Анализ стихотворения А.Блока
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) по теме

Васильева Алевтина Ивановна

краткий культурологический анализ стихотворения Блока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkiy_kulturologicheskiy_kommentariy_stikhotvoreniya_a.docx14.72 КБ

Предварительный просмотр:

Краткий культурологический комментарий стихотворения А.А.Блока                  «Мы, сам-друг, над степью в полночь стали…»

       Стихотворение А.А.Блока « Мы, сам-друг, над степью в полночь стали…»  входит в цикл « На поле Куликовом». Цикл состоит из 5 стихотворений:      «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…», « Мы, сам-друг, над степью в полночь стали…» , « В ночь, когда Мамай залег с ордою…»,  «Опять с вековою тоскою…», «Опять над полем Куликовым…» Куликовская битва принадлежит, по убеждению  автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди.

Это стихотворение теснее прочих связано если не с реальными, то с легендарными приметами Куликовской битвы, и поэтому больше стилизовано под старину и  под фольклор. В основе его сюжета — легендарное гадание перед боем. Блок хочет сохранить дистанцию между историей и предметом стихотворения, чтобы  одновременно и напомнить о реальной битве, и отличить собственные картины от исторических.

События XIV века становятся поводом для размышлений о судьбах современной России. В цикле «На поле Куликовом» мы видим противостояние двух миров, двух станов. Главный герой – ратник времен Куликовской битвы и одновременно современник поэта, стоящий на пороге «высоких и мятежных дней». Автор решает сложную художественную задачу: рассказать о прошлом, настоящем и будущем России. Культурологическое пространство   многослойно. Каждый образ несет в себе богатейшие ассоциации, что обусловлено многозначностью слов и сложными связями с различными элементами культуры. Через все произведение проходит образ реки. В нашем отрывке это Непрядва. Непрядва  - символ разделения добра и зла, родины и врага. Строка «Не вернуться, не взглянуть назад» относит нас к мифу об Орфее, возвращающемся из Аида, и Лотовой жене. Река становится рубежом, переход через который необратим. Образ реки ассоциируется с образом воды, «древним универсальным символом чистоты, плодородия и источником жизни. Считалось, что чистая вода имеет целебные свойства и является формой божественной милости, даром матери-земли (родниковая вода) или небесных богов (дождь и роса)».

Тревожное настроение создают постоянные упоминания о криках лебедей. В  образе лебедя - значения, восходящие к мифологическим представлениям: лебедь - олицетворение божества, чистоты, красоты. Во всей полноте образ птицы раскрывается в этом цикле . Торжественно-тихое стихотворение « Мы сам-друг, над степью в полночь стали». За Непрядвой кричат лебеди. Под тихими зарницами в криках лебедей воин слышит Ее голос. В душе народа русский поэт прочитал Ее имя: имя Пречистой Заступницы – Богородицы. В криках, плеске и трубах лебедей есть нечто пророческое: накануне Куликовской битвы они были приметами будущей победы.

Звуковой пласт создается с помощью сочетания «лебеди кричали». Лебединые крики становятся символом тоски, предупреждением, призывом к защите родины. Так с помощью разнообразных образов-символов автор создает уникальный образ России. Благодаря многозначности большей части слов создается сложное лингвокультурологическое пространство. Обращение Блока к Куликовской битве опиралось на многовековые фольклорные и литературные источники и традиции, подготовившие его художественно-символическую интерпретацию. В стихотворении полночь противостоит ранней обедне и светлой жене.

Первое стихотворение цикла было насквозь динамично и организовано мотивом движения в пространстве, то второе, напротив, статично (единственный раз мотив движения появляется в слове “путь”, но и путь здесь скорее “предстоящий, лежащий перед нами”, — не предполагающий движения, так сказать, “в кадре”). Зато статичные “картинки” поданы в постоянно изменяющейся временной перспективе, “подсвечиваются” то прошлым (“Над Непрядвой лебеди кричали...”), то будущим (“Долго будет родина больна...”). Это мотивировано и поддержано ситуацией гадания, предполагающей “встречу” времён.

Более прочная, чем в других стихотворениях цикла, опора на древнерусские источники нигде, однако, не оборачивается прямым цитированием или пересказом (самой точной цитатой оказывается цитата из «Гамлета»). Искусно поддерживая у читателя ассоциации с произведениями Куликовского цикла, Блок тем не менее не даёт этим ассоциациям стать чересчур конкретными и оформленными: это бы разрушило его поэтический язык, предназначенный для разговора о вечном. Символистская поэтика, по выражению современного автора, “ловила на слове то, для чего не выдумано языка”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе "Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"

Урок является одним из цикла уроков по творчеству А.А. Блока, данная тема изучается после знакомства с циклом «Стихов о Прекрасной Даме», на данном уроке важно показать, как существенно м...

Конспект проектного урока по литературе "Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроке...

Анализ стихотворения А.Блока "Незнакомка"

Стихотворение "Незнакомка" - один из шедевров русской лирики. Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный посёлок Озерки. А.Блок объяснял, что увидел Незнаком...

урок литературы в 5 классе Анализ стихотворения А. Блока «Летний вечер»

Технологиская карта урока Анализ стихотворения А. Блока «Летний вечер»Задачи урока1.Выявить первоначальные впечатления через выразительное чтение стихотворений.2.Обучить приёмам анализа информаци...

Анализ стихотворения А. Блока "Мы встречались с тобой на рассвете..."

Анализ стихотворения А. Блока "Мы встречались с тобой на закате..." 11 класс....

История русской литературы второй половины XIX века на тему: Анализ стихотворения А. Блока «Ты — как отзвук забытого гимна»

В статье дан полный анализ стихотворения А. Блока «Ты — как отзвук забытого гимна», которое относится к циклу «Кармен». Цикл «Кармен» - одна из глав в сюжетно...