл.

Всего  – 4 балла.

                       



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание производных предлогов». Закрепление темы. 7 класс

Цели урока:

Обучающие:

- познакомить с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов;

  -  формировать                        умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи;

  - правильно писать производные предлоги.

Развивающие:

-учить выделять главное, существенное в изученном материале; развивать познавательные интересы, монологическую речь учащихся.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к родной речи.

Тип урока: закрепление знаний

Технология: развивающее обучение, элементы проблемного обучения

Планируемые результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и  ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор.

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, самоконтроля.

                                                           Ход урока

        

1. Организационный момент. (1м)

        

2. Актуализации внимания обучающихся (2м)

Из данных слов составьте пословицу.  (на доске)

С, начинается, малой, успех, удачи, большой.

(С малой удачи начинается большой успех!)

- Как вы понимаете значение этой пословицы?

(У тебя произошла удача, еще удача, и ты становишься успешным)

Я вам желаю, чтобы сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным.

3. Целеполагание. (6м)

        1) Орфографическая работа.       (СЛАЙД №1)

Мошенник, труженик, издавна, снова, налево, настежь, невтерпеж, рассказчик, из школы.

- Какое слово является лишним среди записанных слов?

(из- предлог, служебная часть речи).

            2) Работа по стихотворению. (Слайд №2)   (2м)

        Не задать вопрос к нему
Просто выйдет на подмогу,
Свяжет грамотно слова —
Служба в дружбу такова
.

- О какой части речи говорится в стихотворении?

- Назовите предлоги?

    3) Отметить правильные ответы знаком +   (парная работа)  (на карточке)     (3м)

За работу поставьте баллы: ошибок нет -5б,  1- 2-4б,    3-4 3б,      5 и больше-  0б.

- Предлог  - служебная часть речи.

- Обозначает предмет.

- Отвечает на вопрос.

- Выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

- Предлоги бывают простые и составные.

  - Предлоги бывают производные и непроизводные.

- Предлоги со словами пишутся слитно и раздельно.

- Производные предлоги образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебную.

- Предлог- изменяемая часть речи, имеет постоянные и непостоянные признаки.

Чтение полученного правила. Примеры предлогов

4) Работа с текстом. Тема? Цель?   (5м)

 -Ребята! В течение недели мы изучали тему…..(?). Вследствие некоторых трудностей возникла необходимость….(?). Несмотря на сложную задачу, я уверена, что мы в продолжение данного урока успешно завершим эту тему. Какую тему я имею в виду? (…)

(Слайд №3)

-Какова же цель нашего урока? (закрепить, обобщить изученный материал).

4. Закрепление.

1)  Из данного текста выпишите предлоги в 3 столбика. Сами определите, по какому принципу вы будете их распределять.   (3м)

Взаимопроверка и проверка с слайда.

Вывод: производные предлоги в течение, в продолжение пишутся раздельно, вследствие, несмотря на - слитно.

2) Посмотрите на доску и прочитайте словосочетания (5м)

Был в течение дня – находиться в течении реки;

 в продолжение лета – написано в продолжении        книги;

сказал в заключение выступления – декабристы находятся в заключении;

приобрёл вследствие болезни – обнаружились в следствии об аварии.

- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения?

Вывод: слова- омонимы;

              в течение, в продолжение- временное значение;

              в заключение- значение "в конце", "в итоге";

              вследствие- значение причины (из- за);

              на конце этих предлогов пишется Е.

3) Парная работа по рядам   (работа на карточках).      (6м)

Определите слитное, раздельное написание слов, выделите производные предлоги.

За работу поставьте баллы: ошибок нет -5б,  1- 2-4б,    3-4 3б,      5 и больше-  0б.

На (счет) экзаменов, (в)виду болезни, (на) счет в банке, (в)следствие задержки автобуса, (в ) виду берега, (на) встречу друзьям, (на) встречу с друзьями, (не)смотря на морозы, (не)смотря по сторонам, включено (в) следствие по делу, обнаружены новые факты (в) следствии, корень дерева (в) роде рогов, изменить (в) роде и числе.

