Статья " Что такое читательская грамотность?"
статья по литературе на тему

Орловская Виктория Анатольевна

В статье говорится о проблеме чтения,возникшей в последние годы у наших учеников.Предлагаются некоторые пути решения , а также методические приемы,помогающие преодолеть данную проблему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое читательская грамотность?

Современная система образования апеллирует к ученику думающему. Деятельностный подход в обучении, личностно ориентированные образовательные практики позволяют достичь высоких результатов. Однако наряду с предметными  умениями школа должна сформировать целый комплекс навыков, которые помогут подростку осознать свое «я», выработать гражданскую позицию, обеспечить благоприятные условия для коммуникации. Чтению как деятельности в новых образовательных стандартах уделяется особое внимание, что связано с пониманием  возможностей культурной самоидентификации при обучении разным видам чтения.

         Проводимые в последние годы  обязательные метапредметные  диагностические работы, направленные на выявление уровня читательской грамотности у детей, констатируют неумение вчитываться в текст, различать главную и второстепенную информацию.  Как следствие, школьники не могут решить задачу(!) по математике, потому что не понимают ее условия. Аналогичная ситуация складывается и по другим предметам: физике, химии, биологии… Низкий уровень понимания текста делает невозможным учебную коммуникацию в объеме, необходимом для достижения образовательных целей. Очевидно, что осознанное чтение выступает инструментом важных учебных стандартов, шире – способом гражданского, эстетического воспитания.

Обучение чтению предполагает, что ребенок учится понимать информацию и использовать письменные тексты, учится размышлять о них и формирует потребность чтения, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Безусловно, у  учеников должны быть сформированы специальные читательские умения, необходимые для полноценной работы с текстами, среди которых и публицистические статьи, и статистические анализы, и инструкции по работе с приборами, и компьютерные программы, а также резюме, коммерческие предложения и различные отчеты. Для понимания таких текстов и работы с каждым из них нужен опыт. В учебниках по русскому языку читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными и несплошными текстами (таблицами, схемами, объявлениями, и.т.д.) Эти тексты актуализируют особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (название граф, таблиц, цвет, шрифт). Ученики учатся извлекать информацию из разножанровых научных, публицистических текстов.

 Большие возможности для формирования ученика читающего, думающего, понимающего предоставляют уроки литературы.

В нашей школе уже три года ведется работа по повышению уровня читательской грамотности у учащихся средней и старшей школы. Сначала ряд открытых уроков указанной проблематики, потом отдельные тематические уроки…   Сегодня такие уроки проходят регулярно. Системность работы по развитию читательской грамотности обеспечивается и использованием зрительных диктантов по методике профессора И.П. Федоренко, и работой с текстами на понимание по методике О.Н.Зайцевой. Урок можно начать с видеоряда, который вызовет у учащихся ассоциации и заставит соотнести содержание воспринимаемой зрительно информации с жизненным опытом.  Например, к тексту о городе Муроме может предшествовать иллюстрация Васнецова «Илья Муромец». Вопросы: «Кто изображен?  Что вы знаете об этом герое?  Почему Илья – Муромец? Что вы знаете об этом городе?»- помогут создать установку на усвоение содержания текста урока.  

Одним из эффективных  способов знакомства с текстом большого объёма является чтение с остановками.  Прочитав небольшой отрывок, необходимо задать вопросы на понимание содержания текста, выяснить значение непонятных слов.  Учащимся можно предложить и самостоятельную работу по тексту, поставив задачу: сделать закладку к тексту и выписать на нее незнакомые слова. На уроке можно обменяться закладками, выписать слова, которые повторяются чаще всего, – организовать словарную работу в группах и парах. Наши ученики знают, что на уроке действует закон – не должно быть непонятных слов. Грамотно организованная работа с этимологическими  и толковыми словарями позволяет не нарушать принятого закона. Внимание к слову, которое воспитывается при обучении смысловому чтению, помогает ребенку увидеть в мире предметы, сходные  и различные между собой. Замечательно развивает это умение работа на сопоставление черновиков  произведения и его окончательной редакции. Примеры таких заданий находим в учебнике литературы, например, 7 класса после изучения произведений А.С. Пушкина. Предложите ученикам вспомнить полное название «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова, а потом спросите, сколько главных героев в произведении!  Уверена, что проблемная ситуация уже создана: Лермонтов называет трех героев, народное сознание убеждает, что только купец, и это утверждение находит отражение в кратком названии «Песни». Разрешение созданной учебной ситуации заставит учеников задуматься над понятием «авторская позиция», «лирический герой» и обратиться к тексту для поиска аргументов в защиту выдвинутого тезиса.

Развивают  читательскую грамотность  на уроках и такие задания.  

  1. «Соревнуемся с писателем»

Цель - мотивировать ученика прочитать книгу.

Задание: попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.

  1.  «Чтение в кружок» (попеременное чтение).

Ход работы:

А) Ученики по очереди читают текст по абзацам. Задача - читать с пониманием, задача слушающих - задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. В классе есть только одна копия текста, которая передается по кругу.

Б) Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

      3. «Чтение про себя с вопросами». 

Цель - научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы, вести «диалог с автором».

  1. «Чтение про себя с остановками».

Цель – управление процессом осмысления текста во время чтения.

Ход работы: текст читается с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие - на прогноз содержания последующего отрывка.

Целенаправленность работы реализуется и через традиционные в нашей школе выставки иллюстраций к любимым произведениям художественной литературы «Смотрите, что  мы  читали!»,  выставки закладок «Читайте хорошие книги!», конкурсы знатоков книг «Читал ли ты?», организуемые во время классных часов  минуты коллективного чтения. 

Обучая детей читательской грамотности, мы не только помогаем им организовать предметную учебную деятельность, но и  учим их правильно ориентироваться в огромном потоке информации, которую современный школьник получает из самых различных источников. Уверена, что слова К.Федина услышат все, кто готов преодолевать трудности на пути к человеку думающему:  «Просматривать, перелистывать книгу – это не чтение. Читать надо так, как слушаешь исповедь человека. Углубляясь в книгу. Тогда она раскроет себя, и ты постигнешь ее прелесть».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Что такое толерантность?"

Что такое толерантность? Толерантность - это терпимость к мнениям других людей, способность воспринимать их суждения без раздражения. Это важно понимать и взрослым и детям в наше непростое время. Так ...

Что такое читательская грамотность?

laquo;Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскры...

Родительское собрание "Что такое читательская грамотность?"

Родительское собрание - анализ результатов диагностики читательской грамотности. Пути решения проблем...

Статья «Что такое математическая грамотность и почему необходимо развивать математическую грамотность у современных школьников» из Сборника статей региональной педагогической конференции 7 апреля 2022 года ., МБОУ СОШ № 40

Впервые понятие «функциональная грамотность» появляется в 1965 году на всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. Сначала это понятие включало в себя только умение читать и писа...

Статья "Проблемы формирования читательской грамотности как метапредметной компетенции обучающихся 5-9 классов"

Основным умением, которое приобретает ученик в школе, является чтение, и от того, как он им владеет, зависят не только его успехи в школе, но и профессиональные достижения в последующей жизни. За посл...

Статья "Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы"

Статья "Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы" раскрывает содержание приёмов, которыми часто пользуется учитель-предметник на своих у...