Выступление на МО учителей филологического цикла по теме «Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы»
учебно-методический материал по литературе на тему

Анастасия Владимировна Абраменкова

В данной статье определены те средства, методы и приёмы, которые позволяют развивать коммуникативные УУД.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Пречистенская средняя школа им. И.И. Цапова»

Выступление на МО учителей филологического цикла

по теме «Развитие коммуникативных УУД на уроках русского

языка и литературы»

Выполнила: Абраменкова А.В.

учитель русского языка и литературы

I  квалификационной категории

Гагарин 2015 год

Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими родным языком. «В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом».

Именно успешное и осознанное владение русским языком составляет основу формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь порождают компетенции, знания, умения, навыки, а значит, обеспечивают воспитание всесторонне развитой, интеллектуальной, духовной личности, способной адаптироваться в сложном современном мире.

Разработчиками ФГОС выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные УУД.

Конкретно я хотела бы остановиться на вопросе «Развитие коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы», то есть определение тех средств, методов и приёмов, которые позволяют развивать коммуникативные УУД.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Особое место в формировании УУД на уроках русского языка и литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, самостоятельно создают декорации, костюмы. Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста:

  • «Чтение с остановками», открывает  возможности целостного видения произведения.

Примерные вопросы:

Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

А можно использовать задание «Толстые и тонкие вопросы», которое развивает умение задавать вопросы, анализировать, интерпретировать текст. Например:

Кто...?

Что...?

Когда...?

Как звать...?

Было ли...? Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...

Почему, вы думаете...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

 

  • «Чтение с пометками»
  • «Составление кластера», опять же  для разнообразного  контроля  знаний учащихся текстов  художественной литературы. Например, при изучении поэмы А.С.Пушкина  «Руслан и Людмила», провожу такую игру. В центре доски рисую силуэт книги, в середине пишу название поэмы, рисую стрелочки, которые отходят от рисунка, ученики должны заполнить стрелочки словами из поэмы, другие – объясняют, в каком эпизоде встречается то или иное слово. Например,  слова: «шапка, меч, русалка, пещера, кольцо, доблестный, финн, Наина и т.д.»

«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово, и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

  • «Синквейн»

Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:

 Герасим

 добрый, трудолюбивый

 заботится, любит, работает

 не должен страдать из-за жестокости людей

 человек

Ещё одним средством формирования УУД является дискуссия. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого – основное звено школы (5-8 классы). Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний.

Как форма, дискуссия очень сложна для исполнителя, поэтому можно использовать такие виды  дискуссий:

  • Аукцион. Перед детьми ставится проблема, они должны оценить героев, привести характеристики.  Кто больше? Например: кто из помещиков в произведении Гоголя «Мёртвые души» несёт самые негативные черты?

Дети, называя того или иного героя, приводят доказательства.

  • Дебаты. Ставится проблема (например, «Дубровский положительный герой или отрицательный?»), а дети голосуют, кто «За», кто «Против». (Мотивируя)
  • Дискуссионные качели проходят в форме соревнований между двумя командами. Ставится проблема, дети выдвигают свои тезисы. «Что важнее: любовь к Родине или любовь к женщине?» (В случае с Андрием)
  • Ток-шоу в форме телепередачи с Гордоном, Соловьёвым. Ставится проблема, ведётся обсуждение. (Определяется категория экспертов).
  • Философский стол. Заседание  ведётся за круглым столом, где проходит групповая работа над одной проблемой. («Герасим утопил свою Му-му: спасение это или казнь?»).
  • Турнир ораторов. Кто лучше, эмоциональней расскажет о произведении.
  • Суд.  Например: над приставкой – не. Почему она пишется то слитно, то раздельно?

В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость, и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого». Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем, становится контролером, а контролер – исполнителем.

Примером такого задания является игра «Вопрос – ответ»

Перед уроком контроля дети получают домашнее задание составить определённое количество вопросов по пройденной теме. Содержание вопросов просматривается учителем. На уроке контроля дети работают в парах. Один задаёт вопрос, другой – отвечает. Ответил - задаёт свой вопрос. Если нет, то консультант сам отвечает и  задаёт следующий вопрос. Каждый ответ оценивается одним баллом. Таким образом, дети подсчитывают полученные баллы и оценивают свои знания. Выявляется в классе консультант по данной теме для помощи слабоуспевающим.

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.  Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Сюда мы отнесём следующие формы работы:

  • Бюро добрых услуг.  Детям предлагается написать заявки по проблемам, которые их волнуют. Учитель озвучивает заявку, не объявляя адресата. Желающие вызываются решить данную проблему. (Организация взаимопомощи).
  • Квест. Дети выполняют задания, передвигаясь на время по станциям, и отвечают на вопросы по русскому языку и литературе.
  • Интеллектуальный кубик. Проводится на обобщающих уроках. Учащимся даётся кубик, стороны которого разных цветов. Цвет стороны кубика зависит от сложности вопроса.
  • Музей одного произведения, автора, вещи. Лежат вещи. Нужно определить какому герою, что принадлежит.
  • Уроки замечательной личности. Одна группа детей готовит определённый период жизни автора, другая  - другой период.

Кроме парной и групповой форм работы используется и индивидуальная форма. Сюда можно отнести следующие приёмы:

  • Журналистское расследование (написать статью в журнал «Тарас Бульба положительный или отрицательный герой?)

  • Демократический ящик. Учащиеся начинают изучать определённую тему. Например: произведение Пушкина «Капитанская дочка». Вывешивается ящик, на котором вопрос «Пугачёв самозванец или народный герой?». Ученики могут каждый день бросать в этот ящик бумажки с ответом, но постоянно с датой.
  • Конверт вопросов. На этапе обобщения каждый учащийся задаёт свой вопрос, интересующий его, а потом идёт обсуждение по изученной теме.

На уроках русского языка использую типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий. Например:

- «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером».

- «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои».

- «Найди и выпиши слова, которые….  В первом предложении автор играет словами.  Ты заметил? Прочитай их».                        

На уроках новый материал не предлагаем в готовом виде. Приглашаем учащихся  понаблюдать,  сравнивать, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового.  Также интересна игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос: «А как ты думаешь?»

На уроки  материал выбираем разнообразный, интересный: например, работа с таблицами, со схемами, со словарем, кроссворды, выбор правильного варианта написания и  другие.

В заключении хочется дать вам  несколько советов  по развитию коммуникативных универсальных учебных действий:

1.     Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие  вопросы.

2.     Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.

3.     Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.

4.     Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы.

5.     Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.

6.     Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей гуманитарного цикла на тему: "Мой предмет в системе школьного образования"

Здравствуйте, уважаемые … Меня зовут…и мне бы хотелось спросить у вас : « На каком языке мы с вами говорим? На каком языке мы понимаем друг друга?...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»...

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла по теме "Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка"

В настоящее время на уроках в школе все чаще используется дифференциация обучения, так как в классах, как правило, дети разного уровня подготовки, имеющие различные навыки, умения, знания....

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла "Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы"

Доклад  "Возможности использования личностно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы"...

Выступление на ШМО учителей гуманитарного цикла "Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях школы-интерната"

Доклад "Применение новых  образовательных технологий в  преподавании русского языка и литературы с целью повышения познавательной активности обучающихся с ОВЗ"....

Выступление на МО учителей гуманитарного цикла на тему: «Современные подходы в преподавании родного татарского языка и литературы в условиях ФОП»

Современные  подходы к преподаванию татарского языка связаны, прежде всего, с изменением роли учителя. В современных условиях очень важно, чтобы учитель не давал ученикам готовых знаний, а ...