Урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе.
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Урок по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе, « Пусть же цветёт вечно Русская земля!»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.v.gogol_taras_bulba.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по повести Н.В.Гоголя

«Тарас Бульба» в 7 классе.

В.П.Бубина, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа-лицей»№3

г.Симферополь, Республика Крым.

                               Тема: « Пусть же цветёт вечно Русская земля!»

Образовательная цель : раскрыть «нравы» Запорожской Сечи, которые                                                 формировали героев.

Развивающая : развивать навыки исследовательского чтения, с выделением художественных тропов и лиро-эпических элементов, давать оценки выбору героев.

Воспитательная: формировать нравственные ценности, любовь к героическому прошлому ,чувство жизни ,бесстрашия, преданности казацкому братству.

Оборудование: портреты героев, слайдовая презентация. Опорные схемы тропов, речь Тараса в авторском исполнении, тексы(эмпатия героев).

Ход урока

 Вступительное слово – актуализация опорных знаний

    - Как вы объясните понятие-повесть «Тарас Бульба» - произведение героического эпоса.

  • Повествует о важных героических событиях

    - О каких событиях повествует повесть? ( о борьбе с иноземными захватчиками)

(запись) - Повесть эпопея - это крупное произведение эпического характера, повествующее о важных исторических событиях.

                                        Блиц-опрос

С помощью блиц-опроса вспомним некоторые важные эпизоды из жизни Запорожской Сечи. (ложное, истинное, частично ложное)

    1 Запорожская Сечь воспитывала в казаках мужество, стойкость, пренебрежение к комфорту?

    2.Главными героями повествования являются Остап, Андрий, Тарас Бульба ?

     3.Оба стали на хорошем счету потому, что умели танцевать козачок?

     4. «Отчизна моя, и все, что ни есть, продам, погублю за такую Отчизну!», - эти слова произносит панночка?

     5. «Не к добру повела корысть казака на польское убранство дорогое и отскочила могучая голова», - это слова Андрия?

     6. «Он, правда, младше нас, но разум у него как у старого человека», - эти строки об Андрие?

 

   Вступление

 – Рядом с центральными героями: Т.Б, А., О., Гоголь рисует и других, смелых и бесстрашных , казаков, которые совершают подвиги, и мудрый Тарас Бульба направляет ход сражения ,вдохновляет своих боевых друзей.

Выразительное чтение отрывка речи Т. Бульбы  - наизусть

  • Обратите внимание, как тронула эта речь всех.
  • Почему Тарас произносит её перед сражением?
  • Какую роль отводит ей Гоголь?
  • Мы верим ,что любовь к родной земле и ненависть к врагам победит страх.
  • О какой невиданной тактике говорит автор?
  • Чему удивлялся французский офицер?

        – Поставьте интересный вопрос (Что удалось предотвратить     Остапу?)

  • Что случилось с незмайловским куренем?
  • Прочитайте выразительно, как в бой вступил Кукубенко.
  • Обратите внимание на художественные средства, на особенности творчества Гоголя.

Восходящая градация – та, при которой последовательное расположение слов усиливает знание, благодаря чему усиливается впечатление.

Инверсия – обратный порядок слов с целью усиления выразительности.

Анафора – повторение отдельных слов в начале отрывка.

 

Все это вместе возводит подвиги до уровня национальных героев.

Послушаем: встретим героев 3апорожской Сечи.

Первый Мосий Шило, Степан Гусло, Балабан, куренной казак Кукубенко. (приложение)

  • Вспомним, какие рыцарские качества и задатки будущего вождя Остапа? Как они проявились в сложной боевой ситуации?

Поставьте проблемный вопрос? (Почему оказался прав Тарас Бульба, когда сказал, что еще не совсем победа?)

 – Найдите ключевые слова, которые вводят тему предательства. (Чистил дорогу, разгоняя и рубил)

 

Прослушаем диалог и оценим.

  • Прав ли Тарас, по вашему мнению, казнив Андрия за измену?
  • Почему трагически завершилась 9 глава?
  • С чем сравнивается Тарас Бульба?