        

Вывод: предлоги образованы путем перехода сущ, деепричастия - пишем слитно.

4) Выделите производные предлоги, подчеркните лишние примеры. Почему?

               В продолжение часа, в течение года, в продолжении книги, в течении реки, опоздал по причине поломки автобуса; обмотал провод изолентой в целях безопасности; ветер со стороны моря.

Вывод: запомнить: производные предлоги в течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны и другие пишутся раздельно и на конце пишется Е.

5) Физминутка (синтаксическая). (2м)

6) Синтаксический разбор предложения    (6м)

 Виду сильных морозов в течение недели мы занимались дистанционно.

Вывод: предлогу вопрос не задаем, поэтому его подчеркиваем вместе с сущ.

7)  Найдите ошибки. Не забываем, что некоторые  предлоги употребляются с определенными падежами. Знаком + отметьте правильные примеры, неправильные исправьте. Поставьте  себе баллы: ошибок нет -5б,  1- 2-4б,    3-4 3б,      5 и больше-  0б

Самопроверка ( работа на слайде)  (5м)

Согласно постановлению                                                                                                              

по истечении срока                                      

 грущу по вам

иметь ввиду

в течении месяца

вопреки приказа                                                                                                                                    

по приезде домой

в следствие  плохой погоды

по прибытии в город                                                          

по окончанию школы

8) По рядам составить по 2 предложения: 1- в течение-предлог и существительное; 2-  вследствие; 3- насчет. (устно)

        

        9) Работа с текстом. (3м)

        - Ребята, как вы думаете, где на практике чаще всего используются производные предлоги? В каком стиле речи?

           (В официально-деловом стиле. Производные предлоги часто используются в деловых бумагах, носящих объяснительный характер: заявлениях, объяснительных записках).

                                                                                          Директору МАОУ СОШ №1

                                                                                                        Квасовой Н.А.

                                                                                                       ученика 7"б" класса

                                                                        Заявление.        

     Прошу Вас освободить меня от учебныз занятий на 2 дня, с 16.03 по 17.03.2021г, в связи с поедкой  на соревнования в г.Сургут.

                                                                                                                             Таранов К.

          - Скажите, правильно написано заявление? Какие ошибки допущены? Исправьте их.

- Какой производный предлог использован в тексте заявления?

10)  Производные предлоги встречаются и в художественных текстах.    (7м)

Прочитайте текст. Докажите, что это текст.

Пока мы с вами будем работать с данным отрывком, 2 ученика на доске выпишут  предлоги: производные и непроизводные.

                                                           Лес и город.

                Лес и город. Город и лес. Порождения одной Вселенной. Такие разные и никак не совмещающиеся пока.

                Город тянулся навстречу лесу, простирая в чащи уверенные щупальца-дороги, протягивая паутины проводов, неся гарь тяжелого дыхания. А лес неподвижно взирал на его осторожное, но настойчивое приближение. Лес не умел ни бояться, ни роптать: он мог лишь жить и ждать своего часа. Несмотря на это, лес рассеивал дым, разлагал едкий газ, возвращал городу чистыми ночными                                      ветрами. Лес по каплям копил чистую влагу и посылал ее городу, а город пил ее ненасытно и выбрасывал грязной рекой.

    Город и лес. Торжество человека и торжество природы. С тех пор как рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам, силы их стали неравными. Кто знает, на протяжении какого времени они будут считаться врагами. Кто знает, в течение какого времени еще будет длиться наступление человечества на то, что  было от века его жильем, пищей, прибежищем.     (По Н. Никонову).

        

(навстречу , несмотря на, в течение;          на, по, с, со, к, от)

                               

                                 Анализ текста.

- Определите тему текста. О чем он? (об отношениях города и леса).

