Рабочая программа по литературе для учащихся 8-классов.
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Рабочая программа по литературе с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»  

с.Казьминское Кочубеевского района Ставропольского  края

Рассмотрено

Согласовано

Заместитель  директора  

по УВР

Спиридонова О.Ж.

29  августа  2016 года

на  заседании МО учителей ОО

« Филология:русский язык и литература»          

Протокол №1

от  28  августа  2016 года                                  

Руководитель  МО: Антелава И.Г.

 

                

Рабочая программа

                По предмету

Литература

в  8 «Ф»   классе

(название учебного предмета, курса)

на 2016/2017 учебный год

Ткачевой Татьяны Борисовны

(Ф.И.О. учителя-разработчика )

Учитель русского языка и литературы

(должность учителя-разработчика )

 

 

Казьминское, 2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по ЛИТЕРАТУРЕ для  8 класса составлена  на основе федерального государственного образовательного стандарта, на основе программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-9 классов. Издательство «Просвещение», 2011. Под редакцией В.Я. Коровиной.

Основная цель курс: воспитание духовно-развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Задачи курса :

 - формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы;

             

                  - обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики;

                   - уметь различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

                    - владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств связи и языковых систем ( текст,таблица,схема) в соответствии с коммуникативной задачей;

                 - составление плана, тезиса, конспекта;

                 - подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

                  - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

               - самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Новизна учебной программы:

 дополнен перечень изучаемых тем в разделе «Из литературы 20 века».

С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты). В представленной программе учтены возрастные особенности учащихся, техника их чтения, возможность анализировать прочитанное, поэтому изучение литературы построено с учётом родовой и жанровой специфики литературного источника.

Место учебного предмета(курса) в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных организаций РФ на изучение  ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» в 8 классов отводится 68 часов.

Тип программы

Авторская составительская модифицированная

Количество часов

всего

в неделю

68

2

Контрольных работ

3

Творческих работ

3

Практических работ

3

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета(курса)

Данный курс позволяет добиваться следующих результатов освоения ОП НОО.

Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и качеств

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,

культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.

  • Метапредметным результатом  изучения курса является формирование универсальных учебных действий: .
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  •  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  •  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  •  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  •  смысловое чтение;
  •  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  •  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  •  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Регулятивные УУД:

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Удерживать цель деятельности до получения её результата.

- Анализу достижения цели.

Ученик получит возможность научиться:

- Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.

Познавательные УУД:

Ученик научится:

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из его частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.

- Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений(ученик научится/получит возможность научиться):

Устное народное творчество

Ученик научится:

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

Ученик получит возможность научиться:

- сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв.

Литература народов России. Зарубежная литература

Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный (собеседование) опросы.

Содержание учебного предмета(курса)

Содержание рабочей программы направлено на формирование умений и качеств  на                               базовом уровне

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Введение

1

Устное народное творчество

2

Из древнерусской литературы

3

Из литературы 18 века.

3

Из литературы 19 века.

36

Из литературы 20 века

18

Русские поэты о родной природе

3

Из зарубежной литературы

2

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий в себя:

Автор(ы)

Название

Издательство, год издания

класс

Учебник

В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин

Литература,8 класс

Москва,2012,«Просвещение».

8

Методическое пособие

1.О.А. Ерёмина.

Поурочное планирование по литературе к учебнику-хрестоматии В, Я.Коровиной, 8 класс

Москва,2012-«Экзамен».

8

2.

И.В. Золотарёва, Т.А .Крысова.

Поурочные разработки по литературе, 8 класс

Москва,2012 -« Вако».

8

Пособие для подготовки к ГИА, К(Р)ПР

Е.С.Ершова

Контрольно-измерительные материалы. Литература 8 класс

Москва,2012 -« Вако».

8,

ЭОРы

Электронная библиотека по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. http://www.drevne.ru

Учитель:

Ткачева Т.Б.

Часов

Название темы/урока

План

Дата

1

Введение

03.09

Литература и история.Литература как искусство слова.Литература и другие виды искусства.

2

Устное народное творчество

07.09

Отражение жизни народа в народных песнях.

10.09

РК Предания как исторический жанр русской народной прозы. "О Пугачёве"."О покорении Сибири Ермаком".

3

Из древнерусской литературы

14.09

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. "Житие А.Невского".

17.09

"Шемякин суд" как сатирическое произведение 17 века

21.09

Стартовая контрольная работа(тест)

3

Из литературы 18 века. Д.И.Фонвизин

24.09

Д.И.Фонвизин "Недоросль"(сцены). Сатирическая направленность комедии.

28.09

Д.И.Фонвизин "Недоросль". Анализ эпизода.

01.10

РР Подготовка к домашнему сочинению по произведению "Недоросль".

36

Из литературы 19 века. И.А.Крылов

05.10

 

И.А.Крылов. Слово о баснописце.

08.10

 

Басни "Лягушки, просящие царя" и "Обоз". Выразительное чтение.

12.10

 

К.Ф.Рылеев.Слово о поэте. Думы Рылеева. Дума "Смерть Ермака".

15.10

 

РК А.С.Пушкин. Слово о поэте.Стихотворения "Туча", "К", "19 октября"

19.10

 

А.С.Пушкин и история.Историческая тема в творчестве Пушкина.

22.10

 

А.С.Пушкин. История Пугачёва" (отрывки).

26.10

 

А.С.Пушкин "Капитанская дочка".История создания, герои, их прототипы

29.10

 

Гринёв: жизненный путь героя.Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич.

