Использование культурологических ресурсов Петербургской Коломны на уроках литературы
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Яркеева Юлия Николаевна

Данная методическая разработка раскрывает нюансы использования культурологических ресурсов Петербургской Коломны на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_kulturologicheskie_resursy_kolomny.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по литературе на тему: 

«Использование культурологических ресурсов Петербургской Коломны на уроках литературы»

Автор: Яркеева Юлия Николаевна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей

Выборгского района Санкт-Петербурга

Современная стратегия развития российской школы направлена на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности; на сохранение и укрепление российской государственности, национальных культур; развитие науки и культуры, укрепление исторической преемственности поколений.

Филологическое образование играет ведущую роль в  формировании и воспитании личности, развитии ее морально-нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, а также продолжении национальных традиций.

Наш город – Санкт-Петербург - имеет трехсотлетнюю историю, которая отразилась в многочисленных музеях. Экскурсии в музеи и посещение выставок с давних пор являются одним из наиболее наглядных и эффективных методов получения достоверной информации. На современном этапе развития образования музеи можно было бы назвать организациями, дополняющими школьное образование. Формирование социокультурной компетенции современных школьников неразрывно связано с основными целями образования: практической, воспитательной и развивающей. У учащихся нашего города есть широкие возможности пополнить свой багаж знаний, посещая различные экспозиции и тематические выставки.

Лицей, в котором я работаю и занимаюсь педагогической деятельностью, находится в Выборгском районе города, в Муниципальном образовании «Шувалово-Озерки». Окрестности нашего лицея когда-то были излюбленным местом отдыха писателей, поэтов, художников, композиторов 19 – начала 20 веков. "В Озерках и Шувалове можно найти роскошнейшие и благоустроеннейшие дачи..." - говорилось во многих путеводителях по Петербургу. Среди дачников бывали известные писатели, музыканты, артисты, художники. В разное время на озерковских дачах жили писатель Н. Лесков, этнограф С. Максимов, а на даче композитора Глазунова на берегу 1-го озера очень любил бывать Шаляпин. В начале ХХ века именно в Озерках А. Блок повстречал очаровательную таинственную "Незнакомку". В тех самых Озерках, "с семафором на дальнем берегу", воспетых в его стихах.

Прекрасной традицией преподавателей-словесников нашего лицея является составление совместно с ребятами маршрутов литературных героев и, конечно, писателей. Шувалово-Озерки уже неплохо исследованы нашими учениками, поэтому наши взоры обратились к другим районам Петербурга.

В данной статье я хочу рассказать о культурологических ресурсах Петербургской Коломны, которые помогают моим ученикам осваивать такой сложный предмет, как литература.

Коломна - самый романтический район Санкт-Петербурга, расположенный на 4 островах. Тишина, небольшой объем туристов, сохранившаяся застройка 19 века позволяет совершить увлекательное путешествие и окунуться в историю города. Можно много говорить об известных именах, связанных с Коломной. Родители Пушкина недорого снимали семь комнат в самом конце набережной реки Фонтанки. Пушкин жил здесь с 1817 по 1820 год и посвятил этому месту поэму «Домик в Коломне». Сюда же он поселил своего Евгения из поэмы «Медный всадник». Гоголевский ростовщик, портрет которого приносил всем людям несчастья, жил именно в Коломне, а также здесь находилась тесная каморка Акакия Акакиевича Башмачкина. Николай Васильевич Гоголь жил в доме №4 по Офицерской улице (сейчас это улица Декабристов) с 15 августа 1831 года по май 1832 года. Это доходный дом Брунста. В письме Пушкину от 21 августа 1831 года Гоголь писал: «Дворы домов по Мещанской, по Екатерининскому каналу и еще кое-где, а также и много магазинов были наполнены водою. Я живу на третьем этаже и не боюсь наводнений; а кстати, квартира моя во 2-ой Адмиралтейской части, в Офицерской улице, выходящей на Вознесенский проспект, в доме Брунста».

Одним из самых ярких литературных мест Коломны является, на мой взгляд, филиала Музея истории Санкт-Петербурга Музей-квартира Александра Блока. С поэтами Серебряного века русской литературы школьники начинают знакомиться уже в среднем звене, и к 9-му классу имеют четкие понятия о данном явлении. Поэтому в 9 классе я привожу ребят в Музей-квартиру легендарного поэта. Традиционно мы посещаем экспозицию "Блок и его окружение". Данная экспозиция построена по принципу открытых фондов, ее основу составляют подлинные предметы из коллекций музея и мемориальные экспонаты из Пушкинского дома. В числе экспонатов - материалы, связанные с родственниками поэта со стороны матери – Бекетовыми, а также родственниками со стороны отца – Блоками. Среди материалов, посвященных друзьям А. А. Блока - Смоленская икона Божьей Матери, литографические портреты писателей, документы, рассказывающие о ближайшем окружении поэта. Дополняют экспозицию фотографии, документы, книги, связанные с именами знаменитых поэтов Серебряного века, судьбы которых в разное время пересекались с судьбой А. А. Блока: Зинаиды Гиппиус, Андрея Белого, Федора Соллогуба, Валерия Брюсова и многих других. Все они бывали в гостях у поэта в этой квартире.

Интересна старшеклассникам и Литературная экспозиция, расположенная в квартире на втором этаже, где Блок провел последние полтора года жизни. Она рассказывает о жизни и творчестве поэта. Путь поэта рассматривается в широком контексте литературно-художественной жизни Петербурга рубежа веков. Здесь представлены рукописи, книги, рисунки и личные вещи Блока. В экспозиции особо отмечено место, где находился последний кабинет поэта, в котором он работал в 1920–1921 годах.

Но самым большим открытием для меня, как для педагога было участие в 2015 году моих учащихся в XIV Краеведческой конференции «Коломенские чтения». Ученики 6 класса написали сказку-фэнтези «Коломния», которую и представили на конференции. Много радости и положительных эмоций вызывала у ребят экскурсия по дому поэта. Несомненно, я могу рассчитывать на дальнейшую заинтересованность моих учеников в изучении поэзии Серебряного века и творчества Александра Блока в частности.

Много тайн и секретов хранит Петербургская Коломна. Некоторые из них можно разгадать, посетив лекции-экскурсии из цикла «Прогулки по Коломне», которые проводят сотрудники Музея-квартиры Александра Блока. Несомненно, я, мои коллеги и мои ученики будем с удовольствием посещать данные экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов медиадидактики на уроках литературы

Использование методов и приемов медиадидактики на уроках литературы...

Использование приемов интерпретации художественных произведений на уроках литературы в 5-6 классах

     Одним из актуальных вопросов методики преподавания литературы в школе является интерпретация художественных произведений. Это связано с процессами восприятия и осмысливания ...

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы

В данной работе представлено описание педагогического опыта....

Использование технологии «Развитие критического мышления» на уроках литературы в 5 классе.

Все дело в мыслях. Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять.И потому главное дело совер­шенствования:работать над мыслями.Л.Толстой         Мысль, ...

Использование технологии «Развития критического мышления» на уроках литературы в 5 классе

В  работе рассмотрены психолого-педагогические основы технологии «Развития критического мышления», а также были выявлены наиболее целесообразные методы и приёмы преподавания литературы в 5 классе...

«Использование образовательных ресурсов сети интернет на уроках русского языка и литературы»

Интернет –это возможность жить без границ.Интернет открывает новые возможности для работы, обучения и развлечений.Чаще всего пользователи читают в Интернете новости, переписываются по электронно...