Урок литературы в 10 классе "Петербург Гоголя"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Чеснокова Елена Ивановна

Урок литературы с применением личностно-ориентированнх технологий и ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №15

Открытый урок литературы в 10 классе

Петербург Гоголя

(урок-исследование)

Подготовила  учитель русского языка и

 литературы Чеснокова Е.И.

Заместитель директора по УВР__________________/ Родионова С.А./

Тольятти – 2014

Урок литературы в 10 классе. 30.10.14

Технология личностно-ориентированного обучения.

Тип урока - урок-исследование.

Автор - учитель русского языка и литературы Чеснокова Е.И.

МБУ СОШ №15

Тема. Петербург Гоголя.

Цель: исследовать образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя

Задачи: - выяснить, какое впечатление произвёл Петербург на молодого Н.В.Гоголя, рассказать о Петербурге А.С.Пушкина, проанализировать эпизод описания Невского проспекта, показать роль изобразительных средств в этом эпизоде, проанализировать влияние Петербурга на судьбы Пискарёва и Пирогова, сравнить этих героев, выявить общее и различие, прийти к выводу о  нравах Петербурга;

- развивать умение анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы, развивать мышление, память;

- воспитывать активную жизненную позицию.

Оборудование: книги с текстом произведения, портреты А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, фотографии с историческими видами Петербурга, иллюстрации к повести «Невский проспект».

Ход урока.

        I. Орг.момент.

        II. 1.Актуализация цели урока. 

Вступительное слово учителя.

        Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Город- это своеобразная каменная книга, способная будоражить нашу фантазию. (Слайд 2)

Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь Летний сад – Онегина строфа, О Блоке вспоминают Острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский.

-  Каким же предстаёт перед нами Петербург со страниц повести Н.Гоголя «Невский проспект»? Это мы и должны исследовать сегодня на уроке.

У каждого классика свой Петербург. Образ Петербурга мы встречали и у А.С.Пушкина. Послушаем сообщение ученика «Петербург Пушкина».

        2. Сообщение ученика.

Петербург – любимый город Пушкина, где он прожил последние годы своей жизни, сюда переехал с молодой женой. Здесь вырос Онегин, гуляя с по Летнему саду в детстве. Образ Петербурга – центральный в поэме «Медный всадник». (Слайд 3)Во вступлении открывается величественный прекрасный город. Пушкин с восторгом описывает его. Это парадный фасад столицы, но Пушкин замечает и другую сторону – убогие домишки, которые сносит стихия, и город не может защитить своих жителей. Таков Петербург Пушкина. (Слайд 4)

3. Учитель.

А теперь обратимся к Петербургу Гоголя. Каким он увидел его, когда приехал из родного города? Какое впечатление оставил Петербург?

Сообщение ученика по письмам Гоголя матери.

В декабре 1828 года Гоголь вместе со своим школьным товарищем Александром Данилевским впервые отправился в Петербург. По мере приближения к столице нетерпение и любопытство путников возрастало. Наконец издали показались бесчисленные огни, возвещавшие о приближении к большому городу. Молодыми людьми овладел восторг: они, как бы позабыв о морозе, то и дело высовывались из экипажа и приподнимались на цыпочки, чтобы получше рассмотреть строения. Гоголь страшно волновался и за свое пылкое увлечение поплатился тем, что схватил насморк и легкую простуду. Он даже немного обморозил себе нос и вынужден был несколько дней просидеть дома. От всего этого восторг сменился противоположным настроением, особенно когда их начали беспокоить петербургские цены и разные мелочные неудобства, связанные с проживанием в столице.

Вскоре по прибытии Гоголь писал матери: "Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал. Я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нем, также лживы. Жить здесь не совсем по-свински, то есть иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели думали. За квартиру мы (с Данилевским. - В.В.) платим восемьдесят рублей в месяц, за одни стены, дрова и воду… Съестные припасы также недешевы… В одной дороге издержано мною триста с лишком, да здесь покупка фрака и панталон стоила мне двухсот, да сотня уехала на шляпу, на сапоги, перчатки, извозчиков и на прочие дрянные, но необходимые мелочи, да на переделку шинели и на покупку к ней воротника до восьмидесяти рублей".

- В каких произведениях, прочитанных нами ранее, нашли отражения впечатления о Петербурге? Какой это был город?

-( «Шинель». Холодный , полный равнодушных людей, здесь нет сострадания, сочувствия к людям).(Слайд 5)

-  Наблюдения над Петербургом легли в основу цикла «Петербургские повести», куда и входит повесть «Невский проспект», изданная в 1835. Обратимся к ней.

        III. Исследование. (Анализ повести).

- Почему Гоголь назвал повесть «Невский проспект», а не по имени одного из героев, например, «Пискарёв»?

- (Невский проспект – не просто место, где завязываются истории Пискарёва и Пирогова. Он выступает как герой произведения, соединяющий все его части. Все истории героев – только часть. Невский проспект, нарисованный в начале и в конце, незримио присутствует как начало всего).(Слайд 6)

- Кто присутствует на Невском проспекте в разное время? Послушаем план эпизода, составленный учеником. (Индивидуальное домашнее задание). (слайд 7)

План.

1. Утренние часы до 12.00: рабочий люд (мальчики, мужики…)

2. «Педагогический Невский проспект» с 12.00 до 2-х: гувернантки с детьми.