Все казаки до конца испили чашу смерти. Новые потрясения ожидали и Тараса Бульбу.

   – С кем сравнивается Остап? Зачитайте слова казни, оцените его поведение.

Расскажите, как погиб Тарас Бульба? (стр.161)

Вывод: Трагически закончилось сражение, но бесстрашные подвиги героев, их стремление сделать свободной свою Родину, их любовь к народу, их героическая борьба – продолжают вдохновлять на подвиги и будущие поколения.

В годы В.О. войны образ Тараса Бульбы и Остапа вдохновлял советских бойцов на подвиги. Стихотворение М. Светлова «И в 41 шли на смерть солдаты с Тарасом Бульбой»

Домашнее задание:

  1. Создать устный эскиз памятника герою.
  2. Составить характеристику одного героя.
  3. Подготовить свою речь яркого героя.

Рефлексия:

 Чем интересен образ Тараса и героических казаков для современного читателя?

Метод эмпатии

к повести Н.В. Гоголя

«Тарас Бульба»

- Я Степан Гуска, угощал ляхов крепким казацким огнем, вогнал гибельную пику в живот полковника, но враги подняли мое богатырское тело на четыре копья. Я умираю со словами: «Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля»

- Я, Балабан, куренной атаман, три смертельные раны достались мне, от копья, от пули и от тяжелого палаша. Сдаётся мне, паны-братья, умираю хорошей смертью, семерых изрубил, девятерых копьем исколол, истоптал конем вдоволь, а уже не припомню, скольких достал пулею. Пусть же, изведёт вечно Русская земля.

- Я, Мосий Шило, меня обвинили, что я истоптал Святой закон, скверною чалмой обвил грешную голову, вошел в доверие к паше, стал ключником на корабле, и старшим над пленными казками. Все презирали меня и ненавидели, и мне тяжело было сносить это презрение, но я терпел. И когда турки перепились я освободил 64 невольника и вернулся со славою в родную отчизну. И сейчас, я смелый казак, в пороховом дыму рублю и крещу саблей ненавистных мне ляхов. Но проклятая пуля попал мне прямо в сердце, и я из последних сил, зажимая свою рану, обращаюсь к вам, мои боевые товарищи: «Прощайте, паны-братья, пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная  честь!»

Тарас Бульба:

- А что, паны, есть ещё порох в пороховницах, не ослабела ли казацкая сила, ещё не гнутся казаки?

Автор – Н.В. Гоголь:

 - И понеслась рассказывать к вышинам  душа героев-запорожцев рассказывать, как умеют биться на Русской земле, и ещё лучше того, как умеют умирать в ней за святую веру.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВОЙ УРОК ПО ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ " ТАРАС БУЛЬБА" " БРАННОЕ ТРУДНОЕ ВРЕМЯ"

ДАННЫЙ ИГРОВОЙ УРОК ПОЗВОЛЯЕТ ПРОВЕРИТЬ В ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ ЗНАНИЕ ТЕКСТА УЧАЩИМИСЯ, СОДЕРЖИТ БОЛЬШОЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: ВИКТОРИНЫ. КОЛЛЕКТИВНЫЕ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, МОЗГОВОЙ ШТ...

Урок по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

В разработке представлены :Конспект урока на тему "Героико-патриотический пафос повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"....

вступительный урок по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Вступительный урок по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Позволяет познакомить с исторической основой произведения Н.В.Гоголя, дать представление о различии между исторической истиной и художественным...

Презентация к уроку по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Презентация представляет работу над эпизодами героического характера, в результате которой учащиеся характеризуют Тараса Бульбу прежде всего, как защитника Отечества и веры. Осмысление картин ху...

Материал к обобщающему уроку по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Каждый учитель, готовясь к обобщающему уроку по произведению, хочет сделать его интересным и запоминающимся. На подготовку таких уроков, как правило, уходит много времени, которого нам, педагогам, все...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)

Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...

Технологическая карта урока по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" (урок №1)

Технологическая карта урока по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" (урок №1) с презентацией к этому уроку и дополнительным материалом для повторения....