Анализ стихотворения А. Блока "Мы встречались с тобой на рассвете..."
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Анализ стихотворения А. Блока "Мы встречались с тобой на закате..." 11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ стихотворения А. Блока «Мы встречались с тобой на закате…»
- Определите время и место действия.
- Определите размер стиха.
- Охарактеризуйте героев стихотворения.
- Можете ли нарисовать конкретные образы?
- Какие традиции символизма нашли отражение в стихотворении?
- В чем своеобразие композиции стихотворения?
- Определите идею стихотворения. Какой вывод делает поэт?
Стихотворение входит в цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Это лирическое размышление автора об идеале и действительности. Поэт рассказывает о какой-то странной встрече героев, но довольно подробно описывает место и время действия, что совсем не характерно для символистов: вечер, закат солнца, берег моря…
Размер стихотворения, трехстопный анапест, создает впечатление накатывающихся на берег волн, чему соответствует ряд деталей: «залив», «песчаная коса», «у берега рябь и камыш», «весло», вечерний туман»:
Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.
Столь «романтический» выбор поэта заставляет усомниться в реальности происходящего. И действительно, в первой же строфе заявлена двойственность образа героини («тебя»), в котором видны черты реальные («белое платье», «веслом рассекала залив»), противопоставленные «Утонченность мечты». Вторая строфа проясняет полюса этого противопоставления:
Были странны безмолвные встречи.
Впереди - на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.
Странность «безмолвных встреч», отплытие к другому берегу, свет «впереди» - это символический ряд, сближающий образ героини с образом Прекрасной Дамы, Царицы, центрального образа цикла.
В лирическом герое тоже происходит раздвоение: видя земное «белое платье», он превращается в «кого-то», думая о «бледной красе». Он существует в двух мирах – действительном и воображаемом, они искусственно сближаются, накладываются друг на друга, но не соединяются:
Приближений, сближений, сгораний –
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
«Лазурная тишь» (эпитет, значимый для символистов, помогающий охарактеризовать мир «мечты») и вечерний пейзаж – на разных полюсах. Попытка увидеть их в одном измерении заканчивается крушением иллюзии, «голосами панихиды». Только в последней строчке возникает образ, в котором вспыхивают одновременно отблески заката и божественного света – «твое золотое весло»:
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Все померкло, прошло, отошло…
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.
Мотив «встречи» божественного и земного ликов любви обрамляет стихотворение, обусловливая его кольцевую композицию. Однако попытка, оттолкнувшись от реального «берега», приблизиться к «лазурному» миру идеала обречена, но в символическом образе предметный и глубинный уровни сосуществуют, образуя новое единство и в смысловом отношении дополняя друг друга. Только рассматривая образы этого стихотворения как символы, можно выявить своеобразие его художественной цели и авторского замысла. В нем в лирической форме происходит философское осмысление основной антиномии всего цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Идеал и действительность, в представлении поэта, - полюса противоположные, но всегда стремящиеся друг к другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/06/05/picture-11771.jpg)
Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама
Мастерская для 11 кл....
Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Песня последней встречи»
Поэзия Серебряного века. Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Песня последней встречи»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-372670-1387827661.jpg)
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/24/picture-424657-1395666291.png)
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.
Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/19/picture-533232-1419016475.jpg)
Лингвистический анализ стихотворения А.А. Ахматовой "Песня последней встречи"
Биография поэта. Художественный мир поэта. Лингвистический анализ стихотворения «Песня последней встречи»Библиография. ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/26/picture-927717-1495815432.jpg)
Анализ стихотворения Аглаи Шишковой "Перед рассветом" (10-11 классы)
В помощь для подготовки к муниципальному этапу всероссийской олимпиады по литературе....
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/14/picture-1075826-1694650386.jpg)
Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар» (по статье Ю.М. Лотмана «Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»)
Анализ стихотворения "Анчар"...