3. «Главная выставка всех лучших произведений человечества» до 3-х часов: люди с усами, бакенбардами, дамы с рукавами, шляпки..)

4. «На Невском проспекте наступает весна» - с 3-х до 4-х: чиновники в зелёных мундирах.

5. Сумерки. «О, не верьте этому Невскому проспекту!»: те же чиновники, те же кавалеры, но с другими мыслями, целями.

Вывод: улица изображается как живое существо. В разное время появляются разные слои населения.

- Что Гоголь хочет показать таким многообразием людей?

- (Невский проспект – это олицетворение всего Петербурга с теми контрастами, которые он в себя включает).

- Как Гоголь создаёт образы людей, гуляющих по Невскому проспекту?

- (Через описание вещей. Появляются не люди, а маски с усами, бакенбардами, шляпки, духи. Происходит овеществление).

- Какой это  приём выразительности языка, когда называется целое через часть предмета?

-(Синекдоха).

- Какие нравы царят на Невском проспекту? Зачитайте.

- (Встречают по внешнему виду. Внешность – это главное. Лицемерные улыбки. Пустые разговоры под видом благородных, высоких тем (о погоде). Самодовольство и чванство. Праздное гулянье дворянства, тогда как простой люд бегает по делам, по работе).

- С каким чувством описывает нравы Гоголь? Какие приёмы использует?

-(Ирония, гротеск. Петербург, где нет целостных лиц, которые заменяются их частями тела и одежды. «Какая-то фантасмагория!») (Слайд 8)

- Фантасмагория – это причудливое бредовое видение. Но действительность не така

я, какой мы видим ее. Жизнь призрачна. Ничему нельзя верить. «О, не верьте этому Невскому проспекту!» докажем это. Исследуем, как город влияет на людей на примере Пискарёва и Пирогова. Попутно составим опорный сигнал, схему.  (Слайды 9, 10)

 

- Что общего в историях Пискарёва и Пирогова?

- В чём различие? Какой приём использует здесь Гоголь?

- (Контраст – резкое противопоставление).

- Из какой социальной среды вышли герои? Какую роль играет социальная характеристика?

- (Окружение влияет на нравственность, характеры людей. Художник – человек искусства. Он живёт богатой духовной жизнью, мечтами о прекрасном, но он оторван от жизни. Военный – меркантилен, для него важнее насущные жизненные проблемы).

 - В чём трагический смысл истории Пискарёва? Почему автор приводит его к самоубийству?

- (Робкая наивная душа не выдерживает натиска жизни. В таком городе, в таком обществе нет места романтикам, мечтателям, духовности. Если человек живёт только одними мечтами, то рано или поздно они разбиваются о жизнь,  и он разочаровывается. Так Гоголь показал противоречие между мечтой и действительностью).

- Почему Пискарёв обречён погибнуть, а Пирогов – жить дальше?

- Почему Гоголь в конце повести вновь возвращается к Невскому проспекту? Зачитайте. Какие выводы он делает? Каким настроением проникнут монолог?

- («О, Не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта, всё не то, что кажется.» Гоголь срывает маски с Невского проспекта и высказывает ненависть к городу с его продажностью и равнодушием к прекрасному и человеку).

        IV. Выводы.

- Вспомните Петербург Пушкина. Чем он отличается от Петербурга Гоголя?

(Слайд 11)

-( Нет торжественности, красоты. Ирония, гротеск, реальность и фантастика. Видимость – одна, суть – другая. Двойственность Петербурга. В нём нет места прекрасному, преобладает фальшь).

- Гоголь делает вывод о героях: « Как странно нами играет судьба наша!» Вы согласны с писателем?

- Над чем заставляет задуматься повесть?

На этом наше исследование закончилось, но мы ещё встретимся с Петербургом на страницах романа Достоевского «Преступление и наказание». И это будет уже Петербург Достоевского.

        

        V. Домашнее задание. (Слайд 12)

Составить монологический ответ на основе опорной схемы «Петербург Гоголя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Гоголь и театр"

Вводный урок литературы перед изучением пьесы Гоголя "Ревизор". Учащиеся знакомятся с биографическими сведениями из жизни писателя, с историей замысла комедии, исследуют жанр этого произведе...

Урок литературы, 8 класс Гоголь_Шинель

Урок литературы в 8 классе на тему: "С днем рождения, Акакий Акакиевич!" (по повести Н.В. Гоголя "Шинель")...

Урок литературы Н.В.Гоголь «Ревизор». Пороки чиновников(4 действие)

Цели урока: Обучающая: глубокому и философскому прочтению литературного произведения; совершенствовать навык аналитического чтения, вдумчивому отношению к различным приемам создания худо...

Тема "живой" и "мертвой" души в поэме Гоголя. Урок литературы по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души", 9 класс

Работа на уроке преследовала цели: осознать идею гоголевской поэмы как стремление к идеалу через отрицание (через отсутствие положительных оценочных признаков); проецировать проблемы, пост...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Урок литературы: Н.В.Гоголь. Эпический герой в повести «Тарас Бульба»

Урок литературы в 8 классе по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" заставляет обучающихся задуматься о сложных нравственных вопросах...

Открытый урок литературы по теме: «Гоголь и театр»

Цель: ввести учащихся в мир драмы Н.В.Гоголя (подготовить к восприятию      произведения).    Задачи: образовательные – познакомить с к...