09.11

 

Семья капитана Миронова.Маша Миронова- нравственный идеал Пушкина.

12.11

 

Пугачёв и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина.

16.11

 

Пугачев и Гринев. Проблема чести и долга

19.11

 

А.С.Пушкин "Пиковая дама"(обзор)

23.11

 

РР Подготовка к сочинению по роману "Капитанская дочка"

26.11

 

Контрольный тест по творчеству А.С.Пушкина

30.11

 

РК М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Лермонтова.

03.12

 

РК М.Ю.Лермонтов."Мцыри". Мцыри как романтический герой. М.Ю.Лермонтов на Кавказе.

07.12

 

Композиция поэмы "Мцыри", роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы. Жанр романтической поэмы.

10.12

 

РР Обучение сочинению по поэме Лермонтова "Мцыри".Подготовка к домашнему сочинению.

14.12

 

Н.В.Гоголь.Слово о писателе.Исторические произведения в творчестве Гоголя.

17.12

 

Контрольная работа за 1 полугодие

21.12

 

Н.В.Гоголь. "Ревизор". История создания.Комедия в оценке современников.

24.12

 

Приёмы сатирического изображения чиновников.Работа с текстом. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

28.12

 

Хлестаков. Понятие о "миражной интриге". Хлестаковщина как нравственное явление.

11.01

 

РР Особенности композиции комедии. Подготовка к сочинению

14.01

 

РР Классное сочинение по комедии "Ревизор"

18.01

 

Н.В.Гоголь."Шинель".Образ"маленького человека" в литературе.

21.01

 

Мечта и реальность в повести "Шинель". Образ Петербурга.

25.01

 

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе."История одного города"(отрывок). Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пароди

28.01

 

Город Глупов и его градоначальники

01.02

 

Проверочная работа по творчеству Лермонтова, Гоголя , Салтыкова-Щедрина (тест).

04.02

 

Н.С.Лесков.Рассказ "Старый гений". Художественная деталь как средство создания художественного образа.

15.02

 

Л.Н.Толстой. Рассказ "После бала". Образ рассказчика. Главные герои.

18.02

 

Особенности композиции.Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.

22.02

 

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее. Тест по творчеству Л.Н.Толстого.

25.02

 

РР Сочинение-рассуждение по рассказу "После бала".

01.03

 

А.П.Чехов. Слово о писателе.Рассказ "О.любви" как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

18

Из литературы 20 века. И.А.Бунин

04.03

 

РК И.А.Бунин. Проблема рассказа "Кавказ". Мастерство Бунина-прозаика.

08.03

 

А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа "Куст сирени".

11.03

 

РР "Что значит быть счастливым?". Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Чехова, Бунина, Куприна.

15.03

 

А.Б лок "Россия". Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению.

18.03

 

Образ Родины в лирическом цикле А.Блока "На поле Куликовом".Обучение выразительному чтению.

22.03

 

С.А.Есенин. "Пугачёв"-поэма на историческую тему. Понятие о драматической поэме.

25.03

 

Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина.

05.04

 

М.А.Осоргин.Сочетание реальности и фантастики в рассказе "Пенсне".

08.04

 

И.С.Шмелёв "Как я стал писателем".

12.04

 

Журнал "Сатирикон". Сатирическое изображение исторических событий.Тэффи. "Жизнь и воротник". М.М.Зощенко "История болезни".

15.04

 

Контрольный тест по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина,А.А.Блока, С.А.Есенина

19.04

 

А.Т.Твардовский. Поэма "Василий Тёркин".

22.04

 

Василий Тёркин-защитник родной страны. Правда о войне в поэме Твардовского.

26.04

 

Композиция и язык поэмы "Василий Тёркин".Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления.

29.04

 

А.П.Платонов.Картины войны и мирной жизни в рассказе "Возвращение"

03.05

 

РК Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

06.05

 

В.П.Астафьев. Проблемы рассказа  "Фотография, на которой меня нет". Развитие представлений о герое-повествователе.

10.05

 

РР Классное сочинение "Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 века".

3

Русские поэты о родной природе

13.05

 

РК Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты ставрополья о своей  малой родине.

17.05

 

РР Классное сочинение "Какой видят свою Родину поэты 20 века".

20.05

 

Годовая контрольная работа

3

Из зарубежной литературы

 

 

Дж.Свифт. "Путешествия Гулливера" как сатира на государственное устройство общества.

24.05

 

У.Шекспир. "Ромео и Джульетта". Анализ эпизода из трагедии.

27.05

 

Ж.Б.Мольер. "Мещанин во дворянстве"(сцены). Общечеловеческий смысл комедии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса по учебнику Г.С.Меркина

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника Г.С.Меркина...

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса содержит следующие разделы: пояснительная записка, содержание материала, учебно-тематический план, требования к учащимся, критерии и нормы знаний ...

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса (базовый уровень)

Данная рабочая программа составлена на 2014 - 2015 учебный год с учетом требований и положений, изложенных в документах Министерства просвещения и науки РФ. В основу рабочей программы положена програм...

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса

Рабочая программа для учащихся 9 класса  разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта и авторской программы общеобразовательных учреждений. Литература В. Я. Коро...

Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса

Рабочая программа учебного курса литературы для 8 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта  и программы курса литературы для учащихся 8 классов общеобр...

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса

Рабочая программа учебного курса литературы для 5 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта  и программы курса литературы для учащихся 5 классов о...

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса (ФГОС ООО)

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Учебно - тематическое планирование составлено по учебнику литературы Г.С.Меркина...