План – конспект урока с использованием ЭОР Анализ стихотворения А.Блока «Незнакомка»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок литературы в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.54 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока с использованием ЭОР
Анализ стихотворения А.Блока «Незнакомка»
- Гвозденкова Елена Александровна
- МБОУ «Средняя (полная) школа №6 имени Героя Советского Союза В.А Стёпина» города Рославля
3 Учитель
4.Русский язык и литература
5 11 класс
6 Тема: Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка
7. Базовый учебник: Русская литература 20 века. 11 класс.
8. Цель урока: Закрепить основные знания, умения, навыки Художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история , музыка, лингвистика, изобразительное искусство
9. Задачи:
- развивать устную речь и эмоционально-образное аналитическое мышление;
- воспитывать интерес и любовь к поэзии А.Блока, изучение его стихотворений должно стать для учащихся открытием, школой высоких чувств, постижением высшей духовности
10. Тип урока: повторительно-обобщающий;
11.Формы работы учащихся: индивидуальные сообщения; работа с текстом, выполнение теста
12. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
13. Структура и ход урока Таблица 1
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время |
1 | Организационный момент | Презентация 1слайд 2 слайд | Демонстрация презентации. Вступительное слово | Записывают тему, цель и задачи урока в тетрадь | 4 мин. |
2 | Выразительное чтение стихотворения | 2 -9 слайды | Выразительное чтение стихотворения | 5 мин | |
3 | Целеполагание | 10 слайд | Демонстрация презентации | Работа с интерактивной доской. Индивидуальное задание: определить цветовую символику стихотворения. Индивидуальное задание с места: один учащийся целенаправленно следит за звукописью стихотворения и вставляет свои замечания во время комментированного чтения | 5мин |
4 | Пошаговое комментированное чтение стихотворения. Работа коллективная с наводящими, направляющими вопросами учителя, приводящими к определённым размышления учащихся | Презентация. Слайд 11 12, 13 слайды 14 – 17 слайды 18, 19 слайды 20 слайд 21 слайд 22 слайд 23 слайд 24 слайд 25 слайд | Задаёт вопросы учащимся. 1.Дать характеристику времени написания стихотворения 2. Ключевые слова 1 строфы. Ассоциации 3. Ключевые слова – образы – символы 2 и 3 строфы Обобщение и добавление. Визг глубоко и болезненно воспринимался А.Блоком как антиэстетический звук – режущий, рвущий нервы, способный убить чуткую душу человека. 4. Каким предстаёт перед нами образ лирического героя? 5. Композиция. На сколько частей можно разделить стихотворение? Объяснение 6 Образы –символы второй части стихотворения. Обобщение и добавление. Здесь всё основано на таинственности, душа освобождается от пошлого давления повседневности, улетает в иные миры. Это не реальная Незнакомка, а только видение поэта, образ созданный его воображением. 7. Сравним звукопись второй части с первой 8. Сравните лексику двух частей. 9. Найдите противоположные образы Обобщение и добавление. Образ Незнакомки исполнен поэтической прелести, отгорожен от грязи действительности восприятием лирического героя. Она как воплощённая Поэзия, Женственность 10. Что видит и чувствует лирический герой? Обобщение и добавление. Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, построена на осмыслении происшедшего в душе переворота, переосмыслении устоявшегося, говорит о его избранности, о нетленности идеала. Открытие поэзии, посвящённость в тайны очарования другого мира, пусть и в воображении, утверждается как истина. Таким образом, красота, истина и поэзия оказываются связанными в неразделимом единстве. 12. Связь стихотворения с другими произведениями Блока | Отвечают на вопросы 1906 год. Поэт порывает с друзьями –символистами, от него уходит жена. 2. Горячий воздух, ресторан, вечер, тлетворный дух. 3. Над пылью переулочной, над скукой загородных дач. Продолжается тема серой обыденности. В 3 строфе – среди канав, испытанные остряки, скрипят уключины. Пошлая обыденность изображается иронически. Шлагбаум – символ препятствия. Он не выпускает людей из круга. Ресторанных увеселений. 4. Лирический герой отвергает тему пошлости. Он одинок в окружении пьяниц. 5.2части. Первая половина рисует Картину самодовольной пошлости, во второй – контрастный образ Незнакомки. 6. Каждый вечер, сон, девичий стан, в туманном окне. Образ тумана усиливает таинственное появление Незнакомки Появление Незнакомки сопровождается шуршащими звуками. Она, вероятно, в чёрных шёлках.. Ассонансы на А создают ощущение воздушности образа. 8. Лексика первой и второй строфы высокая, сходная с лексикой второй части стихотворения. Лексика второй строфы – низкая, тяготеет к лексике первой части. Таким образом, эти две строфы скрепляют части стихотворения. 9. «Горячий воздух дик и глух» - «Дыша духами и туманами»; «женский визг – «девичий стан»; «диск луны» - «солнце»; «скука загородных дач» - «очарованная даль» 10. Эти реальные женские глаза, полные тайны и очарования. За этим обликом герою видится берег – символ новой жизни. Нужно уйти в «очарованную даль» от пошлости Заполнение таблицы (Тема стихотворения. Основной принцип построения. Образы –символы. Выразительные средства. Место лирического героя в произведении. Связь данного стихотворения со всем творчеством поэта) | 16 мин. |
5 | Вывод по уроку | Проверка таблицы, заполняемой учениками в ходе урока Вывод: Моделирование- это только один из приёмов анализа стихотворения. Порядок работы очень похож на порядок интерпретации стихотворения. Обращая внимание на детали, проникая в подтекст произведения, описывая свои чувства, мы создаём модель, опираясь на которую можно написать сочинение по стихотворению | Взаимопроверка таблицы | 6мин | |
6 | Итог урока – модель стихотворения – видеоролик . | Демонстрация видеоролика по стихотворению А. Блока «Незнакомка» | 5мин | ||
7 | Домашнее задание 1 вариант – Сочинение-интерпретация стихотворения А.Блока «Незнакомка» 2 вариант - Модель стихотворения | 4 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворение А.Блока "Незнакомка".
Презентация "Стихотворение А.Блока "Незнакомка" может быть использована на уроках, посвященных творчеству поэта....
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/03/picture-89628.jpg)
Конспект урока по литературе "Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"
Урок является одним из цикла уроков по творчеству А.А. Блока, данная тема изучается после знакомства с циклом «Стихов о Прекрасной Даме», на данном уроке важно показать, как существенно м...
Конспект проектного урока по литературе "Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроке...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/03/picture-397668-1391452520.jpg)
Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"
Стихотворение "Незнакомка" - один из шедевров русской лирики. Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный посёлок Озерки. А.Блок объяснял, что увидел Незнаком...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/11/picture-246422-1652290575.jpg)
Презентация по литературе "Судьба Прекрасной Дамы в стихотворении А.Блока "Незнакомка" 11 класс
В презентации есть повторение литературного материала 19 века, анализ стихотворения "Незнакомка"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-48730-1389873818.jpg)
Сравнительный анализ стихотворений А.Блока "Незнакомка" и "В ресторане."Урок литературы в 11 классе.
Сравнительный анализ стихотворений А.Блока "Незнакомка" и "В ресторане."Урок литературы в 11 классе....