- Назовите центральные образы текста. (Лес и город)

С помощью каких изобразительных средств автор создает образ города? (эпитетов, метафор, олицетворений)

Автору удалось создать живые образы, но только ли о городе и лесе он говорит? Может быть, под образами города и леса подразумеваются что-то другое? (учащиеся высказывают предположения: город олицетворяет человека, его жадность, а лес – весь огромный мир природы).

Какова же основная мысль текста? С какой целью написан текст?

- Для того чтобы каждый из нас не забывал, что является частью огромного мира и не может                                        растрачивать и уничтожать то, что сам не создавал. Автор привлекает внимание читателя к проблеме уничтожения человеком живой природы, его естественной среды обитания).

Проверка работы на доске.  Почему данные слова являются производными предлогами? непроизводными?

4. Обобщение.   (8м)

1) Составить таблицу уравнений. Учащиеся называют производные предлоги, над которыми работали в течение урока и записывают в тетради.

В продолжение =

в течение-

вследствие-

в связи-

ввиду-                                                                              

насчет-

навстречу-

несмотря на-

вроде-

наподобие-

2) Составить ромашку: предлоги, которые пишутся слитно- сний цвет, раздельно- красный.

5. Домашнее задание. Написать мини- сочинение на тему "Весна в нашем городе" (6-7 предложений), употребляя производные предлоги.

6. Рефлексия.

Сегодня я узнал…

  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Повторение Что украл моше нн ик у труже н ика? НАВЗАО? ДОСИЗА? ОКНО? Уж, замуж, невтерпеж? ДЖАЗИСТ? З = З, С =? В= ИЗ НА= ?

Слайд 3

??? Не задать вопрос к нему Просто выйдет на подмогу, Свяжет грамотно слова — Служба в дружбу такова

Слайд 4

??? В течение недели мы изучали тему…..(?). Вследствие некоторых трудностей возникла необходимость….(?). Несмотря на сложную задачу, я уверена, что мы в продолжение данного урока успешно завершим эту тему. Какую тему я имею в виду? (…)

Слайд 5

Слитное и раздельное написание производных предлогов В течение недели мы изучали тему…..(?). Вследствие некоторых трудностей возникла необходимость….(?). Несмотря на сложную задачу, я уверена, что мы в продолжение данного урока успешно завершим эту тему. Какую тему я имею в виду? (…) Какова же цель нашего урока?

Слайд 6

Предлоги В течение Вследствие в в продолжение несмотря на Вывод?

Слайд 7

Производные предлоги и самостоятельные части речи Насчет экзаменов. Ввиду болезни. Вследствие задержки автобуса. Навстречу друзьям. Несмотря на морозы. Корень дерева вроде рогов. Положил на счет в банке. Стоять в виду берега. Включено в следствие по делу. Обнаружены новые факты в следствии. На встречу с друзьями. Не смотря по сторонам. Изменить в роде и числе.

Слайд 8

Проверяем Согласно постановлению по истечении срока грущу по вас иметь в виду в течение месяца вопреки приказу по приезде домой вследствие плохой погоды по прибытии в город по окончании школы

Слайд 9

Стиль речи? Директору МАОУ СОШ №1 Квасовой Н.А. ученика 7 «Б» класса Заявление. Прошу Вас освободить меня от учебных занятий на 2 дня, с 16.03 по 17.03.2021г, в связи с поездкой на соревнования в г.Сургут. Таранов К.

Слайд 10

Проверяем В продолжение = в продолжение в течение = в течение вследствие = из-за ввиду = из-за насчет = о, об навстречу = к несмотря на = невзирая на (хотя) вроде = наподобие наподобие = вроде в целях = для со стороны = от

Слайд 11

Домашнее задание Написать мини- сочинение на тему "Весна в нашем городе" (6-7 предложений), употребляя производные предлоги.

Слайд 12

Рефлексия Сегодня на уроке я узнал… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои публикации

Музыка в системе интегрированного общеобразовательного пространства...

Публикации

Данные статьи были размещены на сайте школы, публиковались в районной газете "Сельские зори"....

Публикация Зоткиной Н.И.

Публикация"Национальная идея выражается в языке"...

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...