Концепция любви в творчестве Чехова, Бунина, Куприна
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Борисова Светлана Владимировна

конспект урока литературы в 8 классе по сквозной теме любви

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_8_klass_.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 8

Тема: Концепция любви в творчестве писателей конца XIX – начала XX вв. 

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:  формирование у учащихся представления о концепции любви в творчестве писателей конца XIX – начала XX вв. (на примере рассказов И.Бунина, А. Чехова и А. Куприна).

Задачи урока:

Образовательные:
• расширить представления учеников о творчестве И. Бунина, А. Чехова и А. Куприна;

• показать особенности творческой индивидуальности писателя в изображении темы любви;
• способствовать формированию умения подбирать литературные произведения на заданную тематику;

• развивать навыки анализа текста, способность аргументировать ответ с опорой на примеры из литературного произведения.

Развивающие:
• развитие логического мышления, умения анализировать, систематизировать, обобщать;
• развитие образного мышления;

• развитие языкового чутья:  умения расшифровывать метафорические смыслы, видеть подтекст.

Воспитательные:
• стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность;

• формировать умение работать в группе.


Методы: исследовательский и эвристический.

Эпиграф к уроку:        

"Что такое любовь? Солнечный удар,

томление духа или благодать?" И. Бунин. 

Ход урока


Предварительное домашнее задание по группам: выписать цитаты о любви из произведений А.Куприна «Куст сирени» (1 группа), А.Чехова «О любви»(2 группа), И.Бунина «Кавказ» (3 группа).



1.Актуализация знаний.


Слово учителя: Любовь – самое загадочное чувство. Люди до сих пор не могут сформулировать точный ответ на вопрос «Что такое любовь?». Потому что ответа не существует. Вернее, все же существует, но он будет таким же длинным, как список перечислений возможных вариантов проявления самого любовного чувства. Причем в этом ответе будут содержаться прямо противоположные мысли.

-  Назовите свои ассоциации со словом любовь (счастье, семья, поддержка, доверие и т.д.). Думаю, что теперь на основе прочитанных рассказов вы сможете добавить новые слова (трагизм, смерть, сомнения и т.д.).

- В чем, по вашему мнению, заключается особенность любовного чувства (противоречивость, неоднозначность, многообразие…).


2.Формулировка проблемы.

Давайте попытаемся разобраться: "Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать?" И.Бунин. В каком случае мы можем говорить о настоящей любви?


3.Работа в группах.

I. группа - А.Куприн «Куст сирени».

II. группа - А.Чехов «О любви».

III. группа - И. Бунин «Кавказ».  


Задание: используя выписанные дома цитаты,  подготовить сообщение о концепции любви в творчестве автора на примере произведения по плану:

1. Краткая характеристика влюбленных.

2. Как зарождалось любовное чувство?

3. Развитие отношений.

4. К чему приводит любовь?

5. Какой предстает любовь у писателя (цитата из текста)?

6. Вывод: любовь – это … .



4.Представление результатов.

Участники группы сообщают результаты, остальные заполняют обобщающую таблицу.

Произведение

А.И. Куприн «Куст сирени»

А.П. Чехов «О любви»

И.А. Бунин «Кавказ»

Краткая характеристика влюбленных

Счастливая семья, характеры супругов противоположны (решительность, твердость жены, неумение противостоять трудностям мужа), но оба искренне любят друг друга.

Алехин и Анна Алексеевна близки по духу: интеллигентные, порядочные, заботятся о близких, а не о себе.

У безымянных героев тайный роман, они осознают, что приносят несчастье мужу героини, но не могут противостоять чувствам.

Как зарождалось любовное чувство?

-

Оба героя не удовлетворены своей серой жизнью, встретив близкого по духу человека, постепенно осознают свои чувства

-

Развитие отношений.

Показаны крепкие семейные отношения, постоянная поддержка со стороны Веры.

Не решаются признаться много лет.

Резкое, стремительное развитие романа

К чему приводит любовь?

Счастливая семейная жизнь, основанная на доверии.

У героев не хватило смелости обрести счастье в любви. 

Тайный роман привел к трагедии (самоубийству мужа).

Какой предстает любовь у писателя (цитата из текста)?

«И они шли домой так, как будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы еще раз взглянуть на эту странную парочку…»

«Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».

«Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!»

«Но бог с ним, лучше смерть, чем эти муки…»

Вывод: любовь – это …

Благодать / великое счастье, если она основана на доверии, взаимопомощи.

Томление духа / страдания, когда не хватает решимости все изменить.

Солнечный удар / необъяснимое, очень сильное чувство, которое может привести к трагедии.

Обсуждение выводов:

1.Связаны ли характер героев и та концепция любви, которую они воплощают?
2.Можно ли говорить о сюжетной взаимосвязи данных рассказов? Приведите аргументы, опираясь на текст. Зависит ли счастье в любви от личного выбора человека?

3. Какая концепция любви близка вам как читателям?

4. Вспомните, какие рассказы о любви изучались ранее (О. Генри «Дары волхвов»). Какая любовь показана в этих произведениях?

5. Сделайте вывод о том, какой представлена любовь в произведениях литературы.

5.Подведение итогов урока.

Вернемся к вопросу: "Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать?"


Ответы учащихся:

- все это и есть настоящая любовь, разные ее ипостаси, которые могут существовать как разделенные во времени и пространстве, так и тесно переплетенные;
- проявление любовного чувства может зависеть от характера человека, его убеждений, согласно которым осуществляется выбор жизненного пути.

6.Домашнее задание. Сочинение-рассуждение "Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать?" (И. Бунин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок литературы предназначен для об-ся 9 класса и позволяет не только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....

Концепция любви в рассказе И.Бунина "Темные аллеи"

Данный урок позволяет на только проанализировать рассказ И.Бунина, но и познакомиться с фактами биографии и мировоззрением писателя....

Конспект урока по литературе «Тема любви в творчестве А.И.Куприна»

Урок – исследование  по русской  литературе 20 века.   Дан  материал по  теме любви  в творчестве А.И.Куприна. На уроке  ведется наблюдение за тем, как рассматр...

Урок литературы в 11 классе. "Трагедийная концепция любви" ( По рассказу И.Бунина "Чистый понедельник"

Урок литературы в 11 классе на материале рассказа И.Бунина "Чистый понедельник". Попытка учащихся самостоятельно проанализировать текст рассказа, обобщить наблюдения над особенностями бунинской стилис...

Конспект открытого урока,посвящённого 145 -летию со дня рождения И.Бунина "Философия любви в творчестве И.Бунина"

Данный урок помогает расширить знания о личности И.Бунина, прослушать его стихи, увидеть документальные кадры. Учащиеся знакомятся с темой любви в творчестве писателя. Интересным моментом урока являет...

Концепция любви в повести А.И. Куприна "Олеся"

А.И.Куприн размышляет в повести "Олеся" о "трудном таланте" под названием любовь, которым наделен далеко не каждый человек...

Тема любви в творчестве Чехова и Бунина

Тема любви в творчестве Чехова и Бунина...