Концепция любви в повести А.И. Куприна "Олеся"
статья по литературе (11 класс) на тему
А.И.Куприн размышляет в повести "Олеся" о "трудном таланте" под названием любовь, которым наделен далеко не каждый человек
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_lyubvi_v_povesti_a.i._kuprina_olesya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Трудный талант – любить»
(концепция любви в повести А.И.Куприна «Олеся»)
Луканина Марина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы, МАОУ лицей №8
имени Н.Н.Рукавишникова г.Томск
От суматохи и шума городской жизни, от надвигающейся махины капитализма, пожирающей человека, Куприн нередко искал исцеления на просторах вольной, еще не тронутой цивилизацией, природы. Образ природы органичен для художественного мира писателя и неразрывно связан с его концепцией человека. Можно выделить целый ряд произведений, в которых природа занимает важное место. Таков живописный цикл о жизни Полесья.
Весна 1897 года, проведённая в Волынской губернии, в лесах и болотах этого края, беседы с рыболовами и охотниками, а затем зима и весна 1898 года в Рязанской губернии по-своему вдохновили писателя. В этих местах Куприн чуть ли не впервые открыл для себя проблески истинной поэтичности в простых людях Полесья. «Там я впитал в себя самые мощные, самые благородные, самые широкие, самые плодотворные впечатления. Да там же я и учился русскому языку и пейзажу», – писал Куприн.
Первой данью благодарности стал незавершённый «Полесский цикл»: «Лесная глушь», «Олеся», «На глухарей», «Оборотень», поздний рассказ «Болото». Считается, что «Лесная глушь» и «Олеся» наряду с военными рассказами и повестями писателя принадлежат к лучшим его произведениям 90-х годов XIX века. В них сильно, ненароком и ненавязчиво начала звучать мысль о взаимоотношении интеллигенции и народа, о поведении и судьбе миллионов, тех миллионов замученных Хлебниковых, о которых во весь голос скажет автор в «Поединке». В дневниках о повести «Олеся» Куприн будет писать: «Здесь жизнь, свежесть, борьба со старым, отжившим, порывы к новому, лучшему. В «Олесе» и «Поединке» больше, чем в других моих рассказах, моей души».
Автор таким образом строит повествование, что мир чувств, самого сокровенного и личного, сочетается с красотой природы, с бытовыми картинами деревенского захолустья; романтика настоящей любви с жестокими нравами крестьян. Куприн впервые, по мнению современных критиков, « так полно и многоцветно захватывает жизнь, что она начинает поворачиваться разными гранями». Не случайно суровый деревенский быт дан глазами стороннего интеллигента Ивана Тимофеевича, потому что для Куприна важно найти идеал человека вне цивилизации, поэтому-то суровая нищета деревни с её пьянством, жалкими взятками, дикостью экзотичен для главного героя. Но этот естественный мир близок автору, потому что Куприн искал и утверждал естественного человека как образец нравственности, ведь он лишён пороков цивилизации. Иронично изображает автор весьма наивные попытки городского интеллигента Ивана Тимофеевича наладить общение с местными жителями, однако и «испытание любовью» ещё необходимо пройти. В письме к Ф.Батюшкову Куприн писал: «Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте… не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви». Это высказывание наглядно показывает, как же будет проявляться характер главного героя, его мировосприятие, как будут развиваться его чувства.
Композиция повести проста, она организуется на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировосприятий. С одной стороны, образованный интеллигент Иван Тимофеевич, представитель городской культуры, гуманный человек. С другой – Олеся, «дитя природы», человек, которого влияние городской цивилизации не коснулось. Два героя, но насколько они разные, это будет ощущаться сразу. Да, Иван Тимофеевич – добрый человек, но сердце у него «слабое и ленивое», а способно ли оно любить и бороться за свою любовь? А способен ли влюблённый Иван Тимофеевич развиваться, совершенствовать себя? Ответ приходит сам собой, когда автор даёт описание Олеси: «… высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти» со «свежим, звонким и сильным» голосом, с лицом, которое «нельзя позабыть,.. но трудно описать», а её глаза «большие, блестящие, тёмные», а в них «лукавство, властность и наивность». В отношениях с Олесей Иван Тимофеевич робок, нерешителен, движения его души скованны, и во многом это оттеняет свободу, смелость, благородство души главной героини. Безусловно, образ Олеси – художественное открытие Куприна. Известно, как много усилий тратили великие художники, создавая образ «положительно прекрасного человека», говоря словами Ф.М.Достоевского, Олеся в этом плане исключение. Свободно рисует автор её облик и характер, лишённый расчёта, хитрости, себялюбия. Настоящая полесская красавица сравнивается с молодыми ёлочками, которые выросли «в приволье старого бора», она неразгаданная тайна для всех, она самобытная и искренняя натура, очень глубокий человек. Для многих местных жителей Олеся – ведьма, потому что по-другому они не могут объяснить её таинственность, бескорыстную помощь нуждающимся людям, желание жить не в деревне, а в лесной чаще среди болота, их пугает её сила, сила духа и характера. Такой же силы и любовь Олеси, вот, у кого настоящий талант – любить. То, что чувствует Иван Тимофеевич к Олесе – это «наивная, очаровательная сказка любви», не случайно все детали, которые подчёркивают мощь чувства связаны именно с главной героиней: красная юбка Олеси, красный кашемировый платок, нитка дешёвых красных бус. Красный цвет – это и символ любви Олеси, и символ жизни, крови, тревоги, недостижимого счастья. Пророчески определяет героиня характер Ивана Тимофеевича: «…человек вы хотя и добрый, но только слабый. Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин… Никого вы сердцем не любите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесёте». В этих словах ключ к пониманию того, в чём заключается различие внутреннего мира главных героев.
Сама же Олеся щедро одарена природой, её талантливость, оригинальность – это олицетворение красоты личности героини. По мысли Куприна, человек может быть прекрасен, если он будет развивать, а не губить дарованные ему природой телесные, духовные и интеллектуальные способности; именно таким человеком является Олеся. Автор восхищается героиней, но загадкой остались условия формирования её личности, несмотря на богатство духовного мира, внутренние силы Олеси, любовь приносит лишь временное счастье, счастье с привкусом горечи. Это милый, но хрупкий идеал автора, который не выдержал напора изуродованного деньгами мира. Светлая, сказочная атмосфера повести тем не менее не меркнет даже после трагической развязки. Отходят на второй план сплетни и домыслы, унизительные преследования приказчика. Над всем ничтожным, мелким, злым одержала победу настоящая и большая любовь, о которой вспоминается без сожаления – «легко и радостно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великая тайна любви ( по повести А.И. Куприна "Олеся")
Это презентация к уроку, а полный конспект урока был издан Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в сборнике "Методическое обеспечение учебного проц...
Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"
Данный урок литературы предназначен для об-ся 9 класса и позволяет не только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....
Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"
Данный урок позволяет на только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....
Концепция любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи»
Концепция любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи» Цель урока: познакомить обучающихся с основными этапами жизни И.Бунина, определить особенности изображения темы любви в ...
Урок литературы в 11 классе. "Трагедийная концепция любви" ( По рассказу И.Бунина "Чистый понедельник"
Урок литературы в 11 классе на материале рассказа И.Бунина "Чистый понедельник". Попытка учащихся самостоятельно проанализировать текст рассказа, обобщить наблюдения над особенностями бунинской стилис...
Концепция любви в рассказах И.А. Бунина
Презентация к уроку по рассказам Ивана Алексеевича Бунина...
Концепция любви в творчестве Чехова, Бунина, Куприна
конспект урока литературы в 8 классе по сквозной теме любви...