итоговое сочинение в 11 классе
учебно-методический материал по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Михайлова Светлана Николаевна

Материалы, которые помогут одиннадцатикласснику подготовиться к сочинению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл как готовиться к сочинению118.5 КБ
Файл что читать17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое сочинение (изложение)

2016-2017 учебный год

Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года(протокол от 05.07.2016 г.):

  1. «Разум и чувство»,
  2. «Честь и бесчестие»,
  3. «Победа и поражение»,
  4. «Опыт и ошибки»,
  5. «Дружба и вражда».

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

  • соответствие открытым тематическим направлениям;
  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

                  Критерии оценивания итогового сочинения

Итоговое сочинение по тематическим направлениям 2016-2017 года, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Критерии № 1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев (№ 3- № 5).

Критерий № 1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий № 4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Источник информации ФИПИ

КАК ПРИВЕСТИ АРГУМЕНТЫ НА ЛИТЕРАТУРНОЙ ОСНОВЕ?

 

Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературы.

КОЛИЧЕСТВО АРГУМЕНТОВ

Вполне достаточно привести к одному тезису один литературный аргумент, приводить несколько аналогичных к одному тезису нецелесообразно. Важно: если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

СТРУКТУРА АРГУМЕНТА

Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:

  • обращение к литературному произведению: называем автора и заглавие произведения, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем – "произведение") (см. «Шаблон итогового сочинения»);
  • его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п.(см. «Шаблон итогового сочинения»). Почему нельзя просто написать: "герой пошёл туда-то, сделал то-то"? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ;
  • промежуточный вывод (промежуточный он потому, что завершает только одну из микротем, а не все сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель хочет донести до читателя мысль о …» и т.п. (см. «Шаблон итогового сочинения»). Важно: промежуточный вывод аргумента должен прямо соотноситься с тезисом, к которому мы привели этот аргумент.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

 

Элементы аргумента

Пример

Обращение к произведению

Проблема экологии волнует многих писателей, которые в своих произведениях предупреждают человечество об опасности. Мысль о необходимости пересмотреть свое отношение к природе выражена в романе Г.Троепольского «Белый Бим, Черное ухо».

Интерпретация фрагмента (желательно не менее 3 раз упомянуть автора)

Автор вспоминает об установке руководства общества охотников об уничтожении сорок как вредных птиц, что обосновывалось якобы наблюдением биологов. Потом истребляли ястребов, потом – волков. А потом оказалось, что все они полезны, и убивать их запретили. Запретили после того, как почти уничтожили начисто. Автор говорит о новом указании - уничтожать ворон. Он обращается к читателю с призывом: «Спасите серую ворону!» Писатель заостряет наше внимание на том, что и эта птица нужна, ведь она играет роль санитара.

Промежуточный вывод в конце аргумента

Писатель хочет донести до нас мысль о важности всех живых существ в природе. Человек не должен бездумно их уничтожать и спохватываться, когда становится слишком поздно.

 

Итоговое сочинение: техника и секреты написания

Секрет хорошего сочинения – в балансе между его содержанием и формой. Уделив достаточно внимания первому и второму, вы гарантированно получите качественный и интересный текст, в котором все акценты будут на своих местах. Даже если обычно вы выполняете такие задания с легкостью, не разделяя работу над формой и содержательной частью, мы все же рекомендуем прочесть наши советы. Хотя бы потому, что при написании сочинения вы наверняка будете волноваться больше, чем на любой из школьных контрольных. Так что подстраховать свое чувство текста и интуицию будет нелишним.

Содержание: что следует учесть?

Работу над сочинением следует начинать с самого главного – идеи. Четкая мысль должна лейтмотивом пройти сквозь ваш текст, собирая его части в единое целое. Так что не принимайтесь писать, пока до конца не поймете логику размышления, которое вам предстоит развить в сочинении. Попробуйте двигаться согласно следующему плану.

Хорошо продумайте тему. Обычно она относится к одному из тематических блоков, объявленных заранее. Если есть возможность выбирать, не торопитесь и прислушайтесь к себе. Какая-то из тем вызывает у вас больше эмоций? Попробуйте написать о ней: если тема вам близка, текст получится более проникновенным и эффектным. Все-таки сочинение – это не просто проверка умения владеть пером. Пишите о том, что важно для вас. Чтобы по-настоящему проникнуться темой, представьте себя в ситуации, о которой решили писать сочинение. Как бы вы чувствовали себя, о чем бы думали?

Представьте себя героем ситуации, которую хотите описать в текстеВыбирайте тему, которая вызывает в вас сильный эмоциональный отклик

Выделите главную мысль. То есть идею, которую вы собираетесь донести своим текстом. Основная проблема прозвучит уже в теме сочинения, однако вам придется высказать собственное отношение к ней. Идея должна быть четкой, а для ее подкрепления потребуются аргументы. Чем их больше, тем лучше, однако не переборщите с объемами. Трех тезисов в поддержку позиции будет достаточно. Подумайте также о том, какие доводы можно было бы привести, чтобы поспорить с вашим взглядом. Если такие нашлись, стоит ввести в текст контраргументы – так ваша позиция будет выглядеть более взвешенной.

Подготовьте примеры. Обычно при оценивании сочинения комиссия обращает внимание на аргументацию и привлечение литературного материала. Этот фактор, равно как и соответствие теме, указан в списке критериев, по которым оценивали сочинения школьников в 2015–2016 учебном году. Скорее всего, так будет и в 2016–2017-м.

ТЕМЫ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ 2017

Примерные темы к итоговому сочинению 2016-2017 по всем направлениям

– Честь и бесчестие;

– Победа и поражение;

– Ошибки и опыт;

– Разум и чувства;

– Дружба и вражда.


 

 

Честь и бесчестие.

«Береги честь смолоду»

«Истинная честь не может терпеть неправду» (Генри Филдинг).

«Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти» (Жан Жак Руссо).

Назад

Победа и поражение.

Может ли поражение стать победой?

«Величайшая победа — победа над самим собой» (Цицерон).

«Всегда победа с теми, в ком согласие» (Публий).

«Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна» (Махатма Ганди).

Назад

Ошибки и опыт.

Может ли опытный человек ошибаться?

«Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль).

«Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается».

Назад

Разум и чувства.

Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?

«Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств»
(М.М.Пришвин).

Внутренний конфликт: чувства против разума.

"Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами" (Эрих Мария Ремарк).

"Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести" (В.Г.Белинский).

"Любовь - это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле" (А.С.Пушкин).

Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь" (Пифагор).

"Разуму не постичь надобностей сердца" (Люк де Клапье Вовенарг).

"Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге" (В.Г.Белинский).

"Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце" (Шиллер).

Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни" (Л.Н.Толстой)

«Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями»
(Н.В. Гоголь).

Назад

Дружба и вражда.

Может ли дружба перерасти во вражду? 

Что такое настоящая дружба. 

«Нет уз святее товарищества» (Н.В.Гоголь). 



Предварительный просмотр:

Интересные книги для чтения в 8 классе

  1. Аверченко А. Т. Рассказы.
  2. Анненский И. Ф. « Старая шарманка», « В вагоне», « Старая усадьба», « Среди миров» и др. произведения из книги стихов « Кипарисовый ларец»
  3. Ахматова А. А. Книги стихов « Вечер», « Белая стая»
  4. Бакланов Г. Я. « Навеки девятнадцатилетние».
  5. Бальмонт К. Д. Произведения из книги стихов « Под северным небом»
  6. Беляев А. Р. « Властелин мира», « Человек, потерявший лицо», « Последний человек из Атлантиды», « Продавец воздуха», « Прыжок в ничто».
  7. Бондарев Ю. В. « Батальоны просят огня».
  8. Быков В. « Обелиск», « Сотников».
  9. Вознесенская Ю. Н. « Путь Кассандры, или путешествие с макаронами», «Приключения Ланселотта».
  10. Друнина Ю. В. Лирика
  11. Дубов Н. И. « Небо с овчинку».
  12. Ефремов И. А. « Туманность Андромеды».
  13. Платонов А. П. « Джан».
  14. Приставкин А. « Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца».
  15. Распутин В. Г. « Живи и помни», « Пожар», « Прощание с Матёрой»
  16. Соломка Н. « Белая лошадь - горе не моё».« Строка, оборванная пулей» (стихотворения поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны).
  17. Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. « Понедельник начинается в субботу», «Страна
  1. багровых туч».
  1. Толстой А. Н. « Аэлита».
  2. Михаил Афанасьевич Булгаков. Собачье сердце.
  3. Нилин Павел Афанасьевич. Жестокость.
  4. Шварц Евгений Львович. Пьеса «Дракон».

Зарубежная литература.

  1. Брэдбери Р. « Вино из одуванчиков», « 451* по Фаренгейту».
  2. Голдинг У « Повелитель мух».
  3. Гюго В. « Отверженные», « Человек, который смеётся», « Собор Парижской Богоматери»
  4. Диккенс Ч. « Дэвид Копперфилд».
  5. Кервуд Дж. « Необыкновенные приключения капитана Плюма», « Пылающий лес».
  6. Кин К. Из серии книг о Нэнси Дру.
  7. Киплинг Дж. Р. « Свет погас», « Отважные мореплаватели», « Лиспет»; рассказы
  8. Коллинз У. « Лунный камень».
  9. Конан Дойль А. « Рассказы о Шерлоке Холмсе».
  10. Пристли Д. Б. « 31 июня».
  11. Сабатини Р. « Одиссея капитана Блада».
  12. Смаллиан Р. « Как называется эта книга?».
  13. Твен М. « Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».
  14. Тим Том « Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения».
  15. Толкиен Д. Р. « Властелин колец».
  16. Уэллс Г. « Человек-невидимка», « Война миров».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Подготовка к итоговому сочинению. 11 класс.

Материал для консультации при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе по направлению "Вопросы, заданные человечеству войной"....

Итоговое сочинение 11 класс. Виды вступлений

Готовимся к итоговому сочинению в 11 классе по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума". Виды вступлений.Сочинение по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума". Виды вступлений....

Подготовка к итоговому сочинению 11 класс. Направление "Путь".

Данная презентация может быть использована на уроке подготовки к итоговому сочинению....

Методическая разработка "Подготовка к итоговому сочинению, 11 класс"

Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами его введения: выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с о...

Задания для подготовки к итоговому сочинению (11 класс).

Данная презентация содержит ряд заданий, которые можно использовать на уроках литературы, готовясь к итоговому сочинению....

Примеры итоговых сочинений 11 класс с ецениванием по критериям

Примеры итоговых сочинений зачёт\незачёт...

Подготовка к итоговому сочинению, 11 класс

Подготовка к итоговому сочинению, 11 